Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Холлингхерст А. Линия красоты. РоманСтр 1 из 134Следующая ⇒
Алан Холлингхёрст Линия красоты
Холлингхерст А. Линия красоты. Роман
Посвящается Фрэнсису Уиндэму
С благодарной памятью о гостеприимстве Яддо, где была написана часть этого романа. А. X.
– Что ты знаешь об этом деле? – спросил Король. – Ничего, – ответила Алиса. – Совсем ничего? – настойчиво допытывался Король. – Совсем ничего, – повторила Алиса. – Это очень важно, – произнес Король, поворачиваясь к присяжным. Они кинулись писать, но тут вмешался Белый Кролик. – Ваше Величество хочет, конечно, сказать: неважно, – произнес он почтительно. Однако при этом он хмурился и подавал Королю знаки. – Ну да, – поспешно сказал Король. – Я именно это и хотел сказать. Неважно! Конечно, неважно! – И забормотал вполголоса, словно примериваясь, что лучше звучит: – Важно – неважно… важно – неважно… «Приключения Алисы в Стране Чудес», глава 12 (Перевод Н. Демуровой)
Аккорд любви (1983 год)
Книга Питера Краудера о выборах уже продавалась в магазинах. Называлась она «Обвал», и изобретательные декораторы «Диллона» оформили витрину с намеком на это стихийное бедствие: по крутому склону из раззолоченных переплетов съезжала к покупателям сияющая миссис Тэтчер. Ник остановился у витрины, постоял, вошел внутрь, чтобы посмотреть книгу. Питера Краудера он видел один раз и кое‑что о нем слышал: одни называли его бульварным писакой, другие – Свирепым Аналитиком, и сейчас, листая книгу, Ник неуверенно улыбался, пытаясь понять, какое из определений ближе к истине. Со дня выборов и двух месяцев не прошло, а книга уже на прилавках, – пожалуй, серьезному аналитику такая торопливость не к лицу. Да и в стиле чувствуется какая‑то разухабистость. Что же до свирепости, всю ее Краудер приберег для описания неудач оппозиции. Фотографии Ник рассматривал внимательно, но Джеральда нашел только на одной – на групповом снимке «новых членов парламента от Консервативной партии», на котором мистеру Феддену хватило ловкости (или наглости) пролезть в первый ряд. Он улыбался и смотрел прямо в объектив так, словно уже сидел на передней скамье. Широкая улыбка, белый воротничок темной рубашки, пухлый носовой платок, уголком торчащий из нагрудного кармана, – все говорило о том, что этот человек намерен остаться в памяти избирателей. Однако в тексте он упоминался только дважды: один раз – как «завсегдатай светских приемов», и второй – как один из «той, увы, ничтожно малой части тори», которая, «как Джеральд Федден, новый депутат от Барвика», прошла через публичную школу и Оксбридж. Пожав плечами, Ник вышел из магазина – и уже на улице ощутил запоздалую гордость: надо же, он знаком с человеком, о котором написали в книге! Сегодня в восемь он шел на свидание вслепую и весь душный августовский день провел на нервах, то изнывая от волнения, то позволяя себе передышку в прохладном ветерке эротических грез. Говоря точнее, свидание было не такое уж «слепое». – Скорее, сильно близорукое, – заметила Кэтрин Федден, когда Ник показал ей фотографию и письмо. Внешность парня по имени Лео ей приглянулась. – Мой тип, – сказала она. А вот почерк, резкий и нетерпеливый, заставил призадуматься. Как раз недавно Кэтрин прочла книгу под названием «Графология: читаем мысли по бумаге», полную драматических поворотов и зловещих предупреждений: «Гений или безумец?», «Милашка или психопат?»… – Смотри‑ка, дорогой, какие высокие заглавные буквы, – говорила она, разглядывая письмо. – По‑моему, он эгоист. – А может, просто энергичный и сексуальный? – с надеждой спрашивал Ник. Кэтрин значительно качала головой, и оба, поджав губы, снова устремляли взор в дешевый листик голубенькой писчей бумаги. Получив письмо от незнакомца, Ник был обрадован, даже тронут. Однако, правду сказать, сам текст особых надежд не внушал. «Ник! Получил твое письмо. Живу в Уиллсдене (Лондон, Брент). Можем встретиться, поговорить. Напиши, когда, где» – и подпись с огромной, на полстраницы размахнувшейся буквой Л. В большой белый особняк Федденов в Ноттинг‑Хилле Ник переехал несколько недель назад. Жил он в комнате под самой крышей, на «детском» этаже, еще хранящем аромат подростковых тайн и проказ. В одном конце коридора – комната Тоби, в другом – комната Кэтрин, а Ник как раз посередине: братьев и сестер у него не было, и он с легкостью воображал себя третьим, потерянным и найденным, ребенком в этой семье. Впервые его привез сюда Тоби на каникулы – так начались лондонские «сезоны» Ника, долгие волнующие побеги прочь от собственного, далеко не столь богатого и знаменитого семейства, краткие секунды восторга, когда удавалось увидеть Тоби полуодетым. Сам Тоби, должно быть, так и не понимал, почему они с Ником стали друзьями, – просто принимал это как данность. После Оксфорда он почти не бывал дома, а приятеля своего передал с рук на руки гостеприимным родителям и младшей сестре. Так Ник стал другом семьи. И было в нем что‑то (он сам как следует не понимал что – может быть, серьезность или скромная, застенчивая вежливость), отчего они сочли, что ему можно доверить дом. А когда Джеральд победил на выборах в Барвике, родном городе Ника, вся семья решила, что более красноречивого совпадения и желать нельзя. Джеральд и Рэйчел отдыхали во Франции, и Ник уже не раз ловил себя на том, что почти со страхом ждет их возвращения в конце месяца. По утрам приходила экономка, готовила еду на весь день; время от времени забегала секретарша Джеральда с солнечными очками на макушке, забирала внушительные стопки почты. Слуга мистер Дюк («Его светлость» – прозвали его в семье), на все руки мастер, постоянно что‑то чистил или чинил в разных углах особняка; обычно его и видно не было. О присутствии садовника напоминало только жужжание газонокосилки за открытым окном. Ник был здесь один – ну, почти один, – и так легко было вообразить себя хозяином этого дома! Он любил возвращаться в этот дом на Кенсингтон‑Парк‑Гарденс ранним вечером, когда широкая улица еще залита солнцем и дома по обеим ее сторонам взирают друг на друга с ленивой благосклонностью богатых соседей. Любил отпереть зеленую парадную дверь, войти, запереть ее за собой на все три замка – и ощутить тишину и надежность своего убежища. Любил и столовую с винно‑красными стенами, и просторную гостиную на втором этаже, и приоткрытые двери белых спален – на третьем. Первый пролет лестницы, выходящей в холл, – из камня, второй и третий – из потемневшего от времени дуба, и, когда поднимаешься, ступеньки чуть скрипят под ногами. Ник представлял себе, как ведет кого‑нибудь наверх, показывает дом новому другу, хотя бы этому Лео, так, как будто дом его собственный или однажды перейдет к нему во владение: картины, фарфор, изящно округленная французская мебель, столь отличная от той, к которой он привык в детстве. Но сопровождали его лишь отражения в темном полированном дереве, смутные, как тени. Он изучил весь дом – от высоких застекленных шкафов на чердаке до подвала, сумрачного музея, который Джеральд называл залом славы. Над камином в гостиной расположилось полотно Гуарди, «венецианское каприччо» в тяжелой золотой раме со множеством завитушек, а напротив – два зеркала, тоже в позолоченных рамах. Подобно своему кумиру Генри Джеймсу, Ник полагал, что «позолоту как‑нибудь выдержит». Иногда приезжал Тоби, тогда в гостиной гремела музыка, в отцовском кабинете в задней части дома раздавались телефонные звонки во все части света и витал аромат джина с тоником – не из протеста против родительской власти, а в подражание свободным нравам старших. Потом Тоби спускался в сад, на ходу нетерпеливо скидывая рубашку, располагался на скамье и углублялся в спортивную страницу «Телеграф». Ник, завидев его с балкона, спускался вниз, присоединялся к нему, дыша чуть тяжелее обычного: Тоби знал, что красив, и любил, когда на него смотрят – равнодушная Щедрость красоты, которая ничего ей не стоит. Вместе они пили пиво, и Тоби спрашивал: «Как сестренка? Не совсем еще тебя достала своими штучками?», а Ник отвечал: «Нет‑нет, все нормально», и прикрывал глаза ладонью от перезрелого августовского солнца, и уверенно улыбался Тоби, от души надеясь, что в его улыбке заметна лишь уверенность – и больше ничего. О том, что с Кэтрин не все ладно, Тоби рассказал ему однажды вечером в колледже, сидя на скамейке у озера, и Ник воспринял этот рассказ как знак особого доверия. – Знаешь, она непредсказуемый человек, – сказал Тоби и, кажется, сам поразился тому, какое интересное слово употребил: «непредсказуемый». – Настроение у нее скачет то вверх, то вниз. Ник этому не удивился: дома у Тоби он еще не бывал, но многое об этом доме слышал, и ему казалось, что человек, живущий в таком дворце, просто обязан быть странным, загадочным и… да‑да, непредсказуемым. – Раньше руки себе бритвой резала, и всякое такое… – Тоби поморщился и кивнул. – Теперь‑то, слава богу, из этого уже выросла. Руки бритвой? Это посерьезнее каких‑то «настроений»; и при первой встрече с Кэтрин Ник поймал себя на том, что пялится на ее руки. На одном запястье он увидел несколько тонких параллельных линий, длиной в пару дюймов каждая, на другом – ряд угловатых шрамиков, складывающихся в буквы – кажется, они образовывали слово «ELLE». Шрамы давно зажили и смутно белели на руке – свидетельство чего‑то давнего, почти забытого; порой Кэтрин в рассеянности проводила по ним пальцем. – Присмотри за нашим Котенком, – сказал ему, уезжая, Джеральд. Просто «присмотри» – простенькое, казалось бы, поручение, но какое ответственное! Кэтрин в доме хозяйка, но и за дом, и за нее отвечает Ник. Она и сама вела себя здесь как гостья, словно дом принадлежал Нику, а не ей. Удивлялась его восхищению обширными пространствами дома, посмеивалась над страстью к картинам и антикварной мебели. Говорила со смешком: – Какой же ты сноб! Хотя, казалось бы, кому и быть снобкой, как не ей. – Вовсе нет, – отбивался Ник, – просто люблю красивые вещи. В ответ Кэтрин обводила комнату взглядом с миной комичного недоумения, словно не могла взять в толк, что же здесь красивого. В отсутствие родителей она наслаждалась свободой – впрочем, довольно скромно, ее бунтарство ограничивалось курением и сомнительными знакомствами. Однажды, вернувшись вечером, Ник нашел ее на кухне: она пила с негром‑таксистом и рассказывала ему, на какую сумму застрахован дом и все его содержимое. В девятнадцать лет за плечами у нее была уже целая толпа «бывших», в большинстве известных Нику лишь по уничижительным прозвищам. Многие из них явно выбирались по признаку неприемлемости на Кенсингтон‑Парк‑Гарденс: потрепанный валлиец лет сорока с лишним, красивый панк с татуировкой «FUCK» на шее, растаман, подобранный где‑то на улице, беспрерывно проповедующий что‑то о Вавилоне и падении Тэтчер. Были и другие – старшеклассники из публичных школ, прилизанные молодые карьеристы с большими видами на новое правительство. Кэтрин была маленькой и хрупкой, но неутомимой. То, что привлекало к ней мужчин, зачастую вскоре начинало их отпугивать. Ник, свою невинность скрывавший, как постыдную тайну, завидовал ее опыту: столько романов, пусть и неудачных, – не шутка! Сам он так и не мог понять, насколько привлекательна Кэтрин. Гены красавцев‑родителей, смешавшись в ней, образовали нечто совсем отличное от сонной красоты Тоби: в тонкий абрис изящного, с мелкими чертами личика Рэйчел оказался втиснут большой, уверенный рот Джеральда – именно рот выражал все ее чувства. Она была насмешница и отлично умела передразнивать чужую манеру речи. Когда они с Ником выпивали, Кэтрин начинала изображать свою семью так реалистично, что Феддены‑старшие словно вставали у него перед глазами. Вот Джеральд – оптимизм, энергия, напор, постоянные цитаты из любимой «Алисы»: «Кэтрин, пора бы тебе научиться терпению у устрицы!» или: «Ник, помнишь четыре арифметических действия? Уложение, Причитание – как там дальше?» Ник присоединялся, в глубине души чувствуя себя предателем. Его больше привлекал стиль Рэйчел, аристократический и чуточку иностранный: слово «группа» Рэйчел произносила на немецкий лад – и становилось ясно, что сама‑то она ни к какой группе не принадлежит и принадлежать не может; слово «филистер» произносила по‑французски, с ударением на последнем слоге, – и вы сразу понимали: все, кто произносит иначе, филистеры и есть. Ник пробовал изобразить Рэйчел, и Кэтрин покатывалась со смеху, но, кажется, получалось не особенно похоже. Тоби, на ее взгляд, пародии не заслуживал, к тому же его речь не имела особых примет. От матери Кэтрин переходила к крестной, герцогине Флинтшир, с которой (в то время она была еще обыкновенной Шерон Фейнголд) Рэйчел училась в школе Крэнборн‑Чейз и чья фигура придавала особый смысл шуткам по адресу мистера Дюка. Герцог, за которого вышла Шерон, обладал скрюченной спиной и полуразрушенным замком, и состояние Фейнголдов пришлось ему очень кстати. Ник никогда еще не видал герцогиню, но после пары «представлений» Кэтрин почувствовал, что знает ее, как старую знакомую. О своей влюбленности в ее брата Ник никогда ей не рассказывал – боялся, что станет смеяться. А вот о Лео они говорили довольно много – всю эту долгую неделю, которая то ползла улиткой, то неслась скачками, то снова невыносимо замедляла ход. Знали о нем не так уж много, но для двух живых воображений достаточно: письмо на бледно‑голубой бумаге, с сомнительными заглавными буквами, голос, который слышал только Ник (и только один раз, по телефону, – обычный лондонский голос, чуть ироничный, без негритянского выговора, вообще без особых примет, и обычный для первого знакомства бодро‑бессодержательный разговор), и цветная фотография, по которой так и не удавалось определить, красив ли он или только хочет казаться красивым. На снимке Лео сидел на скамье где‑то в парке, откинувшись на спинку. Виден он был по пояс, и о его росте Ник судить не мог: он смотрел чуть в сторону и хмурился, и то ли от этой нахмуренности, то ли от чего‑то другого на лицо словно тень набегала, мешая разглядеть его черты. За скамейкой, прислоненный к ней, блестел серебристо‑серой рамой гоночный мотоцикл. Объявление, с которого все началось («Чернокож, муж., 27, оч. привл., интерес, кино, музыка, политика, ищет интел. муж. схож, интерес, и устремл., 18–40»), затуманилось в сознании Ника, заслоненное его собственными мечтами и фантазиями Кэтрин. Она приняла намечающийся роман Ника так близко к сердцу, что порой ему приходилось напоминать себе: на свидание идет все‑таки он. В тот вечер, торопясь домой, он не мог отделаться от мысли, что не отвечает требованиям своего нового друга. Да, он интеллигентен (Оксфорд с дипломом первой степени – чего еще желать?), однако музыка и политика – понятия чересчур расплывчатые. Что ж, его знакомство с Федденами – в любом случае плюс. И еще успокаивали широкие возрастные рамки. Нику всего двадцать, но, будь ему сорок, Лео все равно бы его желал. В этом чудился даже какой‑то намек, зашифрованное обещание: возможно, им с Лео суждено пробыть вместе двадцать лет. В холле лежала грудой вчерашняя почта, и сверху не доносилось ни звука, но по какому‑то неуловимому изменению в воздухе Ник понял, что Кэтрин дома. Просмотрев почту, обнаружил, что Джеральд прислал ему открытку: черно‑белая фотография какого‑то романского фасада, в нишах – фигуры святых, а в тимпане – весьма живо изображенные сцены Страшного суда. Подпись: «Eglise de Podier, XII siècle»[1]. Почерк у Джеральда крупный, нетерпеливый, с сильным нажимом, вместо большей части букв – какие‑то невнятные загогулины. Автор «Графологии», быть может, определил бы в нем эгоиста почище Лео, но в первую очередь этот почерк производил впечатление страшной спешки. Подпись внизу с равным успехом могла означать: «Целую», или: «Твой», или, что уж совсем странно: «Привет», – с Джеральдом никогда ничего не поймешь. Насколько смог разобрать Ник, они с Рэйчел наслаждались путешествием. Открытка его порадовала, но и заставила вздохнуть, напомнив, что августовской идиллии скоро придет конец. Он вошел в кухню. Елена прибирается там каждое утро, но сейчас Кэтрин, должно быть, уже все перевернула вверх дном. Выдвинутые ящики буфета тяжело висели в воздухе. Вздрогнув, Ник поспешил в столовую, но часы спокойно тикали на своем месте над камином, и стоял нетронутым сейф с серебром. Потемневшие от времени портреты предков Рэйчел кисти Ленбаха сурово взирали на Ника со стен. На втором этаже, в гостиной, были распахнуты окна и балкон, со стены над камином призывно сверкал венецианский залив работы Гуарди. И здесь стоял открытым застекленный шкаф с посудой. Странно, как сама жизнь в таком доме приобретает вид грабежа. Ник вышел на балкон, глянул вниз – в саду никого. Уже спокойным шагом преодолел три оставшихся лестничных пролета: взрослая тревога за безопасность дома, отвлекшая от постоянных мыслей о Лео, стала почти облегчением. Заметив движение в комнате у Кэтрин, окликнул ее. Сквозняк захлопнул дверь в его спальню, здесь стало невыносимо душно, книги и бумаги на столе нагрелись, казалось, еще немного – и начнут сморщиваться от жары. – Знаешь, мне сейчас показалось, что к нам залезли, – громко сказал Ник. Сказал спокойно – страх уже ушел. Достав из шкафа две рубашки на выбор, остановился с ними перед зеркалом. В этот миг в комнату вошла Кэтрин, молча встала позади него. Он сразу почувствовал, что она хочет протянуть к нему руку – и не может. Она не встречалась с ним взглядом в зеркале, просто смотрела на него, куда‑то на его плечо, словно ждала, что он сам поймет, что делать. На губах ее играла странная бледная усмешка, как у человека, только что преодолевшего сильную боль. Ник выдавил улыбку – жалкие несколько секунд отсрочки, – спросил как ни в чем не бывало: «Голубую или белую?» – и рубашки затрепетали в воздухе, словно два крыла. День подходил к концу, и Лео на своем серебристом мотоцикле мчался домой, в Уиллсден; но Ник опустил руки, и рубашки тихо спланировали на пол. – Что такое? – спросил он. Она прошла мимо и села на кровать, глядя на него все с той же зловещей усмешкой. День за днем Ник видел ее все в том же легком платье в цветочек, но сейчас ему вдруг показалось, что это платье ничего не прикрывает. Он сел рядом, обнял ее, потер ей плечи, как будто стараясь согреть, хотя она горела, словно ребенок в лихорадке. Спросил: – Я могу что‑нибудь сделать? Голос прозвучал жалко, словно Ник не ее, а сам себя успокаивал, – в сущности, так оно и было. В глубине зеркала отражались две хрупкие фигурки, два юных лица с очень похожим выражением – страха и одиночества. – Ты не мог бы прибрать у меня в комнате? – тихо попросила Кэтрин. – Унеси все оттуда вниз. – Ладно. Ник вышел в коридор, заглянул в комнату Кэтрин. Здесь, как всегда, шторы были задвинуты, и воздух пропитан сигаретным дымом. Тревожный красный свет торшера заливал беспорядочную груду белья на кровати. Машинально, хоть его никто не видел, Ник выпрямился и откашлялся, словно говоря: «Все в порядке, я все беру на себя». Мысль его лихорадочно работала, однако продолжала цепляться за последние секунды непонимания. Он оглядел стол, кровать, сваленную в кучу одежду на антикварном ореховом кресле. В углу спальни была раковина, и в ней Кэтрин выложила рядком, словно инструменты перед операцией, с полдюжины острых предметов: тяжелый мясной нож, тесак с двойной ручкой и волнистым лезвием, пару Длинных, остро заточенных ножей для разделки рыбы, пару кинжалов, коротких и толстых, которыми Джеральд ловко протыкал оленину. Ник собрал все эти штуки и с опаской, словно они могли ожить у него в руках, отнес по лестнице вниз. Кэтрин запретила кому‑либо звонить, намекнула, что, если он попробует, может случиться что‑нибудь похуже. Ник мерил шагами комнату, ломая голову, что теперь делать, и с ужасом понимая, что экзамен на умение жить в мире Федденов он провалил. При одной мысли о том, что ее родители узнают, к горлу подкатывала тошнота. Все, как он и опасался: он их подвел, оказалось, что ему нельзя доверять. Может быть, попытаться разыскать Тоби? Но Тоби для Кэтрин – никто, в ее глазах он заслуживает в самом лучшем случае безразличной вежливости. Снова и снова Ник прокручивал в голове эту ситуацию. Убеждал себя, что кризис миновал, что, возможно, и кризиса‑то никакого не было – просто своего рода ритуал, встреча лицом к лицу с тем, что притягивает и страшит. Что, так или иначе, опасность уже позади. Теперь Кэтрин молчала, сжавшись в комочек на диване, выглядела усталой, казалось, готова была уснуть сидя. Возможно, думал Ник, сегодняшний день уже превратился для нее в далекое смутное воспоминание. Возможно, она все это спланировала и подгадала к его возвращению. Возможно… И тут она сказала: – Ради бога, не оставляй меня одну. И он ответил: – Что ты, конечно, не оставлю. Да, и об этом говорил Тоби на озере: у нее бывают моменты, когда она просто не может оставаться одна, кто‑то обязательно должен быть рядом. В то время Ник мечтал стать одним из персонажей в истории этой семьи, взять на себя братский долг Тоби. Что ж, так оно и случилось, и теперь в Уиллсдене его ждет Лео, а Кэтрин просит, чтобы он не оставлял ее одну. Ник отвел ее вниз, в гостиную. Она подошла к встроенному проигрывателю, не глядя, достала пластинку, не глядя, поставила – словно из последних сил стараясь доказать Нику, что еще способна хоть что‑то сделать. Игла скакнула на середину диска, как будто разыскивая нужную композицию. – А‑а! – протянул Ник: он узнал скерцо – Четвертая симфония Шумана. Украдкой поглядывая на Кэтрин, заметил, что она прикрыла глаза и полностью отдалась музыке. Что ж, наверное, это хорошо. И сам Ник, несмотря на волнение и тревогу, на несколько минут забылся: очень уж красиво это краткое возвращение трио перед волшебным переходом к финалу… Ясно чувствуется влияние Пятой симфонии Бетховена. Если бы Кэтрин спросила, Ник мог бы объяснить ей и это, и связь Четвертой симфонии со Второй, и то, как вся она вытекает из вступительного мотива, если не считать второй темы финала, совершенно неожиданной… Тут он опомнился и встал, чтобы идти вниз и позвонить родителям Кэтрин. Однако, выйдя из комнаты, вдруг вспомнил о Лео – и почувствовал, что теряет свой единственный шанс, так что решил сперва позвонить ему, а звонок во Францию отложить на потом. Он не знал, как объяснить Лео, что случилось. Правду не скажешь – такая правда не для незнакомца. Выдумать какую‑нибудь отговорку? Но Лео поймет, что это отговорка, и сделает неправильный вывод… Так ничего и не придумав, Ник откашлялся и начал набирать номер. Лео снял трубку сразу. Отвечал довольно резко – но это, как сразу объяснил, потому, что он сейчас ужинает и еще не готов идти (сообщение, подбодрившее Ника). Голос его, чуть насмешливый, полузабытый за неделю, звучал точно так же, как и в прошлый раз. Ник только начал извиняться, как Лео все понял и самым дружелюбным тоном ответил: мол, все нормально, даже удачно, что так вышло, он и сам сейчас чертовски занят. – Ну хорошо, – с облегчением ответил Ник. А в следующий миг почувствовал, что Лео мог бы выказать и чуть побольше сожаления, и добавил: – Мне очень жаль, что так… – Все нормально, друг, – негромко ответил Лео, и Нику показалось, что он там не один. – Я по‑прежнему очень хочу с тобой познакомиться. Наступило короткое молчание; затем Лео сказал: – Я тоже. – Как насчет выходных? – Нет, в выходные не выйдет. Ник хотел спросить почему, но тут же сообразил: в выходные Лео встречается с другими кандидатами. – Тогда на следующей неделе? – спросил он, пожав плечами, хоть Лео этого и не видел. Ему хотелось познакомиться с Лео до того, как вернутся Джеральд и Рэйчел, чтобы пригласить его в дом. – Можно. На карнавал пойдешь? – Может быть, в субботу… Знаешь, давай до карнавала. Ник очень хотел пойти на карнавал, но боялся в первый раз встречаться с Лео в шумной толпе, где так легко потерять друг друга. – Ну, звякни на той неделе, – заключил Лео. – Да‑да, конечно, позвоню, – с натужной бодростью ответил Ник. Его охватило такое отчаяние, что даже губы шевелились с трудом. – Послушай, мне очень жаль, что сегодня так вышло. Я обязательно это заглажу. Снова недолгое молчание. Ник чувствовал, что последняя его фраза – а с ней, возможно, и все его будущее – покачивается на незримых весах. Наконец Лео проговорил хрипловатым полушепотом: – Будь спокоен, загладишь! И не успел Ник расплыться в улыбке, как его собеседник повесил трубку. Понятно, почему он молчал, думал Ник, понятно, почему разговаривал так холодно. Очевидно, рядом с ним был кто‑то еще. Что ж, все не так уж плохо. На самом деле даже отлично. Проходя через холл, он остановился перед огромным, тяжелым зеркалом и сказал себе, что выглядит очень мило: невысокий, но ладный, чистая матовая кожа, вьющиеся волосы. Лео обязательно в него влюбится! Непременно влюбится – вот увидите!.. Тут он вспомнил о Кэтрин и, побледнев, поспешил наверх.
Когда стало попрохладнее, Ник и Кэтрин вышли в парк. Он очаровывал Ника не меньше дома Федденов: огромный, словно городской парк в каком‑нибудь старом европейском городе, но частный, с трех сторон огороженный высоким викторианским забором, обсаженный кустами, оплетенный непроницаемой зеленью. Было на окрестных улицах одно или два местечка, откуда посторонний мог заглянуть в парк и увидеть дорожку, обсаженную платанами, лужайку, фланирующую парочку или престарелую даму с такой же дряхлой болонкой. А порой в летние вечера, под пение дроздов в листве, Ник видел, как проходит мимо ограды по своим делам какой‑нибудь парень – и хотелось улыбнуться ему и помахать рукой, но кто его знает, как он это воспримет. Были в саду и свои укромные места: сторожка садовника, куда вел один тайный изгиб тропы, детская площадка с горкой и песочницей, где болтали и украдкой сплетничали о хозяевах няни в форменных костюмах, а в дальнем конце парка – теннисный корт, откуда в августовских сумерках, оттеняя покой и свободу гуляющих, доносились сложно‑ритмичные возгласы и глухие удары по мячу. Прямо за домами из конца в конец парка бежала широкая, усыпанная гравием дорожка с дождевыми канавками по обеим сторонам. В эти канавки закатывались детские мячи, а в жаркое и сухое лето, такое, как сейчас, уже в августе тихо опускались туда первые, еще зеленые, листья. Ник и Кэтрин шли по дорожке, держась за руки, словно супружеская пара. И в самом деле, Ник чувствовал какую‑то странную, почти официальную связь со своей спутницей. По сторонам дорожки через регулярные интервалы попадались викторианские скамейки, сделанные безо всякой оглядки на удобство; между ними на траве сидели люди, болтали и закусывали, наслаждаясь теплым летним вечерком. – Ну что, тебе получше? – спросил Ник. Кэтрин кивнула и прижалась к нему. Ник вновь вспомнил о своей ответственности (он ее ощущал как серую тяжесть в груди), задумался о том, как выглядят они со стороны, на взгляд гуляющих, хотя бы вон того спортсмена‑любителя, что бежит им навстречу. Конечно, их никто не принимает за супружескую пару – скорее, за детей: худенькая девочка с большим нервным ртом и светловолосый паренек, невысокий, серьезный, старательно делающий вид, что он здесь – на своем месте. Конечно, надо позвонить во Францию – и будем надеяться, что он попадет на Рэйчел, потому что Джеральд в таких вещах не мастак. Хотелось бы Нику знать больше о том, что произошло и почему, но он боялся спрашивать. – Теперь все будет хорошо, – сказал он. Снова подумал, что спрашивать не стоит, незачем напоминать ей о прошедшем ужасе, но все‑таки проговорил: – Слушай, а что это такое было? – словно речь шла о каком‑то давнем загадочном происшествии. Она бросила на него косой страдальческий взгляд, но промолчала. – Если не хочешь, не говори, – поспешно добавил Ник – и сам ощутил в своем голосе отцовскую нотку малодушного, ускользающего соболезнования. Именно так решали проблемы в их семье: ни о чем не говоря вслух, ничто не называя своими именами, якобы из деликатности, а по большому счету – из трусости. – Нет, я могу попробовать… – Ты же знаешь, мне все можно рассказывать, – заверил Ник. В конце дорожки, смиренно притулившись у каменной ограды, стояла сторожка садовника, а за ним – ворота, выходящие на улицу. Ник и Кэтрин остановились у ворот и смотрели сквозь чугунные завитки, как проезжают по вечерней улице редкие автомобили. Ник ждал, с тоской думая о том, где сейчас Лео и что делает, и вдруг Кэтрин сказала: – Это когда все становится сверкающим и черным. – М‑м? – Не «плохо», понимаешь? Плохо – когда все коричневое. – А‑а… – Ты все равно не поймешь. – Нет‑нет, пожалуйста, продолжай. – Вот как эта машина, – проговорила Кэтрин и кивнула на черный «Даймлер», остановившийся посреди улицы, чтобы выпустить представительного пожилого господина. Крыша автомобиля сияла золотом, отражая свет ранних фонарей, в окнах и изогнутых черных боках текли и блестели смутные отражения мира. – Звучит почти красиво. – Да, пожалуй, это красиво. В каком‑то смысле. Только не в этом дело. Ник и сам уже понял, что сморозил бездарную глупость. – Понимаю, это ужасно, – заговорил он, – потому что… – Просто это смерть. Когда видишь это, понимаешь, что нельзя больше жить. Оно не хочет, чтобы ты жила. И ты это понимаешь. – Отступив от него на шаг, она широко раскинула руки: – И все вокруг, весь мир делается таким. Сверкающим и черным. Мир, в котором нельзя жить. Широко открытые глаза ее заблестели слезами. – Не знаю, я не могу лучше объяснить, – пробормотала она и повернулась к нему спиной. Ник шагнул к ней. – Но ведь потом все снова становится таким, как прежде… – начал он. – Да, Ник, – отрезала она сухим тоном человека, сожалеющего о своей откровенности. – Потом все становится как прежде. – Я просто пытаюсь понять… Она плачет – это хорошо, подумал Ник и снова обнял ее за плечи; но несколько секунд спустя Кэтрин недовольно дернула плечом, показывая, что хочет освободиться, и он испытал острый укол отвращения, словно его заподозрили в чем‑то постыдном.
Позже, в гостиной, она сказала: – Боже мой, ты же сегодня должен был встречаться с Лео! Неужели и вправду только сейчас вспомнила? – подумал Ник. Но ответил: – Ничего страшного. Я ему позвонил, мы перенесли на ту неделю. – Что ж, все равно он не в твоем стиле, – грустно улыбнувшись, заключила Кэтрин. За Шуманом последовали «The Clash», а за ними – усталое, но напряженное молчание. Ник молил Бога, чтобы Кэтрин больше не включала музыку: большая часть того, что ей нравилось, его заставляло цепенеть в молчаливом неприятии. Он взглянул на часы. Во Франции сейчас на час больше – звонить уже поздно; этот солидный и рациональный предлог для отсрочки Ник встретил со смутным облегчением. Подошел к фортепиано, за которое в доме садились редко, – на нем громоздились стопки старых альбомов и стоял бронзовый бюстик Листа, сейчас с горечью взирающий на то, как Ник ставит на пюпитр Моцарта и начинает играть с листа. Роняя ноты, словно капли дождя на песок, Ник думал о том, каким мог бы стать для него этот вечер: простое анданте эхом отзывалось внутри, там, где надежда вела спор с неотступной болью, и взвинчивало оба чувства до ненужной остроты. И скоро Кэтрин поднялась и сказала: – Ради бога, дорогой, мы же, черт возьми, не на похоронах! – Извини, дорогая, – послушно ответил Ник и несколько секунд импровизировал что‑то бравурно‑бес‑содержательное, а потом встал и вышел на балкон. Называть друг друга «дорогой», «дорогая» они начали совсем недавно, и до сих пор ему это нравилось – еще одно свидетельство того, что в доме на Кенсингтон‑Парк‑Гарденс он становится своим, но снаружи, в ночной прохладе, Ник ясно ощутил, что эта близость – понарошку, что Кэтрин от него пугающе далека. Вспомнились ее слова о смертоносном мире, сверкающем и черном, но Ник не представлял, о чем речь, и загадочное видение, помедлив лишь миг, исчезло из его сознания. Соседи устроили вечеринку на открытом воздухе: мерцал свет, слышались голоса. Там человек по имени Джеффри вполголоса рассказывал что‑то очень смешное, слов Ник не разбирал – слышал только хохот и женские взвизги: «Ох, Джеффри!» Дальше, в парке, девушка вела на поводке крохотную белую собачку, и казалось, что собачка светится в лучах угасающего дня. Небо над Лондоном быстро выцветало и темнело; вечер уступал место ночи. Летом, когда не закрываются окна, ночь складывается не только из теней, но и из звуков – шепота листьев, неусыпного гула автомашин, дальних автомобильных сигналов и взвизгов тормозов, человеческих голосов, несвязных обрывков музыки. Где‑то сейчас Лео? Дома, в трех милях к северу прямыми длинными улицами? Или рассекает ночной воздух на своем серебристом мотоцикле? И снова он спросил себя, в каком парке сделан снимок Лео? И кто – друг? любовник? – его фотографировал. От тоски и нетерпения ощущалась болезненная пустота внутри. На дорожке вновь появилась девушка с белой собачкой, и Ник попытался представить, что она видит, когда смотрит в его сторону: темный, таинственный, может быть, даже зловещий силуэт на фоне ярко освещенной комнаты… Откуда ей знать, что он стоит на пороге чего‑то нового и сердце его тяжело и болезненно бьется в думах о том, что может принести ему грядущий день?
– А теперь – подарки! – объявил Джеральд Федден, входя на кухню с шуршащим бумажным пакетом в руках. – Для всех и каждого! Вместе с Джеральдом, загорелым и неутомимым, вместе с его самоуверенностью и самолюбованием к дому как будто вернулась утраченная энергия. Джеральд шагал широко, говорил громогласно, держался всегда так, словно ждал аплодисментов. На пакете Ник разглядел эмблему знаменитого магазина деликатесов в Перигё – синего гуся с доброй диснеевской улыбкой и чем‑то вроде спасательного круга на шее. – Ой, только не фуа‑гра! – простонала Кэтрин. – Для нашей мурлычки‑царапки – айвовое варенье, – объявил Джеральд, извлек из пакета баночку, завязанную полосатой салфеточкой, и поставил на кухонный стол. – Спасибо, – сказала Кэтрин и, не притронувшись к варенью, отвернулась к окну. – А что у нас для Тобиаса? – Это… э‑э… – Рэйчел помогла себе жестом, – carnet. – Ах да, точно. – Покопавшись в пакете, Джеральд достал и вручил сыну блокнотик в зеленоватой, пахнущей кожей обложке. – Спасибо, пап, – ответил Тоби. Он – как обычно, в шортах – раскинулся на кушетке и читал газету, рассеянно прислушиваясь к родительским голосам. Стена над ним представляла собой настоящую семейную летопись: бесчисленное множество фотографий в рамках – сплошные праздники и рукопожатия со знаменитостями, и среди них две злые карикатуры на Джеральда, которые он в свое время выкупил у карикатуристов. Гости, оказавшись на кухне, считали своим долгом заметить, что карикатуры совершенно не похожи: в самом деле, между реальным Джеральдом и Джеральдом на картинках – хищником с ястребиным носом и зловещей усмешкой – не было почти ничего общего. И все же Ник невольно задумывался: что, если оба художника согласно уловили его суть, скрытую за добродушной повседневной маской? Сейчас Джеральд, в льняных шортах и сандалиях, широкими шагами носился к машине и обратно, сыпал на ходу забавными историями о Франции и французах, стараясь пробудить в детях любопытство и сожаление: – Так жаль, что мы не смогли поехать всей семьей! Ник, тебе обязательно надо как‑нибудь съездить с нами. – Мне бы очень хотелось, – ответил Ник. Конечно, здорово было бы провести лето с Федденами во Франции, но все‑таки лучше в Лондоне, и без них. Вот они вернулись, и дом, наполнившись шагами и голосами, даже выглядеть стал как‑то иначе. Возвращение Федденов положило конец его одинокой идиллии на Кенсингтон‑Парк‑Гарденс; и, хоть Ник и был искренне рад их видеть, радость эта была подернута грустью, которая в сознании Ника связывалась с взрослением, – грустью об уходящем времени и упущенных возможностях. Теперь он с нетерпением ждал от Федденов благодарности, способной хоть немного смягчить загадочную тоску. О главном его подвиге – с Кэтрин – речи не было. Разумеется, нужно было рассказать, и сама Кэтрин явно об этом помнила и с некоторым страхом ждала, что он заговорит; но внезапное появление ее родителей вдруг заставило Ника понять, что заговорить об этом – значит ее предать. Пусть это будет их общая тайна. – И все же просто замечательно, – продолжал Джеральд, – что ты согласился пожить у нас, присмотреть за нашей киской, которая гуляет сама по себе. Надеюсь, она тебе не доставила хлопот? Ник смущенно улыбнулся, пожал плечами, что‑то пробормотал, опустив глаза. У него – чужака в этой семье – не было прозвища, и в родственном обмене шутками‑прибаутками он не участвовал. В подарок ему Джеральд привез пузатую бутылочку одеколона под названием «Je Promets» – прекрасный подарок, и все же немного не такой, какой могли бы подарить родители сыну. – Верю, верю, все хорошо, – проговорил Джеральд быстро, так, словно вопрос о Кэтрин выходил за пределы его компетентности. – Замечательный одеколон, огромное вам спасибо, – поблагодарил Ник. Он здесь чужак, он должен быть вежливым и милым. Тоби и Кэтрин вправе хмуриться и дуться: в конце концов, это их родители. Но Ник чувствовал, что обязан поддерживать со старшими Федденами светскую беседу: «Надеюсь, погода у вас тут была прекрасная?» – «Да, замечательная погода». – «Городской шум не слишком тебя беспокоил?» – «О нет, совсем нет». – «Хотелось бы мне, чтобы ты увидел ту церковь в Подьё!» – «Да, и мне бы очень хотелось посмотреть на эту церковь в Подьё…» Даже на разногласиях между ними (Ник не разделял любви Джеральда к Рихарду Штраусу) лежал отсвет социальной гармонии, великодушного благоволения, благодаря которому споры на каком‑то более высоком уровне превращались в безмолвное согласие. В багажнике «Рейнджровера» лежало вино; Ник предложил помочь Джеральду занести его в дом. На лестнице невольно обратил внимание на крепкие, обтянутые шортами ягодицы Джеральда, на мускулистые, загорелые ноги – плод ежедневного тенниса и плавания в бассейне. Смутился, не понимая, почему сорокапятилетний отец приятеля вызывает у него такие мысли. Должно быть, дело в том, что он взвинчен предстоящей встречей с Лео, от этого и реагирует на всех мужчин без разбора. Когда последнюю сумку занесли в дом, Джеральд проговорил: – Вы не представляете, сколько мы за это заплатили на таможне! – Если бы EC отменил пошлины, вам бы не пришлось об этом беспокоиться, – ответил Тоби. Джеральд тонко улыбнулся, показывая, что не попадется на крючок. Пару бутылок уложили в черную хозяйственную сумку – для Елены, которая сейчас передавала Рэйчел полномочия по ведению дома. К Елене, вдове лет шестидесяти, в доме относились с подчеркнутым уважением, как к равной, – тем удивительнее была нервозность, с которой она докладывала хозяйке, что сделала по дому в ее отсутствие. Рядом с Еленой Ник всегда чувствовал себя чуть неловко – не мог забыть о своей давней ошибке. Это случилось год назад, в его первый визит на Кенсингтон‑Парк‑Гарденс. Тоби впустил его в дом, а потом оставил на несколько минут одного, предупредив, что скоро вернется мать. Услышав, как открывается и снова закрывается входная дверь, Ник сбежал вниз и увидел женщину с черными как смоль волосами: она разбирала почту. Ник назвал себя, оживленно заговорил о картине в кабинете – и не сразу, по застенчивой улыбке женщины, по смущенному голосу с сильным акцентом, понял, что перед ним не леди Рэйчел, а домработница‑итальянка. Конечно, нет ничего дурного в том, что ты вежлив с домработницей, и мнение Елены о картине Гуарди могло быть столь же интересно, как мнение Рэйчел (и наверняка интереснее мнения Джеральда), однако при воспоминании об этом промахе ему всегда становилось немного не по себе. Но сейчас, устроившись на кушетке рядом с Тоби, вдыхая исходящий от него запах мыла и кофе, Ник чувствовал себя победителем. Он оправдал доверие Федденов, он их не подвел. Подобрав блокнот, на который Тоби едва взглянул, Ник погладил кожаную обложку – отчасти желая загладить недостаток внимания со стороны нового хозяина, отчасти представляя, что гладит теплое плечо самого Тоби. В подарке чувствовался недостаток внимания и воображения: Тоби собирался стать журналистом, и ясно было, что родители купили для него первое, что пришло в голову, замаскировав свое равнодушие дороговизной подарка. Блокнот был неудобный: тугой, с жестким корешком, разграфленный, как записная книжка, – трудно было представить, что с ним в руках Тоби станет описывать демонстрацию или брать интервью у министра. – Вы, наверное, слышали о Молтби, – сказал Тоби. И Ник мгновенно ощутил, как воздух вокруг него сгустился и начал легонько покалывать кожу. Гектора Молтби, заместителя министра иностранных дел, поймали в «Ягуаре» с мужчиной‑проституткой, его карьере (и, видимо, браку) пришел конец. Всю неделю эта история не сходила с газетных страниц, и, как это ни глупо, при одной мысли об этом Ник краснел так, словно в «ягуаре» застигли его самого. Такое с ним часто случалось, когда заходила речь о гомосексуальности: даже в толерантном семействе Федденов он напрягался, застыв в ожидании бездумного оскорбления, которое придется проглотить, или шутки, на которую придется слабо улыбнуться. Вот и теперь в неимоверно жирном Молтби, настоящей карикатуре на «нового тори», Ник смутно ощутил какой‑то намек на себя – и отодвинулся подальше от голой загорелой ноги Тоби. – Дурачина Гектор, – проговорил Джеральд. – Я бы не сказала, что для нас это стало неожиданностью, – с обычной для нее легкой иронией добавила Рэйчел. – Вы его знали? – серьезно и заинтересованно спросил Тоби. Он явно решил оттачивать репортерское мастерство на родителях. – Немного, – ответила Рэйчел. – Да в сущности, нет, – ответил Джеральд. Кэтрин по‑прежнему не отрывалась от окна. – Не понимаю, почему за это надо сажать в тюрьму, – сказала она вдруг. – Киска, его никто не сажает в тюрьму, – ответил Джеральд. – Насколько мне известно, законов он не нарушал. Его просто поймали со спущенными штанами. – И по какой‑то полуосознанной ассоциации покосился на Ника. – Насколько я знаю, да, – подтвердил Ник, очень стараясь, чтобы эти четыре слова прозвучали бесстрастно и чуть осуждающе. Гектора Молтби со спущенными штанами даже вообразить было страшно, и в конце концов опозоренный тори совершенно не заслуживал солидарности. Ник предпочитал светлые и романтические образы гомосексуальной любви, образы, сулившие ему самому золотое будущее – например, пару обнаженных купальщиков на залитом солнцем пляже… – Ну хорошо, – проговорила Кэтрин. – Не понимаю, почему его отправили в отставку. Что такого, если ему иногда хочется отсосать? Джеральда покоробило, хоть он и постарался не подавать виду. – Нет‑нет, после такого оставаться в правительстве нельзя. Тут и говорить не о чем. – В голосе его слышалось даже какое‑то смущение, словно сам он такие порядки не одобряет, хоть и вынужден был им подчиняться. Кэтрин рассмеялась: – Что ж, может, это пойдет ему на пользу. Поможет понять, кто он на самом деле. Джеральд, нахмурившись, полез в буфет за бутылкой вина. – Странные у тебя представления о том, что может пойти человеку на пользу, – полураздраженно‑полушутливо заметил он. – Вот что, давайте‑ка за ужином откроем «Подьё Сент‑Эсташ». – С удовольствием, – промурлыкала Рэйчел. И добавила, с присущей ей неожиданной жесткостью в формулировках: – Все очень просто, дорогая: это вульгарно и небезопасно. – Ник, ты сегодня с нами поужинаешь? – спросил Джеральд. Ник слабо улыбнулся, не поднимая глаз: великодушие Джеральда заставило его с новой силой ощутить неустойчивость своего положения. Сегодня… А завтра, а послезавтра? Часто ли его станут приглашать разделить с ними трапезу? И что еще позволят разделить с семьей Федденов? – Мне очень неловко, – ответил он, – но сегодня не получится. – Ну вот! Наш первый вечер дома… Ник не знал, как объяснить свою невежливость. Кэтрин, мечтательно улыбаясь, наблюдала за его мучениями. – Нет, Ник не сможет, – громко объявила она. – У него сегодня свидание. Ник вздрогнул. Слова Кэтрин царапнули по его мечтам и страхам, словно железо по стеклу. Зачем она так? И это после того, как он ее прикрыл… Он молчал, чувствуя, что заливается краской; беззвучно потрескивал от напряжения воздух, и все в комнате молчали то ли смущенно, то ли раздраженно, то ли одобрительно – этого он сам понять не мог.
Он никогда еще не был на свидании с мужчиной – Кэтрин сильно преувеличивала его опытность. Ник и сам лукавил: во время их долгих бесед о мужчинах излагал ей свои сексуальные фантазии так, словно нечто подобное и впрямь с ним происходило, и не разубеждал Кэтрин, когда она делала из этого свои выводы. Из‑за постоянного повторения и детализации фантазии обросли подробностями, сделались весомы и ощутимы, как настоящие воспоминания. Однако порой Нику казалось: люди не верят ему – просто молчат из деликатности, чувствуя, что сам он себе верит. По‑настоящему «открылся» он только в последний год в Оксфорде и новообретенную свободу использовал главным образом для флирта с натуралами. Сердце его было отдано Тоби, но флирт с ним казался невозможной наглостью, почти святотатством. Кажется, он еще не до конца смирился с тем, что, если у него когда‑нибудь появится любовник, это будет не Тоби и не кто‑нибудь из весельчаков‑однокурсников, вообще не нормальный парень, а гей – странное и подозрительное для мира существо, такое же, как он сам. Однако и стопроцентные геи – такие, которыми он восхищался, которых побаивался и которым втайне старался подражать, – смотрели на него свысока, словно видели в этом хорошеньком и умненьком мальчике что‑то чуждое. И, во всяком случае, не выказывали желания лечь с ним в постель. Так что он отступал, со смешанным чувством облегчения и разочарования возвращался в свой воображаемый театр соблазнов, где актеры играли без устали, спектакль длился вечно и никогда не наскучивало однообразие репетиций. Вот почему свидание с Лео – все же состоявшееся, несмотря на все препятствия системы, которая только и делала это свидание возможным, – было так важно для Ника. В холле он на мгновение задержался перед огромным стрельчатым зеркалом в позолоченной раме – безмолвным свидетелем всех приходов и уходов – и подумал, что зеркало как бы с неохотой дает ему свое одобрение. А потом Ник закрыл за собой дверь и оказался на улице – один. К горлу подкатила тошнота, и пришлось напомнить себе, что, в конце концов, он сегодня собирается развлечься. Спеша вниз по холму, он задумался о предполагаемом предмете беседы – о своих интересах и устремлениях. В разговоре о своих увлечениях сексапильности маловато. Конечно, внезапное совпадение интересов может вызвать общий восторг и чувство счастливого соперничества, отдаленно напоминающие любовь; но для этого интересы должны еще совпасть. Что же касается устремлений – о них Ник старался не говорить вовсе, опасаясь, что любой разговор на эту тему выставит его беспочвенным фантазером или просто дураком. Джеральд может сказать: «Я хочу стать министром внутренних дел». Люди, пожалуй, усмехнутся, но про себя подумают: что ж, вполне возможно. А чего хочет Ник? Сейчас – только одного: чтобы его любил красивый черный парень двадцати семи лет, который работает в городском совете и ездит на сверкающем гоночном мотоцикле. Но самому Лео Ник ни за что в этом не признается. В сотый раз вспомнился ему маленький, темноватый бар на заднем дворе Чепстоу‑Касла – бар, в уединенном полумраке которого Ник назначил первое свидание. Нельзя сказать, что они там будут совсем наедине, но в нынешнюю жару люди предпочитают ужинать и выпивать на свежем воздухе. Там мягкий, янтарный свет, старые зеркала, а на стенах – фотографии старинных экипажей. Они с Лео сядут плечом к плечу, тайком сплетя пальцы под стойкой. Подходя к бару, он заметил на углу, в стороне от толпы посетителей, молодого чернокожего, а в следующий миг понял, что это Лео, и поспешно притворился, что его не замечает. Оказывается, он небольшого роста и не бреет бороду. Но почему ждет на улице? Уже совсем рядом с ним Ник осторожно поднял глаза – и наткнулся на вопросительную улыбку. – Ну что, так и будешь меня не узнавать? – поинтересовался Лео. Ник рассмеялся и протянул руку: – Я думал, ты внутри. Лео кивнул, бросив взгляд в сторону улицы: – Хотел посмотреть, как ты подойдешь. – А‑а! – И Ник снова рассмеялся. – И потом, район здесь такой, что не хочется оставлять мотоцикл без присмотра. А вот и мотоцикл – изящный, невесомый, безупречный, прикован к ближайшему фонарному столбу. – Я уверен, с ним ничего не случится. Ник, нахмурившись, огляделся вокруг. Значит, Лео считает, что это плохой район? Конечно, здесь бывает опасно: в грех‑четырех кварталах отсюда есть бары, куда Ник ни за что не сунется, – с ними все ясно по названиям и интерьерам, которые можно разглядеть через окно. Но здесь… Мимо прошел высокий растаман, повернул голову в сторону Лео; тот кивнул и быстро отвернулся, словно стесняясь такого знакомства. – Давай поболтаем снаружи, а? Ник зашел внутрь, чтобы заказать напитки. У стойки пили и громко разговаривали несколько человек – вообще, бар был светлее и шумнее, чем запомнилось и чем хотелось Нику. Лео попросил кока‑колу, Нику хотелось чего‑нибудь покрепче, в конце концов он остановился на той же коке, но попросил добавить в нее незаметную снаружи двойную порцию рома. Ром он никогда прежде не пил, а как можно любить кока‑колу, вообще не понимал. Но сейчас перед глазами у него стоял Лео – в обтягивающей синей рубашке и джинсах, низко сидящих на бедрах, долгожданный, желанный Лео, – и Ник сам поражался своему желанию соблазнить его или, по крайней мере, испытать на нем свою силу. Руки его, когда он брал напитки, слегка дрожали. Присесть снаружи было негде, так что они встали, прислонившись к витрине, на которой витиеватыми викторианскими буквами значилось «РАСПИВОЧНАЯ». Лео посмотрел Нику в лицо – прямо, открыто; под этим взглядом Ник глупо заулыбался, тут же снова покраснел, и Лео быстро улыбнулся его смущению. – Ты бороду отращиваешь? – спросил Ник. – Да не совсем. У меня кожа очень чувствительная: когда бреюсь, каждый раз проливаю реки крови. В прямом смысле. – Он бросил на Ника быстрый взгляд, словно стараясь понять, уловил ли тот второй, потаенный, смысл его слов. – А когда перестаю бриться, они, сволочи, врастают в кожу. – Небольшой, изящной рукой он погладил упрямый подбородок. – Вот я и стараюсь избегать обеих проблем разом: бреюсь раз дня в четыре или в пять. – Интересно, – сказал Ник. Ему в самом деле было интересно. – Но знаешь, до сих пор меня узнавали и с бородой, и без бороды, – заметил Лео и подмигнул. – Да нет, я не поэтому… – сконфузившись, пробормотал Ник. Он скользил глазами вверх‑вниз, от ширинки джинсов Лео до жесткой подушки его курчавых волос, стараясь не смотреть в лицо. Он и в самом деле был «очень привлекателен», но реальный Лео оказался настолько не таким, как воображал себе Ник, одновременно и лучше, и хуже, и… просто другим. Вдобавок Ник не сразу сообразил, кто до сих пор узнавал его и с бородой, и без бороды. – Понимаю, – сказал он и сделал большой глоток жгучего рома. – Тебе, наверное, много писем приходит? В смущении Ник порой задавал вопросы, на которые не особенно стремился услышать ответ. Лео выразительно вздохнул: – Это уж точно! На многие я даже не отвечаю. Скажем, если не присылают фотографию. Или если по фотографии видно, что урод. Или старикашка столетний. Прикинь, пришло даже одно от женщины – лесбиянки, наверное. Хочет, чтобы я сделал ей ребенка. Каково? – Говорил он с миной комического негодования, но чувствовалось, что ему это льстит. – И чего только не пишут! Просто ужас иногда. Думают, я просто ищу, с кем бы перепихнуться. А это ведь совсем другое. – Ну конечно, – поспешно ответил Ник. Его смутило слово «перепихнуться», грубое и небрежно произнесенное определение того, что в последние месяцы занимало все его мысли. – Ну а ты мне понравился, – продолжал Лео. – Ты симпатичный. И пишешь хорошо. – Спасибо. Ты тоже. Ник боялся, что письмо выдаст в нем девственника и зануду. Как видно, зря боялся – он все написал правильно. Лео кивнул в ответ на комплимент и заметил, резко сменив тему: – Нравится мне, где ты живешь. – А… да, – пробормотал Ник, не сразу сообразив, о чем речь. – Я мимо твоего дома как‑то проезжал на мотоцикле. Думал даже позвонить и зайти. – Да? Зря не зашел. Я там почти все время был один. – Ему даже нехорошо стало при мысли об упущенной возможности. – Правда? А я видел, туда заходила какая‑то девушка. – Кэтрин, наверное. Лео кивнул. – Кэтрин? Сестра твоя? – Нет, у меня нет сестер. Она сестра моего друга Тоби. – И, глубоко вздохнув, Ник добавил: – Видишь ли, дом‑то на самом деле не мой. – А! – сказал Лео. И еще раз: – А‑а! – Что ты, я вовсе не из этого круга. Просто живу там. Дом принадлежит родителям Тоби, а я живу в комнатке на третьем этаже, – продолжал Ник, сам удивляясь собственной саморазрушительной откровенности. – Вот оно как, значит… – протянул Лео и покачал головой. Вид у него был, правду сказать, разочарованный. – Они мои очень близкие друзья, можно сказать, вторая семья. Поэтому я и живу у них. Но это не надолго. Они просто пустили меня к себе, чтобы мне помочь, когда я только поступил в университет. – А я‑то уж подумал, что заполучил богатенького, – усмехнулся Лео. А что, если он серьезно? – думал Ник. Почему бы и нет? Они ведь, в сущности, совсем друг друга не знают, хотя Ник не раз воображал себя с ним на царской кровати Федденов. Должно быть, письмо – на дорогой бумаге, с обратным адресом – сыграло с ним злую шутку. – Ну извини, – сказал он, принужденно улыбнувшись, и снова глотнул терпкого рома с колой – напиток определенно не в его вкусе. Лазурь небес на востоке уже темнела и выцветала. – Да я шучу! – расхохотался Лео. – Я знаю, – ответил уже совершенно несчастный Ник. В этот миг Лео вдруг сжал его плечо, совсем рядом с воротником, а затем медленно отпустил. В ответ Ник быстро и неловко провел рукой по его боку – он ощутил огромное облегчение и тут же представил, как они с Лео страстно целуются где‑нибудь в укромном уголке. – Значит, друзья у тебя богатые, – уточнил Лео. Ник уже понял, что этого лучше не отрицать. – Купаются в деньгах, – ответил он. – А‑га… – раздельно протянул Лео: трудно было понять, нравится ему это или наоборот. Ник почувствовал, что близятся новые вопросы, и решил ничего не говорить о Джеральде. Новый депутат от тори может оказаться на их свидании третьим лишним: кто поручится, что, услышав о нем, Лео не умчится на своем мотоцикле и не оставит Ника с призраком Джеральда вдвоем? В крайнем случае, решил Ник, расскажу что‑нибудь о семье Рэйчел. Но тут Лео допил колу и спросил: – Ну что, по второй? Ник поспешно прикончил свою и ответил: – Спасибо. Или, знаешь, я, пожалуй, добавлю рома.
Полчаса спустя, когда сгустились сумерки и свет фонарей из розового сделался золотистым, Ник пребывал в тихом восторге от присутствия нового друга и от ощущения, что вечер все‑таки удался. Он уже не понимал, как мог ему поначалу не понравиться ром, дающий такую легкость и свободу. Он нервничал, горло сжималось от волнения – и в то же время он чувствовал какой‑то пьянящий восторг, словно сбросил с плеч тяжелый груз. В дальнем конце стола освободилась пара мест, и теперь они сидели там, то наклоняясь друг к другу, то откидываясь на спинку скамьи, словно неторопливо играли в какую‑то невидимую игру, и близость между ними становилась все темнее и глубже, как небо над головой. Ник поймал себя на том, что задается вопросом, как они выглядят со стороны, что думают о них окружающие – хотя бы вот эта парочка рядом. Вокруг становилось все шумнее; возникло смутное ощущение гетеросексуальной угрозы. Ник догадывался, что другие кандидаты назначали Лео свидание в гей‑барах, но сам на это не осмелился. И теперь об этом жалел: ему хотелось большей свободы действий. Хотелось погладить Лео по щеке и – с тихим вздохом побежденного – поцеловать. О личном речь почти не шла. Ник сразу понял, что Лео не слишком интересуется его семьей, родным городом, его жизнью. Впрочем, пару раз ему удалось заинтересовать нового друга – веселым и неискренним упоминанием о Тоби, который, хоть, по правде сказать, и весьма привлекателен, Ника совершенно не интересует (он боялся, что, узнав о его долгой и безнадежной любви к Тоби, Лео сочтет его слюнтяем), и легким ироническим рассказом о семье Рэйчел, который Лео слушал со злой усмешкой, словно Ник подтверждал его нелестные представления о «богатеньких». Довольно скоро Ник понял, что его новый друг озабочен социальным вопросом, и поэтому с некоторым смущением признался, что его отец – торговец антиквариатом: это словосочетание, в котором сливались блеск богатства и благородная патина старины, несло в себе, как ему показалось, неприятный призвук снобизма. В кругу оксфордских друзей Ник старался приукрасить своего старика – умалчивал о заплатанных локтях и ветхом домишке, набитом занавешенными зеркалами и виндзорскими креслами, изображал его ученым и другом местной аристократии. Теперь же у него появилось малодушное желание принизить отца. И напрасно: как выяснилось, у Лео есть бывший друг, по имени Пит, торгующий антиквариатом на Портобелло‑роуд. – В основном французская мебель, – добавил Лео. Первое, что он сказал о своем прошлом, – и сразу перевел разговор на другое. Себя Лео в самом деле любил – в этом Кэтрин со своей графологией не ошиблась. Однако свои чувства не выставлял напоказ. Вместо этого говорил о себе так, как Ник никогда бы не осмелился – как об одном из многих. «Я из тех парней, – говорил он, – которым постоянно нужен секс». Или: «Да, я из таких: всегда говорю, что думаю». На миг Нику показалось, что Лео мысленно противопоставляет себя ему. – Не терплю нытья, – сурово произнес Лео. – Я не из нытиков. – Разумеется, – передернувшись, отвечал Ник. Возможно, так и следует говорить о себе, особенно на первом свидании, однако скромность и природное отвращение к вульгарности удерживали Ника от ответов в том же духе («Я из тех парней, что Вордсворту предпочитают Поупа», «Я тоже с ума схожу по сексу, только пока ни с кем не спал» и т. п.). Но и это ему нравилось. Нравилось, что Лео так не похож на товарищей‑оксфордцев, с которыми можно вести тонкие интеллектуальные разговоры, понимая друг друга с полуслова; нравилась жесткая самоуверенность нового друга, за которой, как он с тайным молчаливым превосходством подозревал, все же должны были крыться какие‑то сомнения. После третьего стакана Ник размяк: начал откровенно пожирать взглядом губы и шею Лео и воображать, как расстегивает на нем шелковую, туго облегающую плечи рубашку с коротким рукавом. Лео на секунду прикрыл глаза, словно подмигнул обоими сразу – таинственный и иронический сигнал, значение которого Ник не понял. Может быть, Лео заметил, что он пьян? Ответных сигналов Ник не знал: он широко улыбнулся и сделал еще один быстрый глоток. Он уже понял, что Лео, должно быть, пьет кока‑колу с детства, это укоренившаяся привычка, ставшая частью его самого, не подлежащая оценке и критике. Родители Ника этого (как и многого другого) не одобряли, и кока‑колы в доме не бывало никогда. Лео, конечно, об этом не догадывался, но стакан колы в руке Ника был тайным знаком отречения, и ее терпкая сладость сливалась с другими впечатлениями нынешнего вечера в сложном ощущении ночной тьмы и свободы. Лео зевнул. Ник устремил восхищенный взгляд на его безупречные белоснежные зубы. Накрыл его руку своей – и тут же об этом пожалел, потому что Лео взглянул на часы. – Смотри‑ка, уже поздно, – заметил он. – Не хотелось бы задерживаться. Ник уставился в стол и пробормотал: – Ты спешишь? Попытался улыбнуться, но лицо застыло, как маска. Рука механически двигала стакан кругами по деревянному столу. Подняв наконец глаза, Ник обнаружил, что Лео смотрит на него, иронически выгнув бровь. – Конечно, спешу. К тебе. Ник густо покраснел и заулыбался, словно ребенок, которого сперва подразнили, а потом вознаградили похвалой или подарком. Однако затем пришлось сказать: – Боюсь, ко мне не получится… – Негде? – Лео взглянул ему в лицо. Ник поморщился и ответил не сразу. Правда в том, что он не может так поступить с Рэйчел и Джеральдом, это вульгарно и небезопасно, это все разрушит, их шутливое и хрупкое взаимопонимание рассеется как дым. – Не получится, – повторил он. – Давай лучше к тебе. Лео пожал плечами. – Далеко очень, – проговорил он. – Доеду домой на автобусе, – с готовностью предложил Ник, который по справочнику «Весь Лондон» изучил район Лео, начиная от исторических памятников и кончая автобусными остановками. – Да нет… – Лео как‑то неохотно улыбнулся; Ник понял, что он смущен. – Понимаешь, моя старушка дома. – В первый раз он проявил неуверенность и смущение, прикрытые иронией; было в этом что‑то очень латиноамериканское и одновременно – от лондонских низов, что‑то такое, от чего Нику захотелось вскочить и его поцеловать. – Она у меня такая верующая, просто сил нет, – добавил Лео с коротким смешком. – Понимаю, – ответил Ник. Летняя ночь – и двое, которым некуда пойти… Пожалуй, даже романтично. – У меня есть идея, – медленно начал он. – Ты не против того, чтобы… э‑э… побыть на свежем воздухе? – А какая разница? – откликнулся Лео, лениво оглянувшись через плечо. – На улице так на улице. Я не из ханжей. Ник смущенно рассмеялся. Сам он не вполне понимал, как это – заниматься сексом на улице или даже, как однажды слышал, «на Оксфорд‑стрит». Однако Лео встал и перешагнул через скамью: уж для него‑то здесь явно никаких загадок не было, и он не сомневался, что и Ник в этом деле не новичок. С застывшей на губах улыбкой Ник встал следом за ним. Он чувствовал себя беспомощным, песчинкой в потоке событий, – впереди простирались полчаса пугающей и манящей неизвестности, и сердце его отчаянно билось, когда он смотрел, как Лео привычно отстегивает от фонарного столба мотоцикл. Надо сказать Лео, что у него это в первый раз: но что, если это его отпугнет, или он сочтет, что с девственником скучно? Ник молча смотрел на затылок Лео, на его шею – шею незнакомца, к которой скоро, уже совсем скоро ему будет разрешено прикоснуться. Из‑под воротничка рубашки вылез и задрался вверх ярлычок «Мисс Селфридж» – и это было так трогательно и соблазнительно! На спине под рубашкой перекатывались тугие мускулы, а когда Лео присел на корточ Date: 2015-07-11; view: 964; Нарушение авторских прав |