Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Балканские земли и их население в составе Османской империи.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Вопрос. Славянские земли под властью Османов (до конца XVII в.). (по учебнику Лукина) Османский мир (именно этот отрывок будет актуален для всех вопросов, где есть хоть что-то об Османских завоеваниях)Держава Османов зародилась на рубеже 13-14 вв. на северо-западе Малой Азии как небольшое пограничное владение бея Османа. Произошло это на пограничье между остатками малоазиатских владений Палеологовской Византии и целым рядом отдельных турецко-мусульманских образований, которые возникли на месте Сельджукидского султаната. Потомки Османа из основанной им же династии включились в борьбу за наследие Сельджукидов и одержав победу, объединили Малую Азию под своей властью. Главным направлением османской экспансии оставался запад, т.е. Балканы. Первым плацдармом на Балканах турки овладели в 1352-54 гг. на п-ове Херсонес Фракийский. Разруха после гражданской войны в 1341-47 гг. в Византии способствовала ее захвату османами в 1360 г., а также болгарские владения во Фракии. Однако необратимый характер экспансия на Балканах приобрела после победы над сербскими правителями братьями Вукашином и Углешой Мрнявчевичами в 1371 г. на реке Марица. К середине 16 в. Держава Османов увеличила размеры своих прямых и вассальных владений: практически весь Балканский п-ов и прилегающие к нему земли Центральной и Юго-Восточной Европы, северный берег Черного моря, Малую Азию, весь Ближний Восток и даже Северную Африку. Это открыло возможность освоения богатейшего культурно-цивилизационного наследия местного населения. Речь идет не только о наследии малоазиатского султаната Сельджукидов, но и погибшей под их натиском Византии (переняли организацию налоговой практики и военно-служебные землевладения). Более того, от Византии переняли имперское достоинство Восточного Рима (формула, включенная в султанскую титулатуру «кайсер-и Рум»). В 16 веке под властью Османов возник новый Османский мир (Pax Ottomanica), занявший срединное положение между христианским Западом и мусульманским Востоком. Положение балканских славян и земель в рамках «Османского мира» ничем в принципе не отличалось от положения всех других земель и народов Балканского полуострова (не получили какого-то особого статуса и не составили никакого отдельного объединения). Поэтому их положение нельзя рассматривать изолированно т.к. они вошли в состав основного территориально-политического «ядра» Османской империи, объединившего Балканы, Малую Азию и прилегающее к ним морское пространство Восточного Средиземноморья с его островами. Прежде всего, Османы принесли на Балканы относительно прочный внутренний мир, т.к. Османы положили конец ожесточенному соперничеству между отдельными «квазифеодальными» образования. Это создало благоприятную обстановку для хоз.-эконом. и демографического восстановления. «Индикатором» этих перемен к лучшему стала урбанизация (восстановление старых и появление новых городских центров). Процесс урбанизации сопровождался внедрением новых османский форм организации городской жизни. Таким образом, Османское завоевание не представляло собой катастрофы, после которой история должны была начаться с «чистого листа». Но установившийся на Балканах «Османский мир» имел свою цену. Балканские земли и их население в составе Османской империи. Для балканских народов османское завоевание обернулось утратой доосманской государственности, включая полит. институты. На смену пришли новые османские военно-административные, религиозно-судебные и налоговые порядки, вместе составляющие систему османского провинциального управления: · Центральное звено санджаки (или лива) – военно-административные округа, сопряженные с системой военно-служебного землевладения. В свою очередь, санджаки делились на вилайеты («субокруга») и нахии («волости»), а с другой стороны объединялись в еще более крупные военно-административные образования в виде бейлербейликов (или эялетов). · Религиозно-судебные округа каза (или кадилыки). С центрами а отдельных городах и во главе с исламскими судьями- кадиями, которые исполняли судебные и некоторые другие функции на основе исламского религиозного права и надзирали за общим порядком на вверенных им территориях. Каза объединялись в две огромные религиозные судебные власти во главе с казаскерами, которые именловались «Румелия» и «Анатолия» и охватывавшие, соответственно, европейскую и азиатско-африканскую часть империи. · Налоговое османского провинциальное управление. Ведомства дефтердаров «Румелии» и «Анатолии», которые отвечали за налоги и финансы в европейских и азиатско-африканских владениях. На самом низшем уровне Османы допускали существование остатков прежней, доосманской управленческой структуры с условием видоизменения их согласно нуждам своей империи: · В городах : 1)махаллы – квартальные общины, объединенные принадлежностью к одному вероисповеданию и к соответствующим культовым центрам: мечетей, церквей, синагог; 2)эснафы – постоянные объединения городских жителей по производственно-профессиональному принципу. (типо как в Византии торгово-ремесленные «корпорации») · В сельской местности: сельские общины – сохранили внутренне самоуправление и взаимодействовали с вышестоящими властями через представителей. Представителями являлись не только сами главы общинного самоуправления (кетхуды, каджабаши, кнезы), но и представители низшего, приходского духовенства, т.к. сами общины совпадали с общинами последователей того или иного вероисповеданий. Именно здесь (в рамках общинного самоуправления) для народов, вошедших в состав Османской империи и открывалась ниша, где они могли сохранять свою исконную самобытность. Последствия такого подхода со стороны Османов были двоякими: с одной стороны, избавляло от лишних забот и бремени, а также снижало уровень напряженности с завоёванными землями; с другой, создавало предпосылки для появления более ли менее автономных образований в труднодоступных местах (характерная черта!!!!) Такие труднодоступные образования сложились в у горцев в области Химара в прибреж. Полосу Южн. Албании, в преимущественно славянской Черногории, некоторых о-вах Эгейского моря. (налоги платили нерегулярно) Еще одной особенностью этой властной системы стала последовательно реализованная установка не неравенство среди подданых. Османы предпочитали брать на себя роль некого регулятора в отношениях между разными группами. Признаки, по которым султанские власти дифференцировали подвластное население: · Место и образ жизни (кочевники и оседлые). оседлые делились на горожан и сельских жителей; · Место в системе гос. управления (с точки зрения уплаты налогов) · Религиозно-конфессиональная принадлежность. Теперь необходимо рассмотреть эти сюжеты подробнее. Date: 2016-08-31; view: 826; Нарушение авторских прав |