![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Экономический смысл и функции цен. Виды цен в современных условиях хозяйствования.
Цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар. В экономической теории и практике применяют значительное количество видовцен: цена производства, розничная цена, цена предложения, цена спроса, рыночная цена, справочная и удельная цена и др. Ценовая политика предприятия (фирмы) – это совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен лучших результатов хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого сбыта, получение достаточной прибыли. Цена выполняет различные экономические функции: учетную, распределительную, стимулирующую и регулирующую. Учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т. е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях обеспечивает возмещение затрат на производство и реализацию. Эту функцию цены выполняют всегда. Распределительная функция состоит в распределении дохода между производителями и потребителями. Стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что повышение цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивно дефицитных видов продукции, а понижение – к снятию с производства устаревшей продукции. Регулирующая функция цены выражается в сбалансировании спроса и предложения. Договорная цена – это стоимость работы, за которую изготовитель (подрядчик) согласен изготовить объект заказа. 16. Ценовая политика предприятия: этапы, цели, влияние факторов. Методы ценообразования в рыночных условиях. Ценовая политика предприятия (фирмы) – это совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение
Закон Украины «О ценах и ценообразовании» (1990 г.) определяет основные принципы установления и применения цен и тарифов и организацию контроля за их соблюдением на территории Украины, а также виды цен. Согласно этому Закону, цены и тарифы делятся на свободные цены и тарифы и на государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Система цен, которая действует в Украине в современных условиях, включает в себя фиксированные, регулируемые и свободные цены (см. рис. 7.2). Фиксированные цены на продукцию разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными органами. Регулируемые цены устанавливаются и регулируются органами ценообразования. По характеру действия они являются рыночными, свободными ценами. В отличие от стабильных плановых цен, такие цены являются гибкими (эластичными), изменяясь соответственно к изменениям спроса и предложения.
В условиях рынка и в переходной экономике цены на промыш-ленную продукцию могут быть твердыми и динамичными. Твердая цена на продукцию определяется при заключении договора или контракта на выполнение сложных, трудоемких и дорогостоящих работ. Эта цена остается неизменной на весь период выполнения заказа (контракта). Динамичная цена устанавливается на определенную дату заключения договора, контракта и предусматривает ее корректировку в течение периода выполнения заказа в связи с изменением уровня цен на используемые ресурсы. Договорная цена – это стоимость работы, за которую изготовитель (подрядчик) согласен изготовить объект заказа. Она используется при проведении взаиморасчетов между субъектами сделки и может быть как твердой, так и динамичной ценой. Твердые договорные цены, как правило, устанавливаются на период 1–1,5 года, а динамичные – могут уточняться в течение всего срока выполнения крупного заказа. Текущий или прогнозируемый уровень цены может определяться на основе ее базисного уровня (такая цена называется базисной) и системы корректирующих индексов стоимости (цен, расходов). Эти индексы цен представляют собой безразмерные величины, определяемые на основе данных статистической отчетности и материалов первичного учета, и находятся как отношение текущих стоимостных показателей к базисным. Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления государственных фиксированных цен (тарифов); граничных уровней цен (тарифов) или граничных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов. В 1995 г. утвержден Перечень продукции монопольных образований, цены на которую подлежат государственному регулированию. Во внешнеэкономической деятельности государственное регулирование цен состоит в определении и рекомендации к применению на внешних рынках так называемых индикативных цен, продажа ниже которых ведет к экономическим санкциям против отечественных товаропроизводителей. Индикативные цены являются обязательными к использованию субъектами внешнеэкономической деятельности всех форм собственности при заключении и осуществлении внешнеэкономических соглашений (контрактов). В рыночных условиях для выбора изготовителя сложной и трудоемкой продукции (работ) проводится конкурс (тендер), в котором побеждает претендент, предложивший наиболее выгодные условия для покупателя. Конкурсное предложение претендентом товара или услуг покупателю принято называть офертой. Оферта – поданный претендентом тендерному комитету комплект документов, содержащих предложения и условия, при которых он согласен выполнить определенный заказ. Оферта определяет срок выполнения контракта, перечень объемов работ с указанными стоимостными показателями, которые обосновывают цену оферты. В зависимости от того, кем и кому реализуется продукция и товары, все цены (и свободные, и государственные фиксированные и регулируемые) делятся на оптовые и розничные. Оптовые (отпускные) цены применяются при расчетах между предприятиями и организациями – товаропроизводителями и потребителями (покупателями) продукции и товаров. Оптовая цена в таких случаях включает в себя себестоимость, прибыль (норматив прибыли) и налог на добавленную стоимость. Если продукция (товар) относится к подакцизным товарам, то в цену включается также акцизный сбор – косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары. В этом случае НДС начисляется с учетом суммы акцизного сбора. В случаях реализации продукции (товаров) через посредников по свободным ценам в цену включается также посредническо-сбытовая наценка, максимальный размер которой может быть ограничен государством. При отсутствии посредников розничные цены на товары формируются исходя из оптовой цены путем включения в нее торговой надбавки. Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой цены путем включения в нее торговой надбавки. Эти цены применяются в отношениях между предприятиями торговли и потребителями. Расчетная цена на любую машину должна сопоставляться с ценами фирм-конкурентов и в процессе переговоров и согласования цен она должна корректироваться в большую или меньшую сторону так, чтобы в конечном итоге обеспечивать приемлемую цену для производителя техники. В этом состоит суть гибкого механизма ценообразования. Другими словами, в начале определяется базисная цена, которая затем подлежит корректировке. В качестве базисной цены, как ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены, при заключении сделки купли-продажи могут использоваться расчетные, справочные или прейскурантные цены. Методы ценообразования, используемые различными авторами, можно свести к двум основным – затратный и ценностный. Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен в целях обеспечения общественного производства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. На промышленных предприятиях используются следующие методы ценообразования. Метод прямого калькулирования – составления калькуляции на конкретное изделие или группы изделий. Этот метод используется при установлении цен на продукцию индивидуального производства, на принципиально новые изделия. Нормативно-параметрический метод. Цены на конкретное изделие устанавливаются исходя из нормативов затрат и с учетом технико-экономических параметров, характеризующих потребительскую стоимость изделий. Наибольшее применение получил данный метод там, где имеется тесная связь между параметрами изделия и нормативами затрат. Параметрический метод предполагает сопоставления показателей качества аналогичных или взаимозаменяемых изделий, оценку различия в этих показателях и определение цены нового изделия исходя из уровня действующих цен с учетом качества и потребительских свойств. Параметрический ряд – это группа изделий или материалов, характеризующаяся единством назначения и общностью технологических процессов изготовления. Балловый метод применяется, когда невозможно количественно оценить параметры изделия и для этой цели используются усредненные экспертные оценки. Метод удельной цены. Используется при наличии прямо пропорциональной зависимости между основным параметром и ценой. Этот метод применяют для экспресс-оценки цены, поскольку он не дает достаточно высокой точности прогноза цены. При известной стоимости килограмма массы, кубометра объема и других параметров машин и оборудования, строящихся объектов, проект цены определяется умножением этой удельной (на единицу параметра) цены на значение главного параметра новой техники, нового калькулируемого объекта. Агрегатный метод – применяется в случае оценки конструктивно сложного изделия, состоящего из самостоятельных изделий, у каждого из которых своя цена. Цена изделия в данном случае включает сумму цен отдельных изделий, входящих в него. Примером использования агрегатного метода является расчет сметной стоимости вычислительных комплексов, систем управления электроприводом, затрат на ремонты автомобильной и сельскохозяйственной техники и др. Метод множественной корреляции применяется, когда есть зависимость цены от нескольких параметров. Метод, основанный на корреляционно - регрессионном анализе, требует предварительной экономико-математической обработки эмпирической информации и определения регрессионных уравнений, описывающих зависимости цен от изменения параметров качества.
17. Прибыль как мера эффективности деятельности предприятия: сущность и значение, место и роль прибыли в современных условиях хозяйствования. Влияние факторов на прибыль предприятия. 18. Виды прибыли, способы их расчета. Функции прибыли. Налогообложение прибыли предприятия. Прибыль – это часть чистого дохода (выручки), которая остается у предприятия после возмещения всех затрат, которые связаны с производством, реализацией продукции и другими видами деятельности. Согласно определению прибыли, сопоставление доходов, полученных по любому виду деятельности, с расходами по этому же виду деятельности позволяет определить соответствующую прибыль.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции: – характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; – стимулирует финансовую деятельность предприятия, поскольку одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; – является одним из источников формирования бюджетов различных уровней. Методы определения прибыли, установление факторов ее роста актуальны по ряду причин. Во-первых, с введением новых стандартов бухгалтерского учета, изменилось определение видов деятельности, а, соответственно, и терминология, устанавливающая название и виды прибыли. Во-вторых, установление источников и факторов роста прибыли важно для эффективной работы предприятия, поскольку прибыль может быть использована на увеличение уставного фонда, научно-техническое и социальное развитие предприятия, на материальное поощрение его коллектива, на выплату дивидендов акционерам, пополнение оборотных средств и формирование резервного фонда. Важными факторами, которые обеспечивают повышение прибыли и рентабельности предприятия, являются рост производительности труда, фондоотдачи, экономия материальных ресурсов, уровень технического прогресса, а именно, механизация и автоматизация трудоемких технологических процессов, совершенствование уровня организации производства и др. Учет и оценка таких факторов на предприятии способствует повышению эффективности деятельности предприятия. Алгоритм формирования налогооблагаемой и чистой прибыли предопределяется действующими в Украине законами, устанавливающими виды налогов, их ставки и объект налогообложения. Плательщиками налога на прибыль являются субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие деятельность по получению прибыли. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая как разница между суммой скорректированного валового дохода (Дскор) и суммой валовых затрат (ВЗ), и амортизационных отчислений. Date: 2016-08-30; view: 971; Нарушение авторских прав |