Мусульмане, христиане, иудеи. Система миллетов.
С самого начала Османы ориентировались на ценности исламской религиозно-культурной традиции. Исламская традиция не предполагала разделения между религиозной и светской полит.властью и рассматривала государственность как средство осуществления шариата (религиозное право), основанного на Коране. Правитель исламского гос.-ва.(султаны) – представитель воли Аллаха на земле. Султаны были последователями суннитской ветви ислама, а именно ее «ханифитской» школы. Важно!, что именно «ханифитская» школа наиболее гибкая и открытая для взаимодействия с окр.миром, более того, самая веротерпимая. Как следствие, Османы проводили веротерпимую политику по отношению к христианам и иудеям, НО не равноправную!
Итак, безусловному обращению в ислам или истреблению подлежали лишь язычники. По отношению к христианам и иудеям – политика подчинения. Христиане и иудеи имели даже право на образование отдельных религиозно-правовых общин с широкой внутренней автономией. Такие религиозно-правовые общины образовали целостную систему, получив наименование миллетов. Таким же миллетом были и община «правоверных» мусульман-суннитов, к которой принадлежали сами султаны и правящая элита.
НЕмусульманские же милетты сохраняли право на свободное исповедание своей веры, поддержание своих религиозных учреждений и школ. Управлялись такие миллеты их собственным духовенством. Духовенство выступало в качестве посредника между ними и султанскими властями; несло ответственность за соблюдение членами своих миллетов возложенных на них налогов и др.обязательств. Взамен духовенство пользовалось налоговыми и иными льготами, а церковное имущество приобретало статус «священной собственности» (вакуф).
Греко-Православный миллет. Самым крупным и влиятельным немусульманским миллетом являлся «Римский», т.е. Византийский или Греко-православный. Османы отождествляли их с православными византийцами. Поэтому главой этого миллета являлся православный Константинопольский патриарх, которому со стороны султана жаловалось достоинство везира и прочее. Этот миллет оформился во второй половине 15 века на основе соглашения между Мехмедом II Фатихом и новоизбранным патриархом Геннадием Схоларием. В результате этого соглашения Геннадий Схоларий и его приемники получили по отношению к своим единоверцам право судопроизводства по семейно-брачным, наследственным и пр. делам, право взимать церковные сборы. С другой стороны, именно Константинопольские патриархи стали нести верховную ответственность перед султаном. Такими правами и отвественностью было наделено местное православное духовенство
Тырновская патриархия. Была упразднена Османами в начале 15 века. Большая часть болгарских епархий была передана Османами в ведение Константинопольской патриархии, а Видинская и Софийская митрополии отошли к автокефальной архиепископии Охрида. Печской патриархии (1557) были переданы несколько епархий с болгарской папствой и древним болгарским центром, как Рильский монастырь. Помимо этого существовало еще 2 немусульманских:
· Армянский миллет. Последователи армянско-григорианской церкви во главе с армянским католикосом.
· Еврейский миллет. Для последователей иудаизма, впоследствии возглавляемы главным раввином Стамбула.
Для католиков в силу их малочисленности миллета образован не был. В основном католики были сосредоточены в хорватских и боснийско-герциговинских землях.
Однако право на веротерпимость и покровительство со стороны исламской общины не предполагало их равенства с мусульманами. На христиан и иудеев были возложены дискриминационные обязательства и ограничения:
· Беспрекословное повиновение по отношению к султанским властям и вообще всем мусульманам
· Отказ от миссионерской деятельности среди мусульман
· Запрет на ремонт существующих и строительство новых культовых сооружений без разрешения султанских властей
· Запрет на езду верхом и ношение некоторых видов одежды
· Запрет на ношение оружия и доступ к военной службе, как и вообще к обсуждению и исполнению гос. дел.
· Все немусульмане были неравноправны с мусульманами в рамках шариатского суда, где свидетельские показания одного мусульманина = 3 показания немусульманина
· Все немусульмане были неравноправны с мусульманами с точки зрения налоговых обязательств перед государством. Немусульмане- мужчины в возрасте от 15 до 75 платитли основной налог: джизье, кроме того все домохозяева-немусульмане должны были платить харадж – дополнительный поземельный налог (плата за пользование земельными наделами)
В целом, реальное жизненное положение того или иного лица или группы лиц определялось религиозно-конфессиональной пренадлежностью.
Date: 2016-08-31; view: 610; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|