Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема психологии этнических конфликтов.





Этнические – конфликты между представителями различных этнических общностей, характеризующиеся состоянием взаимных претензий и обид, и имеющие тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до войн.

В «чистом» виде этнических конфликтов практически не существует. Часто мы имеем дело с экономическими или политическими конфликтами, которые приобретают этнический оттенок. Например, этническое меньшинство может быть экономически более активным, чем местное население, что вызывает противодействие и неприязнь «аборигенного» большинства и может привести к этническому конфликту. Но в его основе – причины экономического характера, борьба за ресурсы. Борьба за политическое влияние между представителями разных этнических групп так же может привести к межэтническому конфликту, но в основе его будут всё же причины политические. Учитывая эти особенности этнических конфликтов, Т. Стефаненко предлагает следующее определение: этнический конфликт – любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов. Другими словами, политический или экономический конфликты могут перерасти в этнический тогда, когда конфликтное поведение провоцируют уже не какие-либо конкретные действия одной из сторон, а сам факт её принадлежности к какой-либо этнической группе.

Причины возникновения этнических конфликтов

Исторические причины (историческая память и обиды). Народы,

живущие по соседству длительное время, всегда вступают в сложное взаимодействие, включающее экономические, культурные, политические контакты. Нередко между ними могут возникать войны, приводящие иногда к завоеванию одного государства другим. Подобные исторические события откладываются в памяти народа, его коллективном бессознательном. И когда возникают разногласия между представителями двух разных народов, живущих по соседству, то те или иные исторические обиды часто всплывают наружу, провоцируя превращение политического или экономического столкновения в этнической конфликт. Кроме того, историческая память способствует сохранению общей напряжённости в отношениях между странами или народами, которые в прошлом имели серьёзные столкновения. Например, это напряжённые взаимоотношения между турками и армянами (в 1915 году в Турции был осуществлён фактический геноцид армян, когда было убито до 1,5 млн. человек). Несмотря на то, что прошло почти сто лет, напряжённость сохраняется и по сей день.

Историческая память может проявляться и в стойком предубеждении в отношении к какому-либо этносу, которое не имеет какого-либо реального основания в настоящем, однако имело его прошлом. Так, антисемитизм в прошлом был обусловлен экономической активностью еврейских общин (в политику путь им был запрещён) и их культурной замкнутостью, чуждостью местному населению. В настоящее время евреи мало чем отличаются от окружающих их народов (русские, польские, украинские евреи), за исключением Израиля и ортодоксальных евреев, сохранивших старый уклад жизни, но предубеждение против них всё ещё существует в различных кругах российского общества.

Социально-экономические причины. Причинами этнических

конфликтов могут быть экономические и социальные противоречия. Например, в том случае, если этническое меньшинство занимает более низкое социальное положение, чем большинство (или наоборот). Именно это противоречие привело к жесточайшему этническому конфликту между народами хуту и тутси в Руанде в середине 1990-х годов, в ходе которого погибло более 1 млн. человек.

Культурно-этические причины. Каждый этнос имеет свой «набор»

определённых морально-этических установок, правил поведения, свои обычаи и традиции Различны представления о норме и патологии, о добре и зле и др. В ряде случаев цивилизационные и культурно-этические особенности бывают настолько различными, что могут спровоцировать конфликт. Это прекрасно подмечено в пословице «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Если человек, воспитанный в одной культурной традиции, с пренебрежением относится к другой, то он вызывает ответную негативную реакцию, приводящую к конфликту.

К конфликтам на культурно-этической почве относятся и конфессиональные (религиозные) конфликты. В современном мире роль религии, особенно в мусульманских странах, возрастает, и в ряде случаев возникает противопоставление людей разных конфессий: христиан и мусульман, индуистов и мусульман и др. Конфликты возможны и в рамках одной религии: между суннитами и шиитами в исламе католиками, православными и протестантами в христианстве. Поскольку религия – это один из факторов этнической и даже цивилизационной идентичности, то конфликт на религиозной почве часто отягощается этническим фактором. Примером может послужить этно-религиозный конфликт в Ольстере (Сев. Ирландия).


Демографические причины. Это опасность растворения, размывания

этноса в результате быстрого притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в данных ситуациях становится защита прав «коренной нации», введение ограничений для «пришлых». Исторические обиды и демографические причины лежат в основе этнических конфликтов в Прибалтике (в Эстонии и Латвии процент русского меньшинства очень велик, и это вызывает опасения у «титульных наций»). Похожие опасения высказываются на российском Дальнем Востоке в связи с огромным демографическим дисбалансом с соседом-Китаем.

5. Политико-географические причины. Границы многих государств мира складывались не на протяжении многих столетий, под влиянием исторических событий, а были буквально «нарезаны», искусственно начерчены на карте. Это в первую очередь относится к африканским странам, бывшим советским республикам, а так же к ряду стран Ближнего Востока (Иордания, Сирия, Палестина и др). Часто получалось, что границы разделяли один народ между несколькими странами. Курды, не имеющие своей государственности, живут в Турции, Ираке и Иране. В Турции они стремятся к автономии или даже независимости, и стремление к отделению привело к затяжному этно-территориальному конфликту. К таким конфликтам относятся так же приднестровский, нагорно-карабахский, отчасти палестино-израильский и др.

Динамика этнического конфликта

Этнический конфликт – один из опаснейших видов конфликта как по специфике своего развития, так и по сложности урегулирования. Во время таких конфликтов происходят серьёзные изменения в восприятии народами друг друга, которые могут оказаться очень устойчивыми. И если в ходе политического или экономического конфликта всегда существует возможность компромиссного решения (и стороны, имея это в виду, не заходят слишком далеко в своём противоборстве), то этнический конфликт подобных ограничителей не имеет (в нём преобладает эмоциональная сторона) и может привести к крайней форме – геноциду.

При этническом конфликте наблюдаются следующие социально-психологические явления.

Социальная категоризация – в данном случае это чёткая

дифференциация участников конфликта на «своих» и «чужих» по этническому признаку. В ходе конфликта возрастает значение двух последствий социальной категоризации:

Деиндивидуализация (обезличивание). Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. «Свои» и «чужие» воспринимаются как однородная масса, индивидуальные различия теряются, растворяются.

Дифференциация. Члены двух конфликтующих групп воспринимаются как более далёкие друг от друга, чем это есть на самом деле. Часто культурные или даже языковые границы между этносами трудно уловимыми и расплывчаты. Но в ситуации конфликта субъективно они воспринимаются как ясные и чёткие. Так, ирландцы-католики в Ольстере резко противопоставляют себя ирландцам-протестантам, несмотря на фактическую идентичность культуры и языка.


Полярность оценок и мнений, стереотипизация. Во время этнических конфликтов очень большую роль играют стереотипы, причём с ярко выраженным негативным контекстом. Остаться в стороне, быть нейтральным, если вы принадлежите к одной из враждующих этнических общностей очень сложно, так как часто в таких ситуациях используется принцип «кто не с нами – тот против нас».

Иллюзорная корреляция. При иллюзорной корреляции два класса явлений воспринимаются как тесно связанные (коррелирующие) между собой, хотя на самом деле связь между ними или вообще отсутствует, либо она очень слаба. На принципе иллюзорной корреляции построены утверждения вроде «африканские государства экономически отсталые потому, что негры – ленивы», «евреи богатые, а потому стремятся захватить власть над миром», «в Коране есть слова про войну с неверными, и поэтому все мусульмане готовы убивать христиан, индуистов и других «неверных».

Теория заговора. При этнических конфликтах часто возникают так называемые теории заговора, которые предлагают простые объяснения сложным явлениям. Это проявляется в поиске ответа на вопрос «кто виноват» (вместо «почему это произошло»). Например, все неурядицы и проблемы среди представителей одного народа объясняются происками (или глобальным заговором) другого - евреев, американцев, цыган и др.

Российский этнопсихолог Г. Солдатова выделила четыре фазы межэтнической напряжённости:

Латентная (скрытая) фаза напряжённости. Это в целом

нормальный психологический фон этнических отношений, связанный с элементами новизны или неожиданности, например, ситуации знакомства этносов, взаимодействия.

Фрустрационная фаза напряжённости. Она имеет в своей основе

ощущения гнетущей тревоги, отчаяния, раздражения, гнева, разочарования. Она проявляется в виде бытового национализма, которому способствуют уничижительные групповые клички-характеристики («лица кавказской национальности», «чурки», «ниггеры» и т.д.).

Конфликтная фаза напряжённости. Возникновение открытого

противоборства между сторонами конфликта через ненасильственные методы (законодательные инициативы, демонстрации, судебные разбирательства).

Кризисная напряжённость. Фаза открытого насильственного

столкновения.

 

42. Психологические проблемы глобализации современного мира.

 







Date: 2016-08-30; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию