Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формообразование костюма и прогнозирование моды





Мода – очень чувствительный «инструмент» всех социальных перемен; вместе с тем это явление сложного психологического плана. Мода не может быть отнесена к одной категории определений (социальной, экономической, психологической); чтобы правильно оценить явление моды и дать ему определение, нужно рассмотреть его на разных уровнях и со всех точек зрения. Моду следует рассматривать на относительно большом историческом отрезке времени, тогда ее изменения кажутся регулярными; на протяжении же короткого периода изменения моды кажутся анархичными.

В относительно больших отрезках времени можно выделить два периода: один чисто исторический, другой так называемый памятный; для него характерна возможная память о модах, предшествующих моде данного сезона.

Регулярная издали и анархичная вблизи, мода располагает огромным диапазоном средств.

Мода относится именно к той категории явлений, которые подчас считают возникающими на основе случайных столкновений, не управляемых никакими рациональными доводами, Мода имеет определенные закономерности в своем развитии. Существуют периоды повторяемости некоторых элементов, на которые можно опираться при прогнозировании путей развития костюма.

Прогнозирование (предвидение) моды можно осуществлять отчасти как путем экспериментальных оценок, т. е. путем опроса различных групп людей о том, что им нравится или хотелось бы приобрести, так и при расчетах и сопоставлении многих факторов моды, с помощью которых можно определить дальнейшее развитие моды.

Видеть наперед то, что должно произойти, представляет собой способность переносить временную или пространственную последовательность элементов сообщения в будущее, исходя из прошлого.

Если повторения происходят регулярно, то они подводят нас к понятию ритма (пример – биение сердца, смена времен года, чередование волн и т. д.); в то же время беспорядочные повторения (отсутствие ритма) не вызывают ожидания, надежды, уверенности в повторении события. Таким образом, для прогнозирования моды важно выявить повторение какого-либо образа, формы или элемента костюма, позволяющее сделать предположение о дальнейшем его развитии. Следовательно, понятие периодичности связывается с завершенностью и предельной организацией формы. Организацию формы можно понять и выявить только через построение ее схемы; структура – это, обобщенное геометрическое построение формы костюма.



Однако все наши рассуждения касаются построения идеальных моделей информации и весьма условны, поэтому не следует думать, что в настоящее время можно - предсказать буквально конкретную модель будущего костюма. Можно определить лишь наиболее или наименее вероятное изменение этой формы, деталей, материалов и т. д.

Рис. 3.3.9. Эскиз модели Поля Пуаре, 1910 г.
Рис. 3.3.8. Графический рисунок модели по мотивам картины « Мадам Рекамье» Давида, 1800г.
Весьма важным обстоятельством при прогнозировании моды является социологический опрос на каждом этапе, поскольку он является корректировкой к предполагаемой моде. Без обратной связи в плане информации от потребителей не может быть ни достаточно точного прогноза, ни эффективного проектирования. Существует много различных методик опроса, которые помогают выявлять предпочтения в развитии тех или иных модных форм различными слоями населения.

Идея моды по-разному воспринимается различными слоями населения. Самые острые предложения подхватывает и развивает молодежь, более спокойно на них реагируют люди среднего и пожилого возраста, но реакция определенным образом происходит в зависимости от культуры, социального положения человека и других факторов. Наконец, существует консервативная часть населения, которая вначале резко отрицательно реагирует на моду и принимает ее отдельные предложения только через несколько лет. Утверждение модной формы большинством связано с подготовкой людей к восприятию новой формы; в этом смысле огромная роль принадлежит пропаганде ее идей до появления в продаже модных изделий. Однако, даже при быстром прохождении острых идей, на освоение их уходит не меньше 3 лет. С учетом всех этих факторов можно предусмотреть тенденции в развитии моды и использовать это на стадии проектирования.

Чрезвычайно важным этапом является начало работы. Именно здесь должны быть правильно определены тенденции и предпосылки развития моды. Первоначально решать этот вопрос нужно в узком кругу высококвалифицированных специалистов разных областей, например рабочей группой Эстетической комиссии, которая определяет не только основное направление моды, но и дает типы моделей, острые, классические и переходящие модели. На этом этапе очень важен прогноз, необходимо понять, как до появления отдельных форм в журналах проектировать форму, опираясь на закономерности развития формы в предшествующих периодах.

Рис. 3.3.11. Костюм 50-х гг. XX в.
Рис. 3.3.10. Костюм 1913г.
Степень аналогии с предшествующими костюмами, модой может быть различной. Например, через 42 года может возникнуть совпадение в ряде элементов, формы костюма, а через 6 лет – только повторится цветовая гамма, причем, когда мы говорим «повтор», то имеем в виду подобие общего построения формы или конструкции и образных характеристик,так как точного повторения образа в истории не бывает; более того, все слои системы костюма имеют свои циклы развития.



Любопытно с этой точки зрения рассмотреть некоторые примеры исторических аналогов с костюмом XX в., которые могут нам помочь при прогнозировании форм. На рис.3.3.8. и 3.3.9. представлены два костюма, один из которых (см. рис. 3.3.8) создан более чем на 100 лет раньше другого (см, рис. 3.3.9). У обеих моделей прямая форма, высокая линия талии, одинаковая степень прилегания к фигуре; плечи, и грудь фигуры остаются обнаженными. При этом образная трактовка костюмов различна, что обусловлено различными идеалами женской красоты в условиях разных социальных эпох.

Интересен с нашей точки зрения пример аналогов форм костюмов, показанных на рис.3.3.10. (1913 г.) и рис.3.3.11. (1952 г.). Здесь подобны не только силуэты, формы головных уборов, пропорциональные членения, но и. ритм движений фигуры.

Таким образом, видим, что аналоги существуют, причем степень аналогии может быть выявлена при сопоставлении признаков. Но нужно иметь в виду поведение каждого элемента в его развитии. Все это анализируется и закладывается в новую' структуру (на базе которой строится новая форма). Важно найти закономерный переход от предыдущей структуры к последующей и уловить изменения этих элементов.

На рис. 3.3.12 представлена геометрическая структура костюмов 1917–1989 гг., а на рис. 3.3.13 дан прогноз костюмов на 1987 г. в виде схемы структуры, в которой заключены варианты моделей, основные членения, положение линии талии, длины, тенденции линий, геометрия силуэтов и т. д. Здесь явно выражена форма, составленная из взаимодействующих прямоугольников (на этом рисунке дан анализ за предшествующие 5 лет).

Рис. 3.3.12. Геометрическая структура костюмов XX в.:

а - прямоугольная; б - овалообразная; в - трапециевидная

 

Чтобы понять, как складывается форма во времени, необходимо проанализировать и сопоставить формы исторических костюмов на протяжении достаточно длительного периода времени. На основе выявления геометрического своеобразия формы, степени напряженности ее элементов, пластического изгиба фигуры и других признаков исторические костюмы были классифицированы по типам и периодам.

Изучив закономерности изменения моды в течение длительного периода ее существования, возможно ее прогнозировать. Предвидение моды необходимо не только на стадии производства изделий, но и на стадии производства волокон, нитей, тканей, цикл изготовления которых должен начинаться за 2–3 года до появления в продаже готовых изделий.

Прогнозирование моды основано не только на наблюдении за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения.

Рис. 3.3.13. График изменения форм деталей костюма (а) и базовая форма костюма (б)- анализ за 5 лет (1983- 1987 гг.); 1 - длина юбки; 2 - длина рукава; 3- наличие воротника; 4 - наличие баски; 5 - положение линии талии; 6 - глубина проймы; 7 - линия плеч

 

Проведенные научные исследования в области принципов развития моды показали, что она подчиняется строгим законам и правилам.

Развитие геометрических форм костюма XX в. базировалось на трех из них – прямоугольной, треугольной (трапециевидной) и овальной (см. рис. 3.12), как на проекциях форм цилиндров, конусов и шарообразных поверхностей. Каждый период моды имел определенный набор этих форм, которые со временем трансформировались (рис. 3.3.14).

Если сравнивать между собой костюмы прошедших эпох, можно увидеть, что чередование рассматриваемых форм отражено в смене стилей костюмов Древнего Египта, Древней Греции (прямоугольник), средневековья (треугольник, трапеция), эпохи Возрождения (квадрат), стилей барокко, рококо (овал) и XX в. (прямоугольник).

В каждый период моды, как правило, развиваются две формы, сосуществуя, борясь и перекрещиваясь; но при этом всегда есть доминантная форма, которая подчиняет себе все остальные. Каждая из э тих форм одежды имеет свои периоды изменения ширины и длины.

Графические кривые, имеющие вид синусоид (рис. 3.3.15), дают представление о развитии трех основных форм. Ни одна из них полностью в любой период не исчезает, а лишь находится в моде в ограниченных пределах; она как бы зреет в недрах и на определенном этапе появляется обновленной.

На основе анализа развития формы одежды были зафиксированы следующие циклы ее изменения в годах: 100, 72, 48, 36, 24, 12, 6 и 3. Наиболее ощутимы 12-, 6- и 3-летние циклы смены форм, которые могут быть названы модными.

 

 

 

Рис. 3.3.14. График изменения длины изделий с 1900 по 1975гг.

 

 

Рис. 3.3.15. График развития трех геометрических элементов формы: прямоугольника (- - -); трапеции (-.-.-); овала (-----)

Рис.3.3.16. График изменения длины изделий с 1900 по 1975гг.
Циклы, охватывающие большие периоды времени и отражающие крупные события в экономической или общественной сфере, характеризуют формы современные. Такие же закономерности имеют и параметры длины изделия, отраженные на рис.3.3.16.

Частые смены форм касаются лишь внешних, признаков костюма, таких как фактура, цвет ткани, линии, декор и др., которые принято называть мобильными элементами. Структурные, или стабильные, элементы (включая структуру ткани, а также общую геометрическую форму изделия, пропорциональные соотношения его частей, метрические параметры) более устойчивы, они не подвержены столь частым и острым сменам моды, что дает возможность более глубоко изучить костюм и выявить его существенные признаки.

Однако мобильные элементы играют весьма существенную роль в общем изменении формы костюма; они, развиваясь, в конечном итоге разрушают старую форму и подготовляют принципиальные ее изменения. Например, вначале форма имеет чистые линии, они подчеркиваются конструкцией, затем она начинает развиваться за счет увеличения декоративных отделок, фурнитуры, орнамента, усложнения линий и т. д., что приводит к ее разрушению.

Острые предложения моды являются своего рода отрицанием более устойчивых форм, которые, по существу, составляют багаж культурного достояния данного периода.

 

Вопросы и задания

1. Раскройте понятия «мода» и «гармония».

2. Какие этапы в развитии костюма XX в. можно выделить в соответствии с этапами развития архитектуры?

3. Попробуйте найти форму будущего модного костюма на основе «синусоиды моды».

4. Что такое мобильные и стабильные элементы моды и, какую роль они играют в формообразовании костюма?

5. На чем основано прогнозирование моды?

 

 









Date: 2015-07-17; view: 1367; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию