Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глобализация и средства массовой информации. Появление новых типов изданий в постсоветский период
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Глобализация в настоящее время рассматривается как процесс и как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей общей судьбы. Для исследователей СМИ многие проявления глобализации лежат на поверхности. Однотипная реклама в журналах разных стран и на разных языках, одинаковые телешоу, идущие хотя и на разных языках, но показывающие одинаково оформленные студии и похожих ведущих, мгновенный доступ к новостям из любой точки Земного шара, те же самые новости на разных телеканалах, музыка и кино, общие во всех странах. Явления различного порядка, но одинаковой природы заставляют осмысливать проявления глобализации в СМИ, воспринимая масс-медиа и как сферу, явно подверженную воздействию этих процессов, и как «агентов глобализации», и как основные ее движущие силы. Глобализация в России сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Еще в большей степени это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или специализированным, например медицинским, популярным изданиям. Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников. Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня – бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В России пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание. Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами. Существенные изменения происходят и в типологии телевидения, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосредоточено на сугубо местной аудитории. В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телекомпаниям. Глобализация существенным образом сказалась на развитии СМИ. Понятие «информация» в данном контексте используется в самом широком смысле и включает в себя как сведения о рынках, потребителях, налоговых системах, так и символы, образы, понятия, единые для всего человечества. Общедоступность этой символической среды в географическом и понятийном смысле и есть глобализация в сфере СМИ и массовой культуры. В условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий происходят существенные перемены в традиционных СМИ - в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, естественно, в содержании. Особенно легко коммуникативное воздействие осуществляется в Интернете. С появлением глобальной сети возникли принципиально новые СМИ - электронные газеты, которые имеют ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована. Современные СМИ не являются теперь массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной массовой аудитории. По причине множественности сообщений и источников склонность аудитории к самостоятельному выбору программ повышается. Аудитория, на которую нацелена программа, стремится выбирать «нужные, точечные» сообщения, углубляя свою сегментацию и обогащая индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации. Новые технологии заставляют журналистов овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Радио и тележурналисты могут произвольно манипулировать словами, образами и звуками в своих репортажах. В печатной прессе открывается цифровое манипулирование фотографиями. Появление новых типов изданий: Реформы резко изменили качественный и количественный состав отечественной журналистики. В руках российского государства остались следующие СМИ: печатные - «Российская газета» (орган правительства России), «Российские вести» (орган парламента), «Россия», электронные - телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс». Появились качественные и массовые, проправительственные и оппозиционные издания. Газеты и журналы отвечали практически любым потребностям читательской аудитории. В условиях глобальных экономических и политических реформ особое значение приобрела партийно-политическая печать. Уже в 1992 году в стране действовало более 150 политических партий и движений, выпускавших собственные печатные издания. К числу наиболее влиятельных можно отнести газеты «Демократическая Россия», «Речь» (партия народной свободы), «Гражданин» (кадетская демократическая партия). Активную политику в области печати проводила и либерально-демократическая партия (ЛДПР). Она выпускала такие газеты, как «Правда Жириновского», «Сокол», «Либерально-правовая газета» (Тамбов), «Елецкие вести» и др. Помимо политических активную роль играли издания, называвшие себя независимыми. Это «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Труд» и др. Кроме них большим читательским интересом пользовалась аграрная, женская и молодежная пресса. К аграрным изданиям относились газеты «Сельская жизнь», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России» и др. Среди новых женских газет можно назвать «Сударушку», «Москвичку», «Натали» (Петербург), «Женские игры» (Волгоград), «Аннхен» (Калининград). На детско-юношескую и молодежную аудиторию ориентировались «Детская деловая газета», «Школьная роман-газета», «Глагол» (Москва), «Контакт» (Калуга), «Честное слово» (Екатеринбург), «Сами» (Барнаул), «Юнкор Прибалтики» (Калининград). В 90-е годы пережила второе рождение религиозная пресса. Поборники православного христианства обращались к своим читателям на страницах «Семейной православной газеты» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли мои печали» (для заключенных), «Татьянин день» (для студентов). Возобновили выход некоторые дореволюционные церковные журналы, среди которых «Духовный христианин» и «Христианин», основанные, соответственно, в 1905 и 1906 годах. Наряду с развитием газетных изданий шло качественное улучшение и журналов. Подобно газетам, журналы стремились найти собственное место на газетно-журнальном рынке. Для этого им необходимо было улучшить не только тематическое содержание, но и поменять собственное мировоззрение. Место главного теоретического органа КПСС журнала «Коммунист» занимает «Свободная мысль». Журнал «Комсомольская жизнь» выходит под новым названием «Пульс». Философским проблемам посвящались журналы «Логос» и «Человек». Религиозные темы развивали журналы «Мир библии» и «Пробуждение». На российском информационном рынке теперь широко представлены не только отечественные, но и западные средства массовой информации. Немало известных зарубежных изданий имеют свой аналог на русском языке. Они оказывают значи- тельное влияние на нашу отечественную журналистику – и на формы вещания, подачи материалов, и даже на ее язык. 5. Интернет и другие виды СМИ: борьба и взаимодействие Взаимодействие ↓ ↓ Конкуренция(борьба) кооперация(сотрудничество) Влияние интернета на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. В качестве примера можно сослаться на владимирскую газету «Молва», имеющую тираж всего 8 тыс. экз., которая представлена электронной версией в Интернете и благодаря этому стала и общероссийской и, может быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, которую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета – открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Та же газета «Молва» имеет во Владимире магазин, где продаются картины местных художников, а в Интернете расположила на своем сайте репродукции этих картин, которые затем продаются виртуальным посетителям данного сайта. И этот бизнес развивается достаточно успешно. Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов. Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Slon.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами. Date: 2015-07-17; view: 1784; Нарушение авторских прав |