Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аскери и райя. Система девширме.
Османские подданные четко делились на 2 основных класса: аскери и райя. Аскери. Букв. военные. Туда входили не только воины султанского войска и главы военно-административного управления (и те и другие относились к разряду сейфие – «люди меча»), но и все те, кто по милости султана был избавлен от производственной деятельности и осуществлял гос. и религиозное управление: служащие султанского двора, духовенство т должностные лица центральных и провинциальных ведомств и канцелярий. Члены класса «аскери» не платили налоги и даже имели право на сбор в свою пользу определенной доли из них. Райя. К этому классу принадлежали все, кто занимался производительным трудом, а не управлением, а также должны были обеспечивать класс «аскери» путем уплаты им налогов и несения трудовых повинностей. ВАЖНО то, что изначально понятие и статус райя охватывал немусульманские и мусульманские группы населения. И только к 18в. эти рамки были сужены до немусульман. В Османской империи отсутствовало деления общества на сословия. Возвышение того или иного лица зависело от многих факторов и стечений обстоятельств, по сему правовых гарантий достигаемого статуса не было. Иначе говоря - это называлось «кысмет», что переводится как «судьба», «доля». Просто короче повезло. Тем не менее, состоятельные мусульмане имели возможность обезопасить свое материальное положение. Способ был таков: имущество, которое попадало под категорию (мюльк), а НЕ служебное пожалование (тимар), можно было пожертвовать в дар исламскому религиозному учреждению (мечеть и пр.). В результате, это имущество становилось «священным» (вакуф) и становилось неотчуждаемым, а его даритель получал наследственные права попечителя над ним. Единственной группой османского населения, статус которых напоминал сословный были султанские рабы «капыкулу». Изначально их набирали из числа пленных по системе пенчик, согласно которой султан имел право на пятую часть всей военной добычи. А с начала 15в. главную роль в пополнении рядов капыкулу стала играть система девширме. Система девширме. Ее суть. Каждые 3-5 лет среди сельского, крестьянского христианского населения набирали наиболее крепких мальчиков в возрасте от 8 до 18 (один новобранец от 40 домохозяйств). Отобранных доставляли в Стамбул, обращали в Ислам и передавали на воспитание в турецкие крестьянские семьи Анатолии и Румелии. Затем для новобранцев-девширме начиналась подготовка к службе (военная или дворцовая). Такая система позволяла: 1. Восполнить недостаток воинских сил 2. Снизить потенциал антиосманских действий, т.к. христианское население лишалось генофонда 3. Капыкулу полностью зависели от султана из Османской династии и становились надежным оплотом его власти. Начиная с правления Мехмеда II Фатиха (1451-1481), именно капыкулу составляли основу правящей элиты империи. Для тех, кто по рождению относился к числу православных подданных султана, система девширме представляла собой «соц.лифт» Date: 2016-08-31; view: 1712; Нарушение авторских прав |