Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль семьи велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения





 

В последние годы в России появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология, в рамках которой изучаются причины преступности в семейной сфере и обусловленное ими экстремистское поведение, а также реакция общества на то и другое в целях уменьшения преступности.

 

В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Все это создает социальную и социально-психологическую почву для политического экстремизма.

Экстремизм как социальный и культурный феномен является сложным и неоднородным явлением.

 

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.

 

/ X8wWqYoXtnAMkafvbxCpj7SeA7VvnUpyFMaOMlVp3cT1QO84pjWoR6IaYdx0epkktIBPnPW05TUP P7YCNWf2vaNxnRfz+fAskjJfLGek4LFlfWwRThJUzSNno3gdx6e09Wg2LWUqUrsOhg1qTDzswljV VCxtMkkvnsqxnrx+/RtWPwEAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhABIOH67aAAAABQEAAA8AAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNyoXURTmsapEBJcEYEDRyfeJhHxOrWdNPD1LCc47sxo 5m1xWNwgZgyx96RhvVIgkBpve2o1vL893dyDiMmQNYMn1PCFEQ7l5UVhcuvP9IpzlVrBJRRzo6FL acyljE2HzsSVH5HYO/rgTOIztNIGc+ZyN8hbpTLpTE+80JkRHztsPqvJaWismlT4mF929SZV3/N0 Ivl80vr6annYg0i4pL8w/OIzOpTMVPuJbBSDBn4ksXoHgs1dlq1B1Bq2my3IspD/6csfAAAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAOD/i7gxAgAAYwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhABIOH67aAAAABQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAiwQA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACSBQAAAAA= "> Любое молодежное объединение структурируется по признаку отношения к ценностно-нормативной системе субкультуры и личному положению внутри группы

 

Следовательно, в субкультуре можно выделить:

1. устойчивое и сплоченное "ядро" группы, представленное лидерами, общее (формальное) и функциональное (пребывание в данной подгруппе может служить условием перехода субъекта в вышестоящую по "социальной лестнице" субкультурную группу);

2. активных и сознательных приверженцев субкультурных норм и ценностей, составляющих резерв ядра и референтную группу;

3. пассивных сторонников субкультурных ценностей, случайно или "на время" примкнувших к данной группе, не вполне разделяющих господствующие среди её членов традиции и обычаи, дистанцирующихся от них;

4. отвергаемые по каким-либо причинам члены группы, но не изгоняемые из неё (данные лица также являются сторонниками субкультурных ценностей и норм, но не способны следовать им на практике, стремятся упрочить своё внутригрупповое положение).

 

И инициация, и приведенное внутригрупповое деление имеют психологические корни. Поскольку практикуются всеми относительно замкнутыми сообществами людей, включая случайно сформированные по формальному признаку и ограниченные в свободе выбора занятий и общения.

Внутригрупповая агрессия, как и межгрупповая, выступает в качестве механизма, как обеспечения контроля группы над ограниченными ресурсами (территория, источники благ, власть и т.п.), так и консолидации членов данной группы, активизации внутригрупповой мобильности.

 

Рост количества субкультурных групп в условиях современного общества имеет:

1. качественное выражение – рост субкультурной плюрализации в результате накопления информации и интенсификации обменов;

2. и количественное выражение, вызываемое большой концентрацией населения всех возрастных групп в городах, которое оборачивается ростом проявлений групповой агрессии.

 

В некоторых случаях субкультурные особенности могут противостоять господствующим в обществе субкультурам, отвергать их и отвергаться ими, такие образования называются контркультурой

Понятие «контркультура» является собирательным. Им обозначаются разные по идейной и политической ориентации протестные группы молодежи ("новые левые", битники, яппи и др.), сознательно противопоставляющие свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры.

Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов господствующей в обществе культуры. У субкультуры и контркультуры могут быть разными цели, задачи и функции. Так бандитские и хулиганские группировки являются не только носителями контркультуры, но и антисистемой. Их субкультуры (воровские, профессиональной преступности, наркоманов) называют криминальными, или преступными.


Молодежные группы как носители определенной субкультуры (элементов нескольких субкультур) могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом в целом физическими средствами, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Например, хиппи являются просоциальным сообществом, хотя и относятся к контркультуре. Многие из них,

 

повзрослев, стали преуспевающими бизнесменами и добропорядочными гражданами, хотя раньше противопоставляли свои идеалы буржуазной культуре.

Необходимость искать легитимный выход активности подростков в новых субкультурных формах достаточно давно осознавалась педагогами. Такими формами в начале ХХ в. явились социально ориентированные детские и подростковые организации – скаутинг на Западе и пионерское движение в нашей стране. Но вместе с ними сохранялись и территориальные объединения подростков, как правило, выходцев из малообеспеченных групп населения, недовольных условиями жизни, усваивавших элементы криминальной

субкультуры и соответствующие формы деятельности. Однако в России в конце 80-х годов находились технологии работы, приводившие к успеху. Это, так называемое «Коммунарское движение» И.П. Иванова, которое втягивало в себя и различные детские группы по месту жительства и адаптировало субкультуры, направляя их деятельность в общественно безопасную и даже полезную сторону.

 

Религиозный экстремизм в молодежной среде России

 

В построении аналитической модели социальной среды молодежного экстремизма необходимо исходить из ее многофакторного и многоуровнево­го характера4.

В классификации факторов многие ученые предлагают исходить из масш­таба социальной системы, порождаю­щей эти факторы. Действие макросоциальных факторов определяет состоя­ние современного российского обще­ства, на которое, в свою очередь, ока­зывает влияние комплекс социально-исторических предпосылок.

В комплексе макросоциальных фак­торов выделяется ряд факторов.

Структурные факторы:

 

1. наличие экстремальной социаль­ной поляризации в обществе и в моло­дежной среде и, как следствие, усиле­ние отчужденности и неприязни между социальными группами;

2. снижение эффективности соци­альных лифтов, низкий уровень соци­альной мобильности молодежи и фор­мирование предпосылок для новой «классовой» ненависти;

3. полиэтническая структура обще­ства с наличием этносов, переживаю­щих период формирования и подъема этнокультурного, этнорелигиозного са­мосознания (к таким можно отнести среднеазиатские общества, северокав­казское общество и др.);

4. усиление миграционных процес­сов, имеющих преимущественно этни­ческий характер;

5. формирование значительных в количественном отношении этнокуль­турных диаспор с высокой степенью ге­терогенности общества (в особенности по расовому, этнокультурному и рели­гиозному признакам).


 

Ситуационные факторы:

 

1. динамика внутри- и внешнеполи­тической обстановки - возникновение напряжения в отношениях с другими странами (например, вооруженный конфликт с Грузией в 2008 г.);

2. факты межэтнических столкнове­ний в обществе (например, события в Кондопоге и др. местах между чеченца­ми и русскими) и т.п.;

3. деятельность экстремистских, в том числе радикально-националисти­ческих и радикально-религиозных ор­ганизаций и движений, создающих благоприятный

 

социальный и инфор­мационный фон для рекрутирования новых участников, прежде всего из числа молодежи, а также использова­ние националистических и религиоз­ных лозунгов более умеренными орга­низациями;

4. активность «экстремистского яд­ра» молодежи;

5. актуальные этапы электоральных циклов (в период проведения избира­тельных кампаний часть политиков и избирательных объединений начинают усиленно педалировать тему контроля миграционных процессов, а некоторые из них прямо апеллируют к этническим фобиям электората);

6. информационный фон межэтни­ческих и межконфессиональных отно­шений в обществе;

7. просчеты в этнической, миграци­онной, а также антиэкстремистской по­литике государства либо в деятельно­сти отдельных органов федеральной, региональной и местной власти4.

 

Средовые факторы:

1. действуют на уровне повседневного об­щения индивида;

2. формируются под влиянием референтной группы4.

 

Средовыми факторами, влияющими на про­явления экстремизма следует считать негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или кон­фессий, а также некомпетентность в от­ношении традиций и обычаев других народов5.

 

Справка: Опрос молодых людей в Центральном федеральном округе в 2008 г. показал, что главными причинами национальной не­приязни молодые люди называют:

1. низкий уровень культуры (30,1% респондентов);

2. высокий уровень криминализации не­которых этнических групп (26,47%);

3. пренебрежительное отношение к культурным традициям других наций (24,47%);

4. доминирование некоторых национальных меньшинств в бизнесе, власти, на рынке труда (19,07%);

5. сохранение ложных стереотипов в отношении своей и других национальностей (16,07%);

6. нежелание и неспособность людей допустить возможность иного образа жиз­ни, иных ценностей (15,17%).

 

 

Наконец, особую роль играют, так называемые, семейные факторы.

 

Семейные факторы:

 

1. особенности статуса семей;

2. семейное воспитание.

 

Большинство опрошенных во время социологического исследования в ЦФО (2008 г.) экспертов к числу главных се­мейных факторов экстремизма относит педагогические просчеты в воспитании (61,29%); низкий уровень жизни семьи (58,06%)4.

Вместе с тем, вне зависимости от ве­дущихся в нашем обществе дискуссий, молодежь, фактически, определилась со своим мнением по отношению к эк­стремизму. Основным критерием для определения экстремизма молодежь считает насилие в отношении других национальных и религиозных групп5.


В качестве одной из главных при­чин проявления экстремизма молодежь определяет и материальную (денеж­ную). В российском обществе сформи­ровалось мнение, что часть профессий или же бизнеса принадлежит различ­ным диаспорам или национальным объединениям. Это приводит к сниже­нию рабочих мест и, соответственно, к увеличению доли неудовлетворенных своим материальным положением5.

 

Таким образом, можно сделать вы­вод о том, что основными факторами, оказывающими влияние на возникно­вение экстремизма в молодежной сре­де, в том числе и религиозного, явля­ются:

1. низкий уровень правового и ду­ховного образования населения России и стран СНГ как в обществе, так и в семьях;

2. значительный процент населения в России и странах СНГ, имеющих низ­кий уровень жизни и находящихся под угрозой нищенского существования;

3. миссионерская, пропагандистская деятельность отдельных мусульман среди молодежи, в том числе среди представителей национальностей, тра­диционно не исповедующих ислам;

4. отсутствие выверенной и контро­лируемой миграционной политики в нашем государстве, что приводит к увеличению количества мигрантов на территорию России, выходцев из боль­ших социальных групп, традиционно исповедующих ислам.

Многие из таких мигрантов привносят в среду населе­ния регионов России, в которых они обустраиваются, свои представления об исламе, его течениях, а иногда и идеи радикального ислама. В числе та­ких мигрантов часто оказываются лица, которые преследовались у себя на родине за участие в экстремистских религиозных организациях, занима­лись противоправной религиозной дея­тельностью.

 

 

 

Радикальные взгляды молодежи на Северном Кавказе [6]

В начале XXI века народы Кавказа, как и весь мир, переживают качественное изменение мировоззрения, особенно явно этот процесс проходит среди молодежи, и идеология молодежи часто носит сложный, порой агрессивный характер. Поэтому исследование радикализации сознания молодых людей является в настоящее время весьма актуальным. В период Советского Союза, когда официальная государственная идеология была единственной, радикальные взгляды молодежи были завуалированы и подавлены. В настоящее время молодежный экстремизм от индивидуального переходит в массовый. Объектом его воздействия становится не определенная часть общества, например, дети группы риска, а в целом все слои населения.

 







Date: 2016-08-31; view: 538; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию