Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обработка результатов
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
"согласен" – 4 балла;
"скорее согласен" – 3 балла;
"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;
"скорее не согласен" – 1 балл;
"не согласен" – 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов религиозной идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):
1. Религиозный нигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).
2. Религиозная индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
4. Религиозный эгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
5. Религиозный изоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
6. Религиозный фанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа религиозной идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.
| Я – человек, который…
| Согласен
| Скорее согласен
| В чем-то согласен, в чем-то нет
| Скорее не согласен
| Не согласен
|
| Баллы
|
|
|
|
|
| Религиозный нигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).
|
|
|
|
|
| 3.
| часто ощущает превосходство людей другой религии
|
|
|
|
|
| 9.
| часто испытывает стыд за людей своей религии
|
|
|
|
|
| 15.
| трудно уживается с людьми своей религии
|
|
|
|
|
| 21.
| часто чувствует неполноценность из-за своей религиозной принадлежности
|
|
|
|
|
| 27.
| не уважает свою религию
|
|
|
|
|
| Религиозная индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
|
|
|
|
|
| 5.
| считает, что в повседневном общении религиозная принадлежность не имеет значения
|
|
|
|
|
| 11.
| не отдает предпочтения какой-либо религиозной культуре, включая и свою собственную
|
|
|
|
|
| 17.
| безразлично относится к своей религиозной принадлежности
|
|
|
|
|
| 29.
| никогда серьезно не относился к межрелигиозным проблемам
|
|
|
|
|
| 30.
| считает, что его вера не лучше и не хуже других народов
|
|
|
|
|
| Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
|
|
|
|
|
| 1.
| предпочитает образ жизни своего народа, связанный с определенной религиозной культурой, но с большим интересом относится к другим вероисповеданиям
|
|
|
|
|
| 7.
| обычно не скрывает своей религиозной принадлежности
|
|
|
|
|
| 13.
| любит свою веру, но уважает религиозные культуры других народов
|
|
|
|
|
| 19.
| готов иметь дело с представителем любого вероисповедания, несмотря на религиозные различия
|
|
|
|
|
| 25.
| всегда находит возможность мирно договориться в межрелигиозном споре
|
|
|
|
|
| Религиозный эгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
|
|
|
|
|
| 6.
| предпочитает образ жизни только своей религиозной культуры
|
|
|
|
|
| 12.
| нередко чувствует превосходство своей религиозной культуры над другими
|
|
|
|
|
| 16.
| считает, что взаимодействие с людьми других вероисповеданий часто бывает источником неприятностей
|
|
|
|
|
| 18.
| испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя разговор о других религиях и религиозных конфессиях
|
|
|
|
|
| 24.
| раздражается при близком общении с людьми других вероисповеданий
|
|
|
|
|
| Религиозный изоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
|
|
|
|
|
| 2.
| считает, что браки с представителями других вероисповеданий разрушают национальную культуру и народ
|
|
|
|
|
| 8.
| считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одного вероисповедания
|
|
|
|
|
| 20.
| считает, что его религия имеет право решать свои проблемы за счет ущемления прав представителей других вероисповеданий
|
|
|
|
|
| 22.
| считает свою веру совершенной и по сравнению с другими вероисповеданиями
|
|
|
|
|
| 26.
| считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других религиозных культур
|
|
|
|
|
| Религиозный фанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
|
|
|
|
|
| 4.
| считает, что религиозные права всегда выше прав человека
|
|
|
|
|
| 10.
| считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии
|
|
|
|
|
| 14.
| считает строго необходимым сохранять религиозную чистоту своей народа
|
|
|
|
|
| 23.
| считает, что люди других вероисповеданий должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории
|
|
|
|
|
| 28.
| считает, что на его земле все права на просвещение и владение информационными ресурсами должны принадлежать только представителям его религии
|
|
|
|
|
|
2. Опрос школьников на тему «Типы вероисповедальной идентичности и уровень межрелигиозной напряженности»
Школа №________ Класс ______
Уважаемый друг, нам очень важно знать Ваше мнение по вопросам межрелигиозных отношений! Опрос организован в рамках благотворительного проекта, целью которого является культивирование в молодежной среде принципов и духа толерантности, взаимопонимания и уважения к религиям народов, проживающих на Северном Кавказе, в России и в Мире. Результаты опроса будут представлены всем его участникам. Опрос проводится анонимно.
Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам межрелигиозных отношений. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
| Я – человек, который…
| Согласен
| Скорее согласен
| В чем-то согласен, в чем-то нет
| Скорее не согласен
| Не согласен
| 1.
| предпочитает религию своего народа, но с большим интересом относится и к другим религиям
|
|
|
|
|
| 2.
| считает, что браки между представителями разных религий недопустимы
|
|
|
|
|
| 3.
| часто ощущает превосходство людей другого вероисповедания
|
|
|
|
|
| 4.
| считает, что религиозные законы всегда выше прав человека
|
|
|
|
|
| 5.
| считает, что в повседневном общении принадлежность к какой-либо религии не имеет значения
|
|
|
|
|
| 6.
| предпочитает образ жизни только своего народа, исповедующего традиционную религию
|
|
|
|
|
| 7.
| обычно не скрывает своей религиозной принадлежности
|
|
|
|
|
| 8.
| считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одного вероисповедания
|
|
|
|
|
| 9.
| часто испытывает стыд за людей, которые представляют его религию
|
|
|
|
|
| 10.
| считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии
|
|
|
|
|
| 11.
| не отдает предпочтения какой-либо религиозной принадлежности, включая и ту, которая считается традиционной религией его народа и предков
|
|
|
|
|
| 12.
| нередко чувствует превосходство своей религии над другими
|
|
|
|
|
| 13.
| Любит религию своего народа, но уважает и другие традиционные религии
|
|
|
|
|
| 14.
| считает строго необходимым сохранять религиозную чистоту своего народа
|
|
|
|
|
| 15.
| трудно уживается с людьми, представляющими его вероисповедание
|
|
|
|
|
| 16.
| считает, что взаимодействие с людьми других вероисповеданий часто бывает источником неприятностей
|
|
|
|
|
| 17.
| безразлично относится к традиционной религии своего народа
|
|
|
|
|
| 18.
| испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя разговоры о между верующими, принадлежащими к другой вере
|
|
|
|
|
| 19.
| готов иметь дело с представителем любого вероисповедания, несмотря на религиозные различия
|
|
|
|
|
| 20.
| считает, что представители его вероисповедания имеют право навязывать свои религиозные взгляды представителям других вероисповеданий
|
|
|
|
|
| 21.
| часто чувствует неполноценность из-за своей религиозной принадлежности
|
|
|
|
|
| 22.
| считает свою религию более верной по сравнению с другими
|
|
|
|
|
| 23.
| считает, что люди других вероисповеданий должны быть ограничены в праве проживания на территории, где живут его единоверцы
|
|
|
|
|
| 24.
| раздражается при близком общении с людьми других вероисповеданий
|
|
|
|
|
| 25.
| всегда находит возможность мирно договориться в межрелигиозном споре
|
|
|
|
|
| 26.
| считает необходимым "очищение" культуры, основанной на его религии от влияния на неё других вероисповеданий
|
|
|
|
|
| 27.
| не уважает религию своего народа
|
|
|
|
|
| 28.
| считает, что на его земле все права на просвещение и владение информационными ресурсами должны принадлежать только представителям его религии
|
|
|
|
|
| 29.
| никогда серьезно не относился к межрелигиозным проблемам
|
|
|
|
|
| 30.
| считает, что его вероисповедание не лучше и не хуже других
|
|
|
|
|
| Благодарим за искренние ответы!
3. Вступительное слово специалиста, проводящего анкетирование по опроснику «Типы религиозной идентичности»
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование по вопросам отношений между людьми различных вероисповеданий и религиозных культур. Исследование организовано в рамках благотворительного проекта «Молодежная школа профилактики религиозного экстремизма» и согласовано с руководством вашего учебного заведения.
Вы знаете, что сегодня вопросам межрелигиозных и межконфессиональных отношений придается очень большое значение, ведь Россия – это государство, где сосуществует много разных вероисповеданий и религиозных конфессий. С давних времен вместе живут люди не только основных мировых религий, но и различных средних и самых маленьких религиозных объединений, и мирные отношения между ними являются непременным условием развития и процветания нашей страны. Исследование проводится с большим уважением к религиозным культурам, нравам и обычаям разных вероисповеданий.
Вы – настоящее и будущее нашей страны. Поэтому для нашей страны, а значит и для нашей учебного заведения, очень важно знать ваше мнение по вопросам межрелигиозных отношений, чувствовать, какие процессы происходят в умах молодых людей и подростков, какие действия и поступки они выбирают.
Мы попросим вас ответить на вопросы анкеты, разработанной специалистами, занимающимися социальными процессами. Это не займет много времени. Исследование являются анонимным, поэтому свои фамилии на анкете писать не нужно. Мы бы хотели, чтобы вы отвечали самостоятельно, искренне, свободно, и добровольно, но в тоже время серьезно и ответственно – без шуток и приколов, не советуясь с соседом и не заглядывая к нему. Тогда ваши ответы будут действительно достоверными и будут полезны исследователям. Мы обещаем, что через некоторое время вы обязательно узнаете о результатах своей работы. В обобщенном виде итоги исследования будут представлены вам и всем другим его участникам.
А теперь внимание! Посмотрите, перед вами лист анкеты. В нем приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Прочитайте каждое высказывание и подумайте, насколько ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями. В анкете есть 5 видов ответов: «согласен», «скорее согласен», «в чем-то согласен, в чем-то нет», «скорее не согласен», «не согласен». Ручкой поставьте отметку - галочку или крестик в нужном квадратике. Больше ничего писать не нужно.
Работайте спокойно, не торопитесь, у нас достаточно времени. Когда заполните анкету, положите ее на край стола, я увижу и заберу ее у вас, а вы спокойно подождите, пока закончат остальные. Если случайно испортите анкету – я дам новую. Если будут затруднения, поднимите руку, я подойду и помогу вам разобраться.Пожалуйста, полная тишина и внимание. Начали!
4. Методика обработки результатов анкетирования и вычисления значения показателя уровня межрелигиозной напряженности по опроснику «Типы религиозной идентичности» для одной анкеты / одного респондента
1.Переведите ответы испытуемых в баллы от 4-х до 0. Запишитеколичество баллов по каждому пункту анкеты справа от таблицы рядом с соответствующими строками.
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
"согласен" – 4 балла;
"скорее согласен" – 3 балла;
"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;
"скорее не согласен" – 1 балл;
"не согласен" – 0 баллов.
2.Подсчитайте сумму баллов по каждому из типов этнической идентичности, всего по 6-ти шкалам (от 1 до 6). Количество баллов подсчитывается по каждому из типов религиозной идентичности (по каждой шкале) отдельно, суммируя баллы в ответах на вопросы, показательные для данной шкалы. Сумма баллов по каждой шкале может составлять от 0 до 20 баллов.
1 шкала. Религиозный нигилизм (вопросы: 3, 9, 15, 21, 27).
2 шкала. Религиозная индифферентность (вопросы: 5, 11, 17, 29, 30).
3 шкала. Норма (позитивная этническая идентичность) (вопросы: 1, 7, 13, 19, 25).
4 шкала. Религиозный эгоизм (вопросы: 6, 12, 16, 18, 24).
5 шкала. Религиозный изоляционизм (вопросы: 2, 8, 20, 22, 26).
6 шкала. Религиозный фанатизм (вопросы: 4, 10, 14, 23, 28).
Напишите количество баллов по каждой шкале на нижнем поле анкеты в два столбика: в первом по «безопасным» шкалам - 1, 2, 3 шкалам, во втором по «опасным» - 4,5,6.
Подсчитайте по каждой шкале относительный показатель - выраженность соответствующего типа религиозной идентичности в процентах, поделив набранные баллы на 20 (максимально возможное число баллов) и умножив на 100%
3.Подсчитайте сумму балов по «безопасным» и «опасным» шкалам. Для этого сложите баллы по трем «безопасным» шкалам: 1 (религиозный нигилизм), 2 (религиозная индифферентность) и 3 (норма). Сумму А запишите внизу первого столбика. Также сложите баллы по трем «опасным» шкалам: 4 (религиозный эгоизм), 5 (религиозный изоляционизм), 6 (религиозный фанатизм). Сумму Б запишите внизу второго столбика. Подсчитайте относительный показатель по «безопасным» и «опасным» шкалам - выраженность соответствующего вида религиозной идентичности в процентах, поделив набранные баллы на 60 (максимально возможное число баллов по трем шкалам) и умножив на 100%
4. Определите наличие/отсутствие маркера религиозного фанатизма. Для определения наличия/отсутствия маркера религиозного фанатизма необходимо рассмотреть ответ на 10-й вопрос анкеты ("считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии"). Выделите ответ 10-й на вопрос(подчеркните или отметьте цветом). Если дан положительный ответ ("согласен", "скорее согласен", "в чем-то согласен, в чем-то нет"), оцененный баллами 4, 3, 2, то маркер религиозного фанатизма присутствует. Если дан отрицательный ответ ("скорее не согласен" или "не согласен") оцененный баллами 1 или 0, то маркер религиозного фанатизма отсутствует. Напишите на нижнем поле анкеты «Маркер ЭФ (п.10) - имеется (или отсутствует)».
5.Вычислите значение интегративного показателя "Уровень межрелигиозной напряженности". Для вычисления значения интегративного показателя "Уровень межрелигиозной напряженности" разделить абсолютное значение Суммы Б по «опасным» шкалам на значение Суммы А по «безопасным» шкалам. Частное от деления суммы Б на сумму А дает значение интегративного показателя. Запишите показатель на нижнем поле анкеты.
6. Оцените уровень межрелигиозной напряженности по степени опасности, исходя из предпосылки, что чем выше значение интегративного показателя "Уровень
межрелигиозной напряженности", тем опаснее ситуация. Сравните значениеинтегративного показателя "Уровень межрелигиозной напряженности" с 0,5 и единицей. Если значение показателя меньше или равно 0,5, то уровень межрелигиозной напряженности можно считать низким, безопасным и обозначить цифрой I. Если значение показателя больше 0,5, но меньше или равен 1, то уровень межрелигиозной напряженности можно считать средним, тревожным и обозначить цифрой II. Если значение показателя больше 1, то уровень межрелигиозной напряженности можно считать высоким, опасным и обозначить цифрой III. Запишите обозначение уровня рядом с интегративным показателем.
5. Обработка результатов анкетирования
| | и вычисление значения показателя уровня межрелигиозной напряженности по опроснику "Типы религиозной идентичности"
| | для одной анкеты / одного респондента
| | | | | | | | | | № вопроса
| Содержание вопроса
| Балл от 4 до 0
| |
| предпочитает религию своего народа, но с большим интересом относится и к другим религиям
|
| |
| считает, что браки между представителями разных религий недопустимы
|
| |
| часто ощущает превосходство людей другого вероисповедания
|
| |
| считает, что религиозные законы всегда выше прав человека
|
| |
| считает, что в повседневном общении принадлежность к какой-либо религии не имеет значения
|
| |
| предпочитает образ жизни только своего народа, исповедующего традиционную религию
|
| |
| обычно не скрывает своей религиозной принадлежности
|
| |
| считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одного вероисповедания
|
| |
| часто испытывает стыд за людей, которые представляют его религию
|
| |
| считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии
|
| |
| не отдает предпочтения какой-либо религиозной принадлежности, включая и ту, к которая считается традиционной религией его народа и предков
|
| |
| нередко чувствует превосходство своей религии над другими
|
| |
| Любит религию своего народа, но уважает и другие традиционные религии
|
| |
| считает строго необходимым сохранять религиозную чистоту своего народа
|
| |
| трудно уживается с людьми, представляющими его вероисповедание
|
| |
| считает, что взаимодействие с людьми других вероисповеданий часто бывает источником неприятностей
|
| |
| безразлично относится к традиционной религии своего народа
|
| |
| испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя разговоры о между верующими, принадлежащими к другой вере
|
| |
| готов иметь дело с представителем любого вероисповедания, несмотря на религиозные различия
|
| |
| считает, что представители его вероисповедания имеют право навязывать свои религиозные взгляды представителям других вероисповеданий
|
| |
| часто чувствует неполноценность из-за своей религиозной принадлежности
|
| |
| считает свою религию более верной по сравнению с другими
|
| |
| считает, что люди других вероисповеданий должны быть ограничены в праве проживания на территории, где живут его единоверцы
|
| |
| вероисповеданий
|
| |
| всегда находит возможность мирно договориться в межрелигиозном споре
|
| |
| считает необходимым "очищение" культуры, основанной на его религии от влияния на неё других вероисповеданий
|
| |
| не уважает религию своего народа
|
| |
| считает, что на его земле все права на просвещение и владение информационными ресурсами должны принадлежать только представителям его религии
|
| |
| никогда серьезно не относился к межрелигиозным проблемам
|
| |
| считает, что его вероисповедание не лучше и не хуже других
|
| | | | |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ/ОТСУТСТВИЯ МАРКЕРА ЭТНОФАНАТИЗМА*
| Маркер этнофанатизма (положительный/отрицательный ответ на вопрос 10)
|
| Отсутствует*
| | | | | ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ УРОВНЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ**
|
|
|
|
| № шкалы
| Тип этнической идентичности
| Сумма балов по шкале
| Доля от макс. значения
|
| Этнонигилизм (ответы на вопросы: 3, 9, 15, 21, 27)
|
| 5%
|
| Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
|
| 40%
|
| Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
|
| 100%
| А
| Итого (сумма баллов по "безопасным" шкалам 1, 2, 3)
|
| |
| Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
|
| 15%
|
| Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
|
| 20%
|
| Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
|
| 25%
| Б
| Итого (сумма баллов "опасным" по шкалам 4, 5, 6)
|
| |
|
|
|
| Интегративный показатель "Уровень межэтнической напряженности" (Б/А)
| 0,41
| I уровень *** безопасный
| | | | | Примечания
| | | *Для определения наличия/отсутствия маркера этнофанатизма необходимо рассмотреть ответ на 10-й вопрос анкеты ("считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа"). Если дан положительный ответ ("согласен", "скорее согласен", "в чем-то согласен, в чем-то нет"), оцененный баллами 4, 3, 2, то маркер этнофанатизма присутствует. Если дан отрицательный ответ ("скроее не согласен" или "не согласен") оцененный баллами 1 или 0, то маркер этнофанатизма отсутствует.
| | | | | **Для вычисления значения интегративного показателя "Уровень межэтнической напряженности" необходимо суммировать баллы по шкалам опросника 1, 2, 3 (Сумма А), затем суммировать баллы по шкалам опросника 4, 5, 6 (Сумма Б). Частное от деления суммы Б на сумму А дает значение интегративного показателя.
| | | | | ***Чем выше значение интегративного показателя "Уровень межэтнической напряженности", тем опаснее ситуация. I уровень, низкий, безопасный – значение показателя меньше 0,5; II уровень, средний, тревожный – значение показателя от 0,5 до 1; III уровень, высокий наиболее опасный - значение показателя больше 1.
| меньше 0,5
| I уровень безопасный
| от 0,5 до 1
| II уровень тревожный
| больше 1
| III уровень опасный
| | | | | ****При обобщении результатов анкетирования в одном сообществе (группе, классе или школе) для вычисления средних значений показателей необходимо сложить значения соответствующих показателей в отдельных анкетах и полученную сумму разделить на общее число анкет.
| 6. Пример обработки одной заполненной анкеты опросника. Опрос школьников на тему «Типы этнической идентичности и уровень межэтнической напряженности»
| Я – человек, который…
| Согласен
| Скорее согласен
| В чем-то согласен, в чем-то нет
| Скорее не согласен
| Не согласен
|
|
| Баллы
| 4
| 3
| 2
| 1
| 0
|
| 1.
| предпочитает религию своего народа, но с большим интересом относится и к другим религиям
| +
| | | | |
| 2.
| считает, что браки между представителями разных религий недопустимы
| | | | +
| |
| 3.
| часто ощущает превосходство людей другого вероисповедания
| | | | | +
|
| 4.
| считает, что религиозные законы всегда выше прав человека
| | | +
| | |
| 5.
| считает, что в повседневном общении принадлежность к какой-либо религии не имеет значения
| +
| | | | |
| 6.
| предпочитает образ жизни только своего народа, исповедующего традиционную религию
| +
| | | | |
| 7.
| обычно не скрывает своей религиозной принадлежности
| +
| | | | |
| 8.
| считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одного вероисповедания
| | | | | +
|
| 9.
| часто испытывает стыд за людей, которые представляют его религию
| | +
| | | |
| 10.
| считает, что любые средства хороши для защиты интересов своей религии
| | | +
| | |
| 11.
| не отдает предпочтения какой-либо религиозной принадлежности, включая и ту, к которая считается традиционной религией его народа и предков
| | +
| | | |
| 12.
| нередко чувствует превосходство своей религии над другими
| | | +
| | |
| 13.
| Любит религию своего народа, но уважает и другие традиционные религии
| +
| | | | |
| 14.
| считает строго необходимым сохранять религиозную чистоту своего народа
| | | | +
| |
| 15.
| трудно уживается с людьми, представляющими его вероисповедание
| | | | | +
|
| 16.
| считает, что взаимодействие с людьми других вероисповеданий часто бывает источником неприятностей
| | | +
| | |
| 17.
| безразлично относится к традиционной религии своего народа
| | | | | +
|
| 18.
| испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя разговоры о между верующими, принадлежащими к другой вере
| | | | | +
|
| 19.
| готов иметь дело с представителем любого вероисповедания, несмотря на религиозные различия
| +
| | | | |
| 20.
| считает, что представители его вероисповедания имеют право навязывать свои религиозные взгляды представителям других вероисповеданий
| | | | | +
|
| 21.
| часто чувствует неполноценность из-за своей религиозной принадлежности
| | | | | +
|
| 22.
| считает свою религию более верной по сравнению с другими
| | | | | +
|
| 23.
| считает, что люди других вероисповеданий должны быть ограничены в праве проживания на территории, где живут его единоверцы
| | | | | +
|
| 24.
| вероисповеданий
| | | | | +
|
| 25.
| всегда находит возможность мирно договориться в межрелигиозном споре
| +
| | | | |
| 26.
| считает необходимым "очищение" культуры, основанной на его религии от влияния на неё других вероисповеданий
| | | | | +
|
| 27.
| не уважает религию своего народа
| | | | | +
|
| 28.
| считает, что на его земле все права на просвещение и владение информационными ресурсами должны принадлежать только представителям его религии
| | +
| | | |
| 29.
| никогда серьезно не относился к межрелигиозным проблемам
| | | | +
| |
| 30.
| считает, что его вероисповедание не лучше и не хуже других
| +
| | | | |
|
1 (Религиозный нигилизм 3, 9, 15, 21, 27) = 3 (15%) 4 (Религиозный эгоизм 6, 12, 16, 18, 24) = 9 (45%)
2 (Религиозная индиф. 5, 11, 17, 29, 30) = 12 (60%) 5 (Религиозный изоляционизм 2, 8, 20, 22, 26) = 0 (0%)
3 (Норма 1, 7, 13, 19, 25) = 20 (100%) 6 (Религиозный фанатизм 4, 10, 14, 23, 28) = 8 (40%)
Сумма А (1+2+3) = 35 (58%) Сумма Б (4+5+6) = 17 (28%) Маркер РФ (п.10) = 2
Уровень МР напряженности (Б/А) = 7/35 = 0,48
7. Методика обобщения результатов анкетирования и сравнительного анализа показателей уровня межрелигиозной напряженности по опроснику «Типы религиозной идентичности»
Обобщение результатов анкетирования проводится специалистами учебных заведений – участниц исследования отдельно по каждому классу /группе/сообществу детей, которые принимали участие в исследовании, а также по школе в целом.
1.Подсчитайте количество анкет по отдельным классам и общее количество по школе в целом. Запишите значение этих показателей в таблицу 2. (См. Приложение 8)
2.Определите религиозное разнообразие в сообществе/классе/группе, участники опроса которого принимали были задействованы в исследовании. Для этого узнайте религиозную/конфессиональную принадлежность каждого участника из числа детей, принявших участие в исследовании (спросите у ребенка, у его родителей или узнайте по данным социального паспорта). Составьте список религиозных принадлежностей и количество участников каждой религии. Подсчитайте количество видов разнообразных религий и конфессий, которые встречаются у подростком /молодых людей этого сообщества/класса или этой группы. Подсчитайте аналогичным образом данный показатель в целом по учебному заведению. Запишите значение показателей «религиозное разнообразие» в таблицу 2.
3.Определите религиозную однородность в сообществе/классе/группе, члены которого принимали участие в исследовании. На основе действий по определению религиозного разнообразия проанализируйте, какая религия представлена наиболее широко в этом классе
(наибольшим количеством детей). Вычислите относительный показатель / долю, разделив количество участников этой наиболее распространенной религии на общее количество подростков/молодых людей в классе/группе. Вычислите аналогичным образом данный показатель в целом по учебному заведению. Запишите значение показателей «религиозная однородность» по классам/группам и по учебному заведению в целом в таблицу 2.
2.Подсчитайте среднее значение показателя по каждому из типов религиозной идентичности, всего по 6-ти шкалам (от 1 до 6) по отдельному классу/группе и по учебному заведению в целом.
1 шкала. Религиозный нигилизм
2 шкала. Религиозная индифферентность
3 шкала. Норма (позитивная этническая идентичность)
4 шкала. Религиозный эгоизм
5 шкала. Религиозный изоляционизм
6 шкала. Религиозный фанатизм
Количество баллов подсчитывается по каждому из типов религиозной идентичности (по каждой шкале) отдельно, суммируя баллы, подсчитанные и записанные в каждой анкете, и разделив сумму на число анкет. Подсчитайте также по каждой шкале относительный средний показатель - выраженность соответствующего типа религиозной идентичности в процентах, поделив набранные баллы на 20 (максимально возможное число баллов) и умножив на 100%. Запишите значение показателей по классам/группам и по учебному заведению в целом в таблицу 2.
3.Подсчитайте среднее значение показателя по «безопасным» и «опасным» шкалам по отдельному классу/группе и по учебному заведению в целом. Для этого сложите значения Сумм А по «безопасным» шкалам, подсчитанные и записанные в каждой анкете, и разделите сумму на число анкет. Аналогичным образом сложите значение Сумм Б по «опасным» шкалам, подсчитанные и записанные в каждой анкете, и разделите сумму на число анкет. Подсчитайте также относительный показатель по «безопасным» и «опасным» шкалам - выраженность соответствующего вида религиозной идентичности в процентах, поделив набранные баллы на 60 (максимально возможное число баллов по трем шкалам) и умножив на 100%. Запишите значение показателей по классам/группам и по учебному заведению в целом в таблицу 2.
4. Определение значение показателя частоты появления маркера религиозного фанатизма. Для определения абсолютного значения показателя необходимо подсчитать общее количество анкет, в которых внизу на полях анкеты есть запись «Маркер РФ (п.10) - имеется», что соответствует положительному ответу на 10-й вопрос анкеты. Подсчитайте также относительный показатель частоты появления маркера религиозного фанатизма, поделив число выявленных анкет с положительными ответами (имеется) на общее число анкет и умножив на 100%. Запишите значение показателей по классам/группам и по учебному заведению в целом в таблицу 2.
5.Вычислите среднее значение интегративного показателя "Уровень межрелигиозной напряженности" по отдельному классу/группе и по учебному заведению в целом. Для вычисления значения этого необходимо разделить среднее значение Суммы Б по «опасным» шкалам на значение Суммы А по «безопасным» шкалам. Частное от деления суммы Б на сумму А дает значение интегративного показателя. Запишите значение показателей по классам/группам и по учебному заведению в целом в таблицу 2.
1. Оцените уровень межрелигиозной напряженности по отдельному классу/группе и по учебному заведениюпо степени опасности, исходя из предпосылки, что чем выше
значение интегративного показателя "Уровень межрелигиозной напряженности", тем опаснее ситуация. Сравните среднее значениеинтегративного показателя "Уровень межрелигиозной напряженности" с 0,5 и единицей. Если значение показателя меньше или равно 0,5, то уровень межрелигиозной напряженности можно считать низким, безопасным и обозначить цифрой I. Если значение показателя больше 0,5, но меньше или равен 1, то уровень межрелигиозной напряженности можно считать средним, тревожным и обозначить цифрой II. Если значение показателя больше 1, то уровень межрелигиозной напряженности можно считать высоким, опасным и обозначить цифрой III. Запишите значение показателей по классам/группам и по учебному заведению в целом в таблицу 2.
Таким образом, исследование показывает уровень межрелигиозной напряженности в различных сообществах, что может быть использовано для дальнейшего анализа и интерпретации. Обобщение результатов анкетирования, сравнение и анализ показателей по нескольким школам одной территории или нескольким территориям, а также составление выводов и рекомендаций осуществляется организаторами исследования.
Пример сводной таблицы и анализ результатов исследования в школах Волгограда см. в Приложениях 10, 11, 12.
| | | | | | | | | | | 8. Обобщение результатов анкетирования и сравнительный анализ показателей уровня межэтнической напряженности
| по результатам анкетирования школьников по опроснику
"Типы религиозной идентичности"
| | для нескольких классов одной школы №_______
| |
|
| | | | | | | | | | | №
| Показатель
| Класс 7 А(пример)
| Класс …
| Класс …
| Класс …
| Всего/ среднее по школе
|
| Количество анкет/респондентов, шт.
|
|
|
|
|
|
| Возраст респондентов, лет
| 13-14
|
|
|
|
|
| Религиозное разнообразие (количество различных религий /конфессий среди респондентов)
|
|
|
|
|
|
| Религиозная однородность (доля детей одной наиболее выраженной конфессии среди респондентов) православные христиане
| 86%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Средние значения показателей* по шкалам опросника "Типы религиозной идентичности"
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
|
| Религиозный нигилизм
|
| 5%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Религиозная индифферентность
|
| 40%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Норма (позитивная религиозная идентичность)
|
| 100%
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
| Итого (сумма баллов по шкалам 1, 2, 3)
|
| 48%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Религиозный эгоизм
|
| 15%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Религиозный изоляционизм
|
| 20%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Религиозный фанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
|
| 25%
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б
| Итого (сумма баллов по шкалам 4, 5, 6)
|
| 20%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М
| Частота появления маркера этнофанатизма**
|
| 0%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| МЭН
| Средний уровень межрели гиозной напряженности*** (Б/А)
| 0,41
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О
| Степень опасности****
| I уровень безопасный
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | 9. Обобщение результатов анкетирования и сравнительный анализ показателей уровня межэтнической напряженности
| | | по результатам анкетирования школьников по опроснику
"Типы религиозной идентичности"
| | | | для нескольких школ/групп №_______
| | | |
|
| | | | | | | | | | | | | №
| Показатель
| Школа 1
| Школа 2
| Школа …
| Школа n
| Всего/среднее
| | |
| Количество анкет/респондентов, шт.
|
|
|
|
|
| | |
| Возраст респондентов, лет
| 13-14
|
|
|
|
| | |
| Религиозное разнообразие (количество различных религий /конфессий среди респондентов)
|
|
|
|
|
| | |
| Религиозная однородность (доля детей одной наиболее выраженной конфессии среди респондентов) православные христиане
| 86%
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | Средние значения показателей* по шкалам опросника "Типы религиозной идентичности"
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| | |
| Религиозный нигилизм
|
| 5%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
| Религиозная индифферентность
|
| 40%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
| Норма (позитивная религиозная идентичность)
|
| 100%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | А
| Итого (сумма баллов по шкалам 1, 2, 3)
|
| 48%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
| Религиозный эгоизм
|
| 15%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
| Религиозный изоляционизм
|
| 20%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
| Религиозный фанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
|
| 25%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | Б
| Итого (сумма баллов по шкалам 4, 5, 6)
|
| 20%
|
|
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | М
| Частота появления маркера этнофанатизма**
|
| 0%
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | МЭН
| Средний уровень межрелигиозной напряженности*** (Б/А)
| 0,41
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | О
| Степень опасности****
| I уровень безопасный
|
|
|
|
| | | 10. Обобщение результатов анкетирования и сравнительный анализ показателей уровня межэтнической напряженности
| | | по результатам анкетирования школьников по опроснику
"Типы религиозной идентичности"
| | | для 2-х ВУЗов и 6-ти школ №_______
| |
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | №
| Показатель
| РГСУ А
| СКФУ Б
| Школа В
| Школа Г
| Школа Д
| Школа Е
| Школа Ж
| Школа З
| Всего/среднее
|
| Количество анкет/респондентов, шт.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Возраст респондентов, лет
| 18-20
| 18-19
| 16-17
| 16-17
| 16-17
| 16-17
| 16-17
| 16-17
| 16-20
|
| религиозное разнообразие (количество различных религий/конфессий среди респондентов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Религиозная однородность (доля детей одной наиболее выраженной конфессии среди респондентов) православные христиане
| 53%
| 58%
| 85%
| 63%
| 95%
| 90%
| 85%
| 89%
| 77%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Средние значения показателей* по шкалам опросника "Типы религиозной идентичности"
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
| Средн
| Доля
|
| Религиозный нигилизм
| 6,7
| 34%
| 3,0
| 15%
| 4,5
| 23%
| 2,2
| 11%
| 4,6
| 23%
| 5,6
| 28%
| 5,8
| 29%
| 5,8
| 29%
| 4,8
| 24%
|
| Религиозная индифферентность
| 11,5
| 58%
| 8,5
| 43%
| 10,2
| 51%
| 13,0
| 65%
| 12,0
| 60%
| 11,1
| 56%
| 11,7
| 59%
| 12,6
| 63%
| 11,3
| 57%
|
| Норма (позитивная религиозная идентичность)
| 15,6
| 78%
| 11,2
| 56%
| 7,9
| 40%
| 18,0
| 90%
| 17,0
| 85%
| 16,2
| 81%
| 13,4
| 67%
| 14,8
| 74%
| 14,3
| 71%
| А
| Итого (сумма баллов по шкалам 1, 2, 3)
| 33,8
| 56%
| 22,7
| 38%
| 22,6
| 38%
| 33,2
| 55%
| 33,6
| 56%
| 32,9
| 55%
| 30,9
| 52%
| 33,2
| 55%
| 30,4
| 51%
|
| Религиозный эгоизм
| 6,3
| 32%
| 8,8
| 44%
| 7,9
| 40%
| 9,0
| 45%
| 11,2
| 56%
| 7,9
| 40%
| 11,1
| 56%
| 7,5
| 38%
| 8,7
| 44%
|
| Религиозный изоляционизм
| 5,8
| 29%
| 6,4
| 32%
| 7,9
| 40%
| 8,0
| 40%
| 4,0
| 20%
| 6,5
| 33%
| 9,2
| 46%
| 5,6
| 28%
| 6,7
| 33%
|
| Религиозный фанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
|
| <
Date: 2016-08-31; view: 1113; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|