Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Формирование социально активной личности как психолого-педагогическая проблема





Основной целью воспитания личности в обществе является формирование личности, её всестороннее и гармоничное развитие. Но, чтобы успешно решать эту задачу, необходимо знать, как происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на её формирование. Напомним определения понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Под понятием «индивид» в основном понимаются физиолого-психологические особенности человека, которые отличают его от других людей (рост, принадлежность к полу, особенности характера и темперамента).

Личность – это понятие, которое обозначает совокупность устойчивых психологических, нравственных и моральных качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание личностных свойств человека, которые отличают его от других людей.

Теория развития личности начала разрабатываться в зарубежной и отечественной педагогике ещё в начале 20 в. Особенно значительный вклад в исследование этой проблемы такие выдающиеся отечественные педагоги как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а затем Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, В.А. Сухомлинский и др. И хотя потом вопросы развития личности стали углублённо разрабатываться в отечественной философии и психологии, это не исключало и не исключает необходимости педагогического аспекта в их исследовании и освещении.
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В самом деле, что такое личность как предмет воспитания? В каком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Попытаемся подойти к этим вопросам генетическим путём.

Прежде всего следует отметить, что в общем развитии человека две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит своё выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо.

Таким образом, человек, будучи биологическим существом, в процессе соей жизнедеятельности, вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Понятие же «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д., которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других – слабее. Встаёт вопрос: каковы же те признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности и по которым можно судить о мере личности в человеке?

С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Поэтому способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный отечественный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Выделяя критерии личности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. Вот почему, по мнению В.П. Тугаринова нельзя всех людей без исключения считать «личностями». В частности, не является личностью младенец, а также умалишённый.

Характеристика понятий личность и человек должна быть дополнена понятием индивидуальности. Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлённый человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придаёт им своеобразную красоту и неповторимость.
Такова сущность понятия «личность» и связанных с ним родственных научных категорий.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики имеет важное значение раскрытие сущности понятий «развитие» и «формирование» личности. Что же они означают? Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит придавать форму чему-нибудь устойчивость, законченность, определённый тип.
Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.


Понятие о внешних и внутренних факторах развития личности.

Указывая на важнейшие факторы развития личности и подчёркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды, воспитательных воздействий. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к социальной среде и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если ученик негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в прямо противоположном направлении, чем желает воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у ученика внутренне скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, в педагогике стали разделять на две группы - внешние и внутренние.
Влияние социальной среды и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные склонности и влечения человека, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий (социальной среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом воздействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование её активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Этот процесс по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растёт плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растёт. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает лишние ветви, т.е. создаёт необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его.
Само же саморазвитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием внешних воздействий социальной среды и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в её внутренней сфере (психологические переживания) и стимулируют её собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил в педагогике название персонификации воспитания (от лат. persona - личность, facere - делать). Персонификация не противоречит социализации как её антипод, а является внутренним механизмом её осуществления. То есть все внешние социализирующие личность факторы, в том числе воспитание, способствуют её развитию и формированию, только взаимодействуя с внутренними механизмами её собственной активности в работе над собой, а именно с её потребностями, интересами, убеждениями и т.д.

Понятие «социальная активность» является частным случаем понятия «активность», которое широко используется в различных областях знания. Активность можно рассматривать в двух аспектах. В первом активность характеризуется применительно к живой природе и общественной жизни, во втором – активность рассматривается как свойство всех материальных объектов и в неживой природе.

Второй подход представляется более правильным, поскольку активность характеризует способность материи к движению, изменению, развитию и является выражением ее сущности. Приняв во внимание свойство активности развиваться вместе с развитием материи, можно выделить элементарную активность в неживой природе, биологическую активность, социальную активность.

Единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности нет. Бесспорным, однако, является то, что сущность социальной активности не может быть определена вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Существуют различные мнения по поводу соотношения этих понятий, их можно разделить на следующие группы: социальная активность отождествляется с деятельностью; категория «социальная активность» шире категории «деятельность»; категория «социальная активность» уже категории «деятельность».

Социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Многие исследователи определяют социальную активность как социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности.

Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи.

Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, быть внутренне необходимой человеку, порождаемой его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.

Движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Отсюда, социальная активность – сознательная, самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение собственных потребностей личности и решение общественно значимых задач.

«Социальная активность - степень проявления сил, возможностей и способностей человека как члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто).

«Социальная активность - готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность» (Т. В. Тищенко).

«Неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями - это и есть социальная активность». (Л. Н. Жилина).

Важным является методологический вывод В.Г. Мордковича, согласно которому активность является существенным признаком субъекта, «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной деятельности человек должен быть охарактеризован как «носитель деятельности», т.е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней собственной потребности. Выполнение такой деятельности можно охарактеризовать категорией «социальная пассивность», которая является обратной категории «социальная активность».

Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности как трудовая, общественно-политическая и познавательная.

Говоря об измерении социальной активности и ее показателях, приходится иметь дело с субъективными оценками, поэтому отсутствует и четкая общепринятая система ее измерения. Более того, система показателей будет различной для разных видов деятельности и социальных групп.

Только при учете вышеперечисленных положений возможно дальнейшее построение методики конкретного практического исследования социальной активности, которая будет различной в каждом конкретном случае.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности на наш взгляд является определение, данное В. З. Коганом: «Социальная активность— это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека».

Ключевое слово в данном определении – «деятельность». Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность. Однако не любая деятельность может быть проявлением социальной активности. Добросовестный ученик, получающий только отличные отметки, не обязательно социально-активная личность. Социальная активность проявляется только в активной жизненной позиции.

Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. В образовательном процессе – это система ценностей. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в той или иной деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в деятельности, необходимо развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Таким образом, формируется активная жизненная позиция школьника, проявляющаяся в социальной активности.

Для формирования социальной активности обучающихся необходимы следующие условия:

1. Развитие самостоятельности, стимулирование активности обучающихся.

2. Развитие мотивации.

3. Включенность обучающегося в коллектив, организация совместной деятельности.

4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

5. Выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образовательной деятельности.

6. Создание благоприятного социального пространства.

7. Гуманистические отношения в коллективе.

Задача воспитания социальной активности как значимого качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными и общественными институтами. Социальная активность включается в дискурс повышения конкурентоспособности подрастающего поколения и рассматривается как фактор качества жизни. Социальная активность рассматривается как повышенное по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества.

 

 

Тема 2. Психолого-педагогические аспекты изучения социально активной личности

Ситуация развития современного общества определяет особое место проблемы ориентации школьников на социально значимые ценности: переоценка ценностей, изменение их иерархической системы. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление, новую аксиологическую парадигму образования и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности.

Анализ ситуации взросления современного школьника доказывает, что в конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и природном мире на основе усиления таких компонентов как прогнозирование, свобода выбора и эвристика. В этом социальном контексте особо значимыми являются проблемы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, в событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обостряют противоречия формирования личности. Ориентация школьников на социально значимые ценности призвана снять эти противоречия, порождающие дезориентацию.

В этом направлении ведутся социально_педагогические исследования ценностной ориентации молодежи (С.Г. Вершловский, Р.Г. Гурова, С.Ц.Иконникова, Л. Лесохина, А.А. Матуленис, М.Х. Титма, В.А.Ядов), профессиональной ориентации школьников (Н.А. Гейжан, А.Е. Голомшток, Л. Йовайша, Е.А. Климов, Н.Н. Чистякова), нравственной ориентации школьников (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.А. Вейт, Л.А. Высотина, К.А. Гавриловен, Д.М. Гришин, В.Е. Гурин, Л.И. Рувинский, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова), эстетической ориентации (М.А. Верб, Л.А. Волович, Е.В. Квятковский, Л.Н. Столович), ориентации на труд как ценность (А.В. Кыштымов, Г.Р. Нургалиева, В.С. Полехина, С.Н. Суворова), коллектив как ценность (И.С. Батракова), образование, познание как ценность (А.С. Тамулайтене_Тамулявичене).

Ориентации современных школьников на социально значимые ценности изучается и как необходимый аспект возрастного развития личности в онтогенезе (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн).

Ориентация личности на ценности рассматривается как предмет междисциплинарного изучения, как феномен, интегрирующий в себе аспекты ценностного освоения личностью окружающей действительности, преобразования субъекта в деятельности и общении, экстраполяции личности в будущее.

Как известно, личностное развитие человека несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Поэтому вполне естественно, что каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, развитие мыслительных способностей и памяти, наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более зрелые годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперёд в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, без учёта его возрастных возможностей.

Вопрос о необходимости учёта возрастных особенностей детей в процессе воспитания поставлен в педагогике давно и выдвигался, в частности, Я.А. Коменским, Ж-Ж Руссо, А.В. Дистервегом, Л.Н. Толстым и другими деятелями педагогической науки. Больше того, многие из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учёта природных особенностей развития ребёнка, хотя эта идея и интерпретировалась по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал ту мысль, чтобы в процессе воспитания учитывались те закономерности развития ребёнка, которые присущи природе человека, а именно: врождённое человеку стремление к знанию, труду, способность к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребёнок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание должно основываться на выявлении и развитии лучших природных черт и качеств детей. Однако все они сходились в одном, что нужно хорошо изучать ребёнка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учеников разных возрастов, а также студентов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом созревании, во-вторых, на совершенствовании их психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на формировании их поведения.

Date: 2015-07-17; view: 4324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию