Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания в структуре философии





Гносеология - теория познания, основная часть фил., рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. Изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Г. как фил. дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Процесс познания предполагает наличие двух систем: познающего субъекта и объекта, при том, что особенности второго в ходе процесса воспроизводятся в особенностях первого.

Под субъектом понимается сложная иерархия носителей знания. В широком смысле им является все общество в целом, как высший производитель знания и мудрости. В ходе историч. развития человечества возникают менее крупные общности – отдельные народы, которые также можно считать субъектами, как и группы индивидов, специальным назначением которых является воспроизводство знаний – это отряды ученых. Субъектами познания могут выступать и отдельные индивиды с их способностями, талантом, гением. Субъект познания имеет не только гносеологическую сущность; это всегда живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темпераментом.

Под объектом познания следует понимать фрагмент бытия, на который направлена ищущая мысль субъекта. Поиск обусловлен теми или иными потребностями человека, заинтересованного в улучшении своего бытия. В вопросе, что следует считать объектом познания, имеются, однако, различные точки зрения. Одни философы настаивают на том, что всю объективную реальность ни в коей мере нельзя считать этим объектом: под ним следует понимать лишь то, что вошло в сферу человеческой деятельности. Другие философы склонны отождествлять объект познания со всей объективной реальностью.

В научном познании принято выделять 2 уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются по объекту, видам знания, методам познания.

На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка.

Путь познания всегда был сложным, противоречивым и разным по тематике постановки и решением проблем Например, в античной философии центральной была проблема соотношения знания и мнения, истины и заблуждения, к ак предмет переводится в состояние знания. Материализм и идеализм решали их исходя из собственных предпосылок. Так, Демокрит считал, что в процессе познания от предмета отделяются мельчайшие их частицы (\"эйдосы\"), которые несут в себе образ предмета. (материализм)

Другой была теория познания Платона. Утверждая, что истинное познание - это познание идей (вечных, неизменных духовных сущностей, в отношении которых вещи - лишь их несовершенные копии), Платон считал что такое познание достигается путем «припоминания» (anamnesis) При этом душа человека имеет отвлекаться от мира вещей, которые она непосредственно созерцала в духовном мире - когда находилась там до рождения. (идеализм)

Выдающийся идеалист-диалектик Гегель всегда подчеркивал и переоценивал познавательные силы ума. И все же считал, что познание - это самопознание абсолютной идеи, разными перевоплощениями которой является как ум, познающий, так и объект познается Несомненной заслугой Гегеля было применение им д иалектики к анализу процесса познания, его исторический подходов в осмыслении этого процесса Но, будучи идеалистом, Гегель все же не признавал материалистического принципа отражения, без которого невозможна научная постановка и решения гносеологической проблемы.


 

 

43. Сознание, познание, знание: соотношение и взаимосвязь понятий.

Познание обозначает последовательное движение к знанию, а сознание — высшую способность психического отражения действительности, присущую человеку.

Сознание, как и все низшие её формы отражения, включает и механическое, не выходят за рамки наличного состояния вещей и процессов. Познание же выходит за границы наличествующих вещей, наличествующих явлений, наличествующих взаимодействий. Оно выходит за рамки пространственно-временных границ отражения; может охватить действительность в органической связи с ее прошлым и будущим, за явлением пытается увидеть сущность; отразить его не только в его действительном единичном состоянии, а и в возможном и многочисленном варианте; в конкретном увидеть невидимую абстрактность. Тот, кто активно познает (субъект познания), с тем, что пассивно познаётся (объект познания), находится в обратной связи, - взаимодействуют между собой на уровне физическом (материальном) и на уровне сознания (духовном). В процессе познания человек видит избирательно, целенаправленно; в процесс познания носит что-то от себя, субъективно.

Процесс познания в этом плане - это процесс активный со стороны человека и его сознания. А на уровне простого сознания процесс отражения может происходить на уровне пассивного взаимодействия, - на уровне осознания, созерцания. Если здесь и происходит познание нового, приобретение знаний, то такое познание навязывается личности внешними обстоятельствами, при которых человек познает по необходимости, по принуждению. Только в процесс познания (активности сознания) добываются новые для личности знания.

В процессе акта познания в сознание человека поступает, накопляется, обрабатывается и усваивается информация. Таким образом у человека об окружающей действительности накопляются знания. Знания - это усвоенная в сознании человека информация. Эта информация (знания) усваиваются (фиксируются) в духовной форме. Знания никаким образом не подобны ни до тех предметов и явления, о которых в сознание человека поступает информация, ни до того, каким образом эти предметы и явления отражались в сознании человека. Наши знания, например о сахаре не подобны как до материальной субстанции сахара, так и до тех ощущения сладкого, белого, твёрдого, растворимого, которые возникали в нашем сознания от этого сахара. Знания уже не являются ни явлениями материальными, ни явлениями психическими, а только явлениями мира духовного. Знания - это дух в его чистом (без примесей материального или психического) виде.

Информация, которая накопляется в сознании, вместе с её духовным содержанием фиксируется материально, прежде всего - при помощи слова, звучания, материального колебания воздуха. Таким образом знания фиксируются в естественном, разговорном, языке. Будучи материально зафиксированными, знания могут передаваться другим людям, становиться достоянием всего общества и сохранятся им. Таким образом, знания приобретают общественные характеристики и общественное значение. Но знания могут фиксироваться при помощи и других материальных знаков: при помощи записанных формул, математическими графиков и таблиц, схемами, рисунками. Все эти формы фиксации знаний называются языком письменным. (Иногда его называют языком символов, языком искусственным.)


Date: 2016-08-31; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию