Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Скоринкин Ролевые игры в детском оздоровительном лагере





Проведение ролевых игр в летнем оздоровительном лагере может преследовать несколько целей. Во-первых, ролевая игра - отличное средство работы со свободной активностью детей, а одна из главных проблем в любом лагере - как справиться с этой самой неуправляемой активностью. Ну и, во-вторых, можно ещё ставить на игру разные воспитательно-образовательные цели (если получится).

Например, одной из ключевых проблем образования и воспитания является, на наш взгляд, проблема формирования у подростков адекватного социального поведения и управления этим поведением. Эта сложнейшая проблема имеет множество аспектов, связанных в первую очередь с подростковой преступностью, наркоманией, отсутствием мотивации на учёбу и участие в общественной жизни. В значительной степени сама проблема связана с наличием в психике подростков целого набора устойчивых стереотипов, определяющих их поведение практически во всех жизненных ситуациях (самые яркие примеры: стереотип "кролика" - полный отказ от действия в сложной ситуации; стереотип "крутого" - попытка решать все проблемы, независимо от их сложности, в одиночку, за счёт личных действий; стереотип "групповщины" - попытка вести себя "как все" в команде, бездумно, возложив ответственность за происходящее на лидера; стереотип "безумца" - попытка действовать как попало, беспричинно, не задумываясь). Указанные стереотипы формируются в первую очередь средствами массовой информации (неоценима здесь роль Голливуда), частично же самой молодёжной тусовкой, уже принявшей их. В результате мы имеем либо немотивированное действие (включая самые жестокие по отношению к себе и окружающим преступления), либо столь же немотивированный отказ от действия в сложной ситуации, требующей немедленной реакции.

Особая трудность сложившегося положения заключается в том, что стереотипы обычно "живут" на человеке неосознанно, на уровне подсознания, и полностью подчиняют его себе. С помощью проводимых ролевых игр можно:

  • предъявить подросткам живущие на них стереотипы поведения;
  • показать недостаточность этих стереотипов в ряде сложных ситуаций;
  • предъявить образцы иных форм поведения, базирующихся на осознанном принципиальном выборе.

Впрочем, цели могут быть и другими. Но в любом случае при подготовке и проведении ролевых игр в лагере возникнут определённые проблемы и трудности, о которых мы и хотим предупредить.

В каждом лагере существует свой давно заведённый и установленный порядок, а также администрация и её планы работы. Проведение игр часто входит в противоречие с этим порядком и планами. Второе проще - необходимо лишь по возможности максимально подробно согласовать свою работу с администрацией, предъявить и утвердить план своей работы и связанные с этим отклонения дисциплинарного (например, выходы за территорию, отмена послеобеденного отдыха и т.п.) и хозяйственного (сухой паёк, палатки, одеяла и т.п.) характера. Гораздо сложнее с заведённым порядком: как правило в лагерях педагоги-воспитатели выполняют также в той или иной мере функции надзирателей и занимаются подавлением излишней активности детей. Но учтите, что функция надзирателя несовместима с проведением ролевых игр, с надзирателем дети играть не будут. Поэтому приходится совершенно по-иному организовывать жизнь, становиться детям другом и обеспечивать дисциплину, которая таки иногда нужна, чисто за счёт авторитета. Это гораздо сложнее, да и дисциплина в этом случае не бывает жёсткой, ряд традиционных лагерных дисциплинарных ограничений приходится отменять, что как правило вызывает раздражение администрации. Так что этот вопрос также лучше оговорить заранее.

Вторая проблема связана с тем, что дети также имеют свои планы отдыха и исходно скептически относятся ко всему, что предлагают им воспитатели. В том числе - по незнанию - и к ролевым играм. Необходимо как-то дать им почувствовать, что это, - потом их за уши не оттащишь, но стартовый момент с неигравшим коллективом тяжёл. Лучше всего, если среди детей окажется хоть небольшое количество игравших - тогда "заражение" коллектива происходит само собой, через игровые байки (эдакие мифы и легенды ролевых игр). Но если игравших нет, просто необходимо пригласить хотя бы на первую игру группу опытных игроков на ключевые роли. Они задают тип игрового отношения и образцы игровых действий, а также опять же рассказывают игровые байки - и к следующей игре эта проблема практически исчезает. Только учтите - ни в коем случае не следует заставлять участвовать в игре тех, кто не хочет этого делать! Поэтому сразу предусмотрите в плане, что будут делать во время игры неиграющие и кто за ними будет присматривать. Если первая игра пройдёт успешно, к следующей игре неиграющих почти не останется.


Как бы точно вы ни продумывали свой план работ, выполнить его всё равно не удастся. Что-то не удастся организовать своевременно, вмешается погода, общелагерные праздники, родительские дни и т.д. и т.п. Но тем не менее план необходим - чтобы было к чему возвращаться после отклонений. В приложении 1 приведён пример плана работ, по которому мы работали в летнем лагере. Он не был реализован в смысле привязки к дням и датам, но после любых сдвигов мы сверялись по нему, корректировали сроки и продолжали движение по делам. Поэтому данный план позволил нам организовать собственную работу и был полностью реализован по запланированным делам.

Кроме всего прочего, ролевая игра требует ещё реквизита - например, это игровая одежда, оружие, документы и т.д. и т.п. В лагере же приходится обходиться тем, что имеется под рукой или взято специально для игры с собой. Поэтому вряд ли стоит играть средневековье - это завлекательно, но требует очень много всякого снаряжения (и умения, кстати!). Сюжеты игр, которые мы играли в лагере (см. приложение 2) выбраны в том числе и по минимуму реквизита и возможности использования подручных средств - уж клетчатая рубашка "ковбойская" почти у любого есть. Но этот план также необходимо продумать заранее и прихватить с собой как мелочи, которые могут понадобиться при проведении любой игры (ручки, булавки, бумагу, инструменты, верёвки, проволоку, грим, амулеты), так и специфический реквизит, необходимый именно для проведения задуманной Вами игры.

 







Date: 2015-06-11; view: 515; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию