Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Надеюсь, что каждый, кто возьмется за чтение этой книги, уже будет иметь некоторое представление о том





Надеюсь, что каждый, кто возьмется за чтение этой книги, уже будет иметь некоторое представление о том, что такое Письма Махатм. Это собрание Писем, адресованных практически только м-ру А. П. Синнетту, заботливо им сохраненных и опубликованных под названием "Письма Махатмы А. П. Синнетту", является одним из самых замечательных произведений теософской литературы. К сожалению, все издания Писем (за крайне редкими исключениями) отражают только одну сторону этой переписки. Но при серьезном изучении этой книги можно открыть для себя и другую сторону, содержащуюся в самом тексте этих Писем.

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов об авторах этих Писем и о понятии Махатмы в целом. В статье Е. П. Блаватской "Махатмы и Чела", впервые опубликованной в журнале "Теософ" за июль 1884 г., а впоследствии помещенной в томе VI "Собрания Сочинений Е. П. Блаватской" под редакцией Бориса Циркова (стр. 239–41), о Них сказано следующее:

"Махатма – это человек, который благодаря особому обучению и подготовке развил в себе высшие способности и обрел то духовное знание, которое обычные люди смогут приобрести, только пройдя через бесчисленное множество перерождений в ходе космической эволюции, которая в то же время не позволит им получить это знание преждевременно, в нарушение законов Природы..."

В письме, адресованном одному из друзей (от 1 июля 1890 г.) и опубликованном в журнале "Теософ" за сентябрь 1851 г., Е. П. Блаватская добавила: "Их знания и опыт – огромны, а их личная жизнь исполнена величия святости, и все же они – смертные люди, и им не по тысяче лет, как полагают некоторые".

Однажды, когда писатель Чарльз Джонстон в разговоре с госпожой Блаватской задал вопрос о возрасте ее Учителя, она ответила: "Дорогой мой, я не смогу ответить точно, потому что сама этого не знаю. Но вот что я Вам могу сказать. Когда я впервые встретилась с Ним, мне было двадцать... Он был в то время в самом расцвете лет. Сегодня я уже пожилая женщина, а он не постарел ни на один день и все также пребывает в расцвете лет. Вот все, что мне известно. Выводы делайте сами".

М-р Джонстон, однако, продолжал расспрашивать ее, и на вопрос, не открыли ли Махатмы эликсир жизни, она ответила; "Это вовсе не сказка. Это только занавес, скрывающий истинный оккультный процесс, задерживающий старение и разрушение физического тела на такой длительный срок, что я даже и говорить не хочу, какой именно, ибо Вам это покажется невероятным. А секрет вот в чем: для каждого человека рано или поздно наступает критический период приближения к смерти, и если к этому времени он уже успел растратить свои жизненные силы, он обречен; но если он жил в согласии с законом, он может счастливо миновать этот период и продолжать жить в одном и том же теле практически вечно"[1].

Анни Безант в статье "Кто Они – Учителя?" ("Теософ", февраль 1939) комментирует:

"Это люди, эволюционировавшие в течение прошлых столетий, прошедшие через сотни жизней, подобных нашим собственным. В прошлом они жили, любили, трудились и действовали так же, как живем, любим, трудимся и действуем сейчас мы. Они – кровь от крови и плоть от плоти нашей; они – тоже часть нашего человечества и ничем от нас не отличаются, кроме, пожалуй, того, что они старше и мудрее нас. Они не равнодушные Боги, пребывающие на отдаленных небесах. Они – земные люди, победившие смерть и достигшие бессмертия".

Каждый, кто знаком с Письмами, знает, что сами Махатмы подтверждают тот факт, что они люди, а не боги. Однако нельзя не заметить, что они – больше, чем люди (в обычном смысле этого слова).

Большинство Писем подписаны Махатмой Кут Хуми, его подпись обычно перелается инициалами "К.Х.". Кашмирский брамин по рождению[2], во время переписки он исповедовал буддизм. В одном из первых писем он называет себя "Цис и Транс-Гималайским* пещерником".[3] Он много путешествовал, чаще всего –верхом, хотя, по крайней мере один раз, как мы узнаем позже, пользовался и общественным транспортом.

Кут Хуми – это мистическое имя, которым он велел Е.П.Б. представить себя в переписке с м-ром Синнеттом[4].

Возможно, его настоящее имя – Ниси Канта Чаттопадхьяя, поскольку, похоже, что под этим именем он обучался по крайней мере в одном европейском университете[5]. Он бегло говорил по-английски и по-французски; Махатма М. называл его любя "мой офранцузившийся К.Х."

Одно время, в силу обстоятельств, о которых мы расскажем позднее, Махатма М. взял переписку на себя. Он тоже подписывался только инициалами. "По рождению он – раджпут, говорила Е.П.Б., – представитель древней расы воинов, обитающей в индийской пустыне, самой благородной и мужественной нации в мире".

Он был "огромного роста, великолепно сложен; чудесный образец мужской красоты"[6]. Махатма К.Х. шутливо называл его "мой дородный брат"[7]. Сам он не очень хорошо владел английским и потому говорил, что пользуется словами и фразами "лежащими бесполезным грузом в мозгу моего друга", имея в виду, конечно же, мозг Махатмы К.Х.

Надо полагать, что взявший в руки эту книгу уже будет кое-что знать в общих чертах о Теософском Обществе. Однако имеет смысл воскресить в памяти несколько фактов, чтобы представить всю историю в целом и придать ей исторически достоверную канву.

Широко известен факт основания самого Теософского Общества в Нью-Йорке. У его истоков стояло несколько личностей, но наиболее важной была роль Е. П. Блаватской (обычно упоминается как Е.П.Б.) – русской женщины благородного происхождения и первой русской женщины, принявшей гражданство Соединенных Штатов; полковника Генри Стила Олкотта, ветерана Гражданской войны, коренного американца, насколько это вообще возможно, – его предок Томас Олкотт прибыл в Нью-Йорк вместе с пуританами между 1632 и 1636 гг.[8]; молодого нью-йоркского юриста Уильяма К. Джаджа, личность которого впоследствии оказала большое влияние на судьбу Общества. Кроме них в создании Общества участвовали еще четырнадцать человек. Организационные собрания завершились, наконец, 17 ноября 1875 года оглашением Учредительного Обращения Президентом-основателем полковником Олкоттом.

О том, как встретились полковник Олкотт и Е.П.Б., чтобы совместно взяться за реализацию этого более чем сомнительного предприятия – заключавшегося, по сути дела, в изучении миров, лежащих за пределами физического, и в приобщении Запада к метафизике Востока, – повествуется в первой главе "Страниц старого Дневника" – замечательных мемуаров полковника Олкотта[9].

Самое лучшее, что можно посоветовать целеустремленному ученику, – это прочитать все шесть томов этих мемуаров, чтобы из первых уст услышать подробный рассказ обо всех важнейших событиях, происшедших со дня Учредительного собрания до декабря 1905 г. (когда до смерти полковника Олкотта оставалось чуть более года).

События первых трех лет существования Общества практически не отражены в этой книге, за исключением разве что тех, которые подчеркивали особенности характеров его основателей. По словам Олкотта, это были "... три года борьбы; преодоления препятствий; частично разрабатываемых общих программ; литературных трудов; дезертирства друзей; столкновений с противниками; построения прочного фундамента для структуры, которая со временем должна была объединить целые народы, о чем, правда, в то время мы даже не подозревали"[10].

В первый же год деятельности Общества в Индии начинается та переписка, которой посвященаэта книга. И наиболее важную роль в этом сыграло знакомство с. м-ром Альфредом Перси Синнеттом, редактором Аллахабадской газеты "Пионер", ведущим англо-индийским журналистом, а также еще с одним англичанином – м-ром Алланом О. Хьюмом, членом правительства и знаменитым орнитологом, создавшим у себя дома в Симле впечатляющий орнитологический музей.

К этому году относится и еще одна историческая веха – основание журнала "Теософ", с которым впоследствии сотрудничали сами Махатмы, особенно Махатма Кут Хуми. Первый номер журнала вышел в свет 1 октября 1879 г., и уже с четвертого номера журнал начал давать прибыль. "Конечно, она была небольшой, – писал Полковник, – однако в целом – достаточной для того, чтобы дать нам довольно много тысяч рупий для нужд Общества в дополнение к нашей собственной, бесплатной работе"[11].

Не менее важным событием того решающего года было появление Дамодара К. Маваланкара[12], выходца из богатой индийской семьи, получившего прекрасное образование на английском языке и фактически отказавшегося от своей касты ради служения делу Теософского Общества. Он вступил в Общество в июле 1879 г., а в сентябре вошел в состав его правления.

Дамодара называют одним из "главных архитекторов" Теософского Общества. "Его самоотверженная преданность делу, а также своим старшим коллегам и вышестоящим членам Общества снискала ему любовь и непреходящее восхищение с их стороны; ему приходилось также разделять с ними все испытания, выпадающие на долю самоотверженных пионеров"[13].

Полковник Олкотт писал о том, как Дамодар "... со всей душой отдался работе, проявив при этом непревзойденную преданность. Хрупкий, как девушка, он, тем не менее, часами мог работать за своим письменным столом, а иногда целыми ночами, пока я, наконец, не заставал его за этим занятием и не отправлял в постель. Ни один ребенок, пожалуй, не слушался так беспрекословно своих родителей, ни один воспитанник не был так бескорыстен в любви к своей няне, как он – в своей любви к Е.П.Б., – каждое ее слово было для него законом; каждый ее каприз – неоспоримым приказом, выполнить который он был готов даже ценой своей собственной жизни".

В детстве во время тяжелой болезни Дамодару "привиделся добрый мудрец, который приблизился к нему, взял его за руку и сказал, что он не умрет, так как его жизнь еще потребуется ему для очень важной работы. После встречи с Е.П.Б. его внутреннее зрение начало постепенно проясняться, и Дамодар узнал явившегося к нему в тот тяжелый момент в детстве мудреца в Учителе К.Х. Это окончательно укрепило его преданность нашему делу и сделало его учеником Е.П.Б. Лично я всегда безусловно верил в него, восхищался им и уважал; он защищал меня в мое отсутствие от нападок со стороны общественного мнения и отдельных личностей и относился ко мне как сын к своему отцу.

Я всегда вспоминаю о нем с уважением и любовью"[14].

В этой истории принимали участие и многие другие личности, с некоторыми из них основатели познакомились уже в самые первые дни своего пребывания в Индии. Они будут появляться на сцене, оставаться на ней какое-то время и затем – исчезать, оказав свое благотворное, или, напротив, вредоносное влияние на ход событий. Они интересны сами по себе как dramatis personae [15], но кроме этого – они интересны еще и как причудливая и любопытная коллекция человеческих характеров, неизбежно встречающаяся как в вымышленных рассказах, так и в исторических повествованиях. Сам полковник Олкотт так сформулировал эту мысль в конце первого года пребывания в Индии: "Перелистывая страницы своего дневника за 1879 год и вспоминая то, как в нашу жизнь входили наши испытанные и зачастую знаменитые коллеги, не могу отделаться от мысли, что наблюдаю за выходом на сцену актеров в пьесе и их возвращением за кулисы; и наиболее поучительным при этом является анализ причин, приведших их в Общество, а также причин, так часто побуждавших их покинуть его"[16].

_____________

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ*

Autobiography – Автобиография Альфреда Перси Синнетта (неопубликованная).

CW – Собрание Сочинений Е. П. Блаватской, под ред. Бориса Циркова; тома I–XI, Адьяр, Уитон: Теософское издательство.

Damodar – Свен Эк, Дамодар и Пионеры Теософского Движения, Адьяр: Теософское издательство, 1965.

Daylight – Говард Мэрфет, Когда наступает день – Биография Елены Петровны Блаватской, Уитон: Теософское издательство, 1975.

Early Days – А. П. Синнетт, Первые дни Теософии в Европе, – Лондон: Теософское издательство, 1922.

Guide – Джордж Э. Линтон, Вирджиния Хансон, Путеводитель по Письмам Махатм для читателей. Адьяр: Теософское издательство, 1972.

Guest – Франческа Арундале, Мой гостьЕ. П. Блаватская. Адьяр: Теософское издательство, 1932.

Hammer – Говарда Мэрфета. Молот на горе. Жизнь Генри Стила Олкотта, Уитон: Теософское издательство, 1972.

LBC – Письма Е. П. Блаватской А. П. Синнетту. Под ред. А. Тревора Баркера. Лондон: Т. Fisher Unwin Ltd., 1925; Факсимильное издание. Пасадена: Издание Теософского Университета, 1973.

LMW – Письма Владык Мудрости. Первая и Вторая Серия. Под ред. И. Джинараджадасы. Адьяр: Теософское издательство, 1973.

ML* – Письма Махатмы А. П. Синнетту. Под ред. А. Тревора Баркера. Лондон: Райдер и К, 1923; Адьяр: Теософское издательство, 1962, 3-е изд.

MTL – Джеффри А. Барборка, Махатмы и их Письма. Адьяр: Теософское издательство, 1973.

ODL – Генри Стил Олкотт, Страницы старого Дневника. В 6-ти томах. Адьяр: Теософское издательство, 1949.

OW – А. П. Синнетт, Оккультный Мир. Лондон: Адьяр: Теософское издательство. Все ссылки на эту книгу приводятся по 9-му изданию 1969 г., содержащему дополнительный материал, отсутствующий в первом издании 1881 г.

ReminiscencesК. Вахтмейстер, Воспоминания о Е. П. Блаватской и "Тайной Доктрине". Уитон: Адьяр: Теософское издательство, 1976.

"Report" – Франц Гартманн, Отчет о наблюдениях, сделанных в течение девятимесячного пребывания в Штаб-Квартире Теософского Общества, Мадрас: Грэйвз, Куксон и К°., 1884. (Название заключено в кавычки для того, чтобы не путать этот Отчет с Отчетом Общества Психических Исследований).

SH – Джозефина Рэнсом, Краткая история Теософского Общества. Адьяр: Теософское издательство, 1938.

Theosophy – Ч. У. Ледбитер, Как я стал теософом. Адьяр: Теософское издательство, 1930, 1975.

_____________

Date: 2015-07-17; view: 936; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию