Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль семьи велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения
В последние годы в России появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология, в рамках которой изучаются причины преступности в семейной сфере и обусловленное ими экстремистское поведение, а также реакция общества на то и другое в целях уменьшения преступности.
В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Все это создает социальную и социально-психологическую почву для политического экстремизма. Экстремизм как социальный и культурный феномен является сложным и неоднородным явлением.
Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.
/ X8wWqYoXtnAMkafvbxCpj7SeA7VvnUpyFMaOMlVp3cT1QO84pjWoR6IaYdx0epkktIBPnPW05TUP P7YCNWf2vaNxnRfz+fAskjJfLGek4LFlfWwRThJUzSNno3gdx6e09Wg2LWUqUrsOhg1qTDzswljV VCxtMkkvnsqxnrx+/RtWPwEAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhABIOH67aAAAABQEAAA8AAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNyoXURTmsapEBJcEYEDRyfeJhHxOrWdNPD1LCc47sxo 5m1xWNwgZgyx96RhvVIgkBpve2o1vL893dyDiMmQNYMn1PCFEQ7l5UVhcuvP9IpzlVrBJRRzo6FL acyljE2HzsSVH5HYO/rgTOIztNIGc+ZyN8hbpTLpTE+80JkRHztsPqvJaWismlT4mF929SZV3/N0 Ivl80vr6annYg0i4pL8w/OIzOpTMVPuJbBSDBn4ksXoHgs1dlq1B1Bq2my3IspD/6csfAAAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAOD/i7gxAgAAYwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhABIOH67aAAAABQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAiwQA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACSBQAAAAA= "> Любое молодежное объединение структурируется по признаку отношения к ценностно-нормативной системе субкультуры и личному положению внутри группы
Следовательно, в субкультуре можно выделить: 1. устойчивое и сплоченное "ядро" группы, представленное лидерами, общее (формальное) и функциональное (пребывание в данной подгруппе может служить условием перехода субъекта в вышестоящую по "социальной лестнице" субкультурную группу); 2. активных и сознательных приверженцев субкультурных норм и ценностей, составляющих резерв ядра и референтную группу; 3. пассивных сторонников субкультурных ценностей, случайно или "на время" примкнувших к данной группе, не вполне разделяющих господствующие среди её членов традиции и обычаи, дистанцирующихся от них; 4. отвергаемые по каким-либо причинам члены группы, но не изгоняемые из неё (данные лица также являются сторонниками субкультурных ценностей и норм, но не способны следовать им на практике, стремятся упрочить своё внутригрупповое положение).
И инициация, и приведенное внутригрупповое деление имеют психологические корни. Поскольку практикуются всеми относительно замкнутыми сообществами людей, включая случайно сформированные по формальному признаку и ограниченные в свободе выбора занятий и общения. Внутригрупповая агрессия, как и межгрупповая, выступает в качестве механизма, как обеспечения контроля группы над ограниченными ресурсами (территория, источники благ, власть и т.п.), так и консолидации членов данной группы, активизации внутригрупповой мобильности.
Рост количества субкультурных групп в условиях современного общества имеет: 1. качественное выражение – рост субкультурной плюрализации в результате накопления информации и интенсификации обменов; 2. и количественное выражение, вызываемое большой концентрацией населения всех возрастных групп в городах, которое оборачивается ростом проявлений групповой агрессии.
В некоторых случаях субкультурные особенности могут противостоять господствующим в обществе субкультурам, отвергать их и отвергаться ими, такие образования называются контркультурой Понятие «контркультура» является собирательным. Им обозначаются разные по идейной и политической ориентации протестные группы молодежи ("новые левые", битники, яппи и др.), сознательно противопоставляющие свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов господствующей в обществе культуры. У субкультуры и контркультуры могут быть разными цели, задачи и функции. Так бандитские и хулиганские группировки являются не только носителями контркультуры, но и антисистемой. Их субкультуры (воровские, профессиональной преступности, наркоманов) называют криминальными, или преступными. Молодежные группы как носители определенной субкультуры (элементов нескольких субкультур) могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом в целом физическими средствами, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Например, хиппи являются просоциальным сообществом, хотя и относятся к контркультуре. Многие из них,
повзрослев, стали преуспевающими бизнесменами и добропорядочными гражданами, хотя раньше противопоставляли свои идеалы буржуазной культуре. Необходимость искать легитимный выход активности подростков в новых субкультурных формах достаточно давно осознавалась педагогами. Такими формами в начале ХХ в. явились социально ориентированные детские и подростковые организации – скаутинг на Западе и пионерское движение в нашей стране. Но вместе с ними сохранялись и территориальные объединения подростков, как правило, выходцев из малообеспеченных групп населения, недовольных условиями жизни, усваивавших элементы криминальной субкультуры и соответствующие формы деятельности. Однако в России в конце 80-х годов находились технологии работы, приводившие к успеху. Это, так называемое «Коммунарское движение» И.П. Иванова, которое втягивало в себя и различные детские группы по месту жительства и адаптировало субкультуры, направляя их деятельность в общественно безопасную и даже полезную сторону.
Религиозный экстремизм в молодежной среде России
В построении аналитической модели социальной среды молодежного экстремизма необходимо исходить из ее многофакторного и многоуровневого характера4. В классификации факторов многие ученые предлагают исходить из масштаба социальной системы, порождающей эти факторы. Действие макросоциальных факторов определяет состояние современного российского общества, на которое, в свою очередь, оказывает влияние комплекс социально-исторических предпосылок. В комплексе макросоциальных факторов выделяется ряд факторов. Структурные факторы:
1. наличие экстремальной социальной поляризации в обществе и в молодежной среде и, как следствие, усиление отчужденности и неприязни между социальными группами; 2. снижение эффективности социальных лифтов, низкий уровень социальной мобильности молодежи и формирование предпосылок для новой «классовой» ненависти; 3. полиэтническая структура общества с наличием этносов, переживающих период формирования и подъема этнокультурного, этнорелигиозного самосознания (к таким можно отнести среднеазиатские общества, северокавказское общество и др.); 4. усиление миграционных процессов, имеющих преимущественно этнический характер; 5. формирование значительных в количественном отношении этнокультурных диаспор с высокой степенью гетерогенности общества (в особенности по расовому, этнокультурному и религиозному признакам).
Ситуационные факторы:
1. динамика внутри- и внешнеполитической обстановки - возникновение напряжения в отношениях с другими странами (например, вооруженный конфликт с Грузией в 2008 г.); 2. факты межэтнических столкновений в обществе (например, события в Кондопоге и др. местах между чеченцами и русскими) и т.п.; 3. деятельность экстремистских, в том числе радикально-националистических и радикально-религиозных организаций и движений, создающих благоприятный
социальный и информационный фон для рекрутирования новых участников, прежде всего из числа молодежи, а также использование националистических и религиозных лозунгов более умеренными организациями; 4. активность «экстремистского ядра» молодежи; 5. актуальные этапы электоральных циклов (в период проведения избирательных кампаний часть политиков и избирательных объединений начинают усиленно педалировать тему контроля миграционных процессов, а некоторые из них прямо апеллируют к этническим фобиям электората); 6. информационный фон межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе; 7. просчеты в этнической, миграционной, а также антиэкстремистской политике государства либо в деятельности отдельных органов федеральной, региональной и местной власти4.
Средовые факторы: 1. действуют на уровне повседневного общения индивида; 2. формируются под влиянием референтной группы4.
Средовыми факторами, влияющими на проявления экстремизма следует считать негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или конфессий, а также некомпетентность в отношении традиций и обычаев других народов5.
Справка: Опрос молодых людей в Центральном федеральном округе в 2008 г. показал, что главными причинами национальной неприязни молодые люди называют: 1. низкий уровень культуры (30,1% респондентов); 2. высокий уровень криминализации некоторых этнических групп (26,47%); 3. пренебрежительное отношение к культурным традициям других наций (24,47%); 4. доминирование некоторых национальных меньшинств в бизнесе, власти, на рынке труда (19,07%); 5. сохранение ложных стереотипов в отношении своей и других национальностей (16,07%); 6. нежелание и неспособность людей допустить возможность иного образа жизни, иных ценностей (15,17%).
Наконец, особую роль играют, так называемые, семейные факторы.
Семейные факторы:
1. особенности статуса семей; 2. семейное воспитание.
Большинство опрошенных во время социологического исследования в ЦФО (2008 г.) экспертов к числу главных семейных факторов экстремизма относит педагогические просчеты в воспитании (61,29%); низкий уровень жизни семьи (58,06%)4. Вместе с тем, вне зависимости от ведущихся в нашем обществе дискуссий, молодежь, фактически, определилась со своим мнением по отношению к экстремизму. Основным критерием для определения экстремизма молодежь считает насилие в отношении других национальных и религиозных групп5. В качестве одной из главных причин проявления экстремизма молодежь определяет и материальную (денежную). В российском обществе сформировалось мнение, что часть профессий или же бизнеса принадлежит различным диаспорам или национальным объединениям. Это приводит к снижению рабочих мест и, соответственно, к увеличению доли неудовлетворенных своим материальным положением5.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными факторами, оказывающими влияние на возникновение экстремизма в молодежной среде, в том числе и религиозного, являются: 1. низкий уровень правового и духовного образования населения России и стран СНГ как в обществе, так и в семьях; 2. значительный процент населения в России и странах СНГ, имеющих низкий уровень жизни и находящихся под угрозой нищенского существования; 3. миссионерская, пропагандистская деятельность отдельных мусульман среди молодежи, в том числе среди представителей национальностей, традиционно не исповедующих ислам; 4. отсутствие выверенной и контролируемой миграционной политики в нашем государстве, что приводит к увеличению количества мигрантов на территорию России, выходцев из больших социальных групп, традиционно исповедующих ислам. Многие из таких мигрантов привносят в среду населения регионов России, в которых они обустраиваются, свои представления об исламе, его течениях, а иногда и идеи радикального ислама. В числе таких мигрантов часто оказываются лица, которые преследовались у себя на родине за участие в экстремистских религиозных организациях, занимались противоправной религиозной деятельностью.
Радикальные взгляды молодежи на Северном Кавказе [6] В начале XXI века народы Кавказа, как и весь мир, переживают качественное изменение мировоззрения, особенно явно этот процесс проходит среди молодежи, и идеология молодежи часто носит сложный, порой агрессивный характер. Поэтому исследование радикализации сознания молодых людей является в настоящее время весьма актуальным. В период Советского Союза, когда официальная государственная идеология была единственной, радикальные взгляды молодежи были завуалированы и подавлены. В настоящее время молодежный экстремизм от индивидуального переходит в массовый. Объектом его воздействия становится не определенная часть общества, например, дети группы риска, а в целом все слои населения.
Date: 2016-08-31; view: 538; Нарушение авторских прав |