Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Иосифа Плотника.





Апокриф (9).

 

Юст и Симон, старшие сыновья Иосифа, взяв жен, ушли в дома свои, и две дочери его вышли замуж и также удалились в дома свои. И оставались в доме Иосифа Иуда и Иаков, младший, и Дева, Мать Моя. И Я жил с ними, словно был одним из сыновей их.

Слова Иисуса

из Евангелия Псевдо-Матфея. Апокриф (11).

 

Иосиф рождает упомянутого Иакова будучи лет приблизительно около сорока, а может быть более или менее того. После него рождается сын, называемый Иосиею; затем после него Симеон; потом Иуда и две дочери: Мария и Саломия. И затем умерла жена его. И спустя много лет после этого он принимает Марию вдовый, будучи человеком в возрасте около восьмидесяти лет и даже более того. Вот когда принимает он Марию, как и в Евангелии сказано: «по обручении Матери Его Марии», но не сказано: по вступлении Ее в брак. И еще в другом месте: «и не знал Ее». Удивляться нужно всем тем, которые ловят всякий дурной предлог к исследованию причин того, в чем нет нужды, и к изысканию о том, чего нельзя изыскать, и от существенного обращаются к глупым вопросам, дабы отовсюду коснулась нас пагуба неверия и хулы вследствие бесчестия, наносимого святым.

Епифаний Кипрский.

Панарион, 78(8).

 

Та точка зрения, что Иосиф был только номинальным отцом Иисуса и что у Иисуса не было родных братьев и сестер, предполагает, что Мария так и осталась девственной.

Э. Дин. С. 156.

 

Ибо как мог такой старец иметь женой Деву, будучи столько лет вдов после первой жены?

Епифаний Кипрский.

Панарион, 78(7).

 

Но в любом случае Иосиф, смиренный и работящий труженик, играет в жизни Марии исключительно важную роль как ее защитник и официальный супруг и как кормилец маленького Иисуса.

Э. Дин. С. 156.

 

И Иосиф, праведник сей, отец Мой по плоти, обручник Марии, Матери Моей, трудился с сыновьями своими, занимаясь своим ремеслом плотника.

Слова Иисуса

из Книги Иосифа Плотника. Апокриф (2).

 

Мы можем представить себе, как Иосиф, этот добрый и благонравный человек, работает в своей мастерской в Назарете, полируя древесину ливанских кедров, распиливая бревна и мастеря кадки и упряжь для волов. И мастерство свое Иосиф передал своему сыну.

Э. Дин. С. 156.

 

По Своей человеческой природе подверженный всем ее потребностям и немощам, Он должен был трудиться и помогать Своему престарелому отцу в его плотническом ремесле, преподавая нам этим спасительный урок, что никакая высота предназначения человека не освобождает его от обязанности трудолюбия.

А. Лопухин. С. 64.

 

...Иосиф был плотником, и обычное для того времени наследование рода занятий отца наводит на мысль о том, что и Иисус некоторое время занимался этим ремеслом. Он знал ремесленников своей деревни, а также помещиков, управляющих, арендаторов и рабов, живших в ее окрестностях; его речи усыпаны упоминаниями о них.

В. Дюрант. С. 607.

 

 

Он занимался ремеслом своего отца, т. е. был плотником. Это занятие нисколько не считалось унизительным. По еврейскому обычаю требовалось, чтобы человек, занимающийся умственным трудом, изучил какое-нибудь ремесло. Самые знаменитые ученые занимались разными ремеслами; таким же образом святой Павел, получивший прекрасное образование, был фабрикантом палаток или обойщиком.

Э. Ренан. С 98–99.

 

Еврей в деле воспитания не пренебрегает земной и практической его стороной; всякий израильтянин, к какому бы сословию он ни принадлежал, должен был изучать ремесло. «На отце лежит задача, — говорит Талмуд, — обрезать своего сына, наставить его в Законе и научить какому-нибудь ремеслу». Таково предание еврейских нравов. Те, которые не учили ремеслу своих детей, изменяли великой обязанности; это, говорит халдейское толкование Библии (Таргум), все равно что обучать их разбою. Положительный и трудолюбивый характер племени выражается целиком в этом требовании. Еврей никогда не знал беспечности, праздности и той безжизненной вялости с отпечатком фатализма, которые так поражают европейца в палестинском феллахе. Труд для еврея был священен, и ремесло почиталось даже между самыми знаменитыми раввинами: Гиллел и Акиба, двое из наиболее знаменитых раввинов, были дровосеками; Равви Иоанан — сапожником; Равви Исаак Нанаша — кузнецом.

А. Дидон. С. 128–129.

 

Иисус не только видел повседневный труд. Он и сам работал. Долгое время Он был ремесленником и зарабатывал себе на жизнь.

Ч. Додд. С. 100.

 

…Это была жизнь трудовая: с малых лет и далее, в мастерской плотника, чтобы помочь в содержании Себя и семейства честным и независимым трудом; с тридцати лет — чтобы спасти мир.

Ф. Фаррар2. С. 137.

 

Марк повествует, что Иисус был плотником, Матфей — что плотником был Его отец. Такие ремесла обычно передавались по наследству. У Иисуса есть притча о сыне, который обучается ремеслу, наблюдая за тем, как работает отец: «Сын ничего от Себя не может делать, пока не увидит, как делает Его Отец. И что делает Тот, то же делает Сын. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что делает Сам» (т. е. секреты мастерства). Пожалуй, не будет натяжкой усмотреть здесь воспоминание о семейной мастерской в Назарете. там Иисус и стал «плотником»; впрочем, понятие это и в греческом, и в арамейском (т. е. в языке, на котором говорили в Галилее) имеет более широкое значение — плотники, скажем, могли строить дома.

Ч. Додд. С. 99–100.

 

…Греческое слово tekton одновременно означает «плотник» и «строитель».

Р. Сантала. С. 83.

 

Тектон — исконное греческое слово. Основное его значение соответствует нашему «мастер», безотносительно к тому материалу, с которым он работает, но при этом не всякий мастер, а мастер искусный, «мастер своего дела» — сказали бы мы.

С. Жебелев. С. 304–305.

 

Еврейский мальчик воспитывался в родительском доме, в синагоге или в мастерской. Дома он получал наставления от отца и матери; в синагоге учился читать Библию; в мастерской подготовлять себя для государства.

А. Дидон. С. 124.

 

…Первое упоминание о том, что Христос занимался плотническим ремеслом, относится к середине II века.

С. Жебелев. С. 309.

 

…Считался плотником (ибо, пребывая среди людей, он исполнял плотнические работы, плуги и ярма, показывая тем самым примеры справедливости и деятельной жизни).

Иустин Мученик2. С. 309.

 

...Среду, в которой Он вырос, можно описать, опираясь на притчи. Внимательное прочтение их дает представление о той жизни и ее повседневных делах. Глядя на эту картину, мы теперь можем спросить: с какой же точки зрения обрисовано это общество? Ответ прост: с точки зрения «мелких буржуа» — мелких земледельцев или свободных ремесленников, одинаково далеких и от «богатых» и от «неимущих». Следовательно, к этому сословию принадлежала семья Иисуса. И если позже Он стал беден и бездомен, то по своей воле, во имя своих идеалов.

Ч. Додд. С. 99.

 

Плотниками в городах палестинских бывали греки, очень искусные ремесленники. Плотник деревенский и, если верить преданию, не совсем искусный, каким был Иосиф, мог занимать очень неважное положение и жить в крайне умеренном довольстве.

Ф. Фаррар2. С. 39.

 

Иосиф ходил по всему городу, водя за собой Господа Иисуса, и его призывали, чтобы делать двери и решетки, или сундуки, и Господь Иисус был с ним везде, куда бы он ни шел. И каждый раз, когда работа, которую делал Иосиф, должна была быть длиннее или короче, шире или уже, Господь Иисус простирал руку, и вещь тотчас же делалась такой, какой желал Иосиф, так что ему не было надобности что-либо заканчивать своими руками. Ибо он не был особенно искусен в ремесле плотника.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф, 38(37)

 

Так как Иосиф был плотником, он делал ярма для волов, телеги, вещи земледельческие (terrae versoria) и деревянные кровати (culturae apta). И вот пришел к нему молодой человек и заказал ему сделать кровать на шесть локтей. Иосиф послал работника своего отрезать дерево посредством ножа железного по мерке, которую дал человек тот. Но посланный не досмотрел указанной меры и сделал брусок деревянный более короткий, чем другой. И начал Иосиф волноваться и печалиться о сделанном. И когда увидел Иисус его опечаленным той мыслью, что это вещь испорченная, заговорил Он, чтобы утешить его, и сказал: приди, возьми концы двух брусков деревянных, соединим их вместе и соединенными вытянем их к нам, потому что мы сможем сделать их одинаковыми. Иосиф послушался этого приказания, ибо знал, что Он может сделать все, что пожелает. И взял Иосиф концы двух брусков деревянных и поставил их против стены около себя, и Иисус взял два других конца и вытянул более короткий брусок, и стали одинаковыми по длине. И сказал Он Иосифу: иди работать и сделай, что обещал. И Иосиф выполнил заказ.

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (37).

 

Однажды царь Иерусалимский позвал его и сказал ему: я хочу, Иосиф, чтобы ты сделал мне престол по размеру того места, где я обычно восседаю. Иосиф повиновался, и тотчас же принявшись за дело, он провел два года во дворце, пока закончил делать этот престол. И когда его поставили на место, где ему надлежало быть, то увидели, что с каждой стороны не хватало по два спитама до определенного размера. Тогда царь разгневался на Иосифа, и Иосиф, опасаясь гнева царя, не мог есть и лег спать, не поев. Тогда Господь Иисус спросил его о причине его страха, и он сказал: работа, над которой я трудился целых два года, испорчена. И Господь Иисус ответил ему: перестань страшиться и не теряй мужества; возьмись за одну сторону престола, а Я за другую, чтобы привести его в точный размер. И Иосиф сделал то, что предписывал Господь Иисус, и каждый сильно тянул в свою сторону. И престол повиновался, и сделался точно такого размера, как хотели. Присутствовавшие, видя это чудо, были поражены изумлением и славили Бога.

Этот престол был сделан из дерева, которое существовало со времен Соломона, сына Давидова, и был замечателен по своим очертаниям и различным изображениям.

Арабское Евангелие детства. Апокриф 39(38).

 

Мастерская у евреев не была нераздельной составной частью дома. Торговцы имели свои лавки на базаре: у ремесленника мастерская была около его дома.

А. Дидон. С. 129.

 

...В одной из притч Иисус показывает мастерскую, где работают два брата, и одному из них попадает в глаз опилка. В другой притче Он высмеивает небрежного подрядчика, который закладывает фундамент на скорую руку. В третьей напоминает, как важно все рассчитать до начала работ: «Если кто-то из вас хочет достроить башню, разве он сначала не сядет и не подсчитает расходов, хватит ли у него средств закончить строительство?» Это говорит здравомыслящий ремесленник.

Ч. Додд. С. 100.

 

Есть раннехристианская легенда — у гностика Иустина, — где говорится, что мальчик Иисус нередко проводил время при стадах как подпасок.

Э. Бок. С. 142.

 

Занятие ремеслом нисколько не мешало Иисусу развиваться умственно, чему мы имеем очевидное доказательство.

Ф. Фаррар2. С. 41.

 

Особенно учеными считались в ту пору столяры. Когда возникал спор по поводу сложного вопроса, бывало, говорили: «Нет ли здесь столяра, сына столяра, который смог бы решить нам этот вопрос?» Иисус был столяром или сыном столяра, возможно, что он был и тем и другим.

Д. Флуссер. С. 28.

 

Он вместе с братьями и отцом занимался одинаковым с ними ремеслом и жил с ними под одним и тем же смиренным кровом; но можно быть вполне уверенным в том, что Он предпочитал одиночество, отыскивая уединение в зеленых горах, под фиговыми и оливовыми деревьями, во время полдневного жара и при звездах ночи. Были времена, даже во время проповедей Иисусовых, когда Он отсылал от Себя самых верных Ему и самых любимых людей, для того, чтобы остаться наедине.

Ф. Фаррар1. С. 46.

 

Когда еврейский мальчик достигал двенадцатилетнего возраста, это означало для него увеличение меры ответственности в жизни. Он становился bar mistva, или «сыном закона».

Р. Сантала. С. 84.

 

С этого года он становился Бенгат-Тораг, или сын закона. До того времени он назывался катон — малолетний, а с этих пор получал название гадол, или взрослый, и с ним обращались как с полноправным. <…> С этих же пор он начинал носить тефиллин, или филактерию (повязку из пергамента со множеством священных текстов), и должен был быть представлен отцом своим в синагогу в одну из суббот, которая по этому случаю называлась Саббит тефиллин.

Ф. Фаррар2. С. 32–33.

 

Иисусу исполнилось двенадцать лет. Он был приведен отцом в местную синагогу, сделался членом общества, и Ему вручены были, как и всем Его сверстникам, молитвенные ремни.

А. Дидон. С. 131.

 

Для еврейского мальчика достижение двенадцатилетнего возраста было временем критическим. Двенадцати лет, согласно еврейских преданий, Моисей покинул дом Фараоновой дочери; Самуил слышал голос, который воззвал его к пророческой деятельности; Соломон дал суд, впервые открывший его мудрость…

Ф. Фаррар2. С. 32–33.

 

С этого возраста с ним обходятся, как со взрослым: он отвечает сам за свои действия и выходит из-под опеки; становится членом израильского общества и обязуется верно исполнять предписания Закона.

А. Дидон. С. 131.

 

Двенадцатилетний возраст был важным, решающим этапом в образовании еврейского мальчика. Иуда Бен-Тема (один из авторитетных раввинов времен Христа. — Е. Г.) говорит о самом себе, что в пять лет он изучал писание, Микра, в десять Мишну, а в тринадцать Талмуд; в восемнадцать лет он женился, в двадцать приобрел богатство, в тридцать — твердость, а в сорок — мудрость и так далее… Мы не должны забывать, что еврейский народ и вообще восточные жители развиваются с особой быстротой и что мальчики в эти годы должны отправлять воинскую службу и даже, к великой порче самого поколения, между палестинскими и малоазиатскими евреями считаются способными к женитьбе.

Ф. Фаррар2. С. 33.

 

Филон, писавший во времена Христа, определяет различные возрасты человека довольно чуждыми для наших понятий чертами. «В семь лет, — говорит он, — человек становится грамматиком и логиком; в четырнадцать он совершеннолетен, потому что способен сделаться отцом подобного ему существа, а в двадцать один год рост и цвет проходят для него».

А. Лопухин. С. 63–64.

 

После прохождения своего рода «конфирмационного лагеря» со сдачей устных экзаменов мальчик официально становился членом синагоги.

Р. Сантала. С. 84.

 

К этому году мальчик, какого бы он звания ни был, согласно учению раввинов и по народному обычаю, должен был изучить какое-нибудь ремесло для независимого существования. С этого года он освобождался вполне от власти родителей, которые не могли уже продать его в неволю. <…> Согласно учению раввинов, Сефер Гилгулим (мальчик меньше 12 лет) проводил только нефес — животную жизнь, а с этой поры начинал получать руах, или дух, который, если жизнь его будет добродетельна, должен развиться в нисема — разумную душу.

Ф. Фаррар2. С. 32–33.

 

Римлянин при наступлении этого возраста надевал тогу мужчины, молодой израильтянин становился сыном Закона. Он начинает носить на челе и на руках во время религиозных церемоний филактерии по предписанию Моисея. Он должен поститься в дни покаяния и в великие праздники — Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей, и путешествовать в Иерусалим.

А. Дидон. С. 131.

 

Со времени плена вавилонского иудеи с особенной ревностью исполняли закон, предписывавший всем взрослым мужчинам собираться в Иерусалиме к трем великим годовым праздникам.

А. Лопухин. С. 55.

 

Именно на этот период жизни приходится тот весьма трогательный случай, который описывает Лука и который, вероятно, сохранился в сердце Марии.

Р. Сантала. С. 84.

 

Единственный факт позволяет нам догадываться, что происходило в душе и сознании отрока Иисуса.

А. Дидон. С. 131.

 

Семья Иисуса вместе с другими жителями деревни отправилась в свой ежегодный поход в Иерусалим на празднование Пасхи.

Р. Сантала. С. 84.

 

Подобного рода путешествия в святой город и храм составляют одну из неотъемлимых черт народной и религиозной жизни иудеев. При наступлении трех торжественнейших праздников все четыре дороги, ведущие в Иерусалим, — из Египта через степь, Газу и Хеврон, из Переи через долину Иорданскую, Иерихон, Вифанию и Масличную гору; с запада через Яффу и из Дамаска, Харрана, Ливана и Сирии через Сихем, — покрывались многолюднейшими караванами.

А. Дидон. С. 131.

 

Назарет отстоит от Иерусалима на 120 верст и, несмотря на напряженную, ревнивую неприязненность самарян, огромный галилейский караван богомольцев, отправляясь ежегодно на праздник, проходил по прямому направлению наименее опасной дорогой, пролегавшей через владения колен Манассиина и Ефремова. Покидая россыпь холмов, которые окружают небольшой город, караван углублялся через узкий, окаймленный цветами, известковый проход в огромную долину Иезреель. Когда праздник совпадал с концом апреля или началом мая, вся страна имела веселый, зеленый и приятный вид. Полосы огромных засеянных хлебом полей по обе стороны дороги и великолепные поляны блистали, как одежда первосвященников, оттенками голубых, пурпуровых и ярко-красных цветов. Пересекши реку Кисон, караван проходил через Сунем, вызывающий воспоминание о пророке Елисее, царственный Иезреель с чеканными саркофагами, которые остались единственными свидетелями его прошедшего блеска, живописную линию обнаженной и безросной Гелвуи; песчаный Фанаах с его воспоминаниями о Сисаре и Вараке; Маггидоне, где в первый раз мог увидать Иисус шлемы, мечи и орлы римских легионов. Затем дорога направлялась к Ен-Ганниму, где, возле источников, среди тенистых и красивых садов, которые до сих пор отличают местность, — караван, вероятно, делал свой первый ночлег.

Ф. Фаррар2. С. 34–35.

 

Назарет находится верстах в 150 от Иерусалима, и так как путь паломников шел по густо населенной местности, то партия паломников, постепенно увеличиваясь новыми партиями из промежуточных городов и селений, к самому Иерусалиму вырастала в огромный караван, который двигался в святой город с священными песнопениями и в восторженном духовном настроении.

А. Лопухин. С. 55.

 

 

Шествие сопровождалось пением псалмов. Некоторым местам остановок давалось особое предпочтение. Галилеяне, проходившие через Самарию, любили останавливаться за Сихемом и колодцем Иакова в Аин-Эль-Арамие, последней «станции» перед Иерусалимом. Долина в этом месте сужается и описывает полукруг. Тропинка сливается с высохшим руслом потока, который наполняется только во время гроз. С одной стороны ее возвышается отвесная скала, откуда вытекает светлый ручей; с другой — холм, расположенный правильным амфитеатром, в виде скамеек в цирке, — место уединенное и дикое, полное таинственности.

А. Дидон. С. 131–132.

 

К вечеру шестого дня, переправившись через Иордан, спускались в долину Иерихона. Глубокий провал Мертвого моря, уже в начале низана, пасхального месяца, знойный, весь напоенный, как с душистою мастью ларец, благоуханием бальзамных рощ, отчего и город в долине той назван «Иерихоном», «Благоуханным». Утром же, восходя в Иерусалим, на высоту двух тысяч локтей, шли крутой, извилистой дорогой, между голыми, обагренными марганцем, точно окровавленными, скалами. В сердце Иисуса-Отрока могло запасть вещее имя дороги: Путь Крови…

Д. Мережковский. С. 111–112.

 

Оскорбительные крылья римского орла уже осеняли святой город; но высоко над его стенами поднимался, во всем его блеске великий храм, с его позолоченной крышей и мраморной колоннадой. Еще жив был Иерусалим… Кто измерит глубину чувств Иисуса при виде этого достопамятного и незабвенного места совершения стольких и таких великих событий?

Ф. Фаррар2. С. 34.

 

 

Иисус с назаретским караваном шли именно этим путем на Пасху 760 или 762 года от основания Рима. Праздник продолжался восемь дней — с 14-го по 21-е число Низана (апреля). Подходы к храму, притворы и дворы его загромождались массой народа, который стекался сюда для молитвы и жертвоприношения. Священники закалали жертвы, народ громкими криками взывал об искуплении Израиля, ученые фарисеи и книжники обсуждали Закон, разъясняли его постановления и толковали устные предания.

А. Дидон. С. 132–133.

 

Из всех городов Иудеи и Святой Земли, из самых незначительных селений и самых отдаленных стран, во все ворота Иерусалима вступают тысячи паломников. Иосиф Флавий исчисляет, по крайней мере, в два миллиона толпу, загромождавшую улицы и предместья Иерусалима на Пасху.

Ю. Виппер. С. 33.

 

Может быть, на том самом месте, где впоследствии встала соборная церковь, построенная Юстинианом в честь Приснодевы Марии, совершилось событие, о котором Евангелист Лука сохранил для нас подробное описание… Праздник кончился. Караваны паломников постепенно начали оставлять Иерусалим; караван назареян, в котором находились родители Иисуса, направлялся к Самарии. Он прибыл на первую стоянку в Бирэ, недалеко от Вефиля, где Иаков имел видение таинственной лестницы и куда Самуил приходил каждый год судить народ.

А. Дидон. С. 133.

 

Когда же после праздника возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали, что Он идет вместе со всеми.

Евангелие детства.

Апокриф (19).

 

Преклонные старцы и женщины обыкновенно ехали на мулах, которых вели под уздцы взрослые мужчины, а дети играли около своих родителей или родственников. При таком движении многочисленного каравана весьма легко было на время не заметить отсутствия своего ребенка даже чадолюбивым родителям, которые могли предполагать, что он идет где-нибудь с другими детьми или родственниками.

А. Митяхин. С. 162.

 

…Каким ужасом были поражены Иосиф и Мария, когда во время большого привала они не могли найти своего Иисуса во всем караване, и когда даже никто не мог сказать им, где именно Он.

А. Лопухин. С. 62–63.

 

Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких.

Евангелие детства.

Апокриф (19).

 

Когда все поиски оказались напрасными, родителям оставалось одно — воротиться в Иерусалим, чтобы посмотреть, не остался ли Он там. И они, действительно, на следующий же день оставили караван и поспешно двинулись в обратный путь.

А. Лопухин. С. 63.

 

И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его.

Евангелие детства.

Апокриф (19).

 

Этот одинокий путь для них был не безопасен, так как страна в это время находилась в смятенном состоянии и повсюду рыскали шайки повстанцев, которые, под предводительством Иуды Галилеянина и фарисея Садока, с оружием в руках восстали против римского проконсула Копония, обложившего народ налогами по новой римской системе, выработанной на основании произведенной переписи. Такое беспокойное состояние страны не только затрудняло им путь, но и усиливало в них опасение, как бы при ожесточенности враждующих сторон под стенами Иерусалима Сын их не подвергся какой-нибудь опасности.

А. Лопухин. С. 63.

 

Что должны были чувствовать, восходя снова в Иерусалим путем Крови, и там, в городе, ища Его по всем улицам, вглядываясь в лица прохожих, с растущей тоской и тревогой, каждую минуту надеясь и отчаиваясь увидеть Его? Сердце свое измучила мать, глаза выплакала, за эти три дня — три вечности, думая,что никогда уже не увидит Сына.

Д. Мережковский. С. 113.

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего. Все же слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

Лука. 2:46, 47.

Сидя, по школьному обычаю, в тройном круге учеников, у ног старцев, учителей Израиля, на великолепном, из разноцветных мраморов, мозаичном полу, в храмовой синагоге Тесаных Камней, Lischat Hagasit, на юго-восточном конце внутреннего двора, где собирались иногда члены синедриона, знаменитые учителя и книжники иерусалимские, — слушал их, спрашивал и отвечал им отрок Иисус.

Д. Мережковский. С. 113.

 

Обычно дети окружали своего учителя, но на этот раз учителя окружили ребенка. Это говорит о том, что они считали Иисуса «чудом». Явление такого рода, gaon, не редкость и в наши дни. Лука дважды обращает наше внимание на то, что отрок Иисус был «исполнен (преуспевал в) мудрости».

Р. Сантала. С. 84.

 

Двенадцатилетний Иисус, который возрастал в премудрости, летах и в благодати и о котором Мария, возвращавшаяся из Иерусалима, думала, что Он находится среди родственников и соседей, жил в гуще людей — ремесленников, подобных Ему, пахарей, виноградарей, рыбаков с озера. Эти люди толковали о семенах и овцах, о сетях, лодках и рыбе, следили за закатом солнца, чтобы предугадать ветер или дождь. Уже с той поры Он знает, что будет понятен простым людям, если станет говорить с ними словами, обозначающими вещи, которыми они каждый день пользуются, говорить о том, что они собирают, сеют и жнут в поте лица своего. А все то, что выходит за пределы обихода, может быть понято бедными людьми лишь через сравнение со знакомым, по аналогии: водаизколодца, вино, горчичное зерно, смоковница, овца, закваска, мера муки, — и этого достаточно, чтобы самые простые люди поняли Истину.

Ф. Мориак. С. 34–35.

 

Знакомые с обычаями Востока и близко видевшие еврейские синагоги или мусульманские мечети, когда там ведется обучение, нисколько не удивятся этой сцене. Вокруг учителей образуется круг: все садятся на циновки, все слушают, спрашивают и, в свою очередь, дают ответы; отрок и старец, ученые и ученики сидят рядом, поджав под себя ноги, на одном и том же ковре, и слово одинаково принадлежит всем.

А. Дидон. С. 133.

 

Это собрание, очевидно, происходило в одной из тех храмовых пристроек, которые именно предназначались для народного учительства со стороны книжников. Подобные собрания назывались школами, в которые свободен был доступ для всякого. Учитель или раввин занимал место на особом возвышении, а около него, внизу, полукругом располагались ученики или слушатели.

А. Лопухин. С. 64.

 

Между присутствовавшими там могли быть убеленный снегами чуть не столетней жизни великий Гиллел, один из основателей училища, известный под названием Масора, почитаемый евреями за второго Моисея; сын его, раввин Симеон, так высоко ценивший молчание, — внук его, утонченный и либеральный Гамалиил; Шаммай, великий противник Галлела, имевший громадное количество учеников под названием книжников, — Анан, или Анна, будущий судья Спасителя; Воиф, тесть Ирода — Баба Бен Бута, которому Ирод выколол глаза; Нехания Бен Гискана, знаменитый своими победными молитвами; Иоанн сын Закхеев, предсказавший разрушение храма; богатый Иосиф из Аримафеи; робкий, но почтенный Никодим; молодой Ионафан, написавший знаменитый халдейский парафраз и заслуживший безграничный почет своих современников.

Ф. Фаррар2. С. 37.

 

Там находился один философ, ученый астроном, и он спросил Господа Иисуса, изучал ли Он науку о звездах? И Господь Иисус, отвечая ему, перечислил количество сфер и небесных тел, их природу и противостояние, их аспекты — трехкратный, четверократный и шестикратный, их движения поступательные, и обратное церковное счисление, и другие вещи, которые не исследовал никакой ум человеческий.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф 51(50).

 

Правда, в большинстве эти книжники были холодными, интеллектуальными натурами; однако встречались среди них и такие, в ком еще отзывалось эхо одухотворенных времен пророков.

Э. Бок. С. 217.

 

 

…Между ними могли быть... Иосиф Аримафейский и Никодим, те, кто через два десятка лет будут хоронить Его. Все слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его.

В. Певницкий. С. 375.

 

…Один из начальников ученых спросил его, говоря: читал ли Ты священные книги? Господь Иисус ответил: Я читал книги и то, что они содержат. И Он объяснял им Писание, Тору, предписания, установления, тайны, которые заключены в книгах пророческих, — вещи, которые не может постигнуть разум никакого создания.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф 50(49).

 

Хотя никто из них не мог догадаться, кто был перед ними, но все восхищались и удивлялись при виде умного и благородного, во всей ранней красе жизни молодого человека, который, никогда не учась в раввинских школах, выказывал такую удивительную мудрость, такое глубокое изучение Божественных Писаний.

Ф. Фаррар2. С. 37.

 

Первосвященником в это время состоял Анан или Анна, сын Сифа, только что назначенный пред тем на высокий пост, хотя, по всей вероятности, он и не присутствовал в храме, и таким образом не мог видеть Того Божественного Отрока, Которого впоследствии он предал на распятие.

А. Лопухин. С. 64.

 

И сказал начальник ученых: я никогда не видывал подобного просвещения; как вы думаете, Кто такой может быть Этот Ребенок?

Арабское Евангелие детства.

Апокриф 50(49).

И увидев Его [Иосиф и Мария], изумились; и матерь Его сказала Ему: Сын! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя.

Он же сказал им: для чего вам было искать Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего? Но они не поняли сказанных Им слов…

Лука. 2:48, 50.

Нашему земному сердцу, — скажем всю правду, — эти неземные, первые, от Него людьми услышанные, слова кажутся невыносимо жестокими: как бы холодом междупланетных пространств веет от них; наше человеческое сердце обжигают они, как схваченное голой рукой на морозе железо, сдирающим кожу, ледяным ожогом.

Д. Мережковский. С. 113.

 

Когда мать упрекнула Его, мальчик произнес загадочные слова: «...или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», или в другой версии перевода: «Или вы не знали, что Я должен заниматься тем, чем занимается Мой Отец?».

Р. Сантала. С. 84.

 

 

Она [мать Иисуса] как бы ощущает неодолимую магнетическую мощь судьбы, которой последовал ее мальчик. И когда Иисус на ее вопрос глубоко таинственно отвечает: "Или вы не знаете, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?", — она, хотя и слышит эти слова точно издалека, проникается уверенностью, что непостижимое, близость которого она предчувствовала, уже свершилось.

Э. Бок. С. 169.

 

В каждом обращении Христа к Матери, о котором сообщают евангелисты (кроме самого последнего), неуклонно проявляется Его независимость по отношению к Ней: как если б Он лишь воспользовался Ею для Своего воплощения. Он вышел из этой плоти, и словно не было больше ничего общего между Ними. Тем, кто как-то сказал Ему: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят снаружи, желая говорить с Тобою...» — Он ответил: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» Затем обвел взглядом сидящих вокруг и сказал: «Вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь...» Ясно, по крайней мере, одно: двенадцатилетний Мальчик уже разговаривает с Ней твердо, словно хочет установить дистанцию, ведет себя с Ней тут как чужой. Мария знает, что так и должно быть. К тому же любой матери достаточно пожатия руки или одного взгляда, чтобы почувствовать себя любимой. Она каждое мгновение обретала Сына в Себе: Она не могла потерять Его, поскольку не расставалась с Ним в Своем сердце. У Христа впереди вечность, чтобы прославить Свою Мать по плоти.

Ф. Мориак. С. 35.

 

Тогда ученые спросили госпожу Марию, Сын ли Он ей, и когда она ответила, что да, они воскликнули: о, будь блаженна, Мария, что родила такое Дитя!

Арабское Евангелие детства.

Апокриф 53(52).

И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И матерь Его сохраняла все слова в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков…

Лука. 2:51, 52.

 

 

Жизнь Иисуса младенцем и отроком в Назарете можно и в самом деле выразить в двух словах: Он преуспевал и был в повиновении. Он повиновался отцу и матери и преуспевал...

А. Дидон. С. 123.

Непослушание отцу или матери у иудеев и вообще на Востоке возведено было в общественное преступление, за которое можно было наказывать смертью.

А. Лопухин. С. 47.

 

Будучи ребенком, он всецело находился на попечении матери, и, никак не обнаруживал свое неземное происхождение, во всем походил на обыкновенное, нуждающееся в заботах дитя…

В. Певницкий. С. 375.

 

Я провел всю Мою жизнь, не совершив ни одного проступка. Я называл Марию Матерью Моей и Иосифа отцом Моим, и я подчинялся всему, что они мне приказывали. И я никогда не ослушивался их, но всегда сообразовался с их волей, как поступают другие люди, рождающиеся на земле. Ни разу Я не разгневал их, не сказал им резкого слова, не ответил с раздражением. Напротив, Я высказывал им великое почтение, любя их, как свет очей Своих.

Слова Иисуса

из Евангелия Псевдо-Матфея. Апокриф (11).

 

Дом Иосифа, вероятно, был очень похож на все эти бедные назаретские лавочки, освещаемые лишь через проем двери, и которые служат в одно и то же время мастерской, кухней и спальней, и где вместо мебели можно видеть циновку, несколько подушек на полу, один или два глиняных кувшина и крашеный сундук.

Э. Ренан. С. 72.

 

Дом, в котором вырос Иисус, походил на те жилища, в которых и поныне живут палестинские арабы. Устройство восточного дома нисколько не изменилось в течение столетий: форма четырехугольная; материалом для постройки служат глина или камень; стены часто состоят из грубой формы плетня, обмазанного глиной, высушенной на солнце, и побеленного известью. Кровля представляет собой террасу, окруженную перилами; на нее поднимаются изнутри по подвижной или прикрепленной к стене лестнице. На крыше помещается горница, служащая местом молитвы; она устраивается в теплое время года из листьев или тростника и заменяет спальню. Дом состоит только из одной или двух комнат и часто не имеет оконных проемов; перед ним расположен узкий двор, окруженный оградой из камня без цемента или из высохших прутьев. В одном из углов двора, у ворот, глиняная печь для хлеба, имеющая форму маленькой ротонды с подвижной крышкой и подом из камней.

А. Дидон. С. 125–126.

 

Нет ничего проще этих домов, с греющимися на крыше голубями, с виноградными лозами, которые растут под окнами. Циновки или ковры раскинуты по стенам; башмаки или сандалии поставлены при входе; посреди потолка висит лампа, составляющая единственное украшение комнаты; в небольшой нише в стене помещен деревянный расписанный яркими красками сундук для хранения книг и других более или менее дорогих семейных реликвий; на довольно широком месте для возлежаний, тянущемся вокруг стен, скатаны цветные одеяла, которые служат постелями, и на том же месте установлена в порядке глиняная посуда для обыденного употребления. Около двери стоит обыкновенно кувшин из красной глины, со множеством ветвей, покрытых листьями и воткнутых в горлышко для сохранения прохлады в воде. В обеденное время в центре комнаты помещается расписной деревянный стол, куда на большом подносе подают блюдо из риса и говядины или печеные плоды. С этого подноса берет себе всякий, кто сколько хочет. Перед обедом и после служанка или самый младший член семейства поливает на руки обедавших воду из медного кувшина над медным тазом. Так же, должно быть, спокойно, просто, смиренно, без приключений проходила и жизнь Святого Семейства в Назарете.

Ф. Фаррар2. С. 30–31.

 

Меблировка самая незатейливая: несколько скамеек, стол, подушки, разложенные вдоль стены, матрасы и плетенки, подсвечник, лампада в одном углу стены, широкий сундук для белья и платьев, плетеная подушка, несколько ваз, базальтовый жернов для хлеба. Камин или очаг иногда бывает расположен посреди комнаты; при двери каждого жилища привешен маленький продолговатый ящик «мезуза», содержащий пергаментный сверток, на котором написаны два отрывка из Библии, взятые из книги Второзакония.

А. Дидон. С. 125–126.

 

Он вышел из народа. Его отец Иосиф и мать Мария были люди простого звания, ремесленники, жившие своим трудом, в том состоянии, столь обычном на Востоке, которое не может быть названо ни достатком, ни нищетой.

Э. Ренан. С. 72.

 

Эта бедность была не жалкая и отвратительная нищета, а состояние приятно-простое, довольное, счастливое и всегда радостное. Мария, как и все женщины ее состояния, пряла, готовила пищу, ходила за покупкой плодов и каждый вечер с глиняным кувшином на плече или на голове посещала источник, после того названный источником Пресвятой Девы. Иисус в детском возрасте учился, а в субботние дни ходил в синагогу.

Ф. Фаррар2. С. 31.

 

Полнейшая простота жизни в этих странах, устраняя потребность в комфорте, делает привилегию богатства почти не нужной и превращает всех в добровольных бедняков. С другой стороны, общее отсутствие художественного вкуса и любви к изяществу в окружающей обстановке придает даже жилищу того, кто всем обладает, вид недостатка.

Э. Ренан. С. 72.

 

Кто видел назаретских детей, в их красных кафтанах, в светлых шелковых или суконных туниках, в разноцветных поясах, а по временам в широких белых или голубых жакетках; кто наблюдал идиллическую живописность из забав и слыхал их звонкий смех, когда они бродят вокруг холмов своей родной долины или играют партиями на скате холма, возле красивого и обильного источника, тот может, пожалуй, составить себе некоторое понятие, как выглядел в то время отрок Иисус и чем забавлялся. Путешественник, который, как это однажды сделал я, пойдя следом за возвращающимися домой детьми, при виде незатейливых домиков, скудной обстановки, обыкновенной, но свежей и здоровой пищи, счастливой, патриархальной, без всяких особых событий жизни, мог бы, пожалуй, составить живое представление о среде, в которой жил Иисус.

Ф. Фаррар2. С. 30–31.

 

Домашнее воспитание у евреев, исключительно религиозное и патриотическое, сосредоточивалось на законе, уроках нравственности и истории. Цель его заключалась в том, чтобы развить силы ума в детях и запечатлеть в сердцах Закон Божий, верность заповедям Божиим и любовь к народу. У домашнего очага зарождается патриотизм в душе ребенка; в сердце отца и матери он, вместе со страхом Божиим, черпает познание божественных велений и изучает религиозный дух Израиля и его великое предназначение. На воспитание родители взирали, как на свою священную обязанность. Первенец был для них продолжением рода и знаком благословения Божия; семейство без потомства представлялось заброшенным и проклятым: оттого-то между родителями и детьми в Израиле установилась любовь, придававшая израильским семействам такую устойчивость, какой никогда не знали язычники. Римлянин имел право убивать своих детей, лишать их наследства и бросать на произвол судьбы, еврей самой религией обязывался беречь их для будущей пользы семьи и народа, полагавших славу свою в многочисленности и благочестии своих потомков.

А. Дидон. С. 125.

 

Воспитание еврейского мальчика из низкого сословия ограничивалось изучением Писания и уроками нравственности. Родители обыкновенно сами бывали единственными его учителями. Нет никакого повода сомневаться, что и наставниками Иисуса в изучении Шема, Аллилуия, а также других простейших частей Св. Писания были Иосиф и Мария.

Ф. Фаррар2. С. 43.

 

Прямыми постановлениями требовалось от всякого отца, чтобы он прилежно преподавал детям священную историю своего народа с великими делами и разнообразными превратностями в жизни его предков, равно как и постановления закона, и беседовал о них с ними, сидя ли в доме или находясь в пути, удаляясь на покой, или вставая с постели.

А. Лопухин. С. 48.

 

Но никакой раввин не мог требовать Его себе в ученики.

А. Дидон. С. 127.

 

…Кстати, это не означало, что Иисус не был образован. Вероятно, евреи той поры были грамотнее всех других народов Римской империи. И хотя в Иерусалиме высокомерные люди сочли Иисуса «неученым», по всему видно, что Он мог бы поспорить ученостью со знатоками Писания.

Ч. Додд. С. 100.

 

Его ум, однако, сохранил свою первобытную свежесть, которую всегда ослабляет обширная и разносторонняя культура.

Э. Ренан. С. 79.

 

Те, кто говорят об ограниченности Галилеянина, расписываются в собственной ограниченности. Несомненно, Он верил в то, во что не верит ни одна современная секта; но в это верили не только в Его время или в Его стране. Вернее будет сказать, что в это не верят только в наше время. Еще вернее, только в наше время меньшинство, не верящее в это, может играть видную роль в обществе. Христос верил в бесов и в духовное исцеление недугов совсем не потому, что родился в Галилее при Августе. В то же самое верили в Египте при Тутанхамоне и в Индии при Моголах. Материалистам приходится отстаивать свои взгляды против свидетельств всего мира, а не против провинциальных предрассудков Северной Палестины времен первых императоров.

Г. Честертон. С. 215.

 

В этом отношении Иисус нисколько не отличался от своих соотечественников. Он верил в дьявола и смотрел на него, в некотором роде, как на гения зла. Он воображал, как и все, что нервные болезни были делом демонов, которые овладевают больными и терзают их.

Э. Ренан. С. 82.

 

В благоустроенном и благочестивом доме не терялось ни одного благоприятного обстоятельства — за обеденным столом, утром или вечером за рукоделием — для того, чтобы внушать юным умам благоговение к Богу и постоянно преподавать им заповеди и законы, пока они не заучивались наизусть.

А. Лопухин. С. 48.

 

...Рассказ об Иисусе, вопрошающем ученых в храме, не является невероятным; его ум был чуток и любознателен, и на Ближнем Востоке двенадцатилетний мальчик уже вступает в пору зрелости. Однако он не получил «правильного» образования. «Как это возможно? — спрашивали соседи. — Этот человек умеет читать, хотя никогда не ходил в школу».

В. Дюрант. С. 607.

 

Сын галилейского плотника, видимо, никогда не проходил формальной школы: евреи удивлялись, говоря, «этот человек никогда не учился, откуда у него такое знание священных книг?». Еще существеннее, что он никогда не учился в синагогальных школах и не имел учителей-раввинов. Его враги, фарисеи подтверждают это; если бы Он был из их рода и племени, они не спрашивали бы, «откуда у Него такая премудрость и сила».

Д. Рид. С. 62.

 

После первого посещения храма, которое явилось его юношеским «посвящением», перед мальчиком открылся мир священных книг. И он с горячим усердием принялся овладевать сокровищами мудрости Ветхого Завета. Перед ним воочию разворачивается многовековая история народа, великие судьбы и деяния патриархов, царей и пророков. Все, что он узнает, слушая чтение в синагогах или читая сам, находит в его душе непосредственный живой отклик.

Э. Бок. С. 217.

 

Раввины точно определяли самое начало школьного обучения. «Не начинай учить мальчика (в школе), — говорил одному учителю ученый раввин Рабба, — до шестилетнего возраста; а с этого года возьми его и учи, как ты учишь вола, который изо дня в день носит все более тяжелую кладь». Даже число учеников точно определялось для учителя. Учитель мог иметь в школе двадцать пять учеников; а если их оказывалось пятьдесят, то требовалось иметь двоих учителей, если же сорок, то одного учителя с помощником, которому должен был платить отчасти главный учитель, отчасти приход.

А. Лопухин. С. 49.

 

Конечно, во время дневных молитв в синагоге Он часто слышал все, чему учили местные старцы — законе, о пророках. Из неприязненных вопросов Его завистливых врагов, «откуда у Него это? Как Он знает писание не учившись?», можно сделать вывод, что Он не бывал в Иерусалиме и не посещал ни одной из раввинских школ. Но во всех этих вопросах явным образом дышит раввинский дух дерзкого презрения к каждому ам-га-аретцу, или непросвещенному провинциалу. Старые народные учителя, привыкшие к обычным избитым формулам обветшалой религии, которые были поддерживаемы устным законом, не были способны оценить божественной самобытной мудрости.

Ф. Фаррар2. С. 41.

 

Некоторые отечественные богословы стараются опровергать мнение о том, что Отрок Иисус получал образование в школе, ссылаясь при этом на известное место: «и дивились иудеи, говоря: как Он знает писания, не учившись?» Но, в данном случае подразумевается высшее раввинское учение, которое по мнению иудеев (т. е. ученых раввинов) только и давало возможность и право истолковывать Священное Писание. Такой высшей школы в Назарете, при его незначительности, по всей вероятности не было, вследствие чего раввины и приходили в крайнее изумление, как этот молодой галилеянин из ничтожного Назарета мог знать так глубоко писания, не учившись, т.е. не получив высшего образования. Что же касается первоначального школьного образования, то нет никаких серьезных оснований отрицать его.

М. Барсов1. Т.1. С. 204.

 

Иисус редко посещал высшие школы книжников или «soferim» (в Назарете их, может быть, и не было) и не имел того звания, которое в глазах толпы дает право на ученость. Однако, было бы большим заблуждением предполагать, что Он мог быть назван невеждой...

Э. Ренан. С. 77.

 

...Если рассмотреть изречения Иисуса с точки зрения тогдашней иудейской учености, легко заметить, что Иисус ни в коем случае не может быть сочтен необразованным человеком. Как в Священном Писании, так и в устном учении он чувствовал себя непринужденно, свободно оперируя всем этим багажом учености.

Д. Флуссер. С. 25–26.

 

На Востоке искусство писать было распространено и в то время. Ясный намек на форму еврейских букв, состоящих из небольших черточек и точек, в Его выражении, написании у св. Матфея, равно как писание пальцем на земле в храме доказывает, что Иисус умел писать.

Ф. Фаррар2. С 43.

 

...Он посещал синагогу, и слушать Писания доставляло ему очевидное удовольствие. Пророки и Псалмы особенно глубоко запали ему в душу, оказав большое влияние на его духовное формирование. Возможно, он читал также Книги Даниила и Еноха, потому что его позднейшее учение носило на себе зримый отпечаток их провидений о приходе Мессии, Страшном Суде и наступлении Царства Божьего.

В. Дюрант. С. 607.

 

Иудейское образование Иисуса было несравненно выше, чем у апостола Павла.

Д. Флуссер. С. 26.

 

Его познания в Священном Писании были глубоки и обширны, так что Он, по большей части, приводил тексты на память: это ясно не только из Его цитат, но из бесчисленных указаний на закон, Священное Писание, пророчества Исайи, Иеремии, Даниила, Иоиля, Осии, Михея, Захарии, Малахии, и почти на всю книгу псалмов. Вероятно (хотя ясных доказательств на то не имеется), что Ему знакомы были и не канонические книги. Такие глубокие и совершенные познания в Священном Писании рождали у Него невольно этот нередко повторяемый Им вопрос: «Разве вы не читали?»

Ф. Фаррар2. С. 43.

 

Изысканность манер и тонкость ума на Востоке не имеют ничего общего с тем, что мы называем воспитанием. Напротив, люди ученые слывут там педантами и дурно воспитанными. Отсутствие воспитания обрекает у нас человека на низкое положение; в том же состоянии общества оно являлось условием великих дел и великой оригинальности.

Э. Ренан. С. 78.

 

Из новозаветных писаний мы узнаем, что во время земной жизни Спасителя в Палестине говорили на языке, называемом языком еврейским. Филологические исследования новейшего времени дают возможность обстоятельно познакомиться с этим языком и теперь легко составить себе верное представление о нем…

А. Лопухин. С. 784–785.

 

Однако сомнительно, чтобы он хорошо понимал еврейские писания на их природном языке. Биографы влагают в его уста еврейские выражения в переводе их на арамейский язык; правила его истолкований, насколько они нам представлены его учениками, очень похожи на правила, бывшие в то время в ходу.

Э. Ренан. С. 77.

 

По вопросу о языке Спасителя высказывалось несколько различных мнений. Некоторые предполагали, например, что Христос говорил по-латыни или по-гречески.

А. Лопухин. С. 785.

 

Хотя во времена Иисуса еврейский классический язык был мертвым языком, но он был известен евреям. Народ говорил на сиро-халдейском наречии, которое было для древнего еврейского языка тем, что теперь новогреческий язык для древнегреческого и итальянский для латинского. Народное наречие делилось на три ветви: иудейскую, которая лучше всего напоминала первоначальное еврейское; самарийскую, в которой заметна была смесь с халдейским, и сирийскую.

А. Дидон. С. 128.

 

Язык, на которое говорили современные Иисусу Христу евреи, был арамейский, т.е. смесь древнееврейского с халдейским. Христос говорил на том языке, который был удобопонятен слушателям.

А. Лопухин. С. 54.

 

Природный язык Иисуса был сиро-халдейский...

А. Дидон. С. 128.

 

То название, которое дают этому языку новозаветные писатели, может несколько ввести в заблуждение относительно самого характера этого языка: у них он называется «еврейским», так как на нем говорили евреи; но он отличается от еврейского языка в собственном смысле этого слова, то есть, от того, которым пользовались Моисей, Давид, историки и пророки Ветхого Завета. Семейство семитических языков включает в себя арабский, на котором говорили и доселе говорят еще в Аравии, в некоторых частях Азии и Африки, эфиопский, на котором говорили в Эфиопии, ассирийский, употреблявшийся в Ассирии и Халдее, арамейский, на котором говорили в земле Арама, т. е. в Сирии, и, наконец, еврейский, на котором говорил народ израильский в Палестине до плена вавилонского. После плена еврейский язык в собственном смысле этого слова сделался языком мертвым и был заменен языком арамейским.

А. Лопухин. С. 784–785.

 

Язык, на котором говорил обыкновенно Спаситель, был язык арамейский или сиро-халдейский. Еврейский язык в этот период был уже языком мертвым, известным только хорошо образованным людям, и давался им с трудом. Однако же ясно, что Иисус знал и по-еврейски, потому что приводил тексты прямо из еврейского подлинника.

Ф. Фаррар2. С. 43–44.

 

Древний еврейский язык имел весьма близкое родство с арамейским. Жители Иудеи и Иерусалима, по переселении на берега Евфрата, будучи малочисленнее арамеев, должны были по необходимости привыкать к языку последних, чтобы иметь возможность объясняться с этими своими собратьями по несчастью, а также и с самими туземцами, которые тоже знали арамейский язык. Поэтому-то именно иудеи и привыкли говорить на том языке в Халдее, где он получил название халдейского, хотя название это не более точно, чем и название его еврейским. Арамейский язык подразделялся на две ветви или диалекта: арамейский западный, который также называют сирийским, и арамейский восточный, которому придавали название халдейского или сиро-халдейского. Первый был в употреблении в Сирии, а второй в Вавилонии, почему иудеи и научились в этой последней стране языку восточно-арамейскому. После плена, по возвращении в свое прежнее отечество продолжали говорить на этом языке, и он же еще находился в употреблении и во времена земной жизни Иисуса Христа...

В. Певницкий. С. 375.

 

Но некоторые Его цитаты из Св. Писания прямо указывают на еврейский подлинник, также, как на него указывают и упоминаемые Христом буквенные знаки. К этому можно прибавить еще, что так как книжники и фарисеи обыкновенно ссылались на еврейский подлинник Св. Писания, чтобы особенно поразить этим своих менее ученых противников, то Христос в столкновении с ними мог поражать их только на этой именно почве и тем же оружием, и тогда-то именно, при Его глубочайшем знании Св. Писания по букве и по духу, особенную остроту и силу получал Его негодующий вопрос, с которым Он так часто обращался к Своим многоученым противникам: «Разве вы не читали?»

А. Лопухин. С. 54.

 

По-гречески он должен был говорить, потому что греческий язык был общеупотребительным в ближайших к Его родине городах: Сепфорисе, Кесарии и Тивериаде. Писатель греческих антологий, поэт Мелеагр, в собственной своей эпитафии, утверждает, что греческий язык был понятен для сириян и финикиян, а он говорил наречием родной Ему Гадалы, близкой от Назарета и принимавшейся за Сирийские Афины. Греческое влияние действовало на Палестину со времен Александра Великого точно так же, как при близких отношениях с Птолемеями и Селевкидами. Грек был всеобщим посредником в отношениях между народами. Без греческого языка Иисус не мог бы разговаривать с иностранцами, как например с центурионом, рабу которого исцелил ухо, с Пилатом или с греками, которые желали видеться с Ним в последнюю неделю Его жизни. Некоторые из приводимых Им текстов Св. Писания были взяты прямо из греческого перевода Библии, хотя они и отличались от еврейского оригинала.

Ф. Фаррар2. С. 43–44.

 

Нельзя допустить, чтобы Иисус знал греческий язык. Этот язык был мало распространен в Иудее; его знали разве только в правящих классах и в городах, населенных язычниками, таких как Кесария. Наречие, на котором говорил Иисус, было наречие сирийское, смешанное с еврейским, на котором в то время говорили в Палестине.

Э. Ренан. С. 78.

 

...По-видимому, Он не говорил по-гречески: эллинская образованность не проникла в еврейское население в Палестине, во всяком случае, простой класс в очень слабой степени подвергся ее влиянию.

А. Дидон. С. 128.

 

В Талмуде есть несколько раз повторяемый рассказ, что во время осады Иерусалима в междоусобную войну между Гирканом II и Аристовулом приверженцами последнего ежедневно со стены спускался ящик, наполненный деньгами, взамен которых он наполнялся жертвами, необходимыми для дневного жертвоприношения. Но один из предателей, который знал «греческую мудрость» (хохмат яванит), дал знать осаждающим, что храм не сдастся до тех пор, пока будут доставляться средства для принесения ежедневной жертвы. Вследствие этого на следующий день в ящик была положена свинья, которая, будучи наполовину поднята на стену, коснулась стены своими ногами. Последовало землетрясение. По этому случаю ученые произнесли проклятие на всех, кто водит свиней, и на всех, кто учил их детей греческой мудрости.

Ф. Фаррар1. С. 361.

 

Один ученый раввин на вопрос, когда следует учить детей греческой мудрости, ответил: «В то время, которое есть ни день, ни ночь, потому что сказано о Законе: ты его будешь изучать и день и ночь».

Э. Ренан. С. 79.

 

Сомнительно, чтобы Он знал и латинский язык, однако же не невозможно. Римлян в Иудее должно было быть очень много: бывшие в народном употреблении еврейские монеты носили на себе латинскую надпись. Но познания Его в этих языках, надо думать, не были слишком обширны; это видно из того, что в Его учении нет ни малейшего намека на литературу, философию или историю греков.

Ф. Фаррар2. С. 43–44.

 

...Одна очень древняя летопись говорит, что Иосиф, земной отец Иисуса, умер, когда юноше было 19 лет.

Р. Сантала. С. 84.

 

«Иисусу было девятнадцать лет, когда умер Иосиф», — сообщает один Апокриф, где, может быть, сохранилась исторически-твердая точка предания-воспоминания: трудно, в самом деле, понять, кому и зачем пришло бы в голову выдумывать такую точную цифру; это во-первых, а во-вторых: раньше двенадцатого года Иисусовой жизни (Отрок во храме), 8-9-го года нашей эры, Иосиф не мог умереть; судя же по тому, как память о нем бесследно глохнет в Евангельском предании, он умер задолго до начала служения Господня — около 30-го года, так что этими двумя сроками подтверждается историческая подлинность 19-го года Иисусовой жизни для смерти Иосифа.

Д. Мережковский. С. 127.

 

И настало время, когда ему [Иосифу] надлежало умереть, ибо таков удел всех людей. Он сильно страдал от этой болезни, она была первой постигшей его со дня его рождения…

Date: 2016-08-31; view: 699; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию