Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития и воспитания младших школьников





Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. Не менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психики в познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга, совершенствование их нервной деятельности. Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В отечественной психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития.
Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причём при оценке поведения они происходят, главным образом, из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. Остро реагируя на недочёты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочётов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания.

Особенности развития и воспитания учеников среднего
школьного возраста (подростков). Подростковый возраст учеников обычно называют переходным, т.к. в этот период происходит переход от детства к юности. У учеников этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но ещё находящиеся в стадии становления и развития.
Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что даёт основание считать этот возраст в определённой мере трудным для воспитания.

В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению и общественным делам. На этой почве у них происходят срывы в учёбе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъёма энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют «ложный героизм»: тайком уходят из дома и устраивают «партизанские лагеря» в лесу, организуют самовольные «путешествия» в другие города и т.д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьёзно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Всё это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учёбе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотно соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил, с одной стороны, и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений, с другой стороны, должны составлять существенную особенность нравственного воспитания.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создаётся конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением коллектива, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться привлечь на свою сторону общественное мнение коллектива учеников.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, побуждают мечты о своём призвании в будущем. Подростки сопоставляют себя со своими сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочётах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это требует развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Date: 2015-07-17; view: 1968; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию