Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философский смысл проблемы бытия





Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Впервые этот термин в философию ввёл античный философ Парменид (V в. до н.э.) для обозначения им некоей силы, которая удерживает мир от хаоса, обеспечивая ему порядок. Эту силу он назвал космическим Разумом (Логосом). Он абсолютен, вечен, неизменен, лишён качественных характеристик, поэтому постигаем только человеческим умом, а не чувс­твенным опытом.

Парменидовская трактовка бытия открыла возможности для развития метафизики — учения, в котором философы пытаются рассуждать о нематериальных, сверхопытных основах бытия и оперируют такими понятиями как "абсолютный дух", "вечная идея", "бог" и т.д.

Наряду с идеалистической (Парменид) трактовкой бытия в Античности существовала субстанциальная (атомистическая) трактовка бытия, предло­женная Демокритом (V в. до н.э.) - философом-материалистом, который, в отличие от Парменида, считал, что истинным бытием обладают некие мель­чайшие, невидимые частицы - атомы, из которых состоит весь мир. Атомы неосязаемы, но они составляют суть видимых вещей, поэтому их познание возможно только с помощью разума.

Идеалистическую линию в философии продолжил ещё один античный фило­соф Платон, который мир чувственных вещей объявил неистинным бытием, поскольку чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся (а истина не может быть сегодня одной, а завтра другой). Истинным бытием вещей (их сущностью) Платон считал беcтелесные, не­чувственные формы, постигаемые умом ("идеи").

В основе средневековой онтологии лежит идея Бога, который провозглашается абсолютным началом - вечным, неизменным, ни от чего независи­мым и являющимся источником всего сущего. Только Бог обладает подлин­ным бытием ("Я есмь Сущий"), неким высшим нематериальным началом, поз­нание которого невозможно с помощью органов чувств. Ключом к познанию истинного бытия является только вера.

Новое время отказывается от идеи абсолютного бытия и провозглашает человеческий ум самой истинной реальностью. Причиной подобных измене­ний в философской онтологии явилось бурное развитие науки, создание новой картины мира, в которой абсолютное бытие было спущено на землю, что в конечном итоге привело к возвеличиванию человека и его ума. В Новое время возникает совершенно новый вид метафизики, в рамках кото­рого происходит разрыв с Абсолютом и человек объявляется центральной фигурой мироздания (его сознание объявляется истинным бытием). Эту си­туацию Хайдеггер назвал "онтологическим нигилизмом", Ницше зафиксиро­вал её в выражении "Бог умер!". По сути она выступает выражением поте­ри ощущения того, что в мире есть что-то высшее, с чем можно соизме­рять свою жизнь. Человек перестаёт искать высоких смыслов жизни и на­чинает сводить её только к удовлетворению своих земных потребностей.

Современный научный материализм рассматривает проблему бытия многогранно, признавая бытие многоступенчатым образованием, в содержание которого входят следующие его формы:

1) бытие вещей (отдельные предметы материальной действительности, созданные природой, а также предметы, созданные человеком, т.е. "вто­рая природа" - сложная система, состоящая из множества машин, механиз­мов, фабрик, заводов и т.д., одним словом всего, что призвано обеспе­чивать его материальное бытие);

2) бытие человека как существа духовного (духовное подразделяют на индивидуализированное (чувственно-духовный мир отдельного человека) и внеиндивидуализированное (духовное богатство человечества, выражен­ное в общечеловеческих ценностях);


3) бытие социального (бытие общества с присущими ему социальными процессами);

 


35. Категория материи в философии: исторический подход

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практ всех других фил. проблем. От лат materia – вещество. Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ. в физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был материализм. Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Дискретная карта мира существовала примерно до конца девятнадцатого века – тогда бытие представлялось как специфическое взаимодействие дискретных (мельчайших) частиц веществ.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращение атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.

Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является непрерывность.

Все это привело к фил кризису. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о в-ве. Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Характерные черты материи:

1. самоорганизация;

2. наличие движения;

3. способность к отражению;

4. размещенность во времени и пространстве.

К элементам структуры материи традиционно относят:

1. живую природу;

2. общество;

3. неживую природу.

Любая материя проявляет способность к самоорганизации – то есть способна воспроизводить саму себя без участия каких-либо внешних сил. Флуктуация – это случайные отклонения и колебания, которые присущи материи. Данный термин употребляется для описания ее внутренних изменений. В результате подобного рода изменений материя со временем переходит в иное, совершенно новое состояние.

Пространство и время – это всеобщие формы бытия материи. Ее универсальные свойства проявляются в законах ее существования.


 







Date: 2016-08-31; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию