Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный текст инструктажа участников по правилам безопасности в туристическом походе, экскурсии, экспедиции





Соблюдение правил безопасности - первое и главное требование к участнику похода, экспедиции.

Каждый участник обязан выполнять следующие правила безопасности:

1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя. Любые спорные вопросы решать совместно со всей группой туристов и руководителем.

2. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки.

4. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.

5. При необходимости длительной остановки - замыкающий обязан остановить всю группу.

6. О малейших признаках заболеваний или возникновении потертостей на ногах немедленно докладывать руководителю.

7. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии. Во время купания не нырять с мостиков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время.

8. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить.

9. Свечи и спички в палатке не зажигать.

10. На деревья без разрешения руководителя не залезать.

11. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

12. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять.

13. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте.

14. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело.

15. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер с соблюдением предусмотренных мер пожарной безопасности.

16. В местах бывших военных действий боеприпасы и оружие не собирать. При обнаружении оружия и боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать.

4.5.6. Безопасность во время движения:

по железной дороге:

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов; столкновения; наезды на препятствия на переездах; пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Если сбор группы назначен на вокзале, то необходимо определить менее людное, но хорошо знакомое всем участникам похода место. Опоздание исключено. Однако заранее следует оговорить возможность извещения руководителя группы о непредвиденных случаях (номер мобильного телефона руководителя должен быть известен всем участникам похода). На платформе держаться вместе или небольшими группами по договоренности. При приближении поезда не стоять у края платформы. Не спрыгивать с платформы на железнодорожные пути. При переходе через железнодорожные пути пользоваться переходными мостами, дорожками, туннелями. Садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда. Важно проверять, чтобы не было отставших от группы.

Оказавшись в вагоне, необходимо узнать, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Во время пути следует соблюдать следующие правила:

при движении поезда не открывать наружные двери, не стоять на подножках, не высовываться из окон, не толпиться в тамбурах;

тщательно укладывать багаж на верхних багажных полках, исключая его падение;

не срывать без крайней необходимости стоп-кран;

 

не останавливать даже при пожаре поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где эвакуация осложниться;

не включать в электросеть вагона бытовые приборы;

 

при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно сообщить об этом проводнику или с помощью кнопки связи с машинистом, имеющейся в каждом вагоне электрички.

При крушении или экстренном торможении следует закрепиться с помощью поручней, стены, сиденья или полки, чтобы не упасть. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии необходимо срочно выбираться из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. Если приходится выбираться на сторону, где расположены пути, необходимо обязательно убедиться, что по ним не проходит железнодорожный состав. При пожаре в вагоне надо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходить от пожара в передние вагоны. Если не возможно – в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, следует подготовить защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д. Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30м (влажная).

в общественном транспорте:

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

при движении пешком:

строго соблюдать правила дорожного движения;

при движении вдоль дороги из строя не выходить;

идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;

при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой;

при движении находиться в составе группы.

при переправе через водные преграды:

Водные преграды часто встречаются на пути пеших туристов и являются одним из основных препятствий на маршруте. Преодоление их требует от туристов знаний, накопленных в предыдущих походах, здравого смысла, спокойствия в принятии верного решения. Поспешность, недооценка опасности, неумение навести переправу могут привести к тяжелым последствиям.

Наиболее частый вид переправы — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев и других предметов, которые, при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

при переходе реки вброд:

первый должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника;

при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;

реку переходить только в месте, выбранном разведкой;

при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами. Прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее;

при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный;

переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

при переправе по воде:

запрещается переправа в штормовую погоду;

не перегружать судно людьми и грузом;

при переправе на матрацах, катамаране, салике вначале проверить надежность соединения и грузоподъемность, ниже по течению выставить посты перехвата;

переправляться верхом на лошади только по одному;

способом преодоления реки вплавь вместе с лошадью могут пользоваться только хорошо умеющие плавать;

не допускать переправу людей и груза на необорудованных, неисправных судах, а также перегрузку судов;

во время движения на лодке или других малых судах не переходить с одного места на другое, не перекладывать груз;

спасательные средства должны лежать сверху;

посадку и выход из лодок проводить по установленным правилам.

при переходе заболоченных мест:

Болота классифицируются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. К первым относятся болота, покрытые густой травой вперемежку с осокой. В сухое время года по ним можно проехать.

Труднопроходимое болото покрыто мхом, среди которого встречается вода, растет трава пушица, густой кустарник ивы, ольхи, березы. Продвигаться по нему приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысокими кустами.

Болото непроходимое или почти непроходимое покрыто камышом или по нему плавает травяной покров. Проходить его нужно обязательно с разведкой. Один или два туриста с облегченными рюкзаками или без них выбирают наиболее безопасный путь. Все участники, независимо первый или последний, должны иметь шесты, которые держат в руках в горизонтальном положении. Ведущий проводит группу от одного до другого ориентира. Дойдя до намеченной точки, группа выбирает следующий ориентир и продвигается дальше.

Движение по труднопроходимому болоту должно осуществляться цепочкой с интервалом в 4–5 м, след в след. Шаг следует ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. Опасность провалиться в этом случае незначительна, так как под слоем ила лежит обычно твердый грунт. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней и при этом плавно переносить тело без скачков, сохраняя равновесие. Для поддержания равновесия нужно опираться на шест. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры несколько вперед выставляется шест, на который идущий опирается и последовательно плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую. Большой ошибкой является перепрыгивание с кочки на кочку. Из-за их неустойчивости при прыжке теряется равновесие, что влечет за собой падение и травмы.

Опаснее всего на болоте зарастающие водоемы, поверхность которых покрыта ярко зеленой травой. Это топь. Она почти непроходима. Поэтому топкие места рекомендуется обходить.

 

Наиболее характерные ошибки:

ходьба по болоту без разведки;

несоблюдение техники безопасности;

неверная тактика движения;

отсутствие ориентиров;

быстрый темп, резкие движения;

неиспользование шестов и их непрочность;

несоблюдение дистанции между участниками группы;

небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит на ноге обувь), не были расслаблены лямки рюкзака.

4.5.7. Безопасность во время похода. Руководитель мероприятия несет ответственность за сохранность жизни и здоровья участников, за безопасность проведения мероприятия, за выполнение всеми участниками правил техники безопасности, правил противопожарной безопасности; охраны природы, памятников истории и культуры, за соблюдение норм взаимоотношений в составе группы и с местным населением; за достоверность сведений, изложенных в заявочных документах.

Во избежание сложных ситуаций, руководитель должен учитывать, что требования безопасности нарушаются чаще всего по следующим причинам:

по незнанию этих требований;

по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

в связи с неумением выполнять требования;

в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, от него не зависящим).

В психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев выделяют три функциональные части, нарушение которых влечет за собой нарушение действий в целом. Это нарушение:

мотивационной части действий, которое проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (турист недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к регламентирующим правилам и т.д.) и временным (турист в состоянии депрессии, алкогольного опьянения);

ориентировочной части действий, которое проявляется в незнании правил безопасности по использованию определенного снаряжения или способов выполнения каких-либо действий;

исполнительной части, которое проявляется в невыполнении регламентированных правил вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям похода. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам велосипеда и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

В соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев следует предусмотреть определенные профилактические мероприятия в каждой части: мотивационная - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, отработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

Необходимо обратить внимание и на определенные требования к потреблению пищи и воды в турпоходах:

нельзя пользоваться водой из открытых водоемов (озер, рек, ручьев) вблизи полей и пастбищ, а также ниже по течению от этих объектов;

если это единственный источник воды, то ее необходимо очистить в полевых условиях бытовым, или индивидуальным фильтром, или специальными таблетками для обеззараживания;

воду, взятую из колодца или колонки, необходимо кипятить;

собирать и употреблять в пищу необходимо только те грибы и лесные ягоды, в которых вы уверены, что они съедобные;

нельзя хранить вскрытые консервы в металлических банках до следующей трапезы;

нельзя использовать в пищу консервы с вышедшим сроком хранения;

в экстремальных условиях (при отсутствии провизии) для поддержания сил можно употреблять в пищу плоды рябины, калины, черемухи и лесной яблони; лесные ягоды: бруснику, голубику, землянику, клюкву, костянику, малину, морошку, чернику, шиповник;

нельзя ориентироваться на поведение птиц и зверей для определения съедобности ягод и семян;

лесные орехи не ядовиты;

в любое время года можно ловить рыбу, если это не оговорено специальными постановлениями и сроками (период нереста или водоем, специально предназначенный для разведения рыб);

нельзя брать с собой скоропортящиеся продукты (молочные, кремовые кондитерские и т.д.).

Во время похода стоит придерживаться дисциплины и режима: в 7-8 часов – подъем, приготовление завтрака, в 13 часов – привал на обед, в 18 часов – остановка, установка палаток, приготовление ужина.

В лесу следует передвигаться, выдерживая дистанцию около 1,5 метра – чтобы не ударить идущего за вами, отведенной веткой.

Во время грозы или сильного дождя передвигаться опасно. При первых признаках приближения ненастья останавливаться и устроить укрытия, где и переждать непогоду.

Разбивать лагерь нужно возле воды, но если есть сомнения в ее качестве, перед употреблением следует бросить в нее несколько кристаллов марганцовки. Останавливаться на ночевку следует подальше от железной дороги, автодорог, электролиний, сомнительных деревьев, населенных пунктов – всегда могут найтись любознательные местные жители, иногда не совсем трезвые, решившие познакомиться с вами поближе.

Разводить костер следует не ближе, чем за 5 метров от палаток, предварительно обложив его камнями, потом обязательно залейте костер водой. Мелкий мусор сжигают, консервные банки предварительно обжигают на костре, а затем закапывают.

На стоянках пилы, топоры и ножи лучше хранить в чехлах.

Причины, вследствие которых могут возникать аварийные ситуации в походе следующие:

недостаточный опыт руководителя;

недостаточная подготовка к походу;

недостаточное изучение района похода и самого маршрута (климатических условий, сезонности, сложных участков, подъездных путей, отсутствия необходимого картографического материала);

недостаточный контроль за физической и технической подготовкой, психологическим состоянием участников;

ослабление контроля за подбором снаряжения и продуктов питания;

невыполнение команд руководителя;

отсутствие дисциплины;

слабая физическая подготовка;

отставание от группы;

самовольный уход;

самостоятельное преодоление сложного участка;

самостоятельный выход на опасный участок;

пренебрежение в необходимых случаях страховкой и самостраховкой;

конфликт среди участников;

страх, паника, смятение в сложной ситуации;

отсутствие навыков в оказании первой помощи при заболевании и травматизме.

Несчастные случаи в походе происходят в основном в момент утомляемости участников похода. Главной причиной утомляемости является недостаточная общая и специальная физическая подготовка, слабое развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, равновесия, выносливости.

Кроме того, опытные руководители туристических групп отмечают, что основной источник опасности в походах с участием подростков - сами подростки, а не походные условия. Во время движения по маршруту, когда они заняты, а взрослые бдительны, обычно не случается никаких ЧП. Опыт показывает, что основное число происшествий происходит во время отдыха, при остановках группы для приготовления и приема пищи, на ночевках и т.п. Одним словом, когда детям нечем заняться, и их естественное стремление к познанию окружающего мира может обернуться неприятностями. Поэтому на подобных этапах похода необходимо предложить детям провести обсуждение планов на следующий день, организовать конкурсы, игр и другие развлечения – это сильно (но не полностью) облегчит присмотр за участниками похода. Надо привлекать их для оказания помощи при установке лагеря, сборе хвороста для костра, организовывать рыбалку, сбор ягод, грибов и других полезных дел, а затем возможные конкурсы, песни у костра и т.д.

Одежда должна соответствовать погоде, так как неожиданный тепловой удар (или переохлаждение) не добавят хороших воспоминаний о походе. Кроме того, походная одежда должна быть ярких цветов (желтый, оранжевый, красный) - в экстремальной ситуации это облегчит поиски потерявшегося, сделает его заметным. Ботинки должны быть на жесткой подошве (разумеется, уже немного разношенные). Открытая обувь для походов неприемлема – она небезопасна (клещи, змеи) и, кроме того, из-за попадания в нее хвои, камней, шишек и т.п. В таком случае один участник будет сдерживать график движения всей группы.

График движения, кстати, должен быть составлен с учетом возможностей самого слабого участника похода (это может быть, как и самый младший участник, так и тот, кто несет тяжелые вещи и продукты).

Основной лидирующей фигурой в группе является руководитель. Им должен стать педагог, имеющий опыт в данном виде туризма, обладающий определенными организаторскими способностями и пользующийся авторитетом в коллективе.

Авторитет руководителя является основой успешного управления группой. Он складывается из прочного знания маршрута, правильного использования технических навыков и приемов, умения правильно оценивать сложную обстановку, принимать необходимое решение, осуществлять меры по обеспечению безопасности на всем протяжении подготовительного периода и во время похода, чувства ответственности не только за свои действия, но и за действия и поступки участников группы, умения организовать досуг во время отдыха группы. Руководителю необходимо быть собранным, принципиальным, уравновешенным, честным и доброжелательным. Он должен обладать чувством собственного достоинства, иметь собственное мнение, личным примером воспитывать у участников высокую сознательность, ответственность и требовательность к себе и своим товарищам.

Date: 2016-07-05; view: 1670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию