Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Региональные бизнес-инкубаторы и венчурные фонды: назначение, опыт и результативность
Нынешние ориентиры инновационного развития обусловлены необходимостью диверсификации национальной экономики, снижения зависимости от сырьевых рынков и недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия в большей мере склонны к внедрению импортозамещающей продукции в целях быстрого удовлетворения внутреннего спроса. Задача развития инноваций в отечественном производстве может дать больший положительный эффект, если запустить систему инкубирования малого инновационного предпринимательства. Разработка, заимствование, освоение прогрессивных технологий собственными силами уже сегодня позволяют малым фирмам изготавливать конкурентоспособные товары. Если будет организована государственная поддержка малых инновационных предприятий, то процесс диверсификации национальной промышленности и ее дальнейшее развитие можно будет достигнуть в кротчайшие сроки. Тем более, если на крупных предприятиях от разработки до внедрения новых технологий проходит несколько лет, то на малых в большинстве случаев – примерно год. С этой целью на региональном уровне, целесообразно разработать программу мероприятий нацеленную на: создание системы (структуры) бизнес-инкубирования инновационного предпринимательства при взаимодействии с областными ВУЗами и НИИ; организацию системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности; создание финансово-кредитного механизма для инвестирования инновационных разработок и проектов; создание системы экспертизы и отбора перспективных инновационных бизнес проектов. Система бизнес-инкубирования предпринимательства, должна способствовать коммерциализации инноваций. Сущность ее функционирования заключается в создании «тепличных» условий для ускоренного развития и становления малых инновационных предприятий и субъектов малого бизнеса использующих высокие технологии в своем производстве. Бизнес-инкубаторы (БИ) создавались, по большей части, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями или структурами, занимающимися экономическим развитием, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Во многих случаях их целью декларировалось увеличение "социального капитала", стимулирование предпринимательства, заполнение пустующих площадей, предотвращение оттока квалифицированных трудовых ресурсов. Мировая практика свидетельствует о том, что наряду с решением вышеуказанных проблем БИ содействуют созданию недостающих компонентов инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Принципиальным при определении бизнес-инкубатора является тот факт, что основной целью его деятельности является оказание на определенном этапе поддержки зарождающимся предприятиям при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок. Типичной является ситуация, при которой начинающая фирма имеет в своем активе идею ведения хозяйственной деятельности, небольшой штат (нередко, 1-2 человека), незначительные финансовые средства, и плохо приспособлена к конкурентной среде своего региона. Стремительное развитие БИ во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения этой и целого ряда других сопутствующих задач, среди которых можно выделить следующие: -рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности и расширение налогооблагаемой базы; -наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.; -повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау; -создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных связей, способствующих укреплению экономических систем; -рост занятости и уровня жизни населения; -превращение новых технологий, разработанных университетами, лабораториями или исследовательскими институтами, в источник прибыли и их капитализация; Типы бизнес-инкубаторов Отмечается принципиальное отличие бизнес-инкубатора от технопарка, состоящее в том, что технопарк объединяет компании разного уровня развития, а бизнес-инкубатор – только начального этапа. Важным является также наличие фиксированного срока пребывания начинающего предприятия в бизнес-инкубаторе, по истечении которого фирма начинает самостоятельную деятельность на рынке. С этого момента ей отказывается в предоставлении льгот на аренду площадей и иных преференций, за счет которых компания развивалась на начальном этапе. Классический бизнес-инкубатор, ориентированный на развитие бизнеса, объединяет под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской и является универсальным. Иногда, наоборот, БИ объединяют предприятия исключительно одной направленности – для развития в регионе слабого или наиболее приоритетного сектора бизнеса - специализированные БИ. Существуют бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие наукоемких малых предприятий, и именно они представляют наибольший интерес с точки зрения изучения инновационных процессов. К ним относится БИ, называемый иногда инкубатором технологий или инновационным бизнес-инкубатором. Это наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи – обслуживание малых инновационных предприятий, выращивание новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития. Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), научно-промышленного парка (Китай). В развитых странах наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, основным отличием которых является налаживание взаимодействия с венчурными инвесторами – органами государственной власти, крупными компаниями из других стран, венчурными фондами. В развитых странах бизнес-инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов самоуправления, университетов, промышленных корпораций, федеральных субсидий. Деятельность БИ базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды. При этом речь идет именно о долговременных рискованных вложениях. Таким образом, создание инновационных БИ могут позволить себе только достаточно стабильные в финансовом отношении структуры, причем реализация этого проекта будет носить некоммерческий характер. Поэтому обоснован выбор организационно правовой формы для бизнес-инкубатора как некоммерческой организации: учреждения (в т.ч. автономные), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Однако на практике, есть примеры довольно успешной работы бизнес-инкубаторов, ориентированных на самофинансирование, созданных в форме акционерных обществ. Среди бизнес-инкубаторов различают субъекты двух типов: o муниципальные и государственные; o частные (финансируемые венчурным капиталом). Муниципальные (государственные) бизнес-инкубаторы создаются и финансируются за счет бюджетов различных уровней. Создание бизнес-инкубатора муниципальной администрацией способствует: - усилению роли муниципалитета благодаря целенаправленной поддержке вновь образованных фирм, определение их специализации; - вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых муниципальных площадей; - созданию эффективной консалтинговой инфраструктуры для малого бизнеса; - размещение специализированного муниципального заказа. Схема бизнес-инкубирования в мировой практике в обобщенном виде можно представить четырьмя основными этапами: 1. Отбор нового клиента из числа претендентов Отбор осуществляется конкурсной комиссией путем рассмотрения и оценки поданных заявок с приложением бизнес-планов. При этом учитываются следующие факторы: × коммерческая значимость проекта и его инновационный потенциал; × социальная значимость (потенциал для увеличения высококвалифицированных рабочих мест), бюджетная эффективность (рост налогооблагаемой базы); × лидер проекта и команда; × размер предприятия и сектор бизнеса. Бизнес-инкубатор оценивает, насколько реально воплотить в жизнь ту или иную идею. Определяется, насколько свободен тот или иной сектор рынка, как скоро фирма сможет выйти на точку безубыточности, – в идеале, она должна успеть это сделать в течение первого года своего существования. Немаловажен и тот факт, что предприниматель располагает достаточным количеством собственных средств для раскрутки бизнеса или, по крайней мере, четко представляет себе реальные источники финансирования. Не маловажную роль играют и личностные характеристики предпринимателя. 2. Вселение и первый год работы в условиях БИ Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях, в том числе и консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, вопросам использования всевозможных государственных и международных программ. Только 60% фирм на этом этапе самостоятельно покрывают свои издержки. 3. Становление и рост фирмы, увеличение численности ее сотрудников По мере укрепления положения клиента инкубатор постепенно сокращает свою помощь: арендная плата увеличивается почти до уровня, общепринятого в данном регионе, возрастает плата за услуги, условия деятельности клиента приближаются к тем, что существуют во "внешнем" мире. 4. Выход фирмы из инкубатора Общая продолжительности этих стадий должна укладываться в три года. схема функционирования предприятия в БИ: 1. Формализация идеи. Стадия формализации идеи длится примерно неделю, в течение которой заявитель или существующая небольшая инновационная компания с помощью менеджера бизнес-инкубатора готовит свою идею к рассмотрению на Экспертном совете. Формы предоставляемых документов должны соответствовать разработанным требованиям, а проекты удовлетворять критериям отбора инновационных проектов. Экспертный совет, руководствуясь разработанными критериями отбора и оценки результатов предварительных научных исследований, оценивает уровень предлагаемых им проектов и принимает решение о размещении претендента в бизнес-инкубаторе или об отказе. 2. Научно-исследовательские работы. В случае положительного решения Экспертного совета проект размещается в бизнес-инкубаторе. На этом этапе происходят научные исследования для обоснования состоятельности идеи. Разработчик готовит бизнес-план с помощью менеджера, курирующего данный проект со стороны БИ. Стадия НИР длится около 6 месяцев (до одного года по согласованию с Экспертным советом). На этой стадии БИ выделяет разработчику грант до 20 тыс. рублей и выставляет проект на соискание безвозвратных средств из сторонних грантовых систем. 3. Опытно-конструкторские работы По завершении предыдущего этапа предусматривается создание разработчиком образца готовой продукции и перед Экспертным советом представляется коммерческая перспективность проекта и возможность его реализации. Стадия ОКР длится также около шести месяцев (до одного года по согласованию с Экспертным советом). На данной стадии организуется совместное предприятие с авторским коллективом проекта. Арендная плата составляет 20% от номинальной, установленной для арендаторов. По завершении этапа НИОКР проект перемещается из бизнес-инкубатора в бизнес-гостиницу. Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также обеспечить необходимую ротацию компаний и предпринимателей в бизнес-инкубаторе. К венчурным обычно относятся небольшие предприятия, деятельность которых связана с большой степенью риска продвижения их продукции на рынке. Обычно это предприятия, создающие новый продукт, еще не известный потребителю и не имеющий четкой перспективы развития. При этом имеется два вида определений. Само название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие" или "начинание". В определение первого вида связывают понятие "рисковость" с отсутствием гарантий венчурных инвестиций от возможной потери залогом или закладом. Венчурное финансирование - выделение денежных средств со стороны венчурного капитала небольшим исследовательским или внедренческим фирмам для разработки, доводки и внедрения нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами, или даже не имеющие акций компаниям - только при наличии идеи или определенной технологии. Значение финансового фактора возрастает вдвойне, если речь идет о новых наукоемких разработках. Подобные проекты обычно рассчитаны на несколько лет, требуют большой подготовительной работы и инвестиций, которые в отличие от торгово-закупочных операций начнут приносить хоть какую-то отдачу далеко не сразу (обычно после нескольких лет напряженной работы в новом направлении). Но даже если предприниматель обладает достаточными финансовыми ресурсами, он должен тщательно продумать и учесть все последствия возможного неудачного завершения проекта, поскольку осуществление любого крупного проекта, особенно связанного с осуществлением научно-технических нововведений, неизбежно связано с высокой степенью риска. Это может быть, например, технологический риск, обусловленный недостаточной проработкой отдельных инженерных решений или допущенными просчетами. Это может быть экологический риск, вызванный непредсказуемыми для окружающей среды последствиями использования нового продукта или технологии. Это могут быть и сугубо коммерческие риски, связанные, например, с отсутствием на момент начала производства новой продукции гарантированной рыночной ниши для ее сбыта, а также с необходимостью преодоления входных отраслевых барьеров, сильной конкуренцией со стороны других производителей или товаров-аналогов и т.п. Основными принципами управления, определяющие характер роста крупных корпораций, но тормозящие радикальные инновации таковы: · ориентация на текущую прибыльность в краткосрочном периоде и существующий рыночный спрос. Следствие этого - недофинансирование разработок, которые в настоящий момент мало интересуют потребителя в силу несформированности рынка. · повышение капитализации и увеличение темпов роста. Поскольку по мере увеличения оборотов компании ей необходимо все больше доходов для поддержания имеющихся темпов роста, то компания ориентируется преимущественно на крупные, весьма консервативные рынки. · тщательный анализ и планирование инвестиционных проектов. Работа на новом рынке поддается прогнозированию значительно сложнее, и менеджмент предпочитает работать на уже освоенных рынках. [1, стр.18] О том, что инвестирование в рискованный проект, последующий рост его капитализации, продажа доли инвестора в этом проекте могут принести серьезную прибыль, было известно всегда, но благодаря перечисленным выше особенностям, венчурные инвестиции долгое время были слишком малочисленными, что подтверждалось сравнительно медленными технологического обновления в мировой экономике. Ускорение технического прогресса в середине ХХ века повлекло за собой рост количества желающих инвестировать в рискованные проекты по продвижению новаторских решений. В экономике наблюдался как повышенный спрос на высокие технологии (во многом благодаря государственным заказам), так и их массовое предложение (в значительной степени обусловленное реализацией государственных оборонных программ). Наиболее интенсивно этот процесс происходил в США, а затем большое количество инвесторов в инновации появилось в странах Европы и Юго-Восточной Азии. Благодаря инвесторам, шел процесс широкого внедрения новых технологий на потребительский рынок. Развитие "общества потребления" создавало спрос и на инновации в секторах производства потребительских товаров, торговли, услуг, развлечений. Все эти факторы привлекли значительные финансовые ресурсы в предпринимательство с повышенным уровнем риска. Это обусловило потребность структурировать эти финансовые средства в особый инвестиционный сектор. Следствием этого стало развитие принципиально нового финансового механизма - прямого частного и венчурного инвестирования. Принципом его является вложение капитала в обмен на значительную (свыше 10%) долю в проекте с целью получения высокой прибыли после продажи этой доли через определенное время. Прибыль образуется за счет роста капитализации проекта за время совместной "жизни" с инвестором, который предоставляет не только средства на развитие, но и помощь в процессе создания, развития и управления бизнесом. Данный сектор предоставляет обособленную часть инвестиционной отрасли, и в нем уже возникли стандартные методы оценки проектов, критерии успеха инвестиций, меры по диверсификации рисков. Во многих странах существуют юридические и консалтинговые бюро, специализирующиеся в данной области, а также ассоциации прямого и венчурного инвестирования, объединяющие большинство крупных инвесторов в той или другой стране. Прямое частное венчурное инвестирование различаются объемами и рисками, в связи с этим стало общепринятым нижеследующее разделение процесса роста и развития непубличной компании на стадии. В рамках программы "Поддержка отечественного производителя", Фондом поддержки и развития регионов (ФПРР) было принят решение о создании ряда бизнес инкубаторов на всей территории России и объединения их в единую структуру. Такой выбор был сделан не случайно. Имея все возможности для реализации проекта такого уровня, такие как финансовые, инфраструктурные и интеллектуальные ресурсы, руководством фонда было принято решение о создании действующего инструмента призванного помогать тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Ведь начинающим предпринимателям особенно важно минимизировать свои расходы на стадии старта. В сегодняшней экономической ситуации, можно смело предположить, что инкубаторы станут успешными инструментами по возрождению приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Бизнес инкубаторы необходимо открывать на свободных, простаивающих площадях заводах и фабрик, пустующих складов, в любых помещениях, где можно было открыть предприятия малого бизнеса. Такие инкубаторы станут центром формирования новых рабочих мест, что особенно актуально в условиях повышенной безработицы. И, несмотря, но то, что в большинстве такие инкубаторы будут связаны с нетехнологичным бизнесом, в основе создания предприятий должны лежать инновации как минимум модифицирующие продукцию и улучшающие производство и бизнес-процессы, помогающие предпринимателям успешно конкурировать на рынке долгие годы. Второе направление это создание бизнес инкубаторов, или технопарков, на основе университетов и научно - исследовательских институтов. Уникальная научно-техническая база, многолетний прикладной опыт сотрудников и руководства, уникальные разработки - все это должно полноценно использоваться для создания предприятий выпускающих высокотехнологичную продукцию. Такие центры должны стать не только площадками для наукоемких производств, но и основами вокруг которых сосредотачиваются предприятия поддерживающих, перерабатывающих и обслуживающих отраслей, а в будущем - новыми современными районными центрами. Огромным преимуществом в формировании инкубаторных площадок для венчурных инвесторов, или "бизнес ангелов", является возможность контролировать создаваемые ими предприятия, и оперативно помогать им в решении возникающих производственных задач, или консультировать по вопросам ведения бизнеса. Нам надо перенимать положительный опыт по развитию бизнес-инкубаторов во многих странах мира. Если рассмотреть опыт США, то за последние десятилетия число площадок выросло с нескольких десятков до нескольких тысяч, которые сегодня объединены в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. А успешный опыт венчурного инвестирования, выводит страну на лидирующие позиции в мире. Date: 2015-06-11; view: 1196; Нарушение авторских прав |