Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С .Двирник, Л. Смеркович Сценирование ролевой игры
При подготовке ролевой игры наряду с созданием сюжета необходимо выделить еще один важный этап – расстановку людей по игровым местам. Эту работу мы будем называть разработкой сценария или сценированием. Сценирование игры подразделяется на две части: 1) составление сценария на бумаге, т.е. распределение ролей между людьми с учетом их личных характеристик; 2) введение людей в игру, под которым мы понимаем построение особых “мостиков”, по которым человек входит в игровой мир, становится игроком. Для осуществления сценирования на бумаге необходимо определить, какие роли являются ключевыми (т.е. предполагающими активные действия персонажей), а какие – второстепенными. Затем в коллективе, для которого делается игра выделяются наиболее активные люди, и ключевые роли распределяются между ними с учетом личных склонностей будущих игроков и их отношений. Так, например, реальному лидеру лучше предоставить статусное место (короля, вождя и т.д.) либо предоставить ему возможность занять это место непосредственно в игре, дать ему побороться за желаемый статус (роль претендента на престол, одного из соруководителей фирмы с претензией на единоличное руководство и т.п.). Напротив, человеку, склонному к анализу происходящего, но не рвущемуся быть центром внимания, можно предоставить место, на котором необходимо разгадать какую-то загадку, понять нечто необычное. Обычно такое распределение происходит интуитивным образом, особенно, если коллектив является для организаторов игры хорошо знакомым. Можно просто сопоставлять тех персонажей, которых создали в процессе создания сюжета, и будущих участников игры, представляя, кто на каком месте будет “лучше смотреться”. При этом, если игра преследует не только развлекательные и общеразвивающие цели, но и образовательные, можно выделить часть сложных ролей (в том числе и ключевых), на которые ставятся люди, не обладающие необходимым для выполнения игровых задач оснащением. Нужно понимать, что в таком случае роль скорее всего будут сыграна не лучшим образом, но потом можно будет обсуждать с этим человеком причины его провала и возможные способы действия в ситуациях, подобных игровой. Единственная опасность для игры в данном случае – что человек будет действовать привычным для себя образом, т.е. несовместимо со своей ролью, и игра пойдет не туда, куда необходимо организаторам. Поэтому приходится продумывать способы воздействия на игру для корректировки подобных ситуаций. Для людей, не имеющих навыков собственного действия, в игре обычно отводятся периферийные места, допускающие позицию наблюдателя, не вмешивающегося в ход событий, или выделяются места “при ком-то”, например, секретарь, слуга, младший брат, подчиненный ключевого персонажа. Иногда можно для запуска игры поставить статусного и активного человека на периферийную роль, зная, что он будет прилагать все усилия, чтобы занять более подходящее для себя место, и этим провоцировать разворачивание игровых событий. При распределении ролей можно и даже нужно предоставлять игрокам выбор роли, интересоваться их пожеланиями, во что они хотят поиграть, и подбирать роли c учетом этого. Жесткое распределение ролей по усмотрению организаторов игры применяется в основном в случае образовательных игр, когда роли раздаются с учетом личных траекторий развития учащихся, при наличии четкого представления об их зонах ближайшего развития. После того, как игровые места заполнены в мысли организаторов, переходят ко второму этапу сценирования, уже с участием будущих игроков (хронологически эти работы могут вестись параллельно). Для введения человека в роль, превращения его в игрока, существуют три основных способа:
Рассмотрим каждый из них в отдельности. Под установкой мы понимаем текст, который передается мастером в процессе подготовки человека к игре. Установка может быть как устной, так и в письменном виде. Разделяют общую установку, которая делается перед началом игры для всех игроков, личную и командную установки (последняя делается, если в игре есть четко выделенные группы с различными задачами). К общей установке относятся правила игры и та часть информации, которая известна всем игрокам без исключения. Функции общей установки:
Личная установка включает в себя информацию, которая касается персонально той роли, которая предлагается данному игроку. Она состоит из:
Командная установка фактически по функциям совпадает с личной, только вместо отдельного персонажа имеется в виду группа. Основное требование к любой установке – ее понятность. При выполнении установки важно следить, как человек понимает предлагаемый ему текст, и не допускать ни единого момента непонимания. На все вопросы игрока необходимо отвечать (если он не спрашивает о вещах, которые по игре ему знать не положено), если они не возникают – это признак, что человек не воспринимает установку и нужно выяснить, что именно ему неясно. Следует отметить, что установка перед игрой оказывает огромное влияние на ход игры. Люди будут играть только в то, что вы им скажете (за исключением случаев, когда вы имеете дело с очень опытными игроками), поэтому текст установки нужно составлять очень тщательно и еще внимательнее следить за тем, как его понимают. Как правило, большинство поворотов игры, противоречащих замыслу создателей, связаны с некорректной установкой или с ее дефектами. На установке важно ничего не забыть и одновременно не затянуть ее, не перегрузить информацией, иначе часть сказанного (или написанного) просто забудется и не будет использована в игре. При проведении небольших игр, рассчитанных на 10-20 игроков и время в пределах часа, чаще всего ограничиваются установкой, не прибегая к другим способам введения в игру. В случае длительных, сложных игр часто используют организацию театрализованного действия, которое может быть подготовлено как силами мастеров, так и без их участия, самими игроками. В качестве примера чисто мастерской театрализованной работы можно привести инсценировку игрового преступления. Начало игры организованно таким образом, что ряд действий, совершаемых преступниками, видят те персонажи, которые должны в игре занять места свидетелей. Разумеется, с некоторыми из игроков существует предварительная договоренность о том, что они должны делать, а правила должны как-то ограничивать местоположения и передвижения игроков по плацдарму, чтобы кто-нибудь не увидел лишнего. Иногда подобные действа приходится репетировать и выверять по секундомеру и с рулеткой каждый шаг задействованных персонажей. Более простой вариант театрального сценирования можно подготовить силами игроков. Например, игра должна начаться с коронации, принесения присяги, обряда и тому подобных вещей. Порядок проведения этого эпизода может быть разработан и без участия мастеров или при их консультировании. Театрализованное действие всегда служит дополнением к установке, а не заменяет ее, но с помощью такого эпизода иногда легче ввести людей в игру, нежели долго им что-то объясняя. Театральный вариант сценирования помогает людям почувствовать игровой мир, ощутить себя его жителями; в то же время мастера могут использовать этот эпизод для выдачи определенной информации, задания норм поведения и пр. При проведении театрализованного сценирования очень важна красота костюмов, антуража, действия, заставляющая переключить внимание участников игры на игровые реалии. Наконец, последний вариант введения человека в игру заключается в проведении мини-игры с отдельным игроком или группой. В этом случае также происходит установка, но мастер выступает не в качестве человека “вне игры”, а в роли персонажа, который беседует с игроками. Использование подобной игровой установки особенно эффективно, если предлагаемые роли хорошо понятны игрокам. Например, если им предстоит играть самих себя, а мастер просит их представить, что им встретился человек, которого он довольно подробно описывает и начинает общаться с игроками от его имени. Несомненное достоинство такого способа введения в игру состоит в том, что игровая форма предъявляется еще до начала основной игры, и представления, знания, оснащение, необходимое для игровых действий передается человеку более легким, ненавязчивым образом, нежели в случае обычной установки. Чисто психологически задавать вопросы персонажу легче, чем мастеру, к тому же, если игровая установка построена удачно, включение в игру происходит как бы само собой, поскольку чтобы начать взаимодействовать с персонажем, представляемым мастером, необходимо самому принять роль. Следует заметить, что игровая установка является довольно трудоемкой работой, так как требует придания установочному тексту игровой формы, т.е. по сути создания маленьких игр по числу игроков. Еще одна сложность, которая часто возникает при использовании игровой установки – преждевременный запуск игры. Это связано с уже упомянутой легкостью включения в игру при помощи игровой установки, активный человек начинает действовать сразу после окончания разговора с мастером или даже во время него. Иначе говоря, запуская игру, всегда необходимо понимать, что ее последствия зачастую непредсказуемы, а контролировать много маленьких игр ничуть не легче, чем одну большую. В заключение отметим, что вся работа, связанная со сценированием, как правило приходится на заключительный этап подготовки игры и поэтому нередко на нее не хватает сил и времени. Хотим предостеречь начинающих мастеров: ни в коем случае не оставляйте вопросы, связанные со сценированием на потом, лучше продумывайте их еще на этапе разработки сюжета. Самые лучшие замыслы погибают на играх, не реализовавшись, если в ролевую структуру игры не удалось включить игроков. Date: 2015-06-11; view: 529; Нарушение авторских прав |