Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы воздействия на журналиста в экстремальных ситуациях





Во-первых, концентрация государственной собственности привела к изменению новостной политики. В частности, аналитики и исследователи средств массовой информации отмечают появление цензуры на государственных телеканалах: это проявляется в отсутствии критики в адрес властей (особенно это заметно на региональном уровне), а также в ограничении доступа к государственным СМИ оппозиционных партий. В Соединенных Штатах не существует государственных средств массовой информации. Однако это не означает, что там отсутствует государственная цензура. Показателен пример освещения событий в Ираке: попытки освещения ситуации с точки зрения противоположной официальной, государственной позиции, «подрезались» на корню, неподконтрольные журналисты были уволены.

Во-вторых, финансовая зависимость или от государственных дотаций или субсидий, или же рекламодателей. СМИ идут на уступки спонсорам и рекламодателям, изменяя и подавая информацию в том виде, который был бы выгоден последним, исключают неугодную им информацию: «…почти все средства массовой информации имеют друзей, которым отдается предпочтение при помещении информации и которые не подвергаются критике. Они могут не бояться разоблачительной информации и им гарантирован положительный образ в обществе. В редакционных кабинетах таких друзей называют «священными коровами». Это обычно владелец органа информации, его родственники и друзья, основные рекламодатели, а также политические круги, близкие к владельцу. «Священные коровы» могут определять характер любой информации – от сообщений о петуниях до новостей о президентах».

Для российских СМИ «священными коровами» в первую очередь выступают представители власти: «… у самой власти отпадает необходимость подвергать их жесткому контролю, так как за нее это делают владельцы масс-медиа, понимая, что слишком острая критика в адрес представителей госструктур может негативно сказаться прежде всего на них самих».

Можно говорить о том, что деятельность средств массовой информации осуществляется под постоянным давлением со стороны различных «факторов», к которым относятся клиентура (например, рекламодатели), конкуренты (другие СМИ), органы государственной власти, непосредственные владельцы СМИ, поставщики информации – агентства новостей, PR-службы.

Государство имеет «двойное могущество»: для распространения необходимых сведений используя как собственные права и возможности, так и независимые от них СМИ. Общую ситуацию работы СМИ и прежде характеризуется исследователями, как «обстановка постоянного прессинга».

В этих условиях одна из главных проблем - отношения между СМИ и источниками информации, СМИ и властью, которая в период экстремальных ситуаций становится главным источником и одновременно «фильтром» распространяемой информации.

 

Схематично этот процесс можно изобразить с помощью модели, предложенной М.Н. Грачевым:

Модель изображает взаимодействие официального источника и СМИ. В рамках организации-источника осуществляется предварительный отбор сообщений для прессы – «фильтрация» сведений в соответствии с определенной совокупностью критериев, одни из которых носят технический, а другие – «идеологический» характер. Данный процесс выполняется специальной «информационной службой» источника, в задачи которой входит установление контактов со СМИ и «подбрасывание» определенных сведений в качестве потенциальных сообщений для публикации. Нередко это может выступать частью запланированного организацией-источником информационного воздействия на аудиторию с целью формирования общественного мнения.

22. Признаки, позволяющие журналистам «перевести» объект в событие.

Правила формирования объектов журналистского дискурса предполагают закономерности выбора объектов и их классификации. С семантической точки зрения формирование объектов дискурса проходит несколько этапов: определяется область поиска, затем объект выявляется и вписывается в контекст с помощью имени и выделения ряда значимых признаков.

Представим характеристику перечисленных выше этапов. Для журналистики, сосредоточенной на поиске новостной информации, областью поиска событий и персонажей является социальный хаос, нарушения социального порядка, то, что выходит за рамки обыденного. Вспомним шутливое определение: «Если собака укусила человека - это не новость. Новость - это, если человек укусил собаку. И желательно, чтобы это был известный человек». Французский социолог Патрик Шампань, изучая особенности формирования общественного мнения, пишет: «К «событиям», привлекающим внимание большинства журналистов, относятся все те факты, которые выпадают из обычного, привычного, повседневного, повторяющегося, короче - банального (для журналиста). «Поезд, который приходит по расписанию - это не событие». Достаточно отнестись к этому типичному приему журналистики буквально и блокировать, например, железнодорожные пути, чтобы произвести то самое «нечто», которое, принимая во внимание особенности восприятия журналистов, будет признано как «событие»».

Новость, сенсация, скандал и др. – слова, указывающие на разную степень отклонения события от привычного порядка вещей. В момент обнаружения объект для журналистского дискурса представляет «репрезентацию хаоса», он внеконтекстуален, не вписан ни в какой социальный порядок. Известен пример освещения революции в России: революционные события превратились в новости и попали на первые страницы газет только тогда, когда военным цензорам и пропагандистам удалось выработать стереотипы в отношении этих событий. Так как «труднее всего отправлять корреспонденции о хаосе, особенно если это изменяющийся хаос».

В журналистской практике есть набор тем, которые традиционно привлекают повышенное внимание: предвыборная кампания, политика, война, экстремальные ситуации. В практике работы западных журналистов сложилась целая система критериев, которые позволяют отобрать событие для включения в информационное поле. Например, один из ведущих принципов новостного цикла заключен во фразе «If it bleeds it leads»: главное событие происходит там, где «льется кровь». Доминирование негативных новостей – устойчивая и давно сложившаяся особенность новостного цикла, связанная с необходимостью выявления наиболее кризисных, критических ситуаций в мире, конфликтов в «горячих точках», чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий для привлечения внимания к проблемам международной общественности. В монографии В.Орловой предложен набор признаков, которые переводят объект в событие, в категорию значимой новости:

1. Драматизм, трагичность, конфликтность, борьба интересов, зрелищность. Войны, катастрофы, теракты становятся первыми сюжетами новостей. Освещение скандалов и афер вокруг известных политиков неизбежно попадет на ведущее место в новостях.

2. Неожиданность (террористические акты, стихийные бедствия, катастрофы – события, которые всегда происходят «вдруг»), неоднозначность события, новые подробности происходящего, элементы расследования, детективные сценарии (охота за Саддамом Хусейном превратилась в настоящий детективный сериал). Фактор неоднозначности в трактовке событий мирового значения не менее важен.

3. «История с продолжением»: поэтапно развивающееся событие с элементами непредсказуемости, например, военные конфликты в Афганистане, Сомали, в Таиланде и др. Этому освещению сопутствуют эффекты сопереживания, может даже возникнуть саспенс – сверхнапряженное ожидание развязки (11 сентября 2001 года).

4. Ньюсмейкер (newsmaker) – главное лицо сюжета; событие, развивающееся вокруг главного героя. Заявления президентов, скандалы вокруг авторитетных лиц, интервью с политиками, дипломатами, главами корпораций также становятся значимыми событиями

Date: 2016-08-30; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию