Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития и воспитания старших школьников





Старший школьный возраст – это период ранней юности, который характеризуется наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учеников этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности.
Что касается физического развития, у учеников этого возраста сглаживаются те противоречия и диспропорции, которые присущи подросткам. На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, которая обуславливается рядом специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определённые нравственные взгляды и принципы, которыми руководствуются юноши и девушки в своём поведении.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причём в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию. Замечено, что если ученик поставил перед собой определённую цель в учебной или общественной работе или же чётко определил свои жизненные планы, он, как правило, проявляет высокую целеустремлённость и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.
С этим связана и другая особенность старшеклассников, которая относится к работе над самовоспитанием. Если подростки в большинстве своём отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Под влиянием собственных целевых установок и мотивов юноши и девушки более требовательны к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Всё это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы и установки) в развитии личностных качеств старшеклассников.
Следует отметить, что в развитии и воспитании старшеклассников зачастую проявляется и такая трудность. Всё возрастающее материальное благосостояние людей, как и материальное расслоение в обществе, и стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учёбы своих детей приводит к тому, что старшеклассники привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность в суждениях, что в свою очередь не даёт им возможности понять неумеренность многих из их потребностей нецелесообразность их удовлетворения.
Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать всё ультрасовременное: ношение чрезмерно длинных волос, яркой окраски и необычного покроя одежды, режущие слух музыкальные произведения и т.д. На этом фоне у них обнаруживается неверное отношение к культуре.

Студенческая молодежь как социальная группа является разновидностью группы «молодежь». Из этого следует, что для нее присущи все характеристики молодежи, а также свои специфические черты. Во-первых, эта группа характеризуется определенным возрастом. С этой характеристикой тесно связаны и другие особенности молодежи. Вторая особенность данной социальной группы заключается в отсутствии у значительной части молодежи собственного социального положения, молодежь характеризуется при этом либо своим прошлым социальным статусом (социальным положением родителей), либо будущим статусом, связанным с обучением по профессии.

Специфические особенности молодежи заключаются также в ее социально-психологических свойствах, культурных особенностях, воспитании и др. Характерной чертой является то, что молодежь находится на стадии формирования жизненных ориентаций, интересов, поиска, овладения социальными ролями. В связи с этим молодежь является самой активной группой населения.

Численность студентов ежегодно увеличивается и в основном за счет студентов высших учебных заведений. Позиции исследователей по поводу места студенческой молодежи в обществе различны. Одни авторы считают студенчество частью интеллигенции (Изгоев А.С., Розанов В.В.), другие – своеобразной прединтеллигенцией (Лисовский В.Т., Иконникова С.Н.), третьи – рассматривает студенчество как определенную социальную прослойку (Ленин В.И., Олесич Н.Я.). Отдельные исследователи вообще отказывают студенчеству в его собственном месте в социальном статусе, рассматривая его лишь в качестве временного переходного социального образования (Семашко А.Н., Топчий Л.В.).

Бесспорно, однако, что студенчество играет важнейшую общественную роль. Являясь основным источником высококвалифицированных слоев общества, сегодняшняя студенческая молодежь призвана в дальнейшем решать основные проблемы российского общества во всех сферах его жизнедеятельности. Студенчество призвано впитывать в себя все достижения науки и культуры прошлого и настоящего, сохранять и развивать их.

Молодежь вообще и студенческая молодежь, как наиболее образованная ее часть, ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. Она играет особую роль в обществе, не замещаемую и не реализуемую никакой другой социально- демографической группой.

Из существенной значимости роли студенческой молодежи следует важность ее социальной активности, т.к. только осуществляя самостоятельную, сознательную деятельность, обусловленную собственными потребностями, можно достичь высокого профессионального и культурного уровня, решать стоящие перед обществом задачи и обеспечить дальнейшее сохранение и эффективное развитие общества. При этом не стоит забывать, что социальная активность студенческой молодежи может вызывать не только позитивные перемены в обществе, но и являться фактором социальной нестабильности.

Методика исследования социальной активности студенческой молодежи предполагает также оценку эффективности влияния на ее формирование различных субъектов.

Среди субъектов формирования социальной активности студенческой молодежи можно выделить: государство, общественные объединения, средства массовой информации, преподавателей и др.

Каждый субъект осуществляет формирование социальной активности студенческой молодежи в рамках своих функций и реализует взаимосвязанный комплекс мер, направленный на формирование активной осознанной деятельности студенческой молодежи, обусловленной её собственными потребностями, в интересах общества и различных социальных групп.

Формирование социальной активности студенческой молодежи может осуществляться также посредством самоорганизации. Студенческая молодежь является при этом одновременно объектом и субъектом.

Объектом в данном случае являются члены студенческой группы, управление которыми осуществляется посредством самоорганизации, создания определенных управляющих подсистем.

Как субъект студенческая молодежь представляет собой самоорганизующуюся группу, целью которой является совместное управление собственной деятельностью и реализация определенных задач. Примером могут служить студенческие самоуправления.

При измерении социальной активности необходимым является учет фактора, свидетельствующего о том, что деятельность не навязана извне, вызвана собственными потребностями индивида. Так, характер отношения индивида к деятельности может быть: позитивным, индифферентным или негативным. В результате получим следующие ситуации: отсутствие деятельности, сопряженное с позитивным, индифферентным или негативным отношением к ней; факт деятельности, сопряженный с негативным отношением к ней; факт деятельности, сопряженный с позитивным субъективным отношением к ней.

Рассмотрим способы исследования различных видов социальной активности студенческой молодежи.

Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида, направленной на получение знаний, умений и навыков. Источником познавательной активности является потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии и др.

Для того чтобы определить уровень познавательной активности студентов, необходимо выяснить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности. Для этого могут быть использованы объективные показатели, характеризующие факт деятельности и меру ее интенсивности, а также субъективные показатели, характеризующие значимость деятельности для индивида, обусловленность ее собственными потребностями, которая выражается в отношении к деятельности.

К объективным показателям познавательной активности студенческой молодежи относятся следующие: посещаемость занятий; уровень успеваемости; временные затраты на познавательную деятельность; чтение учебной и научной литературы (да/нет); посещение библиотек, интернет ресурсов образовательного направления, просмотр познавательных телепередач; уровень самостоятельности выполнения работ и т.д.

К субъективным показателям относятся: мотив поступления в вуз; уровень заинтересованности; оценка возможности использования полученных знаний и навыков; оценка степени влияния познавательной деятельности на достижение жизненных целей; планы относительно продолжения образования и т.д.

С учетом градаций возможных значений выбранных показателей, методика определения уровня познавательной активности может принять следующий вид:

- Высокий уровень познавательной активности – знание и навыки их приобретения являются основной целью. Наиболее выраженной потребностью личности является потребность в познании. Высокий уровень всех объективных показателей.

- Средний уровень познавательной активности - познание является средством достижение других целей, получение знаний не является первоочередной потребностью. Студент позитивно относится к познавательной деятельности, осознает ее важность для достижения жизненных целей. Успеваемость хорошая, обучению уделяет значительную часть времени. Осознает возможности и сферу использования полученных знаний. Существуют планы по поводу продолжения образования (получения второго высшего, обучение в аспирантуре и т.д.).

- Низкий уровень познавательной активности - знание не является основной ценностью, осознается лишь необходимость его получения. Важен скорей документ об образовании. Обучением занимается по мере необходимости, для сдачи экзаменов. Редкая заинтересованность предметом изучения. Представления об использовании полученных знаний смутные.

- Пассивность - отношение к познавательной деятельности негативное. Получение образования является препятствием, либо никак не влияют на достижение прочих целей. Временные затраты на обучение минимальны.

К объективным показателям социально-политической активности относятся следующие: участие в общественных и политических объединениях (политические партии, молодежные движения, студенческие сообщества и др.); участие в выборах; выполнение общественно полезной деятельности; проявление инициативности в общественной деятельности; временные затраты на социально-политическую деятельность и т.д.

К субъективным показателям относятся: отношение к социально-политической деятельности; осознание важности и значимости собственной социально-политической деятельности и т.д.

Уровень социально-политической активности при этом может быть

охарактеризован следующим образом:

- Высокий уровень социально-политической активности – студент регулярно занимается общественно полезной деятельностью, состоит в общественных объединениях, систематически участвует в работе собраний. Положительно относится к социально-политической деятельности, осознает ее важность, разделяет цели объединений, в которых участвует. Часто проявляет инициативу. Социально-политической деятельности уделяет значительную часть времени.

- Средний и низкий уровень социально-политической активности (в зависимости от степени выраженности критериев) – участие в общественно полезной деятельности несистематическое, собрания общественных объединений посещает редко, по необходимости. Инициативы не проявляет, либо проявляет редко. Преследует собственные цели, независимо от согласованности с целями группы.

- Пассивность - общественно полезной деятельности не выполняет, в общественных объединениях не участвует, либо по необходимости. Считает, что ничего в общественно-политической жизни изменить не способен. Трудовая деятельность может быть направлена как на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей.

Говоря о трудовой активности, следует принимать во внимание степень важности для индивида процесса и результатов труда. Деятельность, направленная исключительно на получение прибыли не будет свидетельствовать о заинтересованности человека процессом труда, может быть обусловлена внешними обстоятельствами и не иметь внутренней мотивации. Объективные показатели трудовой активности следующие: производительность труда; использование рабочего времени; состояние дисциплины труда; качество работы; освоение передовых приемов и методов труда; уровень квалификации и профессионального мастерства; участие в трудовых соревнованиях и т.д.

Субъективные показатели: удовлетворенность выполняемой работой; мотивы трудовой деятельности; отношение к деятельности коллектива и отдельным ее сторонам: к состоянию уровня организации и нормирования труда и внедрению передовых форм его организации, к оплате труда, уровню организации трудовых соревнований и т.д.; отношение к повышению квалификации и уровню образования и т.д.

Уровень трудовой активности охарактеризуем следующим образом:

- Высокий уровень трудовой активности - важен сам процесс труда, интересная творческая работа (самореализация в труде). Отношение к труду – положительное, работа в полную меру сил, систематическое проявление инициативы в труде.

- Средний уровень трудовой активности - заинтересованность в трудовой деятельности, однако большее значение имеют результаты труда (самореализация посредством труда). Значения объективных показателей при этом может являться таким же, как и при высоком уровне трудовой активности.

-Низкий уровень трудовой активности - основным являются результаты труда, в наибольшей степени материальное вознаграждение. Трудящиеся довольно безразличные в своем отношении к труду, лишь время от времени или изредка работают в полную меру сил, безынициативны.

- Пассивность - трудящиеся, негативно относящиеся к труду, не работающие в полную меру сил, не проявляющие никакой инициативы в работе.

Далее с помощью предложенных характеристик уровня отдельных видов социальной активности возможно определение уровня социальной активности в целом.

При этом стоит учитывать вес того или иного вида активности применительно к изучаемой группе.

 

 

Тема 3. Методика и технология формирования социальной активности школьника.

Date: 2015-07-17; view: 1004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию