Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории стратегического управления
n Школы стратегического управления. В стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые опираясь на общие базовые принципы дисциплины, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные приоритеты. Такие направления называются школами стратегического менеджмента. Наиболее известной классификацией подходов к процессу выработки стратегии развития предприятия является типология, предложенная Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелем в работе «Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента», изданной в 1997 г. Авторы выделяют десять научных школ, рассматривая их в следующей последовательности (табл. 3). Выделенные школы подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер, т.е. обращают внимание на то, как должны формироваться стратегии. Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегии. Последняя школа – конфигурации - объединяет задачи всех предшествующих школ. В настоящее время широко известны и разработаны три конструктивистские теории (школы) стратегического управления, позволяющие сформулировать конкретные стратегии развития организации в соответствии с современными представлениями экономической науки. Школа дизайна, идеолог К. Эндрюс, представитель так называемой Гарвардской группы. Отличительные положения стратегического управления с позиции данной школы состоят в следующем:
Таблица 3 Школы стратегического менеджмента (Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел, 1997 г.)
формулирование стратегии рассматривается как процесс нахождения соответствия между возможностями фирмы и характеристиками ее внешней среды; стратегия, разработанная для конкретной организации уникальна, ее формулирование есть результат сочетания искусства и профессионализма высшего руководства; основным методом, применяемым при формировании стратегии, является SWOT-анализ. Школа планирования, основатель И. Ансофф. Принципиальные положения данной школы: стратегия есть результат контролируемого, процесса формального пошагового планирования, представленного в виде контрольных таблиц и поддерживаемого соответствующими моделями; основным инструментом стратегического управления является «вектор роста» (матрица «товар / рынок» И. Ансоффа) и соответствующие модели диверсификации на основе портфельного анализа. Школа позиционирования, основатель М. Портер. Принципиальные положения данной школы: для каждой отрасли имеется ограниченное число ключевых стратегий, представляющих собой стандартные решения для любых типов организаций; реализация стратегии позволяет получить конкурентное преимущество; основным инструментом стратегического управления является конкурентный анализ, который позволяет выбрать одну из типовых стратегий конкуренции. В качестве методов анализа предлагается использовать «пять сил конкуренции», «цепочку стоимости», выделение стратегических групп. К числу общих базовых положений рассмотренных конструктивистских теорий стратегического управления можно отнести: стратегии формулируются как набор жестких предпочтений, хорошо продуманных заранее; стратегии формулируются высшим руководством организации исходя из системы ценностей, миссии и культуры поведения; внешняя среда организации достаточно постоянна по своим качественным параметрам и может быть исследована имеющимися приемами и методами. С течением времени постулаты, положенные в основу конструктивистских теорий стали утрачивать свою силу. n Стратегический менеджмент как стратегический процесс. Современные теории стратегического менеджмента исследуют стратегическое управление как триаду «содержание – процесс – контекст» /40/. Схематично данная концепция представлена на рис. 8 /40/.
Рис. 8. Соотношение цели организации и трех аспектов стратегического управления
Центральное место отдается содержанию стратегии (приоритет конкурентных преимуществ), но постоянно учитывается процесс и контекст. Однако такая постановка вопроса не является аксиомой. Так, Г. Минцберг акцентирует внимание на процессном аспекте стратегии /41/. Стратегический менеджмент рассматривается как стратегический процесс в рамках менеджмента организации, позволяющий стабилизировать функционирование компаний с позиции получения высокой и устойчивой прибыли /32 /. Суть стратегического процесса в этом случае, можно представить как процесс преодоления противоречий, обусловленный тремя основными дихотомиями стратегического управления (табл. 4). Таблица 4 Основные дихотомии стратегического управления по В.С. Катькало /12/
С точки зрения В.С. Катькало, «дихотомии между содержанием и процессом стратегического управления, предпринимательскими и административными механизмами успешных стратегий, а также между внутренними и внешними факторами конкурентных преимуществ должны трактоваться как своего рода допущения о комплексном характере феномена стратегии фирм. Противопоставление элементов этих дихотомий концептуально непродуманно, поскольку разрывает единство данных противоположностей, реально имеющих место в практике менеджмента» /12/.
Date: 2016-08-30; view: 554; Нарушение авторских прав |