Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторный анализ статистик





 

Если значения прогнозируемого параметра зависят не от времени, а от каких-либо других факторов, то используется факторный статистический анализ. Обычно для этого с помощью ПЭВМ по известной статистике подбирается аппроксимирующая функция одной или многих переменных, которая и служит моделью для выработки прогноза. Рассмотрим эту процедуру на примере.

$ Пример.

Предприниматель реализует мороженое у станции метро. Он должен сделать заказ на следующую неделю с разбивкой по дням. Каждое утро заказанное количество товара завозится на его точки реализации. При неправильном заказе (прогнозе) в конце дня мороженого может не хватить – тогда имеет место упущенная выгода, либо часть его останется нереализованной; в таком случае возникнут проблемы с его хранением. Требуется выявить факторы, определяющие объем продаж, собрать статистику продаж и значений этих факторов, далее – разработать прогноз продаж мороженого на следующую неделю. Предполагается, что дело происходит в разгар лета.

 

Среди факторов, влияющих на объем продаж мороженого в это время, отобраны два наиболее существенных: температура воздуха и день недели. Отметим, что второй фактор имеет логический характер, что создает дополнительные трудности решения. Собранная за три недели статистика представлена в табл. 2.1. Будем считать, что к моменту оценки объема продаж известен прогноз погоды (температуры воздуха) на следующую неделю.

Подходов к решению этой задачи несколько. Рассмотрим сначала наиболее распространенный классический метод.

Для устранения влияния на температурную функцию продаж логической переменной – дня недели - рассчитаем коэффициенты приведения для каждого дня недели к среднедневной продаже (табл. 2.2). Затем с помощью этих коэффициентов пересчитаем исходные данные о продажах (получим приведенные фактические продажи, показанные в табл. 2.3 и на рис. 2.3). Аппроксимация этой зависимости прямой, описываемой уравнением Q = 4,1 to + 23,76, дает очень хорошие результаты (коэффициент корреляции 0,9). В табл. 2.3 даны также результаты расчетов продаж на основе полученной трендовой линейной зависимости. С использованием этой же модели можно спрогнозировать приведенные продажи на следующую неделю, а затем с помощью коэффициентов приведения пересчитать их в индивидуальные прогнозы на каждый день недели (табл. 2.4).

Значения коэффициентов а и в при линейной аппроксимации могут быть рассчитаны как на ПЭВМ, так и вручную по формулам:

Попытка связать объемы продаж только с температурой, игнорируя влияние на них дня недели, несостоятельна. Это наглядно подтверждает вид графика (см. рис. 2.2) и значение коэффициента корреляции.

Другой, менее точный подход к решению состоит в том, чтобы в единый статистический массив свести данные с понедельника по четверг без разделения их на дни недели. То же следует проделать с данными пятницы, субботы и воскресенья. Для каждого из массивов надо подобрать аппроксимирующую кривую зависимости объемов продаж от температуры и на ее основе делать прогноз.

При наличии большей, чем сейчас, статистики эту процедуру можно осуществлять отдельно для каждого дня недели, что упростит и сделает более точным решение этой задачи.

Таблица 2.1. Таблица 2.2

  День недели Первая неделя Вторая неделя Третья неделя   Среднее на день недели, кг Коэффициент приведения
Продажа, кг Темпера-тура воздуха, °С Прода-жа, кг Темпера-тура воздуха, °С Продажа, кг Темпера-тура воз-духа, °С  
ПН 32,5   84,5         60,66 0,580
ВТ               65,33 0,624
СР     32,5         37,50 0,358
ЧТ 33,7   31,5   58,5     41,23 0,394
ПТ     66,5         91,83 0,878
СБ               201,00 1,922
ВС 277,5   166,5         234,33 2,241
ИТОГО: 714,7   636,5   844,5     104,55 Среднее

 
 

Рис. 2.3. Графики зависимостей объема продаж от температуры воздуха

 

Таблица 2.3

Температура воздуха, °С Фактическая продажа, кг Приведенная фактическая продажа, кг Трендовое значение продажи, кг
  32,5   56,560413
    56,4 64,760667
    69,4 68,860793
  31,5 80,8 72,960920
  32,5 90,3 81,161174
  66,5 75,6 85,261300
  33,7 86,4 89,361427
      93,461554
    89,1 97,561681
    115,6 101,66180
  166,5 74,3 105,76193
    112,1 109,86206
    112,5 113,96218
    124,2 118,06231
    112,5 122,16244
  58,5   126,26256
    135,5 130,36269
    129,5 134,46282
  84,5 145,7 138,56294
    152,8 142,66307
  277,5 123,8 146,76320
Коэффициент корреляции   0,462   0,905  
Значение коэффициента а 4,10
Значение коэффициента в 23,76

 

Таблица 2.4

  День недели Прогноз температуры воздуха, °С Приведенный прогноз продажи, кг   Прогноз продажи, кг
ПН   81,16 47,0
ВТ   68,86 43,0
СР   60,66 21,7
ЧТ   52,46 20,7
ПТ   56,56 49,7
СБ   77,06 148,1
ВС   85,26 191,1
    ИТОГО: 521,3

 

Ошибка прогноза определяется как среднеквадратическое отклонение фактических продаж от величин, рассчитанных описанным выше способом для фактических значений параметров (t, день недели). Особенность этого расчета состоит в том, что здесь f = 2, так как прогноз продаж строится на прогнозе температуры воздуха. Обычно f = 1. Полученное значение ошибки s = 22,548.

@ Задачи.

 

1. Известна статистика продаж товара за первые 6 месяцев года (см. табл. ниже). Сегодня 1 июля. Спрогнозируйте продажи на последующие 4 месяца методами простого и скользящего среднего, методом экспоненциального сглаживания, если каждый месяц приносит новые данные о продажах, также показанные в таблице. Оцените погрешность прогноза каждым из методов. Постройте графики прогнозов всеми методами и график фактических продаж.

 

Месяц                    
Продажа, шт.                    

 

2. Решите задачу 1 с другими исходными данными (см. таблицы ниже). Дополнительно попробуйте подобрать аппроксимирующую кривую на интервале в десять месяцев на ПЭВМ с помощью пакета MS EXCEL. Сравните точность прогнозов разными способами.

а)

 

Месяц                    
Продажа, шт.                    

 

б)

 

Месяц                    
Продажа, шт.                    

 

3. Дайте для кафе обоснованный прогноз спроса на газированные напитки в бутылках на следующую неделю, основываясь на статистике продаж за прошедшие три недели и на прогнозе погоды на следующую неделю. Для расчета тенденции используйте пакет MS EXCEL. Постройте графики прогноза и фактических продаж.

 

Неделя День недели ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
  1-я Продажа, шт.              
Температура воздуха, °С              
  2-я Продажа, шт.              
Температура воздуха, °С              
  3-я Продажа, шт.              
Температура воздуха, °С              
4-я Прогноз температуры, °С              

 

Ответ. Уравнение аппроксимирующей прямой: Q = 97,8 + 1,24 t °

Прогноз продаж на будущую неделю:

             

 

 

Date: 2015-06-11; view: 2454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию