![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Социально-культурные предпосылки русской философии
Русская философия формировалась под воздействием трех факторов. Во-первых, она зарождалась в условиях "великого синтеза" культур: языческой, византийской и степной (монгольской). Во-вторых, она тесно связана со своей религиозной почвой. В-третьих, она испытала влияние западной философской мысли. Особенность России заключается в том, что на ее огромной арене сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Поэтому имеющая место характеристика русского человека как азиата и европейца является отражением дуализма в общем-то далеких и, в ряде случаев, несовместимых культур в быту и психологии русского человека. К этому следует добавить, что и путь из "варяг в греки", проходивший по самому "сердцу" России, не остался для нее бесследным, хотя бы потому, что первыми правителями, государственными деятелями на Руси были варяги-рюриковичи. Русская философия изначально тяготеет к рационализму, но не к европейскому академическому, а к практическому, с ярко выраженным нравственным ориентиром. Русская философская мысль антропологична, ибо занята проблемой человека и его отношений с миром; историософична, ибо обращена к вопросам о смысле истории; социологична, ибо тесно связана с решением проблем общественного развития; диалогична, ибо ориентирована на сотворчество человека и Бога, на коэволюцию общества и природы, на формирование парадигмы антропокосмизма. Черты: онтологизм (смысл и цель жизни), антропоцентризм, эсхатология (религ. учение о конечных судьбах мира и чел-ва, конце света и страшном суде), профетизм (пророчество), соборность, мессианство, религиозность. Русская фил. во многом пророческая; она вещает и пророчествует; велика идея соборности, мессианская черта. Как правило, в истории русской философии выделяются два больших этапа: 1-й этап (11-18в) подготовительный: выдвигались какие-то идеи, обсуждались и решались какие-то философские вопросы. Но фил-я не преобретала целостности, не было создано ни одной целостной системы. 2-й этап (19-20в) построительный: появлялись целостные философские системы и направления. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (988 г.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. До введения христианства господствующее положение на Руси занимало языческое мировоззрение, тесно связанное с обожествлением сил природы. Стимулирующее воздействие на развитие образованности после принятия христианской религии имело общение с духовной, в т.ч. философской, культурой античности и Византии, восприятие которой явилось важным фактором становления русской философской мысли. Но и в самой культуре Руси, фольклоре, взглядах на природу и практических знаниях созревали предпосылки возникновения философского сознания. Процессы возвышения Москвы, объединения княжеств, монголо-татарское нашествие не могли не отразиться на самосознании народа, в зарождающемся философском сознании. Главным социально-культурным фактором зарождения русской философии поэтому считается ее Крещение. В процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант (православие), и в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. Византийские философы: Григорий Богослов, Иоанн Дамасский. Смысл их взглядов: любовь к богу есть истинная философия. Кон. 15-16вв: политич. фил., утверждающая образ государя с его особым миром и с тайнами искусствами управления; народ нуждается в опеке царя; отсюда божественное предназначение царя. 17в. связан с расколом о к-м говорилось выше; идеал православной Руси заменяется идеалом светского гос-ва; церковь становится гос. департаментом; фил. мысль сосредотачивается в 2-х академиях: Киевско - Могилянской (Киев); Славяно - греко - латинской (Москва). Вплоть до реформаторской деятельности Петра 1 русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской средневековой философии. Реформы Петра 1 способствовали более полному ознакомлению русских интеллектуалов с западной философией. Началось энергичное освоение ее потенциала. Среди русского дворянства распространилось вольтерианство с его вольнодумством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Таким образом, процессы политического единения Руси, образование русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию, а при Петре 1 - через Западную Европу), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, в немалой степени и обусловили своеобразие русской философской культуры.
18 в- освобождение фил. от церкви. В рус. фил. это время - век секуляризации. Речь идет о самостоятельном развитии светской культуры и философии вне связи с церковным сознанием; в церковном сознании происходит перестройка: - освобождение от политических соблазнов; - искание чисто церковной правды. - 4 фил. направления: Гр. Сковорода; познание двояко (1 познание чувственное, скользящее по поверхности вещей и предмета, 2 познание в Боге, предполагающее отрыв от чувственного познания); у ч-ка главное сердце; тело земляное и тело духовное, так и сердце; Этика Сковороды - этика покорности тайным законам мира; в каждом ч-ке есть тайный з-н его возрастания, и задача заключ. в том, чтобы найти самого себя; ч-к не знает зак-в возрастания. Ломоносов - материалистические идеи: материалистическое единство мира, за коны его развития, познаваемость мира, единство материи и движения. Атомистическая концепция: материя состоит из атомов, они образуют более сложные формы - корпускулы (молекулы), которые порождают все многообразие мира. Метод познания: от опыта через гипотезу к установлению истины. Элементы деизма: Бог создал мир, в дальнейший ход мировых событий не вмешивается. Наука должна быть отделена от религии. Радищев: материалистические идеи, искал пути решения социально-философских проблем, первая в русской мысли философская разработка проблемы человека. Чаадаев: дуалистическая позиция. Физический мир состоит из атомов, подчиняется законам механицизма. В естествознании - эмпирические и рациональные методы. Сознание человека - результат божественного творения, в духовном мире - метод откровения. 19 в - славянофилы, западники.
Date: 2016-08-31; view: 2207; Нарушение авторских прав |