Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы работы и примеры проведения мероприятий
4.1. Торжественные сборы. Организуя торжественные мероприятия с членами КЮСПов, всегда следует соблюдать ритуалы, использовать символы и атрибуты для высокого эмоционального и морального воздействия на подростков. Обстановка должна вызывать у них ожидание яркого, волнующего, необыкновенного праздника. Поэтому подготовка к таким мероприятиям должна быть тщательной, а подход – творческим. Одним из подобных торжеств может стать ритуал посвящения в спасатели. Посвящение в спасатели. Посвящение в спасатели проводится в конце учебного года, когда подведены итоги работы Клубов юных спасателей-пожарных и Белорусской молодежной организации спасателей-пожарных. Наиболее активных членов КЮСП и БМООСП награждают отличительными значками, грамотами, памятными подарками, а вновь принятых – удостоверениями. Торжественный ритуал можно проводить совместно с территориальным подразделением по чрезвычайным ситуациям, предварительно согласовав и оговорив все пункты мероприятия: приглашение ветеранов службы, проведение викторины по знанию правил безопасности и умению действовать в экстремальных условиях, соревнования по пожарному спорту и т.п. По окончании торжественной части можно организовать просмотр тематических кинофильмов, провести концерт художественной самодеятельности, организовать «сладкий стол». 4.2. Слеты. Доброй традицией для членов КЮСП стали слеты – от городских, районных, областных до республиканских и международных, которые ежегодно проводятся в Национальном детском оздоровительном лагере «Зубренок». В программу слетов включают конференцию по обмену опытом работы в КЮСП, конкурсы агитбригад, вечера отдыха, викторины, КВНы. На слете работает пресс-центр, выставка творчества юных спасателей-пожарных, подводятся итоги работы. На открытие и закрытие слета проводятся торжественные линейки – традиционный обязательный ритуал. 4.3. Рейды, эстафеты, дозоры. Важное место в работе юных спасателей-пожарных занимает предупреждение чрезвычайных ситуаций и, прежде всего, возникающих по вине дошкольников и младших школьников. Кроме того, такая деятельность дает подросткам возможность самоутвердиться, поверить в то, что они делают великое дело – предотвращают пожары и иные ЧС, спасая тем самым жизнь и здоровье других людей. Данная форма работы привлекательна своим разнообразием и очень эффективна при поддержке руководства школы и территориальных подразделений по чрезвычайным ситуациям. С учетом интересов членов Клуба можно выбрать любое направление деятельности: «Школа», «Мой младший друг», «Микрорайон», «Безопасный Новый год», «Зеленый друг», «Урожай», «Поиск», «Спорт сильных и смелых» и т.п. В каждом из них создается штаб, возглавляемый педагогом, который налаживает деловое взаимодействие с заинтересованными организациями и решает вопрос о закреплении компетентного сотрудника организации за мероприятием. Проведение рейдов, эстафет, дозоров. Рейды, эстафеты, дозоры могут иметь следующие направления: «Школа» Работу проводят в течение всего учебного года. Взаимодействуют с районным отделом по чрезвычайным ситуациям (РОЧС). Для юных спасателей-пожарных этот маршрут – один из главных. Здесь они проводят много времени и они – хозяева школы: беречь ее и школьное имущество – обязанность каждого школьника. Объектами наблюдения являются школа и ее территория. Дозорные на маршруте выявляют нарушения правил пожарной безопасности и иные ситуации, которые могут создавать опасность, сообщают о них в специально созданный штаб. Из штаба эта информация поступает в администрацию школы и территориальное подразделение по чрезвычайным ситуациям, проверяется и принимаются меры к устранению выявленных нарушений. Штабом маршрута также ведется профилактическая работа с нарушителями правил безопасности: выпускаются стенные газеты, «молнии», боевые листки, оборудуются школьные уголки КЮСП, принимается участие в организации и проведении викторин, олимпиад, конкурсов рисунков на тематику безопасности в школе, выступлений коллективов художественной самодеятельности, шефской работе в младших классах. Чтобы выявить нарушения правил безопасности, с участниками маршрута «Школа» работник территориального РОЧС периодически проводит занятия, на которых объясняет требования к содержанию школьных помещений, территории, правила эксплуатации электрохозяйства, противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских, меры предосторожности при проведении лабораторных работ и массовых школьных мероприятий. Проверяя школьное здание, дозорные маршрута особое внимание обращают на содержание путей эвакуации (коридоров, лестниц, выходов и тамбуров), чердаков, подвалов и лестничных клеток; разработку планов эвакуации на случай пожара; обеспеченность школы первичными средствами тушения, которые находятся в видных и легкодоступных местах; наличие водоисточников и исправность внутренних пожарных кранов, а также проверяют наличие у телефонов табличек с указанием номеров телефонов экстренных служб (101, 102, 103), следят за тем, чтобы крышки пожарных гидрантов не были загромождены или засыпаны землей, мусором, снегом и вблизи был специальный указатель размещения гидранта. В химических лабораториях и физических кабинетах, где часто проводят опыты с горючими веществами и материалами и используют газовые горелки и спиртовки, участники маршрута знакомят всех учащихся с правилами безопасности в лаборатории, вывешивая их на видном месте; помогают учителям и лаборантам при работе с химикатами; после опытов всю химическую посуду убирают в шкафы и следят, чтобы были выключены нагревательные и электрические приборы. Особое внимание участники маршрута уделяют столярной и механической мастерской школы, следя, чтобы уборку в них проводили немедленно после занятий, а запас материалов не превышал количества, необходимого на один день. Тщательно проверяют, убраны ли использованные промасленные тряпки в безопасное место. Замеченные нарушения участники вносят в специальный журнал, который периодически просматривает инспектор государственного пожарного надзора. Штаб составляет на учебную четверть график дежурства участников маршрута во время проведения массовых мероприятий (сборов, вечеров, линеек, демонстрации кинофильмов) и обеспечивает его выполнение. Быть дежурным очень почетно, поэтому доверяется только тем, кто проявил наибольшую активность и наилучшие знания в проведении работы по обеспечению безопасности в школе. «Мой младший друг» Работу проводят весь год. Взаимодействуют с детскими дошкольными учреждениями. Объекты наблюдения — детские сады, игровые площадки. Часто от шалости малолетних детей происходят пожары или возникают иные опасные ситуации. Ребенок может взять спички, играть с ними, может поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор и даже устроить костер, который он когда-то видел. Малыши, подражая взрослым, пытаются готовить на плитах воображаемые «обеды» для кукол. Дети младшего школьного возраста находят место на чердаках, в сараях, сенохранилищах и устраивают игры с огнем или пытаются курить. В зоне действия маршрута участники его берут на учет детские дошкольные учреждения и те места, где дети дошкольного и младшего школьного возраста часто остаются без присмотра старших. Штаб маршрута периодически высылает по заранее разработанным графикам дозоры. Они наблюдают, чтобы дети не затевали опасных игр: не разводили костры во дворах, в поле, в лесу, не курили, не стреляли из самопалов, не играли со спичками, не лазили на деревья и заборы, соблюдали меры безопасности, находясь на детских площадках горках, каруселях, лесенках и т.п. Участники маршрута «Мой младший друг» – частые гости в детских дошкольных учреждениях, расположенных в зоне его действия. Они выступают перед младшими ребятами со специальной программой художественной самодеятельности по тематике безопасности, подбирая для концерта в детском саду игры, стихи, сказки, рисунки, рассказывающие о том, как избежать опасных ситуаций, подготавливают инсценировки, литературные монтажи, кукольные спектакли (сценарии приведены ниже). Участники маршрута проводят с дошкольниками также конкурсы рисунков викторины и игры на темы безопасности. Форму работы на детских площадках и во дворах, где дети дошкольного и младшего школьного возраста остаются без присмотра выбирают в зависимости от возраста детей. Как правило, проводят разнообразные веселые игры с ребятами, отвлекая их от шалости, устраивают для них веселые концерты. В школьном клубе, в Доме культуры и т. д. участники маршрута организуют тематические утренники для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выступления художественной самодеятельности с номерами на противопожарную тему. «Микрорайон» Работу проводят в течение всего года. Взаимодействуют с территориальными подразделениями по чрезвычайным ситуациям и ЖЭСами. Объекты наблюдения – дворы, чердаки, подвалы, сараи и лестничные площадки жилых зданий, дачи, гаражи, хозпостройки, пожарные водоисточники и подъездные пути к ним, средства вызова пожарной охраны. Задача участников маршрута «Микрорайон» состоит в том, чтобы предупреждать пожары и иные чрезвычайные ситуации в жилых домах и во дворах в зоне своего действия. Этого достигают, проводя совместно с инспекторами государственного пожарного надзора и работниками ЖЭСов профилактические рейды, в ходе которых выявляют противопожарные нарушения и недочеты, контролируют их устранение и организуют необходимые противопожарные мероприятия. Важное значение на этом маршруте имеет пропаганда правил безопасности среди населения. Участники маршрута активно распространяют в своем микрорайоне наглядные агитматериалы (открытки, листовки, памятки), которые получают в организациях добровольного пожарного общества или рисуют сами, оформляют уголки безопасности, выпускают газеты-«молнии», сатирические фотомонтажи (фотогазеты), развешивают на видных местах плакаты по соблюдению мер безопасности. Чтобы не пропустить какой-то объект, необходимо вместе с работниками государственного пожарного надзора и ЖЭСа составить схему микрорайона и завести тетради для учета профилактических мероприятий. Обследования и проверки проводят не от случая к случаю, а по плану, наметив определенную очередность и сроки обхода. Выявленные нарушения докладываются в штаб, который информирует о них сотрудников территориального подразделения по чрезвычайным ситуациям и ЖЭСа, взаимодействующих с маршрутом. Прежде чем приступить к проведению работы на маршруте «Микрорайон», инспектор государственного пожарного надзора проводит занятия с его участниками, на которых разъясняет возможные нарушения правил безопасности и их последствия. В ходе последующей проверки участники проверяют соблюдение указанных правил и устранение ранее отмеченных нарушений. Большое значение должно уделяться и проверке территорий, прилегающих к жилым домам и другим постройкам хозяйственного или другого назначения. Они должны постоянно содержаться в чистоте и систематически освобождаться от мусора, тары и т. д. Горючие отходы следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить в безопасные места для утилизации. Необходимо также создать соответствующие условия для тушения пожара. Ко всем зданиям и сооружениям обеспечивают беспрепятственный доступ. Проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также подступы к стационарным пожарным лестницам, противопожарному инвентарю и оборудованию должны быть освобождены. Противопожарные разрывы и дороги между зданиями нельзя использовать для складирования материалов, оборудования, упаковочной тары и для стоянки грузового и легкового автотранспорта. Крышки люков колодцев, в которых размещены гидранты, должны быть закрыты, не загромождены, а зимой очищены от снега. Стандартные указатели (на фасадах зданий, столбах и опорах) местонахождения ближайших пожарных гидрантов и других водоисточников, используемых для тушения пожаров, должны быть выкрашены яркими красками, иметь четко различимые буквенные и цифровые индексы. В сельской местности нужно следить, чтобы на стенах жилых домов, дач и садовых домиков были вывешены таблички с изображением инвентаря, с которым жильцы дома участвуют в тушении пожара при его возникновении. В населенных пунктах устанавливают звуковые сигналы для оповещения населения о пожаре. В летний период около каждого жилого строения устанавливают бочки с водой или вывешивают огнетушитель, защищенный от воздействия солнечных лучей. Большую опасность представляют разведенные вблизи строений костры и выброшенные незатушенные угли и горячая зола. Проверка чердачных и подвальных помещений должна проводиться вместе со взрослыми. Очень часто пожары возникают на чердаках, в подвалах и вентиляционных камерах, поэтому их проверяют особенно внимательно. Двери чердаков, подвалов, а также двери вентиляционных камер должны быть всегда закрыты. Ключи от дверей чердачных помещений хранят в ближайшей квартире на верхнем этаже, а от подвалов — на нижнем этаже. Чердачные помещения содержат в чистоте и порядке. Окна чердаков застекляют и закрывают. В этих помещениях не курят, не хранят горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, горючие и огнеопасные материалы и предметы за исключением оконных рам, которые складывают на расстоянии не менее 1 м до дымовых труб. Рамы не должны загромождать проходы по чердаку. Примерно такие же требования предъявляют к подвальным помещениям и подпольям. Они должны быть постоянно закрыты, иметь исправное остекление на окнах. Если у световых или других проемов (окон) есть приямки, их регулярно очищают от скапливающегося горючего мусора. В подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток, не устраивают склады сгораемых материалов, мастерские, не размещают хозяйственные и дровяные сараи. Проверка лестничных клеток и коридоров – предмет особой заботы, так как они обеспечивают эвакуацию из дома. Здесь не разрешается устраивать кладовые и чуланы (в них тоже нередко возникают пожары), а также хранить под маршами лестниц и на их площадках какие-либо домашние или иные вещи, мебель, горючие и огнеопасные материалы, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости. Нужно следить, чтобы в деревянных зданиях защитный слой штукатурки или другого огнезащитного покрытия на путях эвакуации (стены и потолки лестничных клеток, коридоров) содержался в хорошем состоянии. Располагаемые на лестничных клетках шкафы с электрощитами и электроизмерительными приборами должны быть плотно закрыты, а клапаны мусоропроводов снабжены плотными притворами. Под маршами лестниц в первом и цокольном этажах допускается устраивать помещения для узлов управления центрального отопления, водомерных и электрощитовых узлов, обязательно возводя несгораемые перегородки. В сараях и других подсобных постройках, а также в коридорах общего пользования и в местах, где образуются сквозняки, опасно пользоваться переносными газовыми плитами, примусами, керосинками и электробытовыми приборами. Перед началом отопительного сезона можно провести рейд по проверке систем отопления вместе с инспектором государственного пожарного надзора. Из-за плохой подготовки к зиме в жилых домах трубы центрального отопления, а также водопроводные и канализационные трубы иногда замерзают. Забывая об опасности, слесари-водопроводчики отогревают замерзшие трубы открытыми факелами огня или паяльными лампами. В это время за счет теплопроводности металла в соседней квартире возникает пожар. Поэтому правила пожарной безопасности запрещают отогревать трубы центрального отопления, а также канализационные и водопроводные трубы паяльными лампами или другими способами с применением открытого огня. Следует использовать пар, горячую воду или нагретый песок. Большую опасность представляют также дымовые трубы печей. Контроль за исправностью электрооборудования и электроприборов. Очень часто пожары происходят из-за неисправности и неправильной эксплуатации электрооборудования. Поэтому на маршруте «Микрорайон» участники его особое внимание обращают на состояние электроустановок и выполнение правил пользования электрическими приборами. Все электроустановки должны быть защищены от токов короткого замыкания и других отклонений от нормальных режимов, которые могут привести к пожарам. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей во избежание появления опасных в пожарном отношении переходных сопротивлений производят при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов. Устраивать и эксплуатировать электросети-времянки, как правило, не разрешается за исключением иллюминационных установок, а также электропроводок, питающих места строительных, временных ремонтно-монтажных и аварийных работ. Пользование электропроводкой с поврежденной изоляцией приводит к короткому замыканию, искрению и пожару. По этой же причине нельзя завязывать электропровода, оттягивать электролампы с помощью веревок (шпагата), подвешивать абажуры и люстры на электрических проводах, обертывать электролампочки бумагой или тканью, закреплять провода гвоздями. Электронагревательные приборы, настольные лампы, радиоприемники, телевизоры, холодильники, пылесосы и другие приборы включают в электрическую сеть только при помощи штепсельных соединений заводского изготовления. Запрещается в электросетях применять в качестве защиты вместо автоматических предохранителей и калиброванных плавких вставок так называемую «защиту» кустарного изготовления (скрутки проволоки, «жучки» и т. п.). Поверхность электрических утюгов, электроплиток, электрочайников и других приборов при включении в сеть очень сильно нагревается (до+ 500... + 600° С), поэтому их нельзя устанавливать без специальных несгораемых подставок, имеющих достаточную (непрогреваемую ) толщину или отделяющих нагревательный прибор от сгораемых поверхностей (предметов) воздушной прослойкой. Проверяя противопожарное состояние жилых квартир, жильцам разъясняют, как опасно оставлять находящиеся под напряжением телевизоры, магнитофоны и электронагревательные приборы, когда уходишь из квартиры или комнаты на длительное время. Большую опасность представляют легковоспламеняющиеся жидкости для стирки одежды и мойки полов. В кладовых, где хранят горючие или несгораемые материалы, но в горючей упаковке, электрические светильники оборудуют защитными стеклянными колпаками или используют специальные светильники. Проверка состояния печей и дымоходов. К началу отопительного сезона дымовые каналы печи (дымоходы) и дымовые трубы очищают от скоплений сажи. В период отопительного сезона это делают регулярно –через каждые три месяца. Около каждой печи на сгораемом полу прибивают металлический предтопочный лист, размер которого должен быть больше топочного отверстия. Топящиеся печи не оставляют без присмотра, не топят с открытыми дверцами. Большую опасность представляет розжиг печей с помощью горючих жидкостей. Это заканчивается выбросом из топки пламени, пожаром, нередко приводит к ожогам и гибели людей. Запрещается пользоваться печами и очагами, имеющими трещины, неисправные дверцы, перекаливать печи (топить свыше 2 ч), а также сушить дрова, одежду и другие горючие материалы на печах и около них. В летний (пожароопасный) период во время сильного ветра топку печей и кухонных очагов, работающих на твердом топливе, временно прекращают. Золу и шлак, выгребаемые из топок, проливают водой и удаляют в специально отведенные для них безопасные места. Проверка эксплуатации газовых приборов. Газовые приборы нередко становятся причиной пожаров, если не соблюдать установленные для них правила пожарной безопасности. Запрещается пользоваться неисправными газовыми приборами, оставлять открытыми краны газопроводов, устанавливать кухонную мебель и другие сгораемые предметы ближе 20 см от газовых приборов. Бытовой газ, смешиваясь с воздухом, образует с ним опасную смесь, которая взрывается от огня и даже от маломощной искры. Обнаружив в помещении запах газа, немедленно прекращают его подачу, проветривают все помещения и вызывают аварийную или ремонтную службу. До устранения неисправности в помещении не зажигают спички, не курят, не применяют открытый огонь, не включают и не выключают электроприборы, так как в пусковых устройствах могут появиться искры. Проверка состояния гаражей также проводится под руководством инспектора государственного пожарного надзора. Во время проверки обращается внимание на выполнение следующих основных правил безопасности. Помещение гаража содержат в чистоте. Пролитое горючее и масло засыпают песком и немедленно убирают. В гаражах индивидуального пользования не оставляют автомашины, если у них образовалась течь в топливных баках, топливопроводах и карбюраторах, не хранят предметы домашнего обихода. В помещении гаража запрещается красить машины и заправлять их горючим, мыть детали и узлы керосином и бензином, проводить ремонтные работы, применяя открытые источники огня, зажигать факелы для подогрева двигателей автомашин, так как это неизбежно приводит к возникновению пожара. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости держат только в металлической, плотно закрывающейся таре, не более установленной нормы: 20 кг бензина и 5 кг масла. «Елка» Работу проводят в декабре и январе. Взаимодействуют с территориальным подразделением по чрезвычайным ситуациям, руководители детских дошкольных учреждений, объектов культуры. Объекты наблюдения – новогодние елки в школах, клубах, Дворцах и Домах пионеров, детских садах, других учреждениях, квартирах и жилых домах. В середине декабря штаб маршрута «Елка» подготавливает спецвыпуск настенной газеты на тему безопасности при праздновании новогодних праздников и проводит беседы с ребятами – будущими гостями елки – о правилах поведения на празднике и опасности пиротехнических изделий. При установке новогодних елок дозорные проверяют выполнение противопожарных правил, изложенных ниже. Устанавливая елку, ее или прочно прикрепляют к полу с помощью крестовины, или ставят в бочку, а в квартире – в ведро с песком. Елку размещают так, чтобы она не мешала проходу и ее ветви не касались потолка, стен, портьер, штор. Во всех помещениях, где устанавливается новогодняя елка (кроме жилых квартир и домов) должно быть не менее двух выходов. Во время праздничных мероприятий с массовым пребыванием людей двери никогда не закрывают на замки и другие трудно открываемые запоры. У каждой двери неотлучно находится дежурный из преподавательского состава, обслуживающего персонала, учащихся старших классов и участников маршрута. Выходы из зданий, где проводят новогодний праздник, коридоры и проходы в них, предназначенные для эвакуации людей, должны быть свободными. Окна нельзя закрывать ставнями, а подходы к ним — загромождать мебелью и другими предметами, чтобы в случае возникновения опасности окна можно было использовать как резервные пути для спасения людей. Для освещения применяют только электрические лампочки: в учреждениях – мощностью не более 25 Вт каждая, а в жилых домах напряжение в электрической сети не должно превышать 12 Вт с последовательным включением лампочек, если нет понижающего трансформатора. Применять гирлянды можно только промышленного производства, строго соблюдая прилагаемую инструкцию по их использованию. Наиболее приемлемы для иллюминации елок гибкие электропровода с медными жилами. Они должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений, специально установленных двухполюсных выключателей или рубильников защищенного исполнения. Обнаружив неисправность иллюминации – нагрев проводов, искрение, мигание лампочек, ее немедленно отключают и вызывают специалистов-электриков. На новогодней елке и вблизи от нее запрещено зажигать разного рода фейерверки, бенгальские огни, стеариновые или другие свечи, пользоваться хлопушками, полностью гасить в помещении свет, одевать детей в костюмы из марли и бумаги, украшать костюмы и елку ватой, не пропитанной огнезащитным составом. Чтобы самим пропитать маскарадный костюм из марли и ваты приготавливают раствор из следующих реагентов (на 1 л воды): диаммонийфосфат — 90 г, сульфат аммония— 60, керосиновый контакт — 20 и вода —830 г. Температура раствора 40-50° С. Раствор берут в десятикратном размере по отношению к массе пропитываемого материала. Работу и дежурство участников маршрута во время новогоднего праздника организовывают по специальному плану. В нем предусматривают график дежурства, наблюдение за состоянием средств пожаротушения и поведением ребят на елке. Для дозорного разрабатывают инструкцию о его обязанностях. Выставленные в школе посты проверяют наличие и исправность средств пожаротушения, телефонов, следят за выполнением правил безопасности. В случае возникновения пожара или иной опасной ситуации немедленно сообщают об этом по телефону 101 и помогают взрослым по их указанию тушить пожар и эвакуировать детей. После праздника елку выносят на улицу, чтобы она не пересохла, так как хорошо высохшая елка быстро воспламеняется и горит.
«Зеленый друг» Работу проводят в пожароопасные периоды года. Взаимодействуют с лесными охранными службами и территориальным подразделением по чрезвычайным ситуациям. Объекты наблюдения – лес, лесопарковые зоны городов и поселков. С наступлением весны и особенно лета опасность возникновения пожаров в лесах увеличивается. Где бы в эту пору не находились дети –во дворе своего дома, в летнем оздоровительном лагере, в деревне – они всегда должны быть готовы предупредить лесной пожар. Каждый, кто был летом в лесу, наверняка видел между стебельками молодой зеленой травки пожелтевшие листья, прошлогоднюю траву, опавшие еловые и сосновые иглы и шишки. Этот лесной мусор вспыхивает настолько легко, что для пожара достаточно малейшей искры. Лесные пожары очень опасны. Они распространяются с огромной быстротой на большие пространства и беспощадно уничтожают нашего зеленого друга – лес. Пожары в лесу страшны еще и тем, что при них в воздухе часто возникают огненные вихри, и пожар переходит в верховой. Пожар, возникший в лесу, очень трудно обнаружить и потушить. Предотвратить его гораздо проще. Для этого необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности. Нельзя разводить костер вблизи деревьев и на торфяных массивах, а также при сильном ветре. Уходя, костер обязательно тщательно тушат. После приезда в лагерь и организации штаба маршрута «Зеленый друг» участники маршрута прежде всего ставят перед собой задачу собрать вокруг лагеря в радиусе 100 м и вывезти весь хлам, сучья и горючие материалы. Затем эту зону постоянно патрулируют. Штаб маршрута «Зеленый друг» должен быть оперативен. Он постоянно проводит в своей зоне разведку, высылая дозор по заранее разработанным маршрутам. Если в лесу дозорные заметят пожар, то немедленно сообщают об этом взрослым через своих посыльных. Если пожар еще не принял угрожающие размеры или не перешел в верховой, то оставшаяся группа дозора тушит пожар, захлестывая огонь ветками лиственных деревьев, забрасывая его землей или заливая водой, если она есть поблизости. Особенно важна на этом маршруте профилактическая работа, которая включает в себя тематические выступления агитбригады, рейды по лесам, распространение противопожарных агитматериалов, подготовку стендов с правилами пожарной безопасности на въездах в лес, размещение призывов, предупреждающих людей об опасности пользования огнем в лесу. «Урожай» Работу проводят в период созревания и уборки урожая и заготовки кормов. Взаимодействуют с руководством сельскохозяйственных предприятий и территориальным подразделением по чрезвычайным ситуациям. Объекты наблюдения – поля, зерносушилки, пункты подработки зерна, травяные сушилки, места заготовки кормов. На этом маршруте направляются дозоры по хлебным массивам, организуются агитпоходы по населенным пунктам, в бригады механизаторов, при наличии наблюдательных вышек выставляются на них посты, распространяются агитационные противопожарные материалы. В первую половину лета, когда идет уборка трав, участники маршрута выставляют посты в местах скирдования сена, развешивают предупредительные плакаты и таблички с надписью «Не курить!». В середине и конце лета, когда созревают рожь, пшеница, овес и другие сельскохозяйственные культуры, обычно стоит сухая, жаркая погода. В это время чаще всего случаются пожары, их остановить очень трудно, так как огонь распространяется со скоростью 8-12 км/ч. В этот период участники маршрута изготовляют и размещают возле дорог у хлебных массивов стенды с набором противопожарных плакатов, таблички с надписями «Не курить!», «С огнем не подходить!», «Хлеб – наше богатство. Берегите его от огня!» и т.п. Проводя совместно с работниками государственного пожарного надзора рейды в бригады механизаторов, проверяют наличие огнетушителей, исправность искрогасителей на выхлопных трубах тракторов и комбайнов, т.к. искры нередко становятся причиной пожара. На хлебных массивах необходимо следить, чтобы люди курили только в специально оборудованных местах, и костры разводились на расстоянии не менее 200 м от полей. В местах сушки, подработки зерна, вблизи амбаров с зерном участники маршрута организовывают посты и дежурства и не позволяют детям играть возле зреющих хлебов. Особое внимание уделяют местам хранения травяной муки первые 3-4 дня после ее получения, так как в это время она особенно склонна к самовозгоранию. Дозорные, сменяя друг друга по графику, охраняют эти склады днем, передавая свои обязанности на ночь сторожам. О своих наблюдениях они докладывают в штаб и бригадиру. «Поиск» Работу проводят в течение всего года. Взаимодействует с советами ветеранов, территориальными подразделениями по чрезвычайным ситуациям, исполкомами, сельсоветами. Участники маршрута «Поиск» собирают материалы по истории пожарной и аварийно-спасательной службы, добровольного пожарного общества, ищут в своем городе, селе или районе героев и ветеранов этой службы, организовывают с ними встречи, оборудуют в школьных музеях уголки боевой славы, разыскивают новых экспонаты, переписываются со своими сверстниками из других областей и республик, занимающихся аналогичной деятельностью. Работа на маршруте позволяет создать коллектив, который знает историю своего народа, гордится ею и стремится ее продолжить. 4.4. Кино- и видеолектории. Кино- видеолектории по силе эмоционального и психологического воздействия являются одной из самых действенных форм пропаганды. Ранее каждый областной отдел кинопроката имел широкий выбор фильмокопий по тематике безопасности и аннотированные каталоги фильмов. Сейчас многие из них перезаписаны на видео- и компьютерные носители. Кинолектории организуются в местных и школьных кинозалах, а видеолектории – в классах, оборудованных соответствующей видеотехникой. Перед кино- или видеосеансами проводится тематическая встреча с ветераном пожарно-спасательной службы, мастером пожарно-спасательного спорта, работником подразделения по чрезвычайным ситуациям. Фильмы могут быть документальными, учебными или художественными, подходящими по тематике. Можно организовывать просмотр тематических телепередач, кино- или видеофильма перед проведением урока ОБЖ или после него. При этом следует обязательно обратить внимание учащихся на возможность подобных действий в случае реальной опасности, а не исполнения трюков с помощью каскадера. Обсудить проблему недопущения подобной чрезвычайной ситуации, возможностей ее ликвидации в начальной стадии и вариантов спасения из создавшейся опасной зоны. Одним из вариантов проведения видеолектория с показом хронико-документальных, научно-популярных и учебно-методических фильмов по тематике безопасности может быть открытый урок по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (в зависимости от расчета времени на данный урок можно предусмотреть 2 учебных часа). К проведению лектория в классе может быть размещена выставка тематических рисунков или поделок. В соответствии с изучаемой темой, в начале урока преподаватель ОБЖ объясняет новый материал, затем можно запланировать выступление члена КЮСП (например, из кружка «Юный пропагандист»). Выступление может сопровождаться презентацией к уроку или видеороликами, подготовленными членами КЮСП. После этого следует демонстрация фильма. Завершить открытый урок можно викториной или конкурсом. Учебно-методические фильмы можно также приобретать в Отделе организации обучения населения и работающих филиала ИППК МЧС (тел.250-12-79), Телерадиостудии МЧС Республики Беларусь (тел. моб. 619-67-22 Метельский Игорь Григорьевич), Клубе юных спасателей-пожарных Островецкого района, который имеют подобную продукцию (тел.8-01591-2-17-12, моб.395-50-28 Малышко Эдуард Эдуардович – руководитель КЮСП «Олимп»). 4.5. Тематические туристические походы. Во время тематического туристического похода члены КЮСП приобретают практические навыки выживания в автономных условиях, а также соблюдения мер и правил безопасности (например: как и где можно разложить и как правильно затушить костер, как выбрать место для размещения на ночлег, как вести себя во время грозы). Поход можно совмещать с одним или несколькими маршрутами дозора («Урожай», «Зеленый друг», «Поиск» и т.д.). Date: 2016-07-05; view: 424; Нарушение авторских прав |