Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Досуговые КТД





Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

 

Словарь:
Аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, день «рекордов Гиннеса», дискотека, день фантазера, «Ералаш», затейник, игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые), «капустник», карнавал, клуб выходного дня, конкурсы: бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, Шерлоков Холмсов, Робин Гудов, Мюнхаузенов, Дон Кихотов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, Несмеян, коллективный выход в театр, «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, конкурс «Мисс коллектива», лотерея, музыкальный киоск, музей «Заходи, глазей», «огонек», бал именинников, посиделки, праздники, состязание юмористов, творческие объединения, турниры затейников, знатоков, бумажных голубей, ринг, рыцарский турнир, хит-парад, хоровод друзей, чаепитие, час импровизации, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов, экспедиция за сказками, юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.

 

КТД с целенаправленным нравственным содержанием

Существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

 

Словарь:
Вечер этикета, откровения, гостевой день, день рождения коллектива, день этикета, диспут, «камертон доброго настроения», «огонек знакомств», «огонек» прощания, «орлятский круг», рейд дружбы, сбор «Я – мы – они», «фабрика смеха».

 

Возможно, часть этих КТД знакома читателю. Но каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практические любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.

В последнее десятилетие возникла необходимость развития двух типов КТД (как результат двух типов активности школьников): классическое КТД и личностно-ориентированное КТД.

В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».

Технологические различия есть на всех этапах подготовки и проведения КТД.

^ В коллективном целеполагании в традиционном КТД – социальные критерии выборы дела (польза, радость людям, сплочение коллектива и т.п.), в личностно-ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить развить, усовершенствовать?
Возможно использование приемов: предварительная анкета, игровые приемы, «живая анкета», графический образ развития, личностного роста… (О.С. Газман называл это открытой педагогикой»).

^ В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложенной каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков – организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.


^ В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы необязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

^ При проведении дела те же акценты, что при планировании и подготовке плюс сочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, конкурсов (здесь может быть использован прием подчеркнутого равенства команды, дружеской пары и личного действия, описанный во «Встрече нового века»); публичного признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому… самому» и т.п.); направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном деле (что не исключает тонкой педагогической политики стимулирования этой добровольности).

^ В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела имеет место постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается: через постановку соответствующих «рефлексивных» вопросов («Что тебе дало участие в общем деле?» «Какие вызвало чувства?» «Какие мысли?» и т.п.), через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять, через подчеркивание ценности для всех не только единство мнений, но и их разности, несовпадения позиций.

 

Вывод: область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно «развести» по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том, что каждый воспитанник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.


Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

СЛОВАРЬ ОРГАНИЗАТОРА КТД
Инициативная группа – создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для выработки некоторых вариантов, предложений его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора-старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.
Микроколлектив – мелкие, первичные звенья, включающие детей по дружбе, интересам и составляющие основной коллектив.
Мозговая атака – организация работы коллектива или микрогруппы, при которой каждый участник вносит устное свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. Возможна такая организация мозговой атаки – одна группа выдвигает предложения, другая «атакует» «сомнениями», а задача первых «защищать» свои предложения.
Совет дела – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела.
Творческая группа – работает по заданию Совета Дела над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы.







Date: 2015-06-11; view: 3275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию