Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Особенности формирования социально активной личности школьника в рамках различных видов учебной деятельности





Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определённой системы знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определённых профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство.
Однако образование нужно человеку не только в его практической жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, творческой самореализации личности. Перефразируя слова известного психолога Э. Фромма, можно сказать, что образование необходимо человеку, чтобы его иметь, а для того, чтобы быть, состояться как личность и жить достойно.

Эту свою человекообразующую функцию традиционное образование выполняло плохо. В последние годы стало особенно ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские и социально-психологические исследования фиксируют тенденцию понижения качества человека, особенно его нравственной устойчивости, устойчивости к выживаемости, культурному обустройству собственной жизни. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности ребёнка. Социально-педагогическая защита детства, гуманизация образования всё ещё остаются добрыми пожеланиями, которые не воплотились в достаточной степени в практике массовой школы, где по-прежнему преобладают технократические тенденции, которые, например, усиливаются работой по внедрению образовательных стандартов.
Вместе с тем, образно говоря, печальный опыт «окопной войны» с так называемыми «трудными» школьниками давно мог бы убедить, что «обойти личность, как-то безлично привить ей что-либо – значит по существу умерщвлять и убивать начало личности» (В,В, Зеньковский).

Инновационные процессы, возникшие в образовании в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, способствовали окончательному распаду унифицированной образовательной моносистемы, привели к автономности образовательных учреждений, разделению образовательных систем, разделению управления ими. В результате в образовании возникла ситуация, аналогичная той, которая описывается К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории». По Ясперсу, воспитание приходит в упадок, если исторически воспринятая целостность распадается в людях, которые в своей зрелости несут за неё ответственность. И тогда единственным выходом из создавшейся ситуации служит поиск таких целей, средств и методов воспитания, которые соответствуют изменившимся общественным условиям.

Известно, что новое не может возникнуть на пустом месте. Инновация предполагает не отрицание, а возвращение к лучшим образцам российского образования, создание новой педагогической культуры на основе её преемственности с идеями русской классической педагогики.
История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения отечественная педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления духовно-нравственных основ образования. (Это первоеположение).
«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность», - утверждал В.Г. Белинский. И далее: «воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы в последствии быть тем или другим, не переставая быть человеком» (В.Г. Белинский. О детских книгах // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., «Просвещение», 1974, с. 131).
Российские педагоги полагали, что самая главная общественная потребность, удовлетворить которую призвано образование, - это потребность в «истинных людях». Именно поэтому «и воспитание и образование неразделимы» (Л.Н. Толстой). «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» (Н.И. Пирогов).
Итак, в русской классической педагогике обозначена основная цель, которую необходимо рассматривать как исходную для образования, ориентированного на личность, - «образование людей».

Второе важное положение, на котором настаивает отечественная классическая педагогика, состоит в утверждении приоритета «внутреннего человека» над внешним. Образованный человек, согласно представлений отечественной классической педагогики, - это такой человек, у которого обширные знания сочетаются с почитанием истины и привычкой мыслить, верность убеждениям – с совестью и благородными чувствами, воля – с любовью и гражданственностью. Это человек, который отличается внутренней целостностью, фундамент которой составляют нравственные свойства личности.

Третье положение. Подчеркнём ещё одно положение отечественной педагогики, которое имеет значение для личностно-ориентированного образования. Оно состоит в необходимости поддержки детской индивидуальностикак важнейшего условия успешного образования и развития талантов и способностей российских граждан. Эту мысль мы находим и у В.Г. Белинского («каждый человек есть индивидуальная личность, которая может делаться и хуже и лучше – только по-своему, индивидуально»), и у К.Д. Ушинского, и у П.Ф. Каптерева и других педагогов 19 века. Таким образом, отечественной педагогикой завещана нам идея о том, что истинная гуманизация образования, его настоящий поворот к человеку происходит тогда, когда на передний план педагогической работы выдвигаются вопросы воспитания, духовного роста, нравственной жизни личности.

Социальная активность формируются во время уроков, во внеклассной и внеурочной деятельности. С этой целью в школе обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации обучающихся. В школе активно используются здоровьесберегающие технологии и технологии развивающего обучения, в частности, систему развивающего обучения (Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и др.).

В основе развивающего обучения лежит системно-деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности. Знания не даются в готовом виде. Обучение ведется в «зоне ближайшего развития детей», что способствует превращению ребенка в активного субъекта собственного учения. Урок в системе развивающего обучения предполагает постоянное обращение к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика, применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Обучение способствует внутреннему раскрепощению, делает ребенка внутренне свободным. Он должен обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к безопасной деятельности.

Система развивающего обучения способствует формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. То, что эта задача актуальна на сегодняшний день, не вызывает сомнений. Умение безопасно вести диалог в группе, паре, проявлять инициативу, высказывать свою мысль, умение найти нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач.

В системе развивающего обучения контроль результатов деятельности – это не только контроль усвоения знаний, умений и навыков. Успехи оцениваются по отношению к самому себе, а не в сравнении с достижениями других.

Система контроля предполагает поэтапный переход школьников к самоконтролю. Школьники учатся определять круг своих проблем, затруднений, имеют возможность, вернувшись к материалу, решить самостоятельно эти проблемы. Осуществление системно-деятельностного подхода требует изменений в работе учителя.

Личностно-ориентированное образование понимается как образование культурологического типа, которое открывает широкие возможности ценностно-смыслового развития учащихся, становления их субъективности и гуманно-педагогической поддержки личности в сложных условиях современной социокультурной ситуации.

Изменение ценностных ориентаций, заметное в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества – политике, экономике, науке, культурной полисфере. Оно обусловлено сменой цивилизаций, которая произошла на рубеже 20 и 21 веков. Век техники уступает место веку человека, и человечество ведёт поиск перехода от техногенной цивилизации 20 в. к антропогенной цивилизации будущего.

Для понимания характера образования 21 в. важно представить, на какого человека оно будет ориентировано. Иными словами эту мысль можно выразить так: каким будет культурно-воспитательный идеал 21 века? Культурно-воспитательный идеал должен основываться на сочетании общечеловеческих, национальных и индивидуальных качеств человека. И образование должно указывать путь человеку в антропогенное общество.

Бесспорно также и то, что в своём развитии образование должно ориентироваться на образ культуры 21 в. как среды, «растящей и питающей личность» (П. Флоренский), как «целостного явления, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения – народом, нацией» (Д. Лихачёв), как диалога и взаимопорождения прошлых, настоящих и будущих культур (М. Бахтин).
При этом нельзя не учитывать и такой особенности, как всё более широкое распространение и влияние на молодёжь так называемой массовой культуры, которая не имеет каких-либо национальных корней и способствует ослаблению, а иногда и разрушению культурных традиций.

Можно предположить, что взаимодействие общечеловеческой (классической), этнической и массовой культуры будет являть собой самую характерную черту культуры 21 в.

Переход к личностно-ориентированному образованию в образовательных учреждениях уже начался. Он поддерживается теоретическими разработками в сфере педагогической науки. В течение ряда лет отечественными педагогами разрабатывается, уточняется и апробируются в инновационных школах концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа.

По оценке специалистов «общее условие, которое сдерживает сейчас развитие образования, - это относительно низкий уровень культуры массовой школы. Массовая школа остаётся малокультурным, формально действующим учреждением, именно поэтому дети, пришедшие учиться, через некоторое время теряют интерес, то есть то главное, ради чего и стоит идти в школу!» (Н. Крылова).

Другие исследователи отмечают казарменный дух школы (И. Бестужев-Лада), авторитарность в отношениях учителей и учащихся (А. Адамский), отсутствие культурной среды, бездуховность, нигилистическое отношение к ценностям национальной культуры (Е. Белозерцев), подражательный характер школы, вследствие чего она не похожа ни на русскую, ни на иностранную (И. Гончаров).

Личностно-ориентированное образование возникло на теоретических основах гуманистической педагогической мысли. Идея ориентации на интересы личности и её свободное саморазвитие принадлежит к числу фундаментальных идей мировой педагогики. Однако теория и практика её реализации на Западе и в России имеет существенные различия. Личностная направленность образования, к примеру, в странах Западной Европы имеет чёткие практические цели, связанные, в основном, с учебной и профессиональной ориентацией учащихся. В отечественном же образовании она всегда связывалась с духовно-нравственной ориентацией личности, оказанием учащимся помощи в духовном саморазвитии.

Человек живет и развивается, вступая в определенные отношения с другими людьми. И именно общение создает предпосылки для работы человека над собой. Через отношение человека к человеку формируется отношение к действительности и самому себе.

Становление самосознания, то есть осознание самого себя в своих отношениях с окружающим миром, осознание себя как «Я» (чем я был, что я делал, кем я стал), характеризуется способностью самостоятельно, сознательно ставить перед собой цели деятельности и добиваться их. Но для этого в человеке должны быть сформированы хотя бы элементарные ценностные качества. Задача учителя, зная чего хочет человек, к чему стремится, а также ориентируясь на свои цели (конкретно-практические для данного момента, данного мероприятия, и перспективные, общие), организовать самоуправление, стараясь объединить в одном действующем классном «механизме» разные личности, индивидуальности.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление начинается с доверия. Ребенок должен ощущать сопричастность к решению школьных задач. У каждого должно быть собственное поле ответственности. Развитие самоуправления помогает почувствовать детям сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций, собственного «я». Продуктивнее это удается сделать через подвижные по составу группы, объединенные единой целью, интересом. При этом учитель должен спланировать четко деятельность воспитанников, просчитать заранее успешность «самоуправления», сыграть свою роль так, чтобы работа учащихся воспринималась ими как самостоятельная работа.

Самоуправление как метод воспитания социальной активности основывается на простой закономерности: развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового, на более высоком уровне. Творческая активность предполагает с одной стороны высвобождение из-под власти запретов, поиск новых инициатив, а с другой (что для педагогов самое ценное) – развитый самоконтроль, организованность, самодисциплину. Самоуправление развивается тогда, когда воспитанники оказываются в ситуации выбора. Принятие решения является ключевым мотивом группового действия. Чем ярче при этом выражена сфера интересов ребенка, тем быстрее развивается самоуправление.

Школьник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит существенную пользу другим. Причем, задачи, стоящие перед ним, должны быть достаточно серьезными, тогда мы не услышим «я не хочу», «я не могу», «завтра», а услышим короткий вопрос «когда?». С осознанием важности порученного дела возрастет ответственность, желание проявить себя, доказать самостоятельность. Дети сами распределят обязанности и сами спросят о выполнении поручения строже, чем сам учитель. При этом педагогу нельзя забывать о похвале, анализе хорошего, а потом плохого чуть-чуть, и тогда последует вопрос: «А что мы будем делать дальше?». Классный руководитель должен помогать ребятам, поддерживать их инициативу. Самое главное – видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. Осуществляемый процесс самоуправления предполагает последовательную смену состояний, которые обеспечивают перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую.

Собственный опыт личности, ее деятельность имеют решающее значение для формирования моральных качеств, нравственных чувств, привычки. Привычка активного поведения позволяет подростку не забывать главную формулу о том, что легко человеком родиться, но трудно Человеком стать. Педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.

Сейчас много различных систем воспитания, методов формирования активной личности, различных экспериментальных творческих программ, но при этом цель единая – модель выпускника современной школы, определяемая нормативными документами. Учащиеся, получившие среднее (полное) общее образование должны:

- обладать чувством социальной ответственности;

- быть интеллектуально развитыми, обладать высокой эрудицией, общей, духовной и профессиональной культурой, способностью реализовать себя в изменяющемся мире;

- владеть культурой интеллектуальной творческой деятельности;

- уметь находить свою «нишу» в системе социально-экономических отношений;

- обладать системой знаний о человеке, понимать роль нравственных обязанностей человека;

- обладать эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, волевыми качествами, ответственностью за порученное дело.

Самоуправление – эффективный метод формирования человека с социально значимой, активной позицией.

 

Date: 2015-07-17; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию