Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты исследования
Шкала 1. Религиозный нигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной религиозной группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по религиозному критерию.
Общее число баллов в 20 анкетах 112, максимальное число баллов 18, минимальное 2, среднее 5,6 из 20 возможных, уровень выраженности Религиозного нигилизма 28% Шкала 2. Религиозный индифферентность – размывание религиозной идентичности, выраженное в неопределенности религиозной принадлежности, неактуальности религии.
Общее число баллов в 20 анкетах 223, максимальное число баллов 16, минимальное 0, среднее 11,1 из 20 возможных, уровень выраженности индифферентности 55,5% Шкала 3. Норма (позитивная религиозная идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственной религии с позитивным отношением к другим вероисповеданиям. В полирелигиозном обществе позитивная религиозная идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим религиозным группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования религиозной группы, с другой – как условие мирного межрелигиозного взаимодействия в полиэтническом мире.
Общее число баллов в 20 анкетах 325, максимальное число баллов 20, минимальное 12, среднее 16,2 из 20 возможных, уровень выраженности «нормы» 81%. При этом отрадно, что в 10 анкетах (50% опрошенных) даны уверенные положительные ответы на все вопросы «нормальной» шкалы (максимальные баллы от 20 до 15). Шкала 4. Религиозный эгоизм – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "моя вера", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других религиозных групп или признание за своей религией права решать проблемы игнорируя интересы представителей других вероисповеданий.
Общее число баллов в 20 анкетах 159, максимальное число баллов 15, минимальное 0, среднее 7,9 из 20 возможных, уровень выраженности Религиозного эгоизма 39% Шкала 5. Религиозный изоляционизм – убежденность в превосходстве своей веры (религии), признание необходимости "очищения" национальной культуры от воздействия других религий, негативное отношение к межрелигиозным брачным союзам, неприятие других вероисповеданий.
Общее число баллов в 20 анкетах 130, максимальное число баллов 16, минимальное 0, среднее 6,5 из 20 возможных, уровень выраженности Религиозного изоляционизма 32% Шкала 6. Религиозный фанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых религиозных интересов, вплоть до религиозных "чисток", отказа другим вероисповеданиям в праве пользования образовательными и информационными ресурсами и другими социальными привилегиями, признание приоритета религиозных прав над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за первенство своей религии. Религиозные эгоизм, изоляционизм и фанатизм представляют собой ступени гиперболизации религиозной идентичности, означающей появление дискриминационных форм межрелигиозных отношений. В межрелигиозном взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах религиозной нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).
Общее число баллов в 20 анкетах 158, максимальное число баллов 16, минимальное 2, среднее 7,9 из 20 возможных, уровень выраженности Религиозного фанатизма 39% (!) Маркер этнофанатизма. Вопрос 10 являются маркером этнофанатизма. Положительный ответ на этот вопрос косвенно указывает на готовность к насильственным действиям против других религиозных групп или неверующих.
Из 20 анкет в 4-х даны положительные ответы на этот вопрос («согласен», «скорее согласен»), что составляет 20%опрошенных (подтверждает уровень выраженности религиозного фанатизма 20%). В 8 анкетах дети ответили неопределенно «в чем-то согласен, в чем-то нет», что составляет 40% опрошенных. В 8 анкетах даны отрицательные ответы «не согласен», «скорее не согласен»), что составляет 40% опрошенных, т.е. 40% детей не имеют признаков религиозного фанатизма. Выводы Исследование показало, что среди опрошенных детей уверенно преобладает норма – позитивная религиозная идентичность (выраженность 81%), что говорит о хорошей сформированности основных понятий толерантного межрелигиозного взаимодействия, приятия в отношении собственной и других религиозных групп, неприятия настроений фанатизма и экстремизма. При этом половина респондентов (50%) абсолютно уверены в своем позитивном выборе. Несколько менее выражены нейтральные формы религиозной идентичности – религиозная индифферентность 55%) и религиозный нигилизм 28%). Вместе эти три наиболее «безопасные» формы религиозной идентичности составляют С умму А - 660 баллов или в среднем 32,9 балла. Однако вызывает настороженность тот факт, что среди опрошенных детей явно выражены и другие (негативные) настроения. Среди форм религиозной идентичности, показывающих установки на интолерантное межрелигиозное взаимодействие, часть детей выбрала наиболее опасную форму - религиозного фанатизм (выраженность 39%). При этом, как показывает маркер «агрессивности» (пункт анкеты 10), почти 20% детей могут проявить себя в насильственных действиях по отношению к представителям других вероисповеданий. Довольно высокие показатели также дают шкалы религиозного эгоизма (39%) и религиозного изоляционизма (32%). Есть примеры анкет, где встречаются противоречивые ответы – и «за», и «против» толерантности. Это говорит о том, что у части детей недостаточно сформированы основные понятия толерантного межрелигиозного взаимодействия, а некоторые дети настроены откровенно враждебно к представителям других вероисповеданий. Вместе три наиболее «опасные» формы религиозной идентичности составляют Сумму Б - 447 баллов или в среднем 22,3 балла. Отношение «опасной» Суммы Б к «безопасной» Сумме А = 447/660 = 22,3/32,9 = 0,68 (больше 0,5, но меньше 1) показывает Уровень межрелигиозной напряженности среди учеников средней возрастной группы (респондентов исследования). Этот уровень можно оценить как средний, тревожный, II степени опасности. Характерно, что это напряжение чаще всего скрыто от взрослых и не проявляется в обычной жизни, однако оно становится дополнительным топливом для конфликтов, в которых, кроме обычных, учебно-бытовых вопросов, появляется «религиозная» составляющая. При такой высокой напряженности межрелигиозных отношений особенно важным становится дополнительное образование и воспитание детей в духе ценностей толерантности и культуры мира (например, участие в социальном проекте «Школа профилактики религиозного экстремизма» и подобных системных проектах и программах) с проявлением и обсуждением предпочтений детей при выборе той или иной формы религиозной идентичности. В противном случае, дети, неразборчивые в вопросах самоопределения по религиозной идентичности, могут быть легко вовлечены в экстремистские религиозные радикальные общественные движения. Составитель: Мария К., социальный педагог школы №___ «___» марта 2014 г.
12. Анализ результатов исследования межрелигиозной напряженности, проведенного в N-ских школах (пример) Исследование межрелигиозной напряженности охватило 6 школ г.N и два ВУЗа (МГСУ и СКФУ), 186 учеников 10 классов в возрасте 16-17 лет и 41 студент в возрасте от 18 до 20 лет. Анализ каждой анкеты проведен по 6 шкалам, 2 ВУЗам и 30 индикаторам. Вычислены средние показатели для сообщества (класса, школы, группы, ВУЗа), подсчитаны суммарные показатели А и Б по «безопасным» и «опасным» шкалам и интегративные показатели (как их отношение). Также подсчитана частота появления в каждом сообществе маркера религиозного фанатизма. Исследование показало широкий разброс результатов. В одних школах уровень межрелигиозной напряженности оказался близок или соответствовал позитивной норме (90% анкет), в других же отличается более чем вдвое в худшую сторону (норме соответствуют лишь 39% анкет). В среднем по 6-ти школам и двум ВУЗам уровень «позитивной нормы» составил 71 %. (Типичное высказывание для «нормы» – «Любит свой религию, но уважает религиозные культуры других народов, всегда находит возможность мирно договориться в межрелигиозном споре»). Это невысокий результат, т.к. он показывает, что примерно треть детей (32%), а в некоторых школах более половины детей (59%) уверенно выбрали наиболее опасную форму этнической идентичности – «религиозный фанатизм». (Типичное высказывание для «религиозного фанатизма» – «Считает, что его религия имеет право решать свои проблемы за счет ущемлениЯ интересов других вероисповеданий; считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии»). При этом, как показывает «маркер религиозного фанатизма», более четверти детей (26 %) могут проявить себя в насильственных действиях по отношению к другим религиозным группам. То есть, у трети всех школьников и студентов, которые в опроснике выбрали ответы, характерные для социально опасных форм этнической идентичности, не сформированы понятия социально-приемлемой формы межрелигиозного взаимодействия. Такие неразборчивые в вопросах религиозного самоопределения дети, как правило, обеспечивают высокий уровень межрелигиозной напряженности в школе/ВУЗе, становятся «запальщиками» МР конфликтов, пополняют экстремистские религиозные движения. Результаты проведенного первичного исследования межрелигиозной напряженности в школах и ВУЗах дали обширный материал для последующей работы по ее снижению. По результатам исследования в школах и ВУЗах были разработаны и проведены структурированные дискуссии – специальные занятия с детьми по обсуждению их предпочтений при выборе той или иной формы религиозной идентичности. В доверительной атмосфере доброжелательности и безоценочности были подробно разобраны ответы на вопросы, относящиеся в первую очередь к группам «норма» и «религиозный фанатизм». Дети свободно и открыто обсуждали, о чем свидетельствует тот или иной ответ, почему они его выбрали, каковы могут быть поступки и поведение человека, относящегося к той или иному типу религиозной идентичности, как эти поступки соотносятся с понятиями права человека, с конституцией и законами РФ. Структурированные дискуссии позволили выявить ребят с агрессивными религиозными установками (группу риска), сконцентрировать работу на выявлении их интересов и противоречий, вовлечь их в работу по проекту, что в результате изменило их отношение к ребятам других вероисповеданий и, в свою очередь, существенно изменило обстановку в школе и ВУЗах. Таким образом, дети группы риска, увидев себя на фоне сверстников и соотнеся свои ответы с ценностями культуры и прав человека, легче усваивали понятия «норма» и, как правило, изменяли свои установки на более мирные, толерантные. Кроме того, дети принимали участие в работе Школьной службы примирения, где на практике учились разрешать межрелигиозные конфликты и приобретали бесценный опыт реального миротворчества. Также с детьми – участниками первичного исследования были проведены другие образовательно-воспитательные и творческие мероприятия по
усвоению ценностей культуры мира, как на уровне отдельных классов, так и школы в целом. Второе исследование, проведенное через 3 месяцев после первого, показало изменения. Уровень межрелигиозной напряженности в большинстве школ оказался близок или соответствовал позитивной норме (98% анкет). Разброс результатов по школам стал втрое меньше. В среднем по 8-ми школам уровень «позитивной нормы» составил 92 %, т.е.уровень межрелигиозной напряженности снизился на 30%. При этом частота появления «маркера агрессивности» снизилась в 2,5 раза (до 10%).
«____» _______________ 2012 г.
Методика «Виды агрессивности» [37] Агрессивное поведение — это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта, следствием его аффективного состояния или он имеет целенаправленный смысл. Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному. Адаптивное поведение — это взаимодействие человека с другими людьми (социальным окружением), характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий его участников. Социально-психологический анализ адаптивного поведения предполагает изучение условий совместной деятельности людей, общности их целей и ценностных ориентаций, принятия толерантного отношения к людям.
Бланк опросника Инструкция. Предлагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ответить на 40 вопросов: либо «да», либо «нет». В ответном листе подчеркните свой ответ в соответствующей колонке. 1. Во время спора я часто повышаю голос. 2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю. 3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это. 4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою правоту. 6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права. 7. Вспоминая прошлое, порой я чувствую обиду за себя. 8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня съедает зависть. 9. Если я не одобряю поведения своих знакомых, то я прямо говорю им об этом. 10. В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю). 11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым. 12. Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи. 13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее. 14. В общении с людьми я часто чувствую себя как «пороховая бочка», в постоянной готовности взорваться. 15. Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком. 16. Когда я сердит, то обычно мрачнею. 17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая. 18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход. 19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до рукопашной. 20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать. 21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал. 22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием. 23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее. 24. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было. 25. Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю. 26. Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство. 27. В детстве я избегал драк. 28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить. 29. Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью. 30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят. 31. Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми. 32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред. 33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же. 34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его. 35. Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте. 36. Если мне не удается починить сломавшуюся и порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю и рву ее окончательно. 37. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими. 38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло. 39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку. 40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Обработка результатов. Вначале, в соответствии с ключом, подсчитываются суммы баллов по каждой из шкал. Всего опросник содержит пять диагностических шкал агрессивности. 1. Вербальная агрессия (ВА): человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому, употребляет словесные оскорбления.
2. Физическая агрессия (ФА): человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому и может применить грубую физическую силу. 3. Предметная агрессия (ПА): человек срывает свою агрессию на окружающих предметах. 4. Эмоциональная агрессия (ЭА): у человека при общении с другим возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательности по отношению к нему. 5. Самоагрессия (СА): человек не находится сам с собой в мире, согласии, у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.
Ключ
Сумма баллов больше пяти означает, что у человека высокая степень агрессии по данному типу поведения и низкая степень адаптивного поведения. Если сумма составляет 3 или 4 балла, можно говорить о средней степени агрессии и адаптации. Сумма баллов от 0 до 2 свидетельствует о низкой выраженности агрессивного поведения и высокой степени адаптированности, приспособляемости по данному типу поведения. Далее высчитывается сумма баллов по всему тесту. Если она превышает 20 баллов, это означает высокий уровень агрессивности поведения, низкие адаптационные возможности. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и выраженное адаптивное поведение. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» [38] В стимульный материал опросника были включены утверждения, отражающие не только общее отношение к окружающему миру и другим людям, но и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляется толерантность или интолерантность человека. Текст опросника составили утверждения, выявляющие отношение человека к различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Особое внимание уделялось этнической толерантности-интолерантности (отношение к
людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Опросник состоит из трех субшкал: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. Бланк экспресс-опросника «Индекс толерантности» Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.
Обработка результатов: Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются. Ключ № 1
Индивидуальная или групповая оценки выявленного уровня толерантности осуществляются по следующим ступеням: Низкий уровень толерантности: 22 - 60 баллов. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Средний уровень: 61 - 99 баллов. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Высокий уровень: 100 - 132 балла. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», что может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Важно учесть также, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о целях исследования). Качественный анализ толерантности основан на разделении на субшкалы. Название субшкал и номера утверждений представлены в ключе. Ключ № 2
Date: 2016-08-31; view: 561; Нарушение авторских прав |