Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование и развитие региональных рынков в Российской Федерации
В силу исключительной важности подлинно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии. Сегодня в ходу понятие «экономический федерализм», который рассматривается и как «внутренняя система и механизм взаимодействия Российской Федерации с субъектами Федерации, и как взаимодействие самих субъектов друг с другом в сфере экономической деятельности». В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса Российского государства. В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоко локализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений. Региональные рынки могут существовать как при административно-командной система, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-командного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами. С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, проценты за кредит и др. Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития: - общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров; - структуры спроса одноименных товаров различных предприятий; - сезонных колебаний спроса по отдельным товарам; - требований покупателей к качеству товаров. Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг. Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные. Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования. Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и на потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для развития социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в регионе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения, потребителями товаров и услуг выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона. Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят: - потребительский рынок (рынок благ); - рынок средств производства; - рынок земли и недвижимости;
- рынок труда; - финансовый рынок; - рынок информации; - рынок природных ресурсов; - рынок культурных ценностей; - рынок образовательных услуг. Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры. основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: - обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; - обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; - выравнивание условий социально-экономического развития регионов; - предотвращения загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; - максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; - становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Рыночные механизмы регулирования развития отраслей народного хозяйства вносят существенные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя спросу на нее на рынке услуг такого вида стратегию предприятий, ассоциаций, объединений. Формирование новых субъектов рыночных отношений в сфере производственных услуг обусловливает и совершенно иной характер отношений по сравнению с теми, которые были присущи прежней форме отношений. В значительной степени это предопределено конкуренцией и совершенно иной мотивацией предпринимательской деятельности субъектов рыночных отношений в регионах. Таково, в основном, положение некоторых региональных рынков. Система рынков товаров и услуг практически получила развитие во всех регионах России. Хотя, естественно, есть существенные различия в их ассортименте и эффективности функционирования. Система региональных рынков - это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенной территории. Классификация системы региональных рынков. Региональные рынки могут быть классифицированы по ряду признаков.
Воспроизводственный признак, в соответствии с которым выделяют: § рынки, обеспечивающие потребности населения региона; § рынки, обеспечивающие движение материально-вещественных потоков; § рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых, финансово-кредитных, сырьевых и других ресурсов).
Классификация по объектам купли-продажи: ü региональный потребительский рынок; ü региональный рынок средств производства; ü региональный финансовый рынок; ü региональный рынок труда; ü региональный рынок недвижимости; ü региональный рынок информации.
Субъектный признак, согласно которому выделяют: Ø региональные рынки потребителей; Ø региональные рынки производителей; Ø региональные рынки промежуточных продавцов.
Экономико-правовой признак, по которому выделяют: · легальные рынки; · нелегальные рынки; · полулегальные рынки (незарегистрированные фирмы, официально неучтенные товары и т. п.). Материально-вещественный признак, согласно которому выделяют: o региональные товарные рынки; o региональные рынки услуг Date: 2015-06-11; view: 1739; Нарушение авторских прав |