Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия XI-XVIII вв





Существование древнерусской философии дискуссионно. Одни исследователи (П. Д. Лескин, 2006) признавали факт её существования, другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблематики в древнерусской литературе.

Как правило, в истории русской философии выделяются два больших этапа:

1-й этап (11-18в) подготовительный: выдвигались какие-то идеи, обсуждались и решались какие-то философские вопросы. Но фил-я не преобретала целостности, не было создано ни одной целостной системы.

2-й этап (19-20в) построительный: появлялись целостные философские системы и направления.

В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека (Изборник Святослава[4], Кирилл Туровский, Нил Сорский), государственной власти (Иосиф Волоцкий) и общечеловеческих ценностях («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который иногда называется «первым древнерусским философом»[5]).

Илларион Киевский митрополит: "Слово о законе и благодати" - своеобразный памятник др. рус. торжеств, красноречия; 3 части: сопоставление закона и благодати, описание христианства на Руси, похвала киевскому князю Владимир. Святослав.; рассуждает о 2-х мирах: о мире живущем по форме (закону), включая различные формы гос. власти; о мире благодати, где жизнь должна осущ. по принципам божеств; эти миры противоположны.

Монах Нестор: "Повесть временных лет" - своеобразная теология морали; рассмотрел вопрос об ответственности человека, создает образ коллективной моральной ответственности (страдай совместно), понятие соборность - символ бытия русской общины. Помимо историософии (этногенез как кара за Вавилонскую башню) содержит и элементы религиозной философии: разрабатываются понятия собьства (ипостаси), плоти (материи), зрака (формы), хотения (желания) и мечтания (воображения).

Князь Владимир Мономах: "Поучение": кодекс поведения мирян; жизнь ч-ка достигается добрыми делами, покаянием, исповедью; доказать присутствие бога во всех человеч. делах;

Кон. 15-16вв: политич. фил., утверждающая образ государя с его особым миром и с тайнами искусствами управления; народ нуждается в опеке царя; отсюда божественное предназначение царя. Характерна борьба между 2 направлениями нестяжательства (Нил Сорский) и иосифолианство (Иосиф Волотский) Центральный вопрос, волновавший полемистов, был связан с ролью церкви в государстве и значением её земельных владений и убранства. Нестяжательство: (направление исихазм - "безмолвная молитва") - концепция нравственного восхождения личности к совершенству; церковь и монастыри не должны иметь имущества; церковь должна сохранить чистоту мистического чувства. Иосифолианство: церковь должна иметь им-во, в т. ч. право на землю; отстаивает идею господства церкви над гос-м в плане истории.

17в. связан с церковным расколом; идеал православной Руси заменяется идеалом светского гос-ва; церковь становится гос. департаментом; фил. мысль сосредотачивается в 2-х академиях: Киевско - Могилянской (Киев); Славяно - греко - латинской (Москва).

18 в- освобождение фил. от церкви. В рус. фил. это время - век секуляризации. Речь идет о самостоятельном развитии светской культуры и философии вне связи с церковным сознанием; в церковном сознании происходит перестройка: - освобождение от политических соблазнов; - искание чисто церковной правды.

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей.

Ломоносов - материалистические идеи: материалистическое единство мира, за коны его развития, познаваемость мира, единство материи и движения. Атомистическая концепция: материя состоит из атомов, они образуют более сложные формы - корпускулы (молекулы), которые порождают все многообразие мира. Метод познания: от опыта через гипотезу к установлению истины. Элементы деизма: Бог создал мир, в дальнейший ход мировых событий не вмешивается. Наука должна быть отделена от религии.


Радищев: материалистические идеи, искал пути решения социально-философских проблем, первая в русской мысли философская разработка проблемы человека. Деизм.

В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.


 

31. Русская философия XIX в.: основные направления

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:

приоритет естественного права;

• необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

личная свобода человека;

ограничение самодержавия з-ном и представит.органами либо замена его республикой.

Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева. Основными направлениями его философий были: • философия человека; • философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение матер. и дух. субстанций (дуалистическая позиция). Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Христианство - стержень, двигатель истории.

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность (осуждение индивидуализма, быть счастливым в одиночестве невозможно), набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия (консервативная). Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: " Православие, самодержавие, народность ". Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.


Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

• путь человекобожества (путь абсолютной свободы человека);

• путь богочеловека (путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках).

Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были: Н.Г. Чернышевский; народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, ПН. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев. Основными идеалами его философии были: идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); • идея нравственности как главного аспекта жизни человека; • идея прогресса — как всеобщей связи поколений; • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество; • идея Бога как выражения добра; • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости и т.д.;


 







Date: 2016-08-31; view: 563; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию