Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы противодействия коррупции
Термином «принцип» (от лат. рrincipium; Principium est potissima pars cujusque rei [94]) обозначается то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. В законодательстве принцип означает и закрепляет обязательность содержащихся в нем положений, требований и их всеобщность в отношении регулируемых вопросов. В Резолюции (97) 24 Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией», принятой Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997 г. на 101-й сессии, изложены 20 руководящих принципов для борьбы против коррупции, разработанных Мульдисциплинарной группой по коррупции (GMC): 1) проводить эффективные меры для предотвращения коррупции и, в этой связи, поднимать общественное понимание и продвижение этического поведения; 2) гарантировать признание национальной и международной коррупции криминальной; 3) гарантировать, что те, кто отвечает за предотвращение, расследование, судебное преследование и судебное решение по случаям коррупции, имеют независимость и автономность, соответствующие их функциям, являются свободными от влияния и имеют эффективные средства, для того чтобы собрать доказательства, защищая людей, которые помогают властям в борьбе с коррупцией, и сохраняя конфиденциальность расследований; 4) обеспечивать соответствующие меры для конфискации и лишения доходов в результате случаев коррупции; 5) обеспечивать соответствующие меры, чтобы предотвратить давление на юристов, занимающихся случаями коррупции; 6) ограничивать иммунитет от расследования, судебного преследования или судебного решения по случаям коррупции до степени, необходимой в демократическом обществе; 7) продвигать специализацию людей или органов, отвечающих за борьбу с коррупцией, и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для исполнения их задач; 8) гарантировать, что финансовое законодательство и власти, отвечающие за осуществление этого, вносят вклад в борьбу с коррупцией в эффективной и скоординированной манере, в особенности отрицая возможность снижения налогов, согласно закону или правилу по поводу взяток или других расходов, связанных с коррупцией; 9) гарантировать, что организация, функционирование и принятие решений публичными администрациями принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией, в особенности, гарантируя прозрачность, совместимую с потребностью достигнуть эффективности; 10) гарантировать, что правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, содержат требования борьбы с коррупцией и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры; продвигать дальнейшую спецификацию поведения, ожидаемого от общественных должностных лиц соответствующими средствами, такими, как кодексы поведения; 11) гарантировать, что соответствующие процедуры ревизии обращаются к действиям государственной службы и общественного сектора; 12) подтверждать роль, которую могут играть ревизионные процедуры в предотвращении и обнаружении коррупции вне административных органов; 13) гарантировать, что система общественной ответственности принимает во внимание последствия коррумпированного поведения общественных должностных лиц; 14) принимать соответственно прозрачные процедуры для общественного заказа, которые воплощают справедливую конкуренцию и удерживают коррупционеров; 15) поощрять принятие избранными представителями кодексов поведения и продвигать правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, которые удерживают коррупцию; 16) гарантировать, что средства массовой информации имеют право свободно получать передавать информацию по вопросам коррупции и подвергаются только тем ограничениям, которые являются необходимыми в демократическом обществе; 17) гарантировать, что гражданское право принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией и, в особенности, обеспечивает эффективные средства и права тех, чьи интересы затрагивает коррупция; 18) поощрять исследования по коррупции; 19) гарантировать, что в каждом аспекте борьбы с коррупцией, принимаются во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмывание денежных средств; 20) развивать до самой широкой степени возможное международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией. Действующий в России Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст. 3 перечисляет следующие основные принципы противодействия коррупции: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Органы, осуществляющие противодействие коррупции, должны не только сами соблюдать права и свободы, но и обеспечивать их соблюдение, препятствовать нарушению или устранять нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны любых субъектов, способствовать реализации гражданами своих прав и свобод[95]. Законность является общеправовым принципом. Согласно ему деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (как и любых иных субъектов права) должна соответствовать закону и иным нормативным актам. В практической деятельности принцип законности означает недопустимость нарушения правовых актов при реализации деятельности по противодействию коррупции. Публичность и открытость государственных органов и органов местного самоуправления достигается выполнением ряда мер, в том числе, опубликованием полученных сведений о доходах и имуществе работников государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации; периодической отчетностью о результатах деятельности органов, осуществляющих противодействие коррупции, в средствах массовой информации. В то же время следует учитывать, что оперативно-розыскные меры противодействия коррупции осуществляются путем сочетания гласных и негласных методов, в условиях конспиративности. В отношении тайны следствия, государственной тайны, коммерческой тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих коррупции, подлежит раскрытию[96]. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений означает неизбежность неблагоприятных последствий для нарушителей за совершенные ими противоправные деяния. Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции на федеральном уровне не исключает необходимости таких мер на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне. Комплексный характер использования различных мер должен одновременно носить системный характер, поскольку только такой режим позволит достигнуть большего эффекта по сравнению с разрозненными мероприятиями. Приоритетность мер предупреждения коррупции отнесена к числу основных принципов, поскольку превентивные меры позволяют предупредить возникновение коррупционных проявлений. Федеральный закон «О противодействии коррупции» в ст.6 перечисляет следующие меры по профилактике коррупции: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции основан на ст. 13 Конвенции ООН против коррупции, в которой отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию «отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней». Гражданское общество - это система экономических, нравственных, религиозных, и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей. Основными институтами гражданского общества, с которыми возможно сотрудничество в рассматриваемой сфере, являются общественные объединения и организации, религиозные объединения, негосударственные средства массовой информации, а также институт представителя по правам человека - омбудсмена. Кроме того, такие структуры гражданского общества, как, например, объединения предпринимателей, защищая права предпринимателей от произвола чиновников, могут внести существенный вклад в дело реализации антикоррупционной политики. Сотрудничество означает взаимодействие, обмен информацией, взаимопомощь, согласованную деятельность в определенной сфере. Так, например, взаимодействие при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) означает возможность институтов гражданского общества, а также независимых экспертов при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) знакомиться с необходимыми документами, а также активно участвовать в проведении антикоррупционной экспертизы[97].
Date: 2015-07-17; view: 2451; Нарушение авторских прав |