Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление конфликтами
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами. Виды конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Он может быть реакцией на рабочую перегрузку или недогрузку. 2. Межличностный конфликт (самый распространенный) проявляет себя в столкновении характеров и личностей (работодатели за рабочие руки, люди с разными взглядами, ценностями). 3. Конфликт между личностью и группой (если человек имеет мнение, отличающееся от позиции группы). 4. Межгрупповой конфликт (пример: отдел сбыта ориентирован на быстрое обслуживание покупателей, а бухгалтерия – на тщательный документированный учет, что замедляет обслуживание. Причины конфликта: 1. Ограниченность ресурсов, которые нужно делить. 2. Взаимозависимость заданий. 3. Различие в целях, представлениях, ценностях, манере поведения, уровне образования. Структурные методы управления конфликтной ситуацией: 1) разъяснение требований к работе 2) установление общеорганизационных комплексных целей 3) использование системы вознаграждений. К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся: 1. Уклонение, т.е. менеджер сознательно уходит от конфликта, воздерживается от участи в споре. 2. Сглаживание (попытка менеджера сгладить негативное отношение одной стороны по отношению к другой путем приуменьшения серьезности ситуации). 3. Принуждение – попытка принять свою точку зрения любой ценой. 4. Компромисс – частичное принятие точки зрения другой стороны. 5. Решение проблемы – это признание различий во мнениях, готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти решение, приемлемое для всех сторон.
Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решении. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя производится исходя из числа и значимости принятых им решений. О характере принимаемых в организациях решений свидетельствуют данные табл. 1.Классификация решений, принимаемых организацией
Решения можно оценивать как хорошие или плохие по любому из двух общих критериев: 1) соответствие объективным требованиям к хорошему решению в то время, когда оно принимается; 2) правильность решения, выявляемая позднее. Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение: - действенное и прагматичное, определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме; - выработано в интересах достижения целей организации; - осуществлено эффективно, т. е. его реализация приносит организации определенную выгоду. Принятие решения происходит в форме определенного процесса.Процесс принятия решений включает следующие стадии: - выявление и определение проблемы, - поиск информации и альтернатив решения, - выбор среди альтернатив, - принятие решения. Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих определенных условиях: - существует разрыв между желаемым и существующим уровнями развития (определенное несоответствие деятельности организации ее целям); - разрыв большой, чтобы быть замеченным, а, следовательно, заслуживает внимания; - лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв; - лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва. Общая модель принятия решений приводится на рис. 1. В организациях выявление и определение проблемы, требующей решения, осуществляется, в частности, в случаях, когда: - эффективность деятельности организации или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом; - результаты не соответствуют запланированным целям; - результаты сравнений со сходными организациями оказываются неудовлетворительными. Силы влияния Силы действия Силы обратной связи Рис. 1 - Модель принятия решений
На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия того, что данная проблема останется нерешенной. За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации и альтернатив решения. Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, руководитель может использовать прежние программы и модели решения. Если проблема новая, следует активизировать поиск и вырабатывать достаточное число альтернатив с тем, чтобы обеспечить наибольшую обоснованность намечаемого пути. Существенную помощь в накоплении и учете необходимой информации должен оказать анализ внешней среды предпр. в текущем и перспективном периодах (рис. 2).
Рис. 2 Анализ рыночной ситуации
Описанные выше стадии выявления проблемы и принятия решения испытывают на себе влияние разных факторов внутренней и внешней среды организации. Укажем прежде всего на факторы непосредственной ситуации, вызывающей принятие решения. Это значимость решения и давление времени. Неверно считать, что все решения имеют одинаковую значимость. На самом деле некоторые из них имеют наибольшую важность, другие - незначительны, третьи - средние по важности. Относительная значимость решения определяется на основе таких, например, критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; время, которое руководители затрачивают на обоснование и реализацию решения. Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, - это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое число альтернатив. Давление времени влияет также на сам процесс принятия решения. Например, как показывают исследования, руководители при нехватке времени больше внимания обращают на негативные, чем на позитивные, обстоятельства и рассматривают всего несколько факторов при принятии решения. Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность-неопределенность». В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат. В таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование и модели. Другое дело — учет возможных рисков, связанных с принятием того или иного решения. В управленческой литературе наиболее распространенной является классификация, предусматривающая такие риски, как капитальный, селективный, временной, риск законодательных изменений, риск ликвидности, кредитный, инфляционный, процентный. Естественно, что в условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив. Неизвестна лишь вероятность достижения каждого результата. Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения, имея в виду конечный желаемый результат. В ситуации большой сложности и риска принятию решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Попытки оптимизации решений привели к разработке нового специфического математического аппарата и возникновению таких областей математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория больших систем, общая теория систем и др. В конфликтно-конкурентных условиях некоторые результаты находятся под контролем конкурентов или других групп. В условиях неопределенности вероятность различных результатов неизвестна. Существует много других способов ранжирования окружающих условий. Например, используются характеристики «простои—сложный», «статика—динамика» и др. К простым относятся те условия, при которых имеется несколько рассматриваемых факторов и небольшое число возможных решений. В сложных условиях приходится иметь дело со многими факторами и большим числом альтернатив. В статических условиях рассматриваемые факторы остаются в основном одинаковыми в течение длительного времени, изменяются предсказуемо и постепенно. В динамических условиях степень изменения факторов весьма значительна. Как показали исследования, факторы «статика-динамика» оказывают большее влияние налицо, принимающее решение,чем факторы «простой-сложный». В табл. 1 приведены характеристики степени неопределенности в «простых» и «сложных» условиях, оказывающие влияние на методы и процесс принятия управленческих решений. Табл. 1 Матрица ранжирования условий принятия решений
Если в условиях определенности используются в основном стандартные, оправдавшие себя на практике методы и приемы принятия решений, то при неопределенности чаще всего привлекаются опыт, интуиция, творческие способности руководителей. Лица, принимающие решения, используют несколько стратегий: · избегать неопределенности (игнорировать источники неопределенности и делать ставку на лучший вариант); · сводить неопределенность к определенности (представлять, что будущее будет таким же, как и прошлое, и принимать решения, как в · прошлом); · сокращать неопределенность внешней среды (вести переговоры с источниками неопределенности, последовательно прояснять неизвестные обстоятельства и т. п.). В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат. В таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование и модели. Другое дело — учет возможных рисков, связанных с принятием того или иного решения. В управленческой литературе наиболее распространенной является классификация, предусматривающая такие риски, как капитальный, селективный, временной, риск законодательных изменений, риск ликвидности, кредитный, инфляционный, процентный. Естественно, что в условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив. Неизвестна лишь вероятность достижения каждого результата. Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения, имея в виду конечный желаемый результат. В ситуации большой сложности и риска принятию решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Date: 2016-08-30; view: 271; Нарушение авторских прав |