Принципы противодействия коррупции
Термином «принцип» (от лат. рrincipium; Principium est potissima pars cujusque rei [94]) обозначается то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. В законодательстве принцип означает и закрепляет обязательность содержащихся в нем положений, требований и их всеобщность в отношении регулируемых вопросов.
В Резолюции (97) 24 Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией», принятой Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997 г. на 101-й сессии, изложены 20 руководящих принципов для борьбы против коррупции, разработанных Мульдисциплинарной группой по коррупции (GMC):
1) проводить эффективные меры для предотвращения коррупции и, в этой связи, поднимать общественное понимание и продвижение этического поведения;
2) гарантировать признание национальной и международной коррупции криминальной;
3) гарантировать, что те, кто отвечает за предотвращение, расследование, судебное преследование и судебное решение по случаям коррупции, имеют независимость и автономность, соответствующие их функциям, являются свободными от влияния и имеют эффективные средства, для того чтобы собрать доказательства, защищая людей, которые помогают властям в борьбе с коррупцией, и сохраняя конфиденциальность расследований;
4) обеспечивать соответствующие меры для конфискации и лишения доходов в результате случаев коррупции;
5) обеспечивать соответствующие меры, чтобы предотвратить давление на юристов, занимающихся случаями коррупции;
6) ограничивать иммунитет от расследования, судебного преследования или судебного решения по случаям коррупции до степени, необходимой в демократическом обществе;
7) продвигать специализацию людей или органов, отвечающих за борьбу с коррупцией, и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для исполнения их задач;
8) гарантировать, что финансовое законодательство и власти, отвечающие за осуществление этого, вносят вклад в борьбу с коррупцией в эффективной и скоординированной манере, в особенности отрицая возможность снижения налогов, согласно закону или правилу по поводу взяток или других расходов, связанных с коррупцией;
9) гарантировать, что организация, функционирование и принятие решений публичными администрациями принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией, в особенности, гарантируя прозрачность, совместимую с потребностью достигнуть эффективности;
10) гарантировать, что правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, содержат требования борьбы с коррупцией и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры; продвигать дальнейшую спецификацию поведения, ожидаемого от общественных должностных лиц соответствующими средствами, такими, как кодексы поведения;
11) гарантировать, что соответствующие процедуры ревизии обращаются к действиям государственной службы и общественного сектора;
12) подтверждать роль, которую могут играть ревизионные процедуры в предотвращении и обнаружении коррупции вне административных органов;
13) гарантировать, что система общественной ответственности принимает во внимание последствия коррумпированного поведения общественных должностных лиц;
14) принимать соответственно прозрачные процедуры для общественного заказа, которые воплощают справедливую конкуренцию и удерживают коррупционеров;
15) поощрять принятие избранными представителями кодексов поведения и продвигать правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, которые удерживают коррупцию;
16) гарантировать, что средства массовой информации имеют право свободно получать передавать информацию по вопросам коррупции и подвергаются только тем ограничениям, которые являются необходимыми в демократическом обществе;
17) гарантировать, что гражданское право принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией и, в особенности, обеспечивает эффективные средства и права тех, чьи интересы затрагивает коррупция;
18) поощрять исследования по коррупции;
19) гарантировать, что в каждом аспекте борьбы с коррупцией, принимаются во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмывание денежных средств;
20) развивать до самой широкой степени возможное международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией.
Действующий в России Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст. 3 перечисляет следующие основные принципы противодействия коррупции:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Органы, осуществляющие противодействие коррупции, должны не только сами соблюдать права и свободы, но и обеспечивать их соблюдение, препятствовать нарушению или устранять нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны любых субъектов, способствовать реализации гражданами своих прав и свобод[95].
Законность является общеправовым принципом. Согласно ему деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (как и любых иных субъектов права) должна соответствовать закону и иным нормативным актам. В практической деятельности принцип законности означает недопустимость нарушения правовых актов при реализации деятельности по противодействию коррупции.
Публичность и открытость государственных органов и органов местного самоуправления достигается выполнением ряда мер, в том числе, опубликованием полученных сведений о доходах и имуществе работников государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации; периодической отчетностью о результатах деятельности органов, осуществляющих противодействие коррупции, в средствах массовой информации.
В то же время следует учитывать, что оперативно-розыскные меры противодействия коррупции осуществляются путем сочетания гласных и негласных методов, в условиях конспиративности. В отношении тайны следствия, государственной тайны, коммерческой тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих коррупции, подлежит раскрытию[96].
Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений означает неизбежность неблагоприятных последствий для нарушителей за совершенные ими противоправные деяния.
Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции на федеральном уровне не исключает необходимости таких мер на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне. Комплексный характер использования различных мер должен одновременно носить системный характер, поскольку только такой режим позволит достигнуть большего эффекта по сравнению с разрозненными мероприятиями.
Приоритетность мер предупреждения коррупции отнесена к числу основных принципов, поскольку превентивные меры позволяют предупредить возникновение коррупционных проявлений.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» в ст.6 перечисляет следующие меры по профилактике коррупции:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции основан на ст. 13 Конвенции ООН против коррупции, в которой отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию «отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней».
Гражданское общество - это система экономических, нравственных, религиозных, и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей. Основными институтами гражданского общества, с которыми возможно сотрудничество в рассматриваемой сфере, являются общественные объединения и организации, религиозные объединения, негосударственные средства массовой информации, а также институт представителя по правам человека - омбудсмена. Кроме того, такие структуры гражданского общества, как, например, объединения предпринимателей, защищая права предпринимателей от произвола чиновников, могут внести существенный вклад в дело реализации антикоррупционной политики.
Сотрудничество означает взаимодействие, обмен информацией, взаимопомощь, согласованную деятельность в определенной сфере.
Так, например, взаимодействие при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) означает возможность институтов гражданского общества, а также независимых экспертов при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) знакомиться с необходимыми документами, а также активно участвовать в проведении антикоррупционной экспертизы[97].
Date: 2015-07-17; view: 2479; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|