Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ.
В н 10х гг 20в Yгия вступила в период открытого кризиса, кот продолжался до сер 30х гг. Кризис центрировался вокруг пр-мы сознания и яв-ся итогом развития Yгии как науки о сознании. Периодизация кризиса: 1) Возн-е (1879) Yгии как эксперимент науки – 10е гг 20в. Возн-е кризиса связ с экспериментом, как м-дом. Эксп-т сохранил физиологич хар-р, б дополнен самонабл-ем, стал проникать во все Yнаправления в обл Yгии, стал > Yлогич => ставится под сомнение, что предметом Yгии яв-ся сознание и что интроспекция яв-ся осн м-дом Yгии. 2) 10е гг 20в – 30е гг 20в Связан кризис с возн-ем нов теор направлений. На смену ассоцианистической Yгии Вундта приходят нов «общепсихологич теории». Рождается Yгия актов (Брентано). Формир-ся Yгия ф-ций Штумпфа. Оформляется Yгия мышления Вюрцбургская школа. В Америке Yгия Титченера (по идеям Вундта). Yгия животных (Торндайк) Хар-рная черта всех этих напр-й – разнообразие этих течений. Отсутствие общепризнан системы науки. Осн. сод-ем периода откр кризиса яв-ся возн-е нов Yнапр-й: бихевиоризм, Yанализ, гештальтY, франц социологич школа, описательная Yгия. Кажд из этих напр-й выступ-т против осн положений традиц Yгии, основы кот заложены Декартом и Локком: 1. Yка отождествляется с сознанием. 2. обл сознания противопоставляется остальным явлениям действит-ти. Рассм пр-ма соотн-я Yхического с физиологич. Yхическое – идеальный мир, физиологич – реальный. 3. Субъективный осн м-д – интроспекция. 4. Изуч-е явлений сознания в пределах инд сознания. 5. Бытие Yки исчерпывается её данностью, переживаемой в сознании. Всё, что возник-т в сознании явл отражением полн картины мира. Фрейд разрушил представление о том, что Yка отождествляется с сознанием. Анализир-т факты бессознательного Yхич деят-ти. Бихевиоризм выступил с критикой субъективности сознания. Выдвинул идеи об объективности к поведению. Франц социол школа выступила против индивидуализма. Идея о соц природе чел Yки. Проблема научного диалога – диалог в печати. Рефлексология (Бехтерев). Объект – внешние проявления в связи с обосновывающими её раздражителями и д-тью мозга. Предмет – изучение поведения человека как совокупности врождённых и приобретённых рефлексов. 3) 30е гг 20в – наст время. Отсутствие общ Yлогич теории. Сомнение в возм-ти к-л её создать. Происходит смешение одних напр-й с др., размыв границ, появл нов теорий, конц-ций (гуманистич Yгия, когнитивная Yгия). Научные школы в Yгии: 1. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Скиннер, Толмен) Предмет Yгии – поведение чел. М-ды: набл-е, тренировка, дрессура. 2. Гештальтпсихология (Перлз, Вертгеймер, Келер, Левин, Коффка) Предмет – гештальт, как ед-ца, эл-т сознания. М-ды: интроспекция, м-ды Yанализа, феноменологический подход. 3. Классический Yанализ (Фрейд, Адлер) Предмет – бессознательное. М-ды: анализ свободн ассоциаций, толков сновидений, анализ ошибочных действий. 4. Франц социол школа (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже, Блондель) Предмет – общество, как особ реальность, коллективные представления. М-ды: анализ продуктов д-ти чел (язык, традиции, культура) 5. Описательная Yгия (Дильтей) Предмет – духовн мир. М-ды: эксперимент (только в изучении внешн проявлений), анализ, описание переживаний. Бихевиоризм (Дж. Уотсон). Предмет – поведение. Научные предпосылки: Торндайк – психология животных, объективная психология, работы Павлова и Бехтерева. Поведение человека – всякая реакция на внешний стимул, с пом кот индивид приспосабливается. Виды реакций: приобретенные или наследственные, внешние или внутренние. Поведение не наследуется, а является результатом научения. Процесс образования навыков и научение трактуется механистически: путём проб и ошибок. Исключение роли психики в поведении. Человек выступает как реагирующее существо = > его активная сознательная д-ть игнорируется. Метод: наблюдение. Перспективы развития Yгии: построение Yки на основе вз/связи естественнонаучн и гуманит парадигм. Современное состояние зарубежной Yгии. В к50х – н60х гг большие направления, возникш в период откр кризиса - необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтYгия – начинают терять популярность. Появились нов продуктивные напр-я в обл экспериментал иссл-й и теории: когнитивн Yгия, гуманистич Yгия, логотерапия В.Франкла. Развиваются межкультурные иссл-я. Когнитивн Yгия возникла в сер 60х в США. Она развивала подход: чел орг-м - система, занятая активн поисками сведений и переработкой инф-ии. Вед представители: У. Найссер, Д. Бродбент, А. Пайвио Осн обл иссл-й когнитивн Yгии составл-т познават процессы - память, Yаспекты языка и речи, воспр-е, решение задач, мышл, вним, вообр-е и когнитивное развитие. Когн подход распространился также на иссл-е эмоц и мотивационн сфер лч, а также соц Yгию. Выявлены св-ва, присущие познават акт-ти: избирательность (определ-ся опытом познающего субъекта), определяемость средой (предметами физическ мира и соц опытом, культурой);неполнота познават схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью. В наст время когн Yгия предст-т собой перспективное развивающееся направление, число приверженцев кот растёт. Гуманистич Yгия Ее основание как самостоят направления отн-ся к н 60-х гг. Представители: Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Утверждалось в кач-ве предмета иссл-я понимание здоровой творческой лч - задача, которую не ставила никакая др школа. Целью такой лч яв-ся не потр-ть в гомеостазе, как считают сторонники психанализа, а самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К. Гольдштейн, А. Маслоу). Как третья ветвь Yгии, гум Yгия обращается в 1ю очередь к тем сп-тям, кот отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористской, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потр-тей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность, смысл, честность, Yздоровье и близкие им понятия. Больш заслуга принадлежит К. Роджерсу, кот разработал теорию «клиент-центрированной терапии». Положительное значение имеет сложившийся в гум психологии опыт единства теории и практики. Эта Yгия оказывает реальн помощь чел, страдающему от отчуждения, св-венного жизни людей в усл-х буржуазной культуры. Логотерапия В. Франкла Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни яв-ся основной движ силой чел. По Франклу, для чел необх-мо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла яв-ся признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет сод-е своего существования, он испытывает скуку, предается пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современн социальный мир. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Логотерапия применяется не только к больным людям, но и за пределами клиники к здоровым людям как профилактич ср-во. Она адресуется к любому чел, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, помочь найти в себе силы, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании и др., которые не могут быть решением жизненн проблем. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, напр на диагностику экзистенциального вакуума.
Date: 2016-08-30; view: 722; Нарушение авторских прав |