Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминологическая характеристика коррупционной преступности





 

Вопрос о том, какие именно преступления могут быть отнесены к категории коррупционных, до настоящего времени остается дискуссионным. Как известно, в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» даются либо наименования, либо обобщенное содержание коррупционных правонарушений. Нормативное определение коррупции, изложенное в ст. 1 упомянутого закона предполагает, прежде всего, противоправные деяния за которые установлена уголовная ответственность, а в ст. 13 говорится о том, что за совершение коррупционных правонарушений виновные лица могут быть привлечены не только к уголовной, но и к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, перечни коррупционных преступлений, коррупционных административных правонарушений и коррупционных дисциплинарных проступков законодательно не определены.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) также не дает законодательного определения понятия преступлений коррупционной направленности. Это приводит к полемике в научной среде: так, исходя из содержания упомянутого закона и анализа УК РФ специалистами предложено несколько вариантов перечней коррупционных преступлений от достаточно кратких до довольно обширных, включающих 70 различных статей УК РФ. Кроме того, возникают определенные затруднения у правоприменительных органов: в своих докладах об итогах работы по укреплению законности и правопорядка за 2009 год прокуроры девяти субъектов страны[63] отметили, что неопределенность в том, какие именно преступления следует относить к разряду коррупционных, влечет за собой неоднозначный подход к решению данного вопроса в правоохранительных органах. Зачастую даже различные структурные подразделения одного ведомства рассматривают данный вопрос по-разному, что влечет за собой дублирование работы по данному направлению, а также трудности при заполнении статистической отчетности и мониторинге коррупционных преступлений.

Для устранения данного пробела, в целях оптимизации подготовки статистической отчетности в сфере противодействия коррупции совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.2010 № 187/862 были внесены изменения в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности. Данным Указанием был введен новый раздел, который закрепил перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, относящихся к преступлениям коррупционной направленности. В связи с этим удалось выработать единый механизм формирования статистической отчетности в отношении преступлений коррупционной направленности.

Данный перечень был скорректирован Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» от 28.12.2010 № 450/85/3.

Согласно последнему Указанию к преступлениям коррупционной направленности относятся корыстные противоправные деяния, совершенные с использованием служебного положения должностными лицами и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. В данном нормативном акте прямо упоминается 38 статей УК РФ, но при определенных условиях к коррупционным преступлениям могут быть отнесены также деяния, предусмотренные и другими статьями УК РФ.

Согласно указанному перечню к преступлениям коррупционной направленности при любых условиях относятся преступления, предусмотренные следующими статьями УК РФ:

ст. 1411 (Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума);

ст. 184 (Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов);

п. «б» ч. 2 ст. 188 (Контрабанда - совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения);

ст. 204 (Коммерческий подкуп);

ст. 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности),

ст. 290 (Получение взятки);

ст. 291 (Дача взятки).

Также в данном перечне приведены преступления, которые могут быть отнесены к коррупционным при наличии определенных условий. Так, при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности к коррупционным относятся и преступления, предусмотренные:

ст. 174 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем);

ст. 174.1 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления);

ст. 175 (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем);

ч. 3 ст. 210 (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)).

Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии коррупционной направленности, предусмотрены:

ст. 294 (Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования);

ст. 295 (Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование);

ст. 296 (Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования);

ст. 302 (Принуждение к даче показаний);

ст. 307 (Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод);

ст. 309 (Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу).

Преступления, относящиеся к перечню коррупционных при условии, что они совершены из корыстных мотивов:

п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий - соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения);

ч. 2 ст. 142 (Фальсификация избирательных документов, документов референдума - соединенная с подкупом);

ст. 170 (Регистрация незаконных сделок с землей);

ст. 201 (Злоупотребление полномочиями);

ст. 202 (Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами);

ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями);

ст. 2851 (Нецелевое расходование бюджетных средств);

ст. 2852 (Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов);

ст. 2853 (Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений);

ст. 286 (Превышение должностных полномочий - за исключением п. «а», «б» ч. 3);

ст. 292 (Служебный подлог);

ст. 305 (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта).

Преступления, относящиеся к перечню коррупционных при условии, что они совершены должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:

ч. 4 ст. 188 (Контрабанда - совершенная организованной группой);

п. «в» ч. 3 ст. 226 (Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств);

ч. 2 ст. 2282 (Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ);

п. «в» ч. 2 ст. 229 (Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ).

Преступления, относящиеся к перечню в тех случаях, когда они совершены должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом:

ч. 3, 4 ст. 183 (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну - причинившие крупный ущерб или повлекшие тяжкие последствия);

п. «б» ч. 3 ст. 2281 (Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или иных аналогов).

Преступления, относящиеся к перечню при условии, что они совершены должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации с использованием своего служебного положения:

ч. 3, 4 ст. 159 (Мошенничество - совершенное лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой);

ч. 3, 4 ст. 160 (Присвоение или растрата - совершенные лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой).

Преступления, относящиеся к перечню, если они связаны с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды:

ст. 159 (Мошенничество);

ст. 169 (Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности);

ст. 178 (Недопущение, ограничение или устранение конкуренции);

ст. 179 (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения).

Отличительным признаком, отражающим коррупционную направленность преступлений, является незаконное использование лицом своего должностного положения и связанных с ним полномочий вопреки законным интересам общества и государства в целях получения имущественной выгоды для себя или для третьих лиц.

В диспозициях некоторых статей УК РФ прямо указано на использование своего служебного положения именно должностным лицом (например, ст. 170; п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 188).

В диспозициях ст. 201, ч. 3 ст. 204 УК РФ указан конкретный вид специального субъекта преступления (лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации).

Остальные составы преступлений отнесены к числу деяний коррупционной направленности как совершенные лицом с использованием своего служебного положения (например, ч. 3 ст. 159 УК РФ).

При квалификации данной категории преступлений следует исходить из общей характеристики признаков всех элементов составов этих преступлений.

Особенностью объективной стороны преступлений коррупционной направленности является то, что они совершаются путем использования лицом имеющихся у него служебных полномочий или в связи с занимаемой им должностью.

Обязательным признаком объективной стороны большинства рассматриваемых составов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, являются активные действия (ст. 2851, 2852, 2853, 288, 289, 290, 292). Бездействие характерно для объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ.

В некоторых же составах преступлений объективная сторона содержит указание на возможность ее исполнения, как путем совершения действия, так и путем бездействия (например, ст. 285, 286 УК РФ).

Юридические признаки конкретных общественно опасных деяний должны быть тождественны (полностью совпадать) признакам объективной стороны состава преступления, предусмотренного нормой УК РФ (диспозицией статьи с учетом конкретного пункта и части статьи Особенной части или только по конкретной статье Особенной части УК РФ, а также с учетом норм Общей части УК РФ в случае необходимости, например, ст. 30, 33 и др.).

Основным отличительным признаком всех названных деяний является то, что они совершаются вопреки интересам службы, с использованием при этом полномочий, которыми должностное лицо или служащий наделены в связи с занимаемой должностью. Для констатации наличия в общественно опасном деянии всех признаков сконструированной для материального состава объективной стороны соответствующего состава преступления, предусмотренного УК РФ, необходимо также установить наступление последствий, указанных в законе, например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 285; ч. 2 ст. 286; ст. 288 УК РФ).

Субъектами преступлений коррупционной направленности в большинстве случаев могут быть либо должностные лица, либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Понятие последних раскрыто в примечании к ст. 201 УК РФ, в соответствии с которым выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Нормативное понятие должностных лиц дано в примечании к ст. 285 УК РФ – это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации, в которых предусмотрена военная или правоохранительная служба.

Уголовно-правовое понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Это понятие является единым для преступлений, предусмотренных всеми статьями УК РФ, субъектом которых является представитель власти. По смыслу этого примечания представителем власти признается не только должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, но и иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Такими лицами являются, например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и при осуществлении иных функций (для чего военнослужащие тоже наделяются распорядительными полномочиями).

Для правильной квалификации рассматриваемой категории преступлений следует устанавливать, какие конкретно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции выполняло лицо, привлеченное к уголовной ответственности, например, за получение взятки или за совершение другого преступления коррупционной направленности.

Так, организационно-распорядительные функции могут выражаться в руководстве коллективом, расстановке и подборе кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержании дисциплины, применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции – это полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. О названном должностном положении лица как субъекта рассматриваемой категории преступлений свидетельствуют также значимость и авторитет организации или учреждения, в котором оно работает, наличие у него подчиненных сотрудников.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Понятием «должность государственной службы» охватываются должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, установленные для исполнения полномочий государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; воинские должности; должности специальных видов службы.

При квалификации преступлений коррупционной направленности необходимо руководствоваться, прежде всего, общими правилами квалификации единичного преступления в отношении одного лица по признакам всех элементов состава преступления.

После установления совпадения признаков объекта конкретного общественно опасного посягательства и признаков объекта одного из составов преступлений коррупционной направленности (ст. 285, 2851, 2852 и др.) следует выяснить, обладает ли лицо, совершившее преступление, признаками специального субъекта. За исключением субъекта преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки», в большинстве составов преступлений (ст. 285, 2851, 2852, 2853, 286, 287, 289, 290) гл. 30 УК РФ в качестве субъекта преступления предусмотрено должностное лицо. Субъект преступления, предусмотренный составом ст. 288 УК РФ, не относится к числу должностных лиц, а является государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, специально указанным в статье данной главы (ч. 4 примечания к ст. 285). Субъектом служебного подлога (ст. 292 УК РФ) может быть как должностное лицо, так и государственный служащий либо служащий органа местного самоуправления.

Для правильной квалификации общественно опасного деяния требуется выявить, какие конкретно признаки должностного лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, характеризуют лицо, совершившее преступление, в частности, осуществляло ли лицо (постоянно, временно или по специальному полномочию) функции представителя власти или оно выполняло организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Государственным или муниципальным учреждением, по смыслу закона, является некоммерческая организация, созданная собственником – государством или муниципальным образованием для выполнения функций некоммерческого характера (управленческих, социально-культурных или иных), которая этим же собственником полностью или хотя бы частично и финансируется. Такими учреждениями являются и учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др.

С субъективной стороны коррупционные преступления характеризуются виной, которая выражается в форме умысла. Причем для формальных составов характерен лишь прямой умысел (ст. 204, 2851, 2852, 2853, 287, 289, 290, 292 УК РФ), в материальных составах умысел может быть как прямым, так и косвенным (ст. 201, 285, 286 УК РФ).

При квалификации деяний необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, с каким видом умысла совершено данное общественно опасное деяние, а также содержание умысла, в котором отражаются объективные признаки деяния.

В некоторых составах преступлений в качестве обязательных признаков закон предусматривает определенные мотивы и цели. Так, обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и служебного подлога (ст. 292 УК РФ) является мотив корыстной или иной личной заинтересованности, цель – извлечение выгод и преимуществ (ст. 201 УК РФ).

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) должностного лица состава преступления, предусматривающего корыстную или иную личную заинтересованность, следует учитывать, что:

корыстная заинтересованность – это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

иная личная заинтересованность – это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.[64]

Названные мотив и цель являются условием уголовной ответственности, и их наличие в субъективной стороне конкретного общественно опасного деяния при расследовании уголовного дела следует устанавливать и доказывать с помощью связанных с ним конкретных объективных обстоятельств совершенного деяния.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3 одним из обязательных условий отнесения преступления к числу коррупционных является наличие именно корыстной мотивации, а при совершении преступления (например, злоупотребление должностными полномочиями) из иной личной заинтересованности (карьерные устремления, дружеское расположение) – оно не относится к перечню коррупционных преступлений.

На наш взгляд, чтобы избежать неопределенности в вопросе отнесения преступлений к числу коррупционных, необходимо раскрыть понятие коррупционных преступлений в нормативном правовом акте, обладающем большей юридической силой, чем совместное указание (или приказы) Генеральной прокуратуры и МВД России. Предпочтительнее всего дать исчерпывающий перечень коррупционных преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации. В этих целях целесообразно выделить в действующем УК РФ отдельную главу, предусматривающую ответственность за коррупционные деяния (как это сделано, например, в УК Республики Казахстан). Либо Общую часть УК РФ дополнить новой главой, в которой изложить базовые понятия, раскрываемые в примечаниях к отдельным статьям уголовного кодекса, но используемые и в других статьях, например: пытка (примечание к ст. 117), жилище (примечание к ст. 139), хищение (примечание к ст. 158), преступления экстремисткой направленности (примечание к ст. 282.1), должностное лицо (примечание к ст. 285), представитель власти (примечание к ст. 318) и др. В одной из статей этой главы можно дать понятие и перечень коррупционных преступлений.

Переходя непосредственно к криминологической характеристике коррупционных преступлений необходимо отметить, что до настоящего времени статистические сведения о преступлениях коррупционной направленности, в соответствии с новым перечнем, не формировались. Это приводит к существенным трудностям при криминологическом анализе коррупционной преступности и ее тенденций, не позволяет получить объективную статистическую картину состояния коррупции в стране.

В результате даже руководители правоохранительных ведомств на заседании Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации 13 января 2011 г. были вынуждены оперировать различными статистическими данными. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка приводит данные о 8 600 уголовных делах о преступлениях коррупционной направленности, направленных прокурорами в суд; Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев говорит о 37 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; а Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин об 11 тыс. возбужденных уголовных дел по факту преступлений коррупционной направленности за 9 месяцев 2010 г.[65]

Исходя из имеющихся статистических данных,[66] возможен криминологический анализ преступлений, совершенных с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, однако при этом необходимо учитывать, что не все из них являются преступлениями коррупционной направленности.

В 2010 г. существенно возросло количество выявленных правоохранительной системой преступлений, совершенных с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Так, в 2010 г. было расследовано 59 283преступления, анализируемого вида, что на 41,8 % больше, чем в 2009 г. Существенный рост данного показателя свидетельствует не столько об увеличении коррупционной преступности, а скорее об активизации работы правоохранительных органов по противодействию коррупции.

Прирост выявленных коррупционных преступлений происходит, в первую очередь, за счет таких противоправных деяний, как мошенничество и присвоение или растрата, совершенных с использованием служебного положения (ч. 3, 4 ст. 159 и ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ) – темп прироста 94,3% и 68,5%, а также служебный подлог (ст. 292 УК РФ) – 41,6%. В то же время снизилась результативность работы правоохранительной системы по выявлению наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Так, фактов взяточничества (ст. 290 и 291 УК РФ) в 2010 г. было выявлено на 8,6% меньше, чем в 2009 г.; коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) – на 7,5% меньше; легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (п. б. ч. 3, 4 ст. 174.1 УК РФ) – на 48,5% меньше; злоупотреблений должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – на 20,6% меньше, в сравнении с предыдущем годом.

Большинство преступлений коррупционной направленности выявляется органами внутренних дел (90%), на органы прокуратуры приходится – 4%, судебными приставами выявлено – 2%, остальные правоохранительные органы выявили до 1% преступлений, анализируемого вида. В суд в 2010 г. было направлено 48 486 уголовных дел (81,8% от общего числа расследованных), прекращено 8 374 дел (14,2%), приостановлено 3 895 (6,6%) уголовных дел. Установленный размер причиненного материального ущерба преступлениями, совершенными отмеченной категорией лиц, составил 7 751 078 000 рублей.

В структуре преступлений коррупционной направленности доминируют мошенничество, совершенное с использованием служебного положения (ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ) – 22% от всех выявленных коррупционных преступлений, служебный подлог (ст. 292 УК РФ) – 21,5%, присвоение или растрата, совершенные с использованием служебного положения (ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ) – 15,2%, получение взятки (ст. 290 УК РФ) – 11,2%, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – 7% (см. Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Структура коррупционной преступности в 2010 г.

 

Прежде всего, представляет интерес анализ тенденций таких «классических» проявлений коррупции, как получение взятки, дача взятки и коммерческий подкуп. По итогам 2010 г. выявлено 12 012 фактов взяточничества (на 8,6% меньше, чем в предыдущем году) и 1 569 коммерческого подкупа (на 7,5% меньше).

Наибольшее снижение выявленных фактов взяточничества наблюдается в Центральном и Приволжском федеральных округах, где было зарегистрировано на 17,3% и 11,8% меньше фактов взяточничества, чем в 2009 г. (см. Таблицу 1). Существенный прирост выявленных преступлений данного вида отмечается в Уральском федеральном округе (13,5%). Это позволило ему выйти в лидеры по такому показателю, как уровень взяточничества (количество преступлений в расчете на 100 000 человек населения), который равен – 10,3, в то время как средний общероссийский показатель – 8,5.

Таблица 1. Количество выявленных фактов взяточничества в России и федеральных округах Российской Федерации

(ранжирование по абсолютному показателю)

 

    2010 г. 2009 г.
    зарегистрировано абсолютный прирост относительный прирост в % уровень зарегистрировано уровень
  Россия   -1129 -8,6 8,5   9,2
  Центральный ФО   -664 -17,3 8,5   10,3
  Приволжский ФО   -325 -11,8 8,1   9,2
  Сибирский ФО   -80 -5,8 6,7   7,1
  Уральский ФО     13,5 10,3   9,1
  Южный ФО   -104 -8,2 8,5   9,2
  Северо-Западный ФО     6,3 7,7   7,3
  Северо-Кавказский ФО     6,5 3,6   3,4
  Дальневосточный ФО   -20 -6,1 4,8   5,0

 

Необходимо отметить, что снижение в России выявленных фактов взяточничества происходит за счет такого преступления, как дача взятки. Уменьшение выявленных фактов получения взятки не столь велико.

Так, в 2010 г. число зарегистрированных фактов получения взятки уменьшилось на 109 преступлений или на 1,4% (7 747 фактов в 2010 г. против 7 856 в 2009 г.). Для данного показателя характерны существенные отличия, применительно к различным регионам страны. С одной стороны, в 2010 г. рост числа выявленных фактов получения взятки отмечался в 45 субъектах Российской Федерации, в том числе в 27 регионах рост превысил 20%. С другой стороны, в 35 субъектах Российской Федерации зафиксировано снижение числа выявленных фактов получения взятки, при этом в 25 субъектах темпы сокращения числа зарегистрированных преступлений превысили 20%.

Статистические данные свидетельствуют об активизации борьбы с коррупцией в Уральском федеральном округе (прирост выявленных фактов взяточничества 41,1%, в сравнении с прошлым годом), а также в Северо-Кавказском (15,2%), Северо-Западном (9,5%) и Сибирском (7,2%) федеральных округах. В то время как в Центральном федеральном округе отмечается значительное снижение выявленных получений взятки (на 13,9% меньше, чем в 2009 г.), а также в Дальневосточном (-11,4 %), Приволжском (-9,2 %) и Южном (-7,8%) федеральных округах (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Количество выявленных фактов получения взятки в России и федеральных округах Российской Федерации

(ранжирование по приросту)

 

    2010 г. 2009 г.
    зарегистрировано абсолютный прирост относительный прирост в % уровень преступности зарегистрировано уровень преступности
  Россия   -109 -1,4 5,5   5,5
  Уральский ФО     41,1 8,0   5,7
  Северо-Кавказский ФО     15,2 2,7   2,4
  Северо-Западный ФО     9,5 4,1   3,8
  Сибирский ФО     7,2 5,2   4,8
  Южный ФО   -60 -7,8 5,2   5,6
  Приволжский ФО   -151 -9,2 5,0   5,5
  Дальневосточный ФО   -21 -11,4 2,5   2,8
  Центральный ФО   -341 -13,9 5,7   6,6

 

Из-за таких противоположных, взаимокомпенсирующих тенденций в различных регионах России в среднем по стране уровень получения взяток не изменился и равен, как и в предыдущем году – 5,5.

В 2010 г. существенно уменьшилось число выявленных фактов дачи взятки: на 1 020 преступлений или на 19,3% (4 265 фактов в 2010 г. против 5 285 в 2009 г.). Соответственно снизился и такой относительный показатель, как уровень дачи взяток: в 2010 г. – 3, в 2009 г. – 3,9. Рост числа выявленных фактов дачи взятки в 2010 г. отмечался в 32 субъектах Российской Федерации, в том числе в 23 регионах рост превысил 20%. Снижение числа выявленных фактов дачи взятки зафиксировано в 47 субъектах Российской Федерации, при этом в 36 субъектах Российской Федерации темпы сокращения числа зарегистрированных преступлений превысили 20%.[67]

Наибольшее снижение выявленных фактов дачи взяток наблюдается в Сибирском (33,5%) и Уральском (32,9%) федеральных округах. Незначительный прирост – в Северо-Западном федеральном округе (2,8%) (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Динамика числа выявленных фактов дачи взятки
в России и федеральных округах Российской Федерации

(ранжирование по приросту)

 

    2010 г. 2009 г.
    зарегистрировано абсолютный прирост относительный прирост в % уровень зарегистрировано уровень
  Россия   -1020 -19,3 3,0   3,7
  Северо-Западный ФО     2,8 3,6   3,5
  Дальневосточный ФО     0,7 2,3   2,2
  Южный ФО   -44 -9,0 3,3   3,6
  Северо-Кавказский ФО   -13 -14,0 0,9   1,0
  Приволжский ФО   -174 -15,6 3,1   3,7
  Центральный ФО   -323 -23,5 2,8   3,7
  Уральский ФО   -136 -32,9 2,3   3,4
  Сибирский ФО   -148 -33,5 1,5   2,3

 

Анализ судебной статистики позволил выявить, что за дачу взятки в России осуждается больше лиц, чем за получение взятки. Объясняется это тем, что при оценке результатов работы подразделений органов внутренних дел по противодействию коррупции учитывается в целом количество выявленных и расследованных фактов взяточничества, не разделяя при этом получение и дачу взятки. Исходя из этого, в некоторых регионах сотрудники органов внутренних дел концентрируют усилия на регистрации более легкого для выявления преступления (дача взятки), уделяя меньшее внимание противодействию получению взятки. В результате, учитывая, что факт получения взятки сложнее расследовать, собрать неопровержимые доказательства преступления и довести дело до обвинительного приговора, чем в случае дачи взятки,[68] судами осуждается больше взяткодателей, чем взяткополучателей (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Сведения о количестве лиц, осужденных в Российской Федерации

Date: 2015-07-17; view: 1846; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию