Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Телесные перевоплощения
Образ тела не случайно оказывается в самом центре журнальных дискурсов о молодежной сексуальности. Какими бы ни были формы и типы современной сексуальности, тело человека было и остается самым главным участником этого действа. Вопрос заключается в следующем: тело диктует человеку некие границы сексуального поведения и пределы сексуального удовольствия, или телу диктуют — что, где, как и «в чем» оно должно в этом действии участвовать. Я умышленно утрирую эту проблему. Очевидно, что никакого противопоставления в реальных сексуальных практиках не существует. Но существует определенная борьба в среде идеологов за то, что следует принять за фундамент и основу сексуальности. Идея смешанного гендера напрямую затрагивает проблему человеческого тела. Разве не с ним борются в первую очередь, когда стремятся преодолеть природную заданность? Разве не его скрывают под унифицированной одеждой, или не с ним экспериментируют, лишая его волосяного покрова и нанося макияж? И разве не ему наносят увечья, определяя границу между страхом, болью и наслаждением? Борьба с телом или борьба за тело — это проявление властных отношений. Не удивительно, что многочисленные современные вариации на тему измененных состояний сексуальности сказались и на стремлении к измененным состояниям телесности. Новые тенденции — смешение полов, возрастов, наций порождают новые представления о соотнесенности и участии «старых дуализмов» духа и тела, духовности и телесности, интеллекта и инстинктов в понятии сексуальности. Один из результатов — определенная победа интеллектуальных поисков и фантазий над якобы «заданным от рождения» телом. Из главного участника сексуального «пира» тело превращается в экспериментальную базу, лабораторию перевоплощений. Над ним колдуют, его изменяют, переделывают, над ним издеваются, с ним спорят. Эксперименты с мужским телом демонстрирует «ОМ»
... женщина уже есть, мальчик должен быть сделан. Разрезан и зашит заново, перекроен, перелицован. Чтобы стать мужем женщины, он должен вполне уйти от матери в никуда, побродить в этом нигде и стать абсолютно ничьим. Разумеется, ни одна операция (неважно, над телом или духом) не проходит бесследно. Остаются швы. Тело мужчины — это рельеф-газета, по которой женщина вслепую читает его прошлое. И кто поставит ей в укор желание — подержать на ладони настоящего самца? [«ОМ». Октябрь-ноябрь. 1996].
Тексты, посвященные «поискам» мужского тела, этой теме интересны не столько своими историческими деталями, сколько специфическими словами, с помощью которых описывается телесная сторона инициации.
Внешне процедура превращения мальчика в мальчика (мужчину) выглядит примерно так: их приводят на площадь, к довольно большому страшилищу из веток и травы. Обезумевшие от страха, они слышат злобное ворчание чудища и делают под себя [«ОМ». Октябрь-ноябрь. 1996].
Это описание мягкого варианта начала мужской инициации. А вот как выглядит жесткий:
...их оставляют без одежды и еды в полном одиночестве и отчаянии. Мужчины-инициаторы наговаривают гипнотические тексты о том, что мальчики ничтожны и отравлены материнским флюидом, что они должны умереть. Женщины-инициаторы обмазывают их желтой глиной, высмеивая их маленькие члены. В течение трех дней их секут до крови, чтобы «открыть кожу»... они, доведенные до нервного истощения, падают замертво — сын женщины должен умереть, чтобы возродиться мальчиком-самцом [«ОМ». Октябрь-ноябрь. 1996].
Самым ярким и конечно классическим элементом «создания» мужского теля является Обрезание. Это непременный элемент инициации.
Крайняя плоть по сути своей — влагалище, в котором прячется головка члена. Чтобы отделить мужское от женского, чтобы устранить божественную бисексуальность (ибо бог имеет и мужские и женские возможности), чтобы отказаться от врожденного сходства с богом и стать простым смертным, на 8 день после рождения малышу делают обрезание (так у евреев) [«ОМ». Октябрь-ноябрь. 1996).
В журнале «Птюч» отсутствуют столь подробные публикации, посвященные инициациям. Можно сослаться лишь на одну небольшую цитату из писем читателей: «Чувство удовлетворения, достигаемое обрезанным, ни в какое сравнение не идет с «оргазмишком» необрезанного» (из писем). В «Птюче» обрезание — это еще одна «технология» сексуального удовольствия. Самыми распространенными видами «работы» с телом в молодежных культурах являются пирсинг и тату. Татуировка не меняет первоначальных форм тела, а лишь вносит в него дополнительный «шарм», усиливая значимость отдельных деталей. В этом традиционно мужском телесном экспериментировании также произошли значимые изменения — акцент переносится на стремление привлечь, понравиться сексуальному партнеру. В «Птюче» предлагается интересная интерпретация влияния тату на отношение новых русских к своим сотовым телефонам.
Самые популярные образы татуировок перешли и на корпуса мобильных телефонов. Большинство заказчиков считают свой сотовый естественным продолжением собственного тела. Главный недостаток тату в том, что они стареют вместе с телом, мобильный же — та часть тела, которая не стареет никогда [«Птюч». № 7. 1997].
Мобильный — это в первую очередь знак и лишь затем телефон. Для сегодняшних героев он значит то же, что «шпага с инкрустированной бриллиантами рукоятью — для французского аристократа или трость для лондонского денди. Еще недавно он казался бесполезным предметом роскоши. Сегодня мобильный занял почетное место в ряду могучих фаллократических символов. Такими вещами гордятся, их охотно демонстрируют, о них слагают песни. Пирсинг (или окольцевание) — это прокалывание различных кусочков ткани человеческого тела металлическими колечками и украшениями. В «ОМ»е эта практика модификации тела представлена следующим образом:
...для вас могут существовать только 3 причины подвергнуться пирсингу: вам нравятся мучения, вы хотите выглядеть как Денис Родман, или вам нужны дополнительные аксессуары для любовной игры [«ОМ». Май. 1997].
Расшифровка значения того или иного украшения дается через реакцию реального или потенциального сексуального партнера (как женщин, так и мужчин). На проколы: в ухе — «клюют только девушки из «банановых» республик; в носу — рокерши в кожаных одеждах; в языке — неограниченное число женщин, которые обычно просят продемонстрировать язык с колечком; проколы в пупке больше всего привлекают мужчин, а не женщин; в соске — элегантных девушек, которые любят кусаться (их реакция — «О, он даже более чувствительный, чем мои соски»); на колечко в пенисе больше всего реагируют подружки женщины, «с которой вы недавно спали». [«ОМ». Май. 1997]. Позиционируются непривычные игры с мужским телом — дневной макияж. Акцент ставится вполне отчетливо — мужской макияж ничего общего не имеет с какими-то перверсиями.
Не забудь накраситься! Сенсация! В мае для того, чтобы быть стопроцентным красавчиком, надо краситься. Не стоит воротить личико и огульно обвинять наш журнал в перверсии. Мужской макияж совершенно не предполагает однополых отношений, скорее наоборот, будучи хорошо и качественно наложенным, скроет ваши недостатки и подчеркнет именно то, что надо... [«ОМ». Июнь. 1997].
Обветренный мужской рот — это просто отвратительно, зато живые, сексапильные розовые губы — своего рода писк сезона [«ОМ». Июль-август 1997].
... многие мужчины любят одеваться женщинами: краски зеленого и малинового цветов, рельеф причесок напоминает тропический лес после урагана, мощные слои косметики на юных личиках, искусственные родинки, сделанные на заданную тему брови и губы [«Птюч». № 6. 1997].
Одного внешнего вида уже недостаточно для того, чтобы точно определить не только сексуальную ориентацию, но и реальный пол (или род) молодого человека. Некоторые «традиционно» гомосексуальные мотивы, будучи подвергнуты действию «кислоты»*, перестают быть прямыми субкультурными знаками, совершенно спокойно заимствуются и используются в других культурных контекстах.
В конце 80-х зачесанные вперед короткие волосы (так, как это делали в Древнеримскую эпоху и в 60-х) были опознавательным знаком гомосексуалистов. В девяностые в память о 60-х чубчики а ля Цезарь покинули пределы гей-клубов. Такие прически начали носить и «нормальные» мужчины во всем мире, которых ничуть не волновало, что их могут принять за геев... [«ОМ». Октябрь-ноябрь. 1996].
Рейв-культура, занимающая самое обширное пространство в молодежных практиках 90-х годов, — это торжество синтетики, «кислоты» и унисекса. От кислоты разъедается и «ползет» не только музыка, она вторгается в конструирование тела настоящего рейвера.
Узкие глаза Чингисхана, похожие на далекий и бесконечный горизонт... «Вареные» волосы, напоминающие мочалку для мытья. Лицо морковного цвета с ярко-красными губами как впадина... Большое количество маленьких колец, которые занимают практически все пальцы на руке, с изображением магических знаков. Обновление должно быть радикальным, стремительные линии хаус-стиля сделают вас еще эффектнее, привлекут к вам новых поклонниц и породят подражателей [«ОМ». Июль-август. 1997].
Салатная синтетика находит еще одну свободную нишу — глаза. Их невозможно окольцевать или сделать на них татуировку, но их можно изменить и сделать зелено-волчьими.
...Ты медитируешь на танцплощадке, отлавливая энергию в свое персональное биополе, и транс засасывает тебя. И тут, на лезвии экстаза, твои глаза начинают гореть инфернальным зеленым цветом в фиолетовом луче дискотеки! Объяснение чуду дает офтальмология конца второго тысячелетия: в твоих глазах светятся экстра оригинальные контактные линзы без диоптрий, заметные только при дискотечном или ярчайшем лунном свете. Ты видел когда-нибудь близко (и в темноте) волчьи глаза? НЕТ? Слава богу! Но эти холодные огоньки зажгутся в твоих зрачках, если ты не боишься быть оригинальным. Поверь, сегодня ты будешь единственным, но уже завтра волков на модных вечеринках, возможно, станет больше [«ОМ». Декабрь 1996].
В последнее время одним из самых пограничных и экстремальных проявлений телесного экспериментирования стало «self-mutilation». Раны и рубцы на теле — не всегда имитация, иногда они вполне реальны. У этого пристрастия есть исторические аналоги. Так, например, во времена Великой Французской революции очень модно было имитировать следы от повешения (или прикосновения гильотины) на шее, особенно этим увлекались экзальтированные аристократки. Сегодняшнее увлечение во многом навеяно культом самоувечья или самоубийства, идущего от Курта Кобейна (группа «Нирвана»). Не в меньшей степени эта «мода» перекликается с культом уродства и убожества, откровенного цинизма по отношению к «правильной» красивости и пропаганде «здорового образа жизни» американского типа. Родиной экстравагантного увлечения самоувечьем считают Великобританию. Модификации женского тела истремление женщин к экспериментированию со своим телом напрямую связывается с бурным расцветом пороков в конце века и изначальным («природным») стремлением женщин к мученичеству, с их мазохистской жаждой кровопролития.
На грани веков пороки расцветают пышным цветом — человек начал менять свое тело. Любые, хотя бы и уродливые трансформации тела вызывают повышенный интерес у потенциального полового партнера. Самая тривиальная модификация тела — пирсинг. С помощью прокалывания добиваются реального повышения своего полового статуса, но часто это просто модный элемент... Вирусу модификации подвержены прежде всего женщины. Желание оперироваться объясняется прежде всего синдромом мученичества, а уж потом — страстью к неповторимости. Женщины, в силу биологических особенностей, испытывают боль (в среднем) в три раза чаще, чем мужчины. Собственное кровопролитие для них — не проблема. Мужчины, желающие модифицироваться, чаще всего гомосексуалы. Модификация тела совершается с единственной целью — сексуальной. Это самый прогрессивный способ выражения индивидуальности [«ОМ». Апрель. 1997].
Помимо того, что татуировка для женщины — это нечто большее, чем татуировка для мужчины, она еще является доказательством их склонности к эксгибиционизму. В журнале «Птюч» дается интересная зарисовка по поводу женской татуировки. Публикация о серии работ Юрия Балашова практически перекликается с идеей латентного женского эксгибиционизма, который в свою очередь «ожидает» адекватной реакции наблюдателя — вуайериста.
В серии работ о вечном под названием «Лоно» представлены живописные вагины, украшенные причудливыми татуировками, каждая из которых посвящена известному поэту или музыканту [«Птюч». № 6. 1997).
Одна из особенностей дискурса журнала «ОМ» — откровенный сексизм, который демонстрируется в контексте российской интерпретации андрогинно-унисексного тренда. Сошлемся в качестве примера на некоторые цитаты из интервью редактора журнала Игоря Григорьева с популярным журналистом Отаром Кушанашвили: о женщинах: «Хакамада просто страдает, как баба, нет мужика с крепкой рукой рядом... Я, как самец, убежден, что, как самка, она чувствует себя в полной жопе. Я уже не говорю про экстремистский вариант фракции «Женщины России» типа Екатерины Лаховой, у которых недостаток минетов, случившихся в жизни, нарисован на лице», «... Как ты относиться к девичьим визгам на концертах? Ну вот визжат, сучки... »
о журнале: «Что такое «ОМ», что такое Григорьев? Члены, сиськи, крови намешать, вот и журнал...»
о гомосексуалистах: «...педерасты, педики, медики, блин. Они слабосильные, они квелые... он был чистой воды румынским гомосексуалистом... Он был в нелепой шубке, чистой воды педиком, которому хотелось дать по лбу в тот же момент. Если увидишь человека, жеманно разговаривающего, бей по лбу без разбора — не ошибешься. Я хотел сказать ему: «А отсосать не слабо?» [«ОМ». Май. 1997].
Подобные цитаты раскрывают еще раз то, что в этих журналах (особенно в «ОМ»е) присутствует скорее «бравада» постмодернизма, чем само стремление к признанию и принятию значимых различий, особенно полового различия и сексуальной ориентации. Под фасадом «всеядности» проводятся традиционные и консервативные практики нетерпимости и исключения инаковости, основная из которых — усвоение / переваривание «различия» через присваивание ее кодов, сама их «экзотизация» служит их «одомашниванию» (уродство, безумие, женственность, садомазохизм, «азиатскость»). В большой степени это позволяет доминантной культуре поддерживать статус-кво властных отношений и тех норм, которые ими устанавливаются — по полу, этничности и расе, дееспособности и сексуальной ориентации.
Ровесник
Анализ текстов журнала «Ровесник», «Шестнадцать» и приложения для девушек «Штучка» я привожу здесь отдельно. Это связано с тем, что дискурс этих изданий значительно отличается от дискурсов журналов «ОМ» и «Птюч» и трудно сопоставим с ними в культурном, тематическом и языковом измерении [7]. Перейдем к рассмотрению основных направлений публикаций журнала, в которых в той или иной степени присутствует тема молодежной сексуальности.
Гомосексуализм и другие «извращения» «Каждый мужчина семь дней своей жизни бывает женщиной»*
Я не случайно начинаю свой анализ с этой цитаты — она очень точно характеризует весь журнальный дискурс по отношению к этому проявлению сексуальности. Хотя открытая, явная гомофобия в журнале отсутствует, но разговора «об этом» почему-то не получается. Для немногочисленных историй о гомосексуализме и гомосексуалистах характерен повествовательный (фабульный) подход: при помощи глаголов и морально нравственных оценок описываются те или иные истории, в которых практически отсутствуют абстрактные размышления и образы. После анализа секс-дискурсов предыдущих журналов, при чтении текстов «Ровесника» бросается в глаза то, что авторы явно не пускаются в размышления на тему общего и особенного в гомо- и бисексуальности, не пытаются выяснить специфику моды на унисекс. Все эти «разновидности» попадают в одно пространство — нетрадиционной сексуальной ориентации. Примеры, которые используют авторы для иллюстрации этой темы, либо незамысловатые истории об американских индейцах [«16». № 10. 1996; «16». № 4. 1996], либо о странных француженках-лесбиянках: «...по виду — типичная француженка. И все-таки она не такая, как все ее подруги. У нее есть любовница» [«Ровесник». № 7. 1997], либо об известных поп-певцах, артистах и спортсменах.
Элтон Джон честно и искренне признался миру в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Это был смелый шаг, принесший певцу не позор, а уважение. Тем более, что Элтон Джон по профессии музыкант, а не гомосексуалист [«16». № 7. 1996].
Каждый когда-то думал о том, что может быть бисексуалом, просто многие на сей счет предпочитают помалкивать, но человек, заявляющий, что никогда в жизни не примерял на себя бисексуальность или гомосексуализм, попросту врет [«Ровесник». № 3. 1997].
Рост популярности этого тренда в шоу-индустрии объясняется несложным образом.
... больше всего поражает размах нового движения. Рок-звезды уже не одиноки в своей бисексуальности, теперь у них — масса подражателей. Би-мода быстро катится по коммерческим рельсам: владельцы гостиниц и баров предлагают би-сервис, Кельвин Кляйн выпускает духи с «новым ароматом для мужчин или женщин». Гетеросексуальность выглядит банальной, гомосексуализм презираем, значит, остается делать ставку на бисексуализм [«16». № 4. 1996].
Нашлась, правда, одна заметка на эту тему в рубрике «Подробности от Саши» (советы девушкам дает зрелый и бывалый парень), где речь идет не о звезде:
«Дорогой Саша, Помоги! Я не знаю, что мне делать! Мне очень нравится один парень, но недавно я узнала, что он — гомосексуалист»... Ответ от Саши: «...одна знакомая женщина считает, что лучшего друга для женщины, чем мужчина-гомосексуалист, не найти, дружба между мужчиной и женщиной — это очень тонкая материя, такая дружба драгоценна, и ей зачастую мешает именно секс...» [«Штучка». № 5. 1997].
К проявлению латентного гомосексуализма можно отнести странную публикацию о роли ягодиц в истории. Вероятно, что разглядеть в этом тексте намек на гомосексуализм стало возможным только после столь долгого погружения в богемные тексты «ОМ»а...
Человек отличается от обезьяны... ягодицами, попа возвращает себе утраченный за века былой статус. Символом любви первоначально были ягодицы. Загляните в любой учебник анатомии и сравните реальное сердце с его символом. Ничего общего, не так ли? Кто был тем цензором, додумавшимся заменить попу сердечком? Будьте уверены, каждого мужчину волнует вид женской попы, но очень редко, кто в этом признается — только наглые типы. А женщины? Как показывают опросы, для них мужские округлости — самая сексуальная часть тела, но они тоже об этом помалкивают, делая вид, что их больше всего интересуют наши плечи [«16». № 7. 1996].
Совсем небольшое журнальное пространство уделяется описанию различных пороков, связанных с сексуальными «отклонениями». Одна статья посвящена страстной любви взрослых мужчин к девочкам, другая — разврату в Древнем Риме — разврат и пороки — удел далекой древности:
Нимфомания — пример болезни, мерзости, но только не любви... Уж на что мастерски написан роман Набокова «Лолита», но и он не способен оправдать подобное извращение. Однако эти люди называют сваю патологическую страсть любовью, и психологи полагают, что они не лукавят [«16». № 8. 1996].
Валерия Мессалина, жена римского императора Клавдия, прославилась как самая развратная «первая дама» в истории человечества. Разврат был нормой жизни аристократии, целомудрие считалось ущербным, а похоть — чуть ли не идеологией, проявлением верности императору [«16». № 8. 1996].
Есть в журнале рассказы о проституции. Для демонстрации этой формы сексуального отклонения используются примеры исключительно западные — Германии, Франции, Америки. Большую часть публикаций можно назвать «Ликбезом для начинающего заниматься сексом», или «Как сделать так, чтобы, вступив на тропу секса, остаться материально обеспеченной девственницей». Большинство публикаций из этой серии — это авторские работы редколлегии журнала, в отличие от перепечаток из западных журналов, на которые я ссылалась прежде. Приведем некоторые выдержки из рубрики «Секс без страха». Так в статье «Как заставить его надеть презерватив?» [«16». № 10. 1996] следует подробное описание правильной тактики поведения с молодым человеком, чтобы он не испугался, не подумал, что перед ним «бывалая и опытная женщина», а получил от этого «максимальное удовольствие». В журнале также публикуется вернисаж «Диво презерватива»: фотоподборка на тему «презервативы наших родителей» [«16». № 4. 1997]. Другая статья «Прервитесь — и все у вас получится» — о методе, не требующем затрат — прерванном половом сношении, его преимуществах и недостатках. [«16». № 8. 1996]. В «советах юным дамам», с одной стороны, отчетливо звучит гимн девственности, как самой значимой, единственной реальной ценности любой девушки, а с другой стороны — эти советы весьма провокационны, поскольку все усилия девушек авторы предлагают направить на сексуальное завоевание мужчины. Первый совет: не торопись, выбери «правильного» человека. Второй совет: сначала дружба, а потом постель. Третий: пусть это будет красиво. Четвертый: лучший секс — безопасный секс.
А самое прекрасное, найти настоящую любовь и подарить этому человеку свой прекрасный, свой замечательный подарок — девственность... [«Штучка». № 5. 1997].
Сакральный вопрос: «Заниматься сексом или нет» — авторы предлагают решить самим юношам и девушкам. Однако тут же дается наставление, что, решая этот вопрос, следует помнить:
Успех любого дела зависит от того, как оно начинается... Подняться на седьмое небо любви без воспитания чувств, без предварительной подготовки практически невозможно. Мужчина просто обязан пройти ее, так как именно он вводит женщину в мир секса [«16». № 10. 1996].
Формирование женской сексуальности связывается с опытом ее общения с мужчиной — журнал демонстрирует откровенно гетеросексуальную ориентацию. В публикациях делается явное различие между сексом и любовью. Секс — это физиологическое влечение, для которого характерна одержимость, то есть его следует подавлять. Самое правильное — это сдерживать себя и заняться «подлинными» чувствами.
Возможно, ты еле сдерживаешь себя и отчаянно желаешь этого? Занятия сексом с парнем не могут служить рецептом любви. Секс — это физический акт, а любовь — эмоциональное состояние. Если ее нет, как бы тебе при этом ни хотелось, чтобы любовь была — занятия сексом положения не изменят. С другой стороны, если любовь уже возникла, и любовь взаимная — тогда физическая близость (равно как и ее отсутствие) опять же не смогут изменить ваших с ним чувств. [«16». № 4. 1996].
В статье «Ты, твой парень и секс» даются советы, как правильно отказать парню, если он настаивает на сексуальных отношениях, а девушка хочет остаться просто его девушкой.
Скажи, что к сексу не готова. Если ты однажды осмелилась сказать твердое и спокойное нет, со временем ты научишься произносить и более длинные речи, призванные отстаивать твое достоинство и твои взгляды на жизнь. Попробуй — и у тебя получится [«Ровесник». № 5. 1997].
Есть советы и для тех, кто уже вошел (по тем или иным причинам) в мир секса. Так, например, в журнале есть текст, в котором сексологи настоятельно советуют начинающим парам не молчать, занимаясь любовью:
Вы в постели с любимым парнем, а не на собеседовании при приме на работу. Большинству парней нравится, когда их партнерши проявляют свои эмоции, как им того хочется. Не стоит беспокоиться, какие звуки и слова лучше всего. Те, которые вам хочется произносить: от слабых поохиваний кисейной барышни до дикого победного клича ковбойской наездницы — все зависит от характера и темперамента. Любые звуки приведут вашего партнера в восторг [«16». № 8. 1996].
В статье «Советы юным ловеласам или пособие для начинающего Казановы» предлагается технология обольщения, в которой, по мнению авторов, важно не допускать самых элементарных ошибок и не действовать по шаблону.
... парень обмеряет взглядом «объект» с головы до пят, задерживаясь на отдельных участках, потом подсаживается, угощает коктейлем и кладет руку на ее талию. «Классная у тебя маечка. Как насчет того, чтобы заняться любовью?» Вот вам пример того, как не надо себя вести... Разглядывайте ее с ног до головы, где вам вздумается. Когда она вас заметит, загляните ей прямо в глаза, пристально и открыто... грубость тормозит развитие отношений, а нежность и мягкость уменьшают ее сопротивление. Какие красивые у тебя волосы! Коснись ее шеи. Боязнь признаться в физическом влечении — это одна из форм импотенции... Если вы почувствовали, что сейчас самое подходящее время приступить к последнему этапу соблазнения, посмотрите ей в глаза, положите уверенную и успокаивающую руку ей на талию и придумайте какой-нибудь повод, чтобы задержаться в комнате... [«Ровесник». № 10 1996].
И наконец, практические советы от звезды (советы дает Бой Джордж).
Занимайся почаще сексом. Желательно, чтобы это был человек, к которому ты по-настоящему неравнодушен. Да, и никакого «отбывания номера» — крутись, вертись, как заводной. Кучу калорий сожжешь, а ощущения какие! [«16». № 4. 1996].
К ответу на подобного рода советы можно отнести отчаянное письмо молодого последователя — читателя журнала «Ровесник». Письмо опубликовали под эпатирующим названием: «Смело взявшись за дело, я зубами разорвал ее трусики...»
Мне восемнадцать, лучший возраст для секса, по единодушному мнению специалистов. Если верить этим ученым, после оргазма мне требуется всего десять минут, чтобы прийти в себя и быть готовым к дальнейшим подвигам. Что бы делали без науки! Как утешительно знать, что, согласно последним научным изысканиям, женщины должны быть от тебя без ума! Так почему же, черт возьми, в постели я ни на что не гожусь? [«Ровесник». № 5. 1997].
Очень много публикаций в журнале «Ровесник» посвящено самым разным классификациям типов девушек и парней, в основании которой — то или иное «качество» сексуальности. Специально для девушки, выбирающей сексуального партнера, предложены следующие типы.
Показушники — занимаются сексом, чтобы произвести впечатление на своих друзей; сладкоречивые лгуны — занимаясь с вами сексом, доказывают себе и окружающим, что они — «настоящие мужчины»; бабники — не любят ухаживать, им сразу подавай секс, потому что не мыслят других отношений между мужчиной и женщиной; сластолюбцы — их любимое выражение «расслабьтесь и получайте удовольствие»; собственники — законченные эгоисты, если девушка встречается с ним, то она принадлежит ему «со всеми потрохами». Собственник не принимает слова «нет». Лучше всего порвать с таким типом сразу же. Вы — не его рабыня и вовсе не обязаны потакать ему во всем. [«Ровесник». № 3. 1997].
Первое, что бросается в глаза, — подросткам предлагается откровенно инструментальный подход к выбору партнера (и партнерши). Сравнение этих классификаций может послужить очень хорошей иллюстрацией мягкого варианта сексизма и высокомерия по отношению к женщинам, с одной стороны, и глубокой уверенности в ведущей и основополагающей роли мужчины в этом выборе — с другой: для характеристики мужских типов используются мягкие и очень лестные эпитеты, а для характеристики женских типов — поверхностные и примитивные. Дополнительные иллюстрации касаются одного типа — женщины-вамп, коварной обольстительницы и стервы. Такое пристрастие объясняется просто — авторы настаивают, что для любого парня именно эти девушки являются главной опасностью, именно они — главные ловцы душ, тел и кошельков парней. Главная мишень для стерв — состоятельные и «породистые» мужчины, а главная забота — выгодное замужество. Поскольку таких «ловчих» развелось очень много, то они начали представлять реальную угрозу — опасность исходит только от девушек, а парней наоборот следует учить — как ловить еще лучше и эффективнее.
Обольстительницы и Стервы: «Встретив героя своей сиюминутной мечты, она прет на него, как танк, остановить ее никто не в силах... Девушка-Торнадо — это воплощение романтической мечты дур о беспредельной любви. Точнее, о любовном беспределе. При всей кажущейся шизофреничности, она никогда не падет жертвой страсти к малоимущему. При этом крайне важно — с ее точки зрения, чтобы объект был высок ростом, широк в плечах и чист лицом. Хотя очень имущий урод тоже подойдет» [«16». № 10. 1996].
Портрет роковой женщины: «В руке нет пистолета, но не безоружна, выглядит хрупкой и нежной, но на самом деле — тверже стали... Она — не та женщина, что, не скрывая своей агрессивности и выйдя на тропу войны, ведет открытый и честный бой по всем мужским правилам. Таких амазонок умные мужчины не боятся. Намного опаснее те, кто вместо браунинга носит шелковое белье... Девушка с ангельской улыбкой».
Далее в тексте следует свод правил для роковой женщины. Самое главное — отсутствие комплексов:
Цыплячьи коленочки? Не прячь такое сокровище! Коротенькое платьице в цветочек — это то, что надо. Пусть думает, что ты вся такая хрупкая, внезапная и противоречивая. Они (то есть — мужчины) любят чувствовать себя сильными! Наивное личико с носиком-картошкой? Просто находка. И не смей размалевываться под Элизабет Тейлор. А если ты еще постараешься не умничать в его присутствии, а только улыбаться и смотреть на него широко раскрытыми глазами, то, глядишь, сойдешь за милую дурочку. Ты должна совмещать несовместимое: быть беспомощной и сильной, наивной умницей и развращенной невинностью [«16». № 7. 1996].
Ну, и наконец, несколько ключевых советов от старшей стервы — начинающим стервочкам.
Да сколько ж можно слушать этих добропорядочных дамочек? Ты — это ты. Единственная и неповторимая. Первое правило начинающей стервы: удар в нос — самые въедливые и вопиющие духи. Духами можно разить наповал! Во-вторых, никогда никого не слушай. Милое дело — только самой говорить. В-третьих, не давай окружающим плюнуть тебе в душу: прикрой свои глазки веками и смотри всем болванам, дубам и кретинкам прямо в пупок или зри в корень (еще ниже пояса)... Носи, не снимая, очень темные очки, а лучше — зеркальные [«Штучка». № 6. 1997].
Попробуем объединить все значимые элементы журнальных секс-дискурсов в одну таблицу. Не все аспекты презентации сексуальности настолько напрямую сопоставимы, как это выглядит в таблице. Для того чтобы их объединить, пришлось отвлечься от деталей тех контекстов, в которые они были погружены в журнальных историях [8]. Всякий дискурс формируется: кем-то (автор, авторы, источники, ссылки), для кого-то (целевая аудитория), основываясь на знаниях или интуитивных представлениях об уровне компетентности своей аудитории; о чем-то (предмет и его составляющие), определенным образом (с помощью определенных средств, технологий и ассоциаций) на своем, понятном и близком своей аудитории языке; с определенной целью, апеллируя к значимым в данном виртуальном сообществе авторитетам. В соответствии с этой логикой были выделены параметры дискурсов сексуальности, которые легли в основание этой таблицы (табл. 2). Подводя итог о дискурсах сексуальности в журналах «ОМ» и «Птюч», были выявлены общие и отличительные моменты сексуально-гендерных дискурсов. К схожим моментам можно отнести следующие: · Большинство публикаций в журналах прямо или косвенно затрагивают проблему сексуальности. Многие из них инициированы идеей конца тысячелетия как предвестника цинизма; · Развитие секс-индустрии в глобальных масштабах преподносится как основа для сближения наций; · Гей-тематика превратилась в хорошо продаваемый товар шоу-бизнеса и индустрии удовольствий. «ОМ» в большей степени ориентирован на поиски и формирование новой гей-концепции, а «Птюч» — на борьбу с представлением о геях, как больных и убогих. В «ОМ»е преобладают статьи о богемно-аристократических гомо-символах, «Птюч» — демонстрирует более демократичную и разнообразную галерею гомосексуалов. «ОМ» — преимущественно гомо (в мужском варианте), а «Птюч» — би- и полисексуально ориентирован (от гомо- до аутоэротизма); Отличительные моменты: · В «ОМ»е необходимое разрушение моральных и нравственных табу преподносится как здоровый цинизм, который включает в себя освобождение от половой определенности и издевательство над этим освобождением. В «Птюче» освобождение от груза моральных обязательств преподносится как невинный (восхитительный) цинизм и веселая провокация. Восхитительный цинизм — это издевательское отношение к американским ценностям, а веселая провокация — это единственное лекарство от скуки;
Таблица 2 Конструкты и социально-культурные модели сексуальности журналов «ОМ», «Птюч» и «Ровесник»
· «ОМ» демонстрирует более идеологически нагруженный и концептуальный подход к идее смещения гендерных акцентов и смешения полов. Унисекс в «ОМ»е остается предметом дискуссий. «Птюч» призывает к поголовной «унисексуальности»; · По-разному понимают авторы этих журналов источники новой чувственности и новой сексуальности. В «ОМ»е этот источник кроется в реанимации живого переживания, где элементы старых канонов сексуальности используются как коллаж. Новая чувственность в «Птюче» связывается с «великим» гедонизмом, который спасет от скуки и однообразия сексуальной ориентации; · «Птюч» во всем ищет under — то, что не растиражировано до «уровня попсы» — оригинальной, подлинной неординарностью. «ОМ» штампует эти неординарности путем преломления «обычных» («попсовых») вещей сквозь блестящую призму — это позволяет «превратить свою деятельность в предмет всеобщего интереса в рамках необходимого сегмента аудитории» (из писем). Андеграунд по законам маркетинга; · Для секс-дискурса журнала «ОМ» характерны: гомосексуальность, ледизм (маскулинный вариант гомосексуализма), сексизм и богемность. Для «Птюча» — би- и полисексуальность, рейверско-клубная унисексуальность, антисексизм и демократичность. Краткие выводы о дискурсе сексуальности в журнале «Ровесник»: 1. В большинстве публикаций, посвященных сексуальной тематике, отсутствуют какие бы то ни было пошлости и скабрезности, от которых родители могут упасть в обморок. Учительски-наставнический язык публикаций. 2. О сексуальных маргинальностях можно догадаться по публикациям о давно минувших годах или далеком от «нас» мире. 3. Журнал демонстрирует откровенно гетеросексуальную ориентацию без явных признаков гомофобии, но с чертами сексизма. 4. Сексуальный дискурс журнала достаточно противоречив. С одной стороны, пороки — это зло, с другой — советы начинающим стервам и соблазнителям. 5. Подавляющее большинство материалов — переводные, в основном — американские. Очень много классификаций и тестов. 6. Все «советы» объединяются в «Манифест патриархата»: цель девушки — не дать себя в обиду, цель парня — добиться своей цели. 7. Все советы даются «бывалыми» и опытными взрослыми, идет трансмиссия сексуальных ценностей традиционного общества образца американского мидл-класса. 8. В видеотеке нет ни одного анонса фильма с постельными сценами. 9. Главный страх, сопутствующий сексу, — не болезнь, а беременность. Общие выводы
Внимание, которое уделяется проблемам сексуальности и связанным с ними новым культурным трендам, полностью подтвердило гипотезу о ведущей роли этих идей в дискурсах молодежных изданий. Одна из возможных интерпретаций: борьба за «сексуальную ориентацию» (в широком смысле) молодежи — есть борьба за власть над ее умами. Предварительный анализ текстов показал, что существует некое общее культурное и социально-нормативное пространство, внутри которого можно поместить значимые ориентиры и параметры этих дискурсов. Среди векторов этого пространства: · Гомо — гетеросексуальный континуум. · Гомомания и гомофобия (гомошовинизм). · Четкий гендер — размытый (смешанный или смещенный) гендер. · Сексизм (феминофобия) — антисексизм. · Принцип сексуального удовольствия как здоровья — принцип сексуального удовольствия как болезни. · Традиционный (социально одобряемый) секс — шокирующий секс. · Экстремальный (катастрофический) секс — здоровый секс. · Семейный секс (рождение детей) — партнерский секс, не связанный с идеей деторождения. · Сексуальное влечение, прикрепленное к определенному гендеру (через демонстрацию мужественности или женственности) — сексуальное влечение вне гендерной определенности. · Сексомания (гиперсексуальность, демонстративность: эксгибиционизм — вуаеризм) — сексофобия (асексуальность, скрытый, латентный секс). · Аутоэротизм (онанизм, секс с игрушками или приспособлениями) — секс с партнером. · Нормативный — ненормативный секс. На этом пространстве разворачивается борьба идеологов журналов за свою паству. Пока серьезной конкуренции друг другу эти дискурсы не составляют, и эта борьба не столь явная. Можно предположить, что рынок молодежных журналов будет в ближайшее время расширяться. Так, например, у «Ровесника» появился мощный двойник — журнал «Детки» (название выбрано явно не случайно, моментально возникает ассоциация с нашумевшим фильмом), который позиционируется, судя по первому номеру, как журнал для физически и нравственно здоровой «новой» российской молодежи — по примеру американского поколение «next» — российского варианта политкорректной молодежи, поддерживающей здоровый образ жизни. У журнала «Птюч» появился попсовый конкурент журнал «Ай-Да», посвященный историям из жизни российских поп-звезд. Активно начинают осваивать молодежное пространство журналы «Космо» и «Плейбой». Детальное и постоянное изучение дискурсов молодежных журналов помогает включиться в культурно-информационное пространство, в котором формируются отношения и модели сексуальности и гендерные роли самих подростков и молодежи.
* * * 1. В современной отечественной социологической литературе существуют определенные традиции исследования молодежной сексуальности. (См., например: Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию // Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В.М. Банщиков, Б.Ф. Ломов. М., 1975; Голод С.И. Будущая семья: какова она? М., 1990; Кон И.С. Введение в сексологию. М, 1988; Сексуальное поведение подростков, больных сифилисом // Вестник дерматологии и венерологии. № 2; Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996). Однако мне не удалось найти ссылок на исследования, затрагивающие аспект формирования медиа-дискурсов и их влияния на конструирование социальных и индивидуальных моделей и сценариев сексуального поведения молодежи в последнее десятилетие XX века.
2. Краткие портреты анализируемых журналов. Журнал «ОМ». Издается с ноября 1995 года. Главный редактор Игорь Григорьев. Элитный молодежный мужской журнал. Максимально точное определение того, что представляет из себя «ОМ»: «толстый глянцевый журнал». Невероятная разноголосица, вихрь лиц, тем, сюжетов, тенденций, деталей: музыка, шоу-бизнес, кино, драматургия, литература, мода... Слова редактора: «Каждый номер и есть моментальный снимок девяностых, коллаж из маленьких кусочков сегодня. «Журнал общих интересов» два раза подряд получил профессиональную премию музыкальных масс-медиа «Знак качества» в номинации «лучший журнал года» Каждый номер имеет специализацию и чаще всего посвящен какой-то одной теме, например музыкальный номер или номер для женщин. Равняясь на своих западных собратьев, как заметили сами авторы, «ОМ» открыл собственный бутик в Петровском Пассаже. Каждый номер напоминает бесконечный роскошный ужин в ресторане — рай для гурманов. Журнал, как аккуратно снятые сливки, в нем — самые-самые светские люди, непревзойденные клубные модники, приватные беседы и эксклюзивные забавы. Все сочно и смачно — но попробовать все просто невозможно. Неизбежно возникает чувство тошноты от перенасыщения, хочется «сделать два пальца в рот», чтобы продолжить читать дальше. Гиперсексуальное давление возведено в самоцель, вызывая ассоциативное ощущение, что за толстым «ОМ»ом стоит некто вроде «аморфного похотливого Маскулина», который не скрывает своей одержимости сексом и не стесняется в выражениях. Во многом маскулинность журнала — это редактор Григорьев, который выглядит в роли преображенного лэда с примесью вальяжности, жеманства, афиширующий свое эпатирующее пристрастие и сладкую мечту — «падшего ангела», выражающего свои эмоции матерными словами. Журнал «Птюч». Издается с весны 1995 года. Главный редактор Игорь Шулинский. Издание для молодежи (до 22 – 25 лет), посвящен молодежной музыкальной культуре, в основном клубной рейв-культуре. Рейв-культура — одна из немногих современных молодежных культур, создавшая себе идеологию и стиль: жить правильно — это значит уметь поклубиться, всенощные бдения на вечеринках, DJ,играющие на вертушках, заполненные до краев танцполы, кислотная энергия, светящиеся аксессуары и одежда, включая глаза, и плюшевые игрушки. Основные тематические направления — музыка, ритуал, стиль — воспроизведение рейверской идеологии: танцующих на танцполе объединяет не только музыка, но и ритуал, а все это вместе объединяет стиль. Эксклюзивные материалы для меломанов могут удовлетворить запросы самых педантичных собирателей информации о музыкальной культуре. Непосвященному приходится туго (читатели-новички сами признаются в этом) — для понимания текста им нужен сленговый словарь. «Птюч» — это не просто журнал, это клуб. «Птюч» притягивает к себе огромное внимание молодежи. «Золотой Птюч» — ежегодный приз за альтернативный вклад в массовое сознание и смелый вызов «взрослому» шоу-бизнесу. KAZANтип — ежегодный рейв-фестиваль в Крыму (учредитель — «Птюч»). Редакторы преподносят журнал, как элитное издание с «богемным происхождением». «Андеграунд, индепендент и интертеймент» — короткая характеристика тематики. Для того чтобы андеграунд остался андеграундом, «Птюч» сам себя называет немассовым журналом. Заголовки пестрят эпатажами: «культовый», «стильный», «альтернативный», «экстрим и экстази», «провокационный» и «одиозный», sex, drugs & parties. Высокая мода, экстремальные увлечения: граффити, серфинги и скейтборды, скандальное кино, разнообразный секс — с привкусом садо-, мазо-, порно- и педерастии. Сексуальные оттенки присущи самым различным материалам журнала — интервью, обзорам, новостям кино и моды. Материалов, посвященных исключительно сексуальной тематике, в журнале не так много — письма читателей, репортажи с вечеринок и dyke-parties, «советы от доктора Мустафы», «прогулки по выставкам». Главное — больше удовольствий всем нам, никакой скуки, к черту натуралов с традиционными взглядами, да здравствует публичный аутоэротизм, гомосексуализм, подиумный эксгибиционизм, живописный вуайеризм — это пока нескучно. В журнале «ОМ» царствует королева фриков — пани Броня, а в «Птюче» — Огненная Леди — рыжий трансвестит — завсегдатай всех стильных вечеринок и любимец клубной публики. Журнал «Ровесник». Издается с июля 1962 года. Главный редактор Игорь Чернышков. Международный иллюстрированный ежемесячный журнал для молодежи (16 – 19 лет). Представляет новости мировой молодежной культуры (в основном это рок-музыка). У «Ровесника» — старейшего молодежного издания нашей страны — появились новые приложения: «Шестнадцать», или «Все, что вы хотите знать о сексе, но боитесь спросить», «Штучка» — журнал для девушек — и «Все звезды» — собрание постеров и плакатов звезд мирового кино и музыки. Журнал очень «безобидный»: с хит-парадами, рок-энциклопедиями, фэн-клубами, музыкальными викторинами и хеппи-эндами. Есть статьи на серьезные темы — где продолжить образование, как удачно выйти замуж и как заниматься безопасным сексом.
3. Для анализа были отобраны журналы с конца 1996 и по середину 1997 годов. Секс-дискурсы журналов «ОМ» и «Птюч» анализируются в сравнении друг с другом, а журнал «Ровесник» анализируется отдельно. Связано это с определенной схожестью и сопоставимостью первых двух журналов. Секс-дискурс «Ровесника» отличается от первых двух настолько сильно, что я решила анализировать его отдельно. 4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. «Медиум». М., 1995. С. 39. 5. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. — М.: Касталь, 1996. С. 109. 6. «Унисекс» — это такой тип демонстрации сексуальности, в котором гендерная принадлежность никак не определяется. Традиционные и привычные социальные конструкции пола невероятно перемешаны, мальчики и девочки, мужчины и женщины одеваются, пахнут, выглядят и ведут себя совершенно одинаково. Вовсе не обязательно они подкрепляют этот стиль «нетрадиционной» сексуальной ориентацией. Просто женственность и маскулинность (будучи или не будучи прикрепленными к «своему» женскому или мужскому источнику) проявляются через одни и те же социальные символы и знаки. «Андрогинность» — это такой тип сексуальности, в котором мужское и женское начало взаимодействуют в значимо сопоставимых долях, сосуществующих в уникальном и своеобразном сочетании. Часто эти соединения несоединимого, сочетания традиционно не сочетаемого открыто демонстрируются, являясь самым значимым, центральным компонентом стиля. «Гомосексуальность» — что сексуальное влечение к особи своего пола. 7. Можно предположить, что по возрасту их аудитории отличаются совсем не значительно, хотя на этом этапе исследования мы можем его определить лишь гипотетически. На первый взгляд журнал «16» является исключением. Однако самого по себе обозначения возраста в названии журнала еще не достаточно для определения реальной читательской аудитории. Многое будет понятно только после проведения фокус-групп и определения рейтингов этих изданий среди молодежи и подростков в нашем регионе. 8. Параметры сексуального дискурса определились вне каких бы то ни было априорных предпосылок, а явились результатом последовательного анализа самих текстов. Отношение авторов к этому ведущему лейтмотиву молодежной культуры и повседневности образа жизни современной молодежи — к сексуальности — проявлялось практически через одни и те же (или схожие) ключевые параметры.
С. Ушакин Date: 2016-08-31; view: 274; Нарушение авторских прав |