Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бхаджана-рахасья-вритти





Садхаке, который без оскорблений повторяет святое имя Шри Кришны, присущи четыре качества: 1) естественное смирение, вызванное полной непривязанностью к объектам чувств, 2) чистое, лишённое зависти сострадание, 3) чистота сердца и свобода от ложного эго, 4) почитание каждого согласно его положению.

Тарор апи сахишнуна означает «терпеливее дерева». Дерево настолько терпеливо, что по своей доброте предлагает прохладную тень и сладкие плоды даже тому, кто пришёл его срубить. Преданные Кришны ещё милостивее, чем дерево, являя свою доброту всем без исключения – и друзьям, и врагам. В этом проявляется их лишённое зависти сострадание. Даже находясь на вершине в царстве бхакти, такие преданные не ведают гордыни. Они знают, что Кришна пребывает в сердце каждого живого существа, и потому всем оказывают должное почтение. Такие преданные воистину достойны совершать шри-кришна-нама-киртану, а значит, обрести кришна-прему.

(Шри Бхаджана-рахасья, стр. 157-158)

Вопросы

1. Что такое нама-санкиртана? Почему важны движения губ?

2. Каковы необходимые условия для санкиртаны? [Истоки Ратха-ятры, 244]

3. Какой из девяти процессов преданного служения является наиболее важным?

4. Какая форма киртана является лучшей? [За пределы Вайкунтхи, 21-22]

5. Почему нама-санкиртана превосходит смарану? Каков лучший метод смараны?

6. Каково заключение относительно славы и могущества шри харинама-киртаны и харинама-джапы?

7. Как мы должны повторять джапу и петь шри харинама-киртану? [9 июля 1999 г., Кент, Англия]

8. Как мы можем стать достойными совершать непрерывную шри-кришна-нама-киртану?


 

Модуль 13В – Нама-таттва – нама-апарадха

Объяснение оскорблений.

Выслушав вопрос Виджая-кумара о нама-апарадха-таттве, Бабаджи Махарадж с большой радостью начал отвечать: «Точно так же, как святое имя (нама-таттва) является высшей трансцендентной истиной, оскорбление святого имени (нама-апарадха) является самым страшным из всех грехов. Приняв прибежище у святого имени, человек может легко избавиться от всех своих оскорблений и грехов, однако нама-апарадха не уходит так просто. Описывая славу святого имени, «Падма-пурана» провозглашает:

 

нама-апарадха-йуктанам наманй эва нарантй агхам

авишранта-прайуктани танй эвартха-карани ча

(Падма-пурана, Сварга-кханда 48, 49)

 

«Святое имя уничтожает все грехи в сердце человека. Непрерывно повторяя святое имя, человек избавится от всех оскорблений и обретет кришна-прему – высшее сокровище и цель жизни».

 

Если нама-апарадхи (человек, совершающий оскорбления святого имени) будет непрерывно повторять харинам, несомненно, нама-дева устранит его оскорбления, которые являются препятствием к обретению духовного совершенства. Подумайте, мои дорогие сыновья, как трудно избавиться от нама-апарадхи. Поэтому с самого сначала будьте очень внимательны и стремитесь к чистому воспеванию. Если преданный прилагает большие усилия в этом направлении, очень быстро он сможет повторять чистое святое имя (шуддха-нама). Даже если человек проливает слезы, произнося кришна-нам, если волосы на его теле встают дыбом и он проявляет все признаки экстаза, нама-апарадхи не позволят ему произнести чистое святое имя. Это то, о чем должен помнить каждый садхака – пока он не избавится от оскорблений святого имени, шуддханам останется недоступным для него».

Виджая-кумар: «Прабху, что собой представляет чистое святое имя?»

Бабаджи: «Чистым называется имя, произнесенное без десяти видов оскорблений. Чистота произнесения имени не имеет ничего общего с вопросом правильного произношения букв, составляющих его. В «Падма-пуране» (Сварга-кханда 48.60-61) говорится:

 

намаикам йасйа вачи смарана-патха-гатам шротра-мулам гатам ва

шуддхам вашуддха-варна-вйавахита-рахитам тарайатй эва сатйам

тач чед деха-дравина-джаната лобха-пашана-мадхйе

никшиптам сйанн апхала-джанакам шигхрам эватра випра

 

«О лучший из брахманов, когда святое имя Господа Хари появляется на языке, входит в ухо или возникает в уме, человек немедленно обретает освобождение. При этом неважно, правильно ли произнесено имя с точки зрения грамматических правил, в чистом состоянии или нечистом, целиком или по слогам. Иными словами, сила святого имени не зависит от всего этого. Однако следует иметь в виду, что человек не обретет возвышенный плод воспевания святого имени в том случае, если будет совершать нама-апарадхи (т.е. произносить святое имя, стремясь при этом удовлетворить запросы своего тела, желая славы, богатств, последователей, женщин и т.д.). Поэтому необходимо тщательно избегать нама-апарадхи».

Существует два вида препятствий: простое и великое. Первый вид препятствия проявляется, как нама-абхаса; преданный, повторяющий нама-абхас, сможет обрести плод харинама-бхаджана только после продолжительного времени. Второй вид препятствия – это нама-апарадха. Только непрерывное повторение святого имени может устранить этот вид препятствия».

Виджая-кумар: «Очевидно, что садхака должен знать все виды оскорблений святого имени. Будь добр, перечисли подробно все существующие виды нама-апарадхи».

Бабаджи: ««Падма-пурана» (Брахма-кханда 25.15-18) приводит список из десяти видов оскорблений святого имени и подробно разбирает каждое из них.

1. Самым серьезным оскорблением святого имени является критика святых Вайшнавов. Господь Шри Кришна никогда не потерпит оскорбительного отношения к великим душам, которые своей преданностью святому имени утверждают в мире его славу.

2. Святое имя Господа Вишну в высшей степени благоприятно, так же как и Его личностный образ, качества и трансцендентные развлечения. Тот, кто пытается отделить Верховную Личность Бога от Его святого имени, образа, качеств или игр, считая их материальными, совершает величайшее оскорбление. Точно так же оскорбительно считать имена полубогов, таких, как имя Шивы, находящимися на одном уровне с именем Вишну.

Другие оскорбления святого имени звучат следующим образом:

3. гурор-авагья: считать своего духовного учителя, наделенного знанием нама-таттвы, обычным человеком, обладающим телом, созданным из пяти материальных элементов, и вследствие этого завидовать его возвышенному положению;

4. шрути-шастра-нинданам: критиковать Веды или литературу, следующую ведической традиции (Пураны и т.д.);

5. артхавадах: считать славу шри харинама преувеличением или давать вымышленные интерпретации святому имени;

6. хари-намни-калпанам: считать славу святого имени воображаемой.

 

намно балад йасйа хи папа-буддхир

на видйате тасйа йамаир хи шуддхих

 

7. Осознанно грешить, считая, что святое имя Кришны может нейтрализовать любое количество грехов. Несомненно, если кто-либо ведет себя подобным образом, он не сможет очиститься ни с помощью аскез йоги (состоящей из таких стадий, как яма, нияма, дхьяна, дхарана и т.д.), ни искупить свою вину страданиями на планете Ямараджа.

 

дхарма-врата-тйага-хутади-сарва

шубха-крийа-самйам апи прамадах

 

8. Великим оскорблением считается приравнивать повторение святого имени к ритуалам карма-канды (мирской обрядовой религиозности), таким как дхарма (религиозные обязанности), врата (посты и обеты), тьяга (отречение), хома (огненное жертвоприношение) и т.д.

 

ашраддадхане вимукхе ’пй ашринвати

йаш чопадешах шива-нама-апарадхах

 

9. Оскорбительно рассказывать о славе святого имени людям, не желающим слушать об этом, атеистам, не имеющим веры в метод харинама-бхаджана.

 

шруте ’пи нама-махатмйе йах прити-рахито нарах

ахам-мамади-парамо намни со ’пй апарадха-крит

 

10. Тот считается оскорбителем святого имени, кто, даже узнав об удивительной славе шри харинама, продолжает сохранять мирские представления о жизни, не проявляет ни малейшего энтузиазма к воспеванию святого имени и при этом думает так: «Я всего лишь тело, состоящее из крови, плоти и кожи, и все, что связано с этим телом, является моей собственностью»».

Виджая-кумар: «Пожалуйста, подробно объясни каждый из произнесенных тобой стихов, чтобы я смог глубоко понять суть каждого оскорбления».

Бабаджи: «Первая шлока описывает две нама-апарадхи. Первым оскорблением является критика преданных Господа, которые, оставив все виды мирской деятельности (карма, дхарма, гьяна, йога, тапасья и т.д.), приняли полное прибежище у святого имени Бхагавана. Харинама-прабху не потерпит оскорблений своих чистых преданных, которые в этом мире проповедуют Его славу. Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять себе критиковать шуддха-вайшнавов; необходимо считать их лучшими из святых людей и постоянно находиться в их обществе, совершая нама-киртану. Поступая так, человек быстро обретет милость святого имени».

Виджая-кумар: «Итак, нам вполне понятно первое оскорбление. Пожалуйста, объясни, что собой представляет вторая нама-апарадха».

Бабаджи: «Во второй части шлоки содержится объяснение второй нама-апарадхи. Этот вид оскорбления святого имени можно объяснить двумя способами.

Согласно первому толкованию, оскорбительно считать Сада-Шиву и других главных полубогов во всех отношениях равными Бхагавану Шри Вишну или же независимыми от Него. Согласно доктрине бахв-ишвара-вада, Сада-Шива есть совершенный всемогущий повелитель, не зависимый от Верховной Личности Бога, Вишну. Такие представления создают препятствия к обретению ананья-бхакти. Шри Кришна (Вишну) есть Верховный повелитель, а Шива и другие полубоги получают власть и силу от Него одного. Полубоги не имеют какой-либо независимой силы или могущества.

Второе объяснение этой шлоки таково: человек не должен считать всеблагую (шива) трансцендентную природу Бхагавана Шри Вишну, Его качества, игры и образ отличными от Его вечного духовного тела (сат-чит-ананда-виграха). Образ Кришны, Его имя, Его качества, Его игры абсолютно духовны и неделимы. Тот, кто имеет теоретическое (гьяна) и практическое (вигьяна) знание об этом, при повторении святого имени Господа Кришны не нанесет такого оскорбления. Таким образом, харинама-киртана должна совершаться с самбандха-гьяной».

Виджая-кумар: «Я хорошо понял суть первой и второй нама-апарадхи, поскольку ранее ты весьма подробно объяснил мне природу одновременного единства-отличия, фундаментального философского принципа, определяющего связь Кришны с Его трансцендентной формой, Его трансцендентными качествами, Его именами, Его неотъемлемыми частицами, т.е. всего, что связано с Ним.

Тот, кто принимает прибежище у святого имени, должен, обратившись к духовному учителю, познать природу духа (чит-таттва) и материи (ачит-таттва) и постичь характер их взаимоотношений. Теперь, будь так добр, объясни, что собой представляет третья нама-апарадха».

Бабаджи: «Нама-гуру – это учитель, который дает наставления о природе нама-таттвы; святая обязанность ученика – сохранять преданность лотосным стопам такого наставника. Воспевание имени является высшим из всех видов духовной деятельности и главным из всех указаний гуру. Человек, принижающий своего нама-гуру, считающий, что тот, обладая знанием нама-шастры, недостаточно учен в философии «Веданты» или в каких-либо разделах ведического знания, совершает нама-апарадху, называемую гурор-авагья. Необходимо помнить, что нама-таттва-вид гуру (духовный учитель, познавший истинную природу святого имени) выше любого другого учителя».

[К четвёртой нама-апарадхе ] «В шрути шастрах описана конечная цель жизни. Там говорится, что нама-киртана есть лучший из всех видов методов, ведущих к этому высшему совершенству… Таким образом, можно видеть, что Веды и Упанишады постоянно воспевают славу святого имени. Поэтому тот, кто осмеливается критиковать священные писания, совершает нама-апарадху. Особенно плачевно положение тех, кто с пренебрежением относится к шрути мантрам, прославляющим святое имя, и вместо этого подчеркивает важность других мантр, упоминаемых в писаниях. Поступая таким образом, оскорбитель не сможет обрести вкус к воспеванию святого имени. Вы должны совершать харинама-бхаджан, имея ясное понимание, что хари-нама является самим сердцем священных писаний, и те шрути мантры, которые прославляют нама-киртану, есть самые главные из всех утверждений шастр»…

«Дающий мирские интерпретации святому имени совершает пятое оскорбление. «Джаимини-самхита» объясняет эту нама-апарадху следующим образом:

«Навеки отправится в ад жалкий человек, считающий, что мантры Вед и Упанишад, шлоки Пуран и других ведических произведений в своем славословии имени Хари полны преувеличений».

В «Брахма-самхите» Шри Бхагаван обращается к Брахме со следующими словами: «Если человек, услышав о славе шри хари-нама, не обретает веру в метод воспевания святого имени и считает все блага, которые оно дарует, преувеличением, Я отправлю его в самый страшный из адов, наполненный самыми жуткими страданиями».

В священных писаниях говорится, что святое имя содержит в себе все энергии Бхагавана; оно абсолютно духовно и способно разрушить иллюзию материального мира (освободить дживу из цикла рождения и смерти).

«Вишну-дхарма-пурана» утверждает: «О царь, святое имя Господа Кришны столь благодатно, что мгновенно освобождает человека, который произнесет его, от последствий миллионов грехов, совершенных им в течение миллионов жизней».

В «Брихад-нарадия-пуране» говорится: «О лучший из брахманов, шри хари-нама киртана есть лучшее из всех видов праяшчитты (методов искупления греха). Того, кто оставляет святое имя, я считаю не лучше животного».

В «Брихад-вишну-пуране» говорится: «Повторяя святое имя Кришны, человек сможет избавиться от большего количества грехов, чем он способен совершить».

Эти описания славы святого имени являются высшей истиной. Тем не менее, люди, зарабатывающие на жизнь проведением религиозных церемоний карма-канды или обучающие других знанию о безличном Брахмане, чтобы сохранить свой статус-кво, объявляют подобные утверждения шастр преувеличением. Они утверждают, что священные писания сознательно возвеличивают нама-киртану, чтобы привлечь людей и пробудить в них вкус к святому имени. Тот, кто совершает эту нама-апарадху, никогда не сможет обрести вкус к хари-нама бхаджану. Необходимо предаться святому имени с полной верой в истинность утверждений шастр и тщательно избегать общества людей, дающих ложные мирские толкования. Случайно увидев такого человека, нужно немедленно принять омовение, бросившись в воду в одежде. Таково наставление Шри Чайтаньи Махапрабху»…

«Считающий имя Бхагавана воображаемым, совершает шестое оскорбление святого имени. Майавади и карми представляют Абсолютную Истину лишенной формы и имени. Они убеждены в том, что риши изобрели такие имена, как Рама и Кришна, для того, чтобы помочь людям достичь совершенства. Рассуждающие подобным образом – оскорбители святого имени. Хари-нама не является воображаемой; хари-нама – вечная духовная васту. Сад-гуру и Веды учат, что хари-нама нисходит с трансцендентного плана и являет себя на языке преданного, чьи чувства заняты служением Бхагавану. Садхака всегда должен помнить, что хари-нама есть Высшая Абсолютная Истина; тот же, кто считает святое имя воображаемым, будет лишен милости хари-нама и не достигнет цели своего бхаджана»…

«Тот, кто грешит, надеясь очиститься с помощью повторения святого имени, совершает оскорбление харинама. Он не сможет искупить свою вину с помощью таких методов, как аскетизм, соблюдение постов и т.п., ибо его умонастроение оскорбительно по отношению к святому имени».

Виджая-кумар: «Прабху, ты говорил о том, что хари-нама может устранить последствия любого греха. Почему же это не происходит в данном случае? Почему этот грех не уничтожается и его считают одним из видов нама-апарадхи

Бабаджи: «Мои дорогие сыновья, в тот день, когда джива произнесет чистое святое имя (шуддха-нама), мгновенно будут уничтожены все последствия его материалистичной деятельности. Первая шуддха-нама уничтожит прарабдха- и апрарабдха-карму, а вторая шуддха-нама принесет с собой прему (чистую любовь к Богу). Человек, который произносит чистое святое имя, не имеет ни вкуса к греховной деятельности, ни стремления к мирскому благочестию. Он свободен от двойственности греха и добродетели. Его также не привлекает идея безличного освобождения. Следует ясно понимать, что вайшнав, повторяющий шуддха-нам, не может совершить грех, однако воспевание святого имени в устах нама-апарадхи-вайшнава является нама-абхасой, а не шуддха-намой. На стадии нама-абхасы человек освобождается от греховного прошлого и самой склонности к греховной деятельности, хотя при этом могут сохраняться какие-либо особенности его предшествующей материальной обусловленности, заставляющей его вновь поступать греховным образом. Даже если случайно такой преданный совершает грех, нама-абхаса мгновенно нейтрализует его последствия. Однако если человек продолжает сознательно грешить, надеясь на очистительную силу святого имени, тем самым он совершает нама-апарадху».

Виджая-кумар: «Что представляет собой восьмая нама-апарадха

Бабаджи: «Благочестивая деятельность (сат-карма) включает в себя исполнение всех дхарм, таких, как варнашрама-дхарма, раздача милостыни, проведение религиозных церемоний, соблюдение постов и обетов (врата), отречение (санньяса-дхарма), проведение огненных жертвоприношений (ягья), аштанга-йога и т.д. Все это – джада-дхарма (материалистическая дхарма), тогда как святое имя Бхагавана находится за пределами материальной природы. Сат-карма не имеет собственной ценности; она – средство, ведущее к достижению трансцендентной цели. Однако хари-нама есть средство (на ступени садханы) и цель (на стадии садхьи). Приравнивать сат-карму к святому имени значит совершать нама-апарадху. Последствия материальной деятельности ничтожны, и тот, кто молит святое имя даровать ему эти жалкие плоды, наносит оскорбление святым стопам имени Хари. Такой человек являет ограниченность своих представлений о нама-таттве, сводя воспевание безграничного имени Бхагавана к ограниченной сат-карме. Дорогие сыновья, примите прибежище у святого имени, хорошо зная, что плоды материальной деятельности временны и несовершенны, тогда как святое имя абсолютно духовно и само по себе является высшим достижением для дживы. Такое понимание метода преданного служения называется абхидхея-гьяна».

Виджая-кумар: «Ничто не может сравниться со святым именем; это для нас понятно. Пожалуйста, прабху, опиши девятую нама-апарадху».

Бабаджи: «Наиболее значимые из всех наставлений Вед учат величию шри харинама. Воспевание святого имени является высшим из всех видов духовной практики. Однако нельзя давать подобные наставления тем, кто лишен трансцендентной веры, тем, кто равнодушен к преданному служению Господа Хари и не имеет вкуса к повторению святого имени. Хотя святое имя в высшей степени благодатно для каждого, нельзя рассказывать недостойным людям о его славе. Достаточно просто повторять имя и позволять им слышать его. Став парама-бхагаватой (преданным высшего уровня), вы сможете передавать мирским людям шакти, духовную силу, пробуждающую в них веру в бхакти, делая их достойными принимать наставления в воспевании харинама. До тех пор, пока вы остаетесь преданными среднего уровня (мадхьяма-адхикари), избегайте неверующих, завистливых и равнодушных».

Виджая-кумар: «Иногда можно видеть, что человек, выдающий себя за духовного учителя, побуждаемый жадностью, стремлением к славе и деньгам, дает святое имя людям недостойным и не обладающим соответствующим качествами. Как мы должны относиться к таким псевдо-учителям?»

Бабаджи: «Они – нама-апарадхи (оскорбители святого имени)».

Виджая-кумар: «Пожалуйста, милостиво объясни десятую нама-апарадху».

Бабаджи: «Материалист опьянен гордостью. Он думает о себе: «Я богатый и счастливый. У меня большая семья, много слуг и почитателей». Иногда такой человек, услышав о славе святого имени, начинает мечтать об отречении или же на мгновение в нем загорается искра духовного понимания. Однако, не обладая ни привязанностью к Кришне, ни вкусом к святому имени и не стремясь к чистому преданному служению, он невольно совершает оскорбление. Ради блага таких людей Шри Чайтанья Махапрабху сказал:

 

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис

татрарпита нийамитах смаране на калах

этадриши тава крипа бхагаван мамапи

дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

(Шикшаштака 2)

 

«О мой Господь, Ты всегда пребываешь во всех Своих именах, таких, как Кришна, Говинда, Гопала. Ты находишься в них вместе со всеми Своими энергиями; каждый человек должен повторять эти имена, невзирая на время, место, обстоятельства, ибо шри нам не зависит от правил и предписаний. О Господь, Ты беспричинно милостив, придя ко мне в образе Своего имени, но я из-за своих оскорблений (нама-апарадха) не имею вкуса к нама-бхаджану».

Дорогие мои сыновья, будьте осторожны и не совершайте десяти видов нама-апарадх; тогда вы сможете непрерывно повторять святое имя, которое наградит вас премой. Обретя дар божественной любви, вы станете парама-бхагаватами (великими преданными Господа)».

(Джайва-дхарма, стр. 415-423)

Невнимательность (из Шри Харинама Чинтамани).

Нама-апарадха, известная, как прамада или невнимательное воспевание.

Шрила Харидас Тхакур говорил: «O, Господь Чайтанья, ты учил Шрилу Санатану Госвами здесь в Джаганнатха Пури и Шрилу Гопалу Бхатту Госвами на Юге Индии, что Святое Имя нужно воспевать внимательно. Невнимательность в воспевании – это нама-апарадха. Можно тщательно избегать всех остальных нама-апарадх, и все еще не испытывать экстаза чистого Имени. Это – признак другого типа нама-апарадхи, известной как прамада, которая не дает преданному достичь стадии ништхи, или устойчивой веры. Это, в свою очередь, мешает дальнейшему развитию бхакти в цветущую Кришна-прему».

Три вида невнимательности

Прамада означает «безумие», но «невнимательность» и «небрежность» – также синонимы этого слова. Невнимательное воспевание сеет семена анартх, которые быстро развиваются в сердце. Невнимательность бывает трех видов. Первый – называется «безразличное преданное служение» и означает недостаток стойкой решимости и энтузиазма в садхане. Второй тип – джадйа, «лень», или даже «инерция». Третий вид – викшепа, что значит «потеря внимания» или «отвлечение внимания на другие занятия, помимо садхана-бхакти».

Необходимо уделять воспеванию особое внимание, пока не разовьется анурага.

Хороший совет воспевающим

Необходимо стараться заканчивать повторение ежедневного предписанного количества Святых Имен, согласно своему обету. Но другой вид отвлечения происходит, когда преданный слишком стремится поскорее закончить установленное количество Святых Имен, даже жертвуя качеством повторения. Поэтому нужно всегда страховаться от этого, повторяя свои круги искренне. Также предпочтительнее улучшать качество своего воспевания, а не пытаться увеличить ежедневное количество кругов напоказ. Имена Господа должны всегда произноситься отчетливо. Только Его милостью можно достичь этого. Таким образом, нужно молить Господа о том, чтобы никогда не пасть жертвой хитрости (неискренности), иллюзии или отвлечения, и чтобы всегда иметь возможность продолжать вкушать полные нектара Святые Имена Господа.

Секрет успеха – смирение

Преданный должен сделать своей регулярной практикой проведение некоторого времени в одиночестве, в тихом месте, в глубокой концентрации на Святое Имя. Он должен отчетливо произносить и слышать Харинаму. Для дживы невозможно в одиночку, собственными усилиями преодолеть иллюзию отвлечения. Милостью Господа, однако, это достигается с легкостью. Поэтому важно молиться о милости Господа с большим смирением, поскольку это единственное, что может спасти от этой нама-апарадхи.

Результат оскорблений.

тад ашма-сарам хрдайам батедам

йад грихйаманаир хари-нама-дхейаих

на викрийетатха йада викаро

нетре джалам гатра-рухешу харшах

(Шримад-Бхагаватам, 2.3.24)

 

«Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит, его сердце заковано в железо».

Комментарий:

У того, кто занимается регулируемым преданным служением, обязательно должна произойти перемена в сердце. Если этого не происходит, значит, сердце человека заковано в железо, поскольку оно не размягчается даже от повторения святого имени Господа. Необходимо постоянно помнить, что слушание и повторение святого имени являются основными принципами преданного служения, и, если преданный делает это как следует, он непременно достигает экстаза: на глазах у него выступают слезы, а волосы на теле встают дыбом. Это – естественные реакции, являющиеся первым признаком стадии бхавы, которая предшествует преме – стадии совершенной любви к Богу.

Однако если у того, кто продолжительное время слушает и повторяет святое имя Господа, не возникает подобной реакции, виной тому могут быть только оскорбления. Так гласит Сандарбха. Тот, кто, начав повторять святое имя, не старается избегать десяти видов оскорблений стоп святого имени, не может рассчитывать на то, что ощутит разлуку с Господом, когда на глазах выступают слезы и волосы на теле встают дыбом.

(Шримад-Бхагаватам, 2.3.24, комментарий)

Вопросы

1. Почему нама-апарадха (оскорбление Шри-намы) – это самый страшный из всех грехов и оскорблений? Как человек может освободиться от влияния нама-апарадхи?

2. Каковы десять оскорблений Святого Имени?

3. Каким поведением разрушается первое оскорбление?

4. Каковы два аспекта второго оскорбления, и как их можно избежать?

5. Как нужно относиться к гуру, который дает наставления по нама-таттве?

6. Как можно избежать четвертого оскорбления?

7. Какое умонастроение присутствует в пятом оскорблении, и как человек может избежать его?

8. Что означает «считать Имя Шри Бхагавана воображаемым»? Каково правильное понимание Шри Бхагаван-намы?

9. Поскольку Хари-нама очищает нас от всех грехов, почему нельзя совершать греховные действия, в надежде на очищающую силу Шри-намы? Каковы будут последствия таких действий?

10. Почему молиться Хари-наме о материальных благах – оскорбительно?

11. Что может сделать уттама-бхакта, наставляя неверующих, чего не могут сделать преданные других уровней?

12. Какая ложная концепция проявляется в десятом оскорблении?

13. Как человек может освободиться от оскорбления невнимательности?

14. Что является результатом оскорбительного воспевания, и как человек может определить, оскорбительно он воспевает или нет?


 

Модуль 14В – Как повторять джапу (1)

 

Далее Шрила Бхактивинода Тхакур дает наставление о том, как повторять Харе Кришна наму. Например, он объясняет, о чем надо думать во время повторения. Я тоже хочу объяснить это, потому что многие преданные спрашивали меня, как правильно повторять Святое Имя.

Кришна и Его Святое Имя.

Веды и Упанишады говорят нам, что Кришна непроявлен (авьякта) и безначален (анади). Мы также знаем, что омкара соответствует аспекту Кришны ниргуна-брахма, но Сам Кришна неизмеримо выше омкары. В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.1) Кришна описывается так:

 

джанмадй асйа йато ‘нвайад

итараташ чартхешв абхигйнах сварат

тене брахма хрида йа ади-кавайе

мухйанти йат сурайах

 

Есть три ипостаси Бхагавана, или Парабрахмана: Брахман, Параматма и Бхагаван. Кришна – это Сваям Бхагаван, Верховный Господь. Параматма – часть аспектов сат и чит, а Брахман – только чит. Он является отражением Кришны. Слог ом состоит из трех букв: «а», «у» и «м». Буква «а» символизирует три имени: Хари, Кришна и Рама. Эта буква указывает на Кришну, буква «у» – на Шримати Радхику, Его энергию, а буква «м» – на дживу.

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет значения Харе Кришна маха-мантры. Повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, мы взываем: О Харе! О Кришна! О Харе! О Кришна! О Кришна! О Кришна! О Харе! О Харе! О Харе! О Рама! О Харе! О Рама! О Рама! О Рама! О Харе! О Харе! Как я объяснял вчера, маха-мантра состоит из восьми пар имен или тридцати двух санскритских букв.

Каждое имя, которое мы повторяем, имеет свое особое значение. На самом деле даже каждая санскритская буква в каждом имени имеет свое особое значение. Мы должны стараться всегда помнить эти значения и наставления, которые дают нам Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Рагхунатха дас Госвами и Шрила Рупа Госвами и которые также можно найти в «Агни-пуране». Шрила Рагхунатха дас Госвами и особенно Шрила Бхактивинода Тхакур дали очень глубокие объяснения, с помощью которых мы можем постичь все многообразие лил Кришны. Когда мы повторяем мантру Харе Кришна, это подобно повторению: «О Радха! О Кришна! О Радха! О Кришна! О Кришна! О Кришна! О Радха! О Радха! О Радха! О Радха-Рамана! О Радха! О Радха-Рамана! О Радха-Рамана! О Радха-Рамана! О Радха! О Радха!» Харе значит «Радха», Кришна значит «Кришна», а Рама – «Радха-Рамана». Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, о чем мы должны думать и помнить, повторяя имя «Радха-Рамана». Надо всегда помнить эти значения и наставления. Есть еще одна истина, которую необходимо помнить постоянно: нама нами абхинна. Нет разницы между Святым Именем и тем, кто носит это имя. Имя Кришны – это Сваям Бхагаван. Не надо думать, что имя Рамы или имя Кришны обозначает то или другое. Имя Кришны – это Сам Кришна. Имя Рамы – Сам Рама. Имя Радха-Раманы – Сам Радха-Рамана.

Величие хари-намы.

Шастры говорят, что хотя мы можем пытаться медитировать во время повторения мантры и хари-намы, если мы не понимаем значение мантр и молитв, которые они содержат, то все это будет впустую. Конечно, не совсем впустую. Какой-то результат будет, например освобождение из круговорота рождения и смерти (самсара-мукти), но кришна-премы мы не получим. Шрила Бхактивинода Тхакур в своей книге тоже напоминает нам об этом важном предписании.

Повторяя Святое Имя, мы должны стараться помнить величие хари-намы, которое описали в своих книгах Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Рагхунатха дас Госвами и Шрила Джива Госвамипада. Повторяя «Харе», мы должны помнить, что это означает: «та, кто крадет ум Кришны». Шримати Радхика похищает ум и сердце Кришны и подчиняет Его Себе. Также нужно помнить, как именно Она подчиняет Его Себе. Когда Она идет в Нанда-бхаван готовить для Кришны, Кришна все время следует за ней. Мы можем помнить сладостные игры, которые происходят в это время, и то, как Шримати Радхика похищает ум и сердце Кришны и подчиняет Его Себе во всех Их лилах. Еще можно помнить, как наши Госвами описывали эти игры и объясняли их смысл. И когда мы повторяем «Харе Кришна» таким образом, все эти лилы будут проявляться в нашем сердце.

Повторяя «Кришна», мы можем вспоминать, как Кришна привлекает ум и сердце Шримати Радхики, и также можно вспоминать все лилы, в которых это проявляется. Это предназначено для возвышенных преданных. Те, кто еще не достиг такого уровня, должны молиться: «Я оскорбитель! Я падший! Я не могу сам справиться со своими оскорблениями и анартхами». Надо молиться таким образом и плакать, а потом медитировать так, как я описал до этого.

Правила повторения Святого Имени.

В своей книге «Харинама-чинтамани» Шрила Бхактивинода Тхакур приводит наставления Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и дает также свое собственное толкование. Мы должны знать и пытаться понять все эти наставления, помнить их глубокий смысл и следовать им. Это называется нирбандха: следовать правилам повторения Святого Имени.

Я уже говорил, что хари-нама маха-мантра приводится в «Чайтанья-бхагавате». Шриман Махапрабху учил этому всех преданных в Навадвипе. Все Его ученики собрались перед Ним и сказали: «Мы не хотим заниматься ни с каким другим учителем. Если Ты будешь просто повторять хари-наму, мы последуем Твоему примеру и будем делать то же самое». Тогда Шри Чайтанья Махапрабху сказал им: «Повторяйте и помните эту мантру с нирбандхой: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».

Нирбандха – это определенные предписания для повторения Святого Имени. Мы должны постараться понять все эти правила и применять их в жизни, иначе кришна-нама не принесет нам желанных плодов. Нама не приведет нас на Голоку Вриндавану, если мы будем повторять ее, не зная и не понимая полностью ее смысла. Она лишь поможет нам освободиться из круговорота рождения и смерти, то есть даст мукти.

Шри Чайтанья Махапрабху говорил преданным, что они должны обладать четырьмя качествами:

 

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

 

Надо быть смиреннее травинки и терпеливее дерева, не прославлять себя, не стремиться к почестям и всегда стараться выражать почтение другим. Затем Махапрабху дал определенную нирбандху. Если мы последуем этим наставлениям, то сможем превратить нашу садхана-бхакти в бхава-бхакти и затем в према-бхакти. И после этого мы сможем попасть в праката-враджу, место в материальном мире, где проходят игры Кришны. Там мы будем общаться с нитья-сиддха-гопи, и тогда наша према будет развиваться дальше: в снеху, ману, пранаю, рагу, анурагу, бхаву и махабхаву. Чтобы достичь этого, мы должны жить во Вриндаване под руководством гуру-вайшнава, такого, как Шрила Рупа Госвами, или кого-нибудь из его последователей, и повторять Святое Имя, следуя этим правилам.

Далее Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет эти правила. Прежде всего наши четки (мала) должны быть сделаны из настоящего туласи и иметь форму змеи. Это значит, что вначале должна идти большая бусина, затем бусины должны становиться меньше и меньше. Это называется сарпа-критих, форма змеи. Или можно еще сказать, что такие четки по форме напоминают хвост коровы. Нельзя касаться четок указательным пальцем. Иногда преданные во время повторения хари-намы трясут четками или машут ими из стороны в сторону, но этого делать не следует.

Вот некоторые простые правила, которым нужно следовать во время повторения хари-намы. Начинайте повторять с самой крупной бусины и перебирайте четки в сторону маленькой бусины, а когда дойдете до конца круга, разверните четки в противоположном направлении и повторяйте от маленькой бусины к большой и т.д. Не перескакивайте через главную бусину и не касайтесь четок левой рукой. При повторении Святого Имени ум не должен блуждать. Не позволяйте ему думать о посторонних вещах.

Думайте только о Кришне, о лилах Кришны и о значении имен Кришны. Если не можете делать этого, тогда совершайте в уме парикраму вокруг Говардханы, по Враджа-мандале, Вриндавана-дхаме и другим святым местам. Есть особое правило, которое называется манаса-санга-хари-нама. Это означает, что во время повторения хари-намы ум должен быть сосредоточен, но не на пустоте, а на имени Кришны, на значении имен Кришны и на лилах Кришны. Все лилы Кришны содержатся в Его имени. Мана-самйога-шауча-павитра. Павитра означает быть чистым как внутри, так и снаружи. Легко очистить себя снаружи с помощью омовения, но изнутри мы не можем очистить свое сердце, поливая его водой. Это можно сделать только благодаря постоянному памятованию кришна-катхи, хари-катхи, услышанной в обществе чистых преданных. Наше сердце и ум очистятся, когда оттуда уйдут все виды мирских желаний. Это происходит благодаря постоянному повторению Святого Имени и памятованию, а также благодаря мауне, отказу от мирских разговоров. Особенно это проявляется, когда мы находимся в садху-санге, под руководством гуру и вайшнавов. Постепенно наш ум освободится от всего нежелательного и уже не будет испытывать никаких беспокойств, и тогда все препятствия в повторении и памятовании исчезнут.

Шрила Бхактивинода Тхакур дает здесь наставления о том, как повторять наши мантры, как повторять хари-наму и как помнить Радху и Кришну, Их спутников и лилы. Это называется нирбандха. Возможно, что мы уже практикуем это, но не регулярно и не систематически. Поэтому, если мы хотим прогрессировать в нашей садхане и бхаджане, мы должны постараться применять все методы, которые описывает здесь Шрила Бхактивинода Тхакур.

Не отвлекайтесь.

Повторяя или памятуя Харе Кришна маха-мантру и ваши дикша-мантры, не будьте беспокойными. «Я должен пойти туда. Я должен сделать то или это. Ко мне должен прийти один человек, и мне надо переговорить с ним. Мне нужно быстро закончить повторение мантры, чтобы я мог заняться всеми этими делами». Не будьте беспокойными.

Не повторяйте мантру, думая о своих делах в Чикаго, Калькутте или Бомбее. Никогда не повторяйте таким образом. Вы должны отложить в сторону все дела на то время, пока будете повторять имена Кришны и помнить о Его качествах, спутниках и играх. Повторяя мантру, будьте умиротворенными. Мы оставили все ради имени Кришны, поэтому нужно постараться углубить свое осознание имени Кришны. Это наша самая главная проблема. Если у вас есть какие-то другие проблемы, они все решатся, как только вы решите эту проблему. Я думаю, что у нас есть только одна проблема: «Как обрести кришна-прему, враджа-прему

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что если мы привязаны к каким-либо мирским вещам, мы не сможем быть спокойными и умиротворенными. Это значит, что нам не удастся сосредоточить ум на повторении Святого Имени. Поэтому нам нужна асакти (привязанность к Кришне). У нас не должно быть привязанности к мирским вещам. Мы должны стремиться стать такими, как Шрила Харидас Тхакур. Он повторял и памятовал кришна-наму, следуя всем этим правилам. Один царь послал к нему юную красавицу, чтобы соблазнить его, но Шрила Харидас Тхакур был авьягра, непоколебимым. У него не было никакой привязанности к мирской красоте, богатству, славе или чему бы то ни было еще. Красавица три дня и три ночи слушала, как он повторяет хари-наму, и, в конце концов, сама стала такой же, как Харидас Тхакур. Это пример непоколебимости, авьягра.

Мы не должны позволять нашему уму отвлекаться на что-либо, если хотим совершать бхаджану. Допустим, вы семейный человек и привязаны к своему ребенку. Если ваш ребенок при смерти, вы не сможете заниматься бхаджаной. Вот почему Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и многие другие стали акинчана (свободными от мирских желаний) и нишкинчана (лишенными всякой собственности). Шриваса Пандит был семейным человеком. У него был дом, жена и дети, но знаете, каким он был? Однажды ночью в его доме Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники пели и танцевали. Во время этого киртана умер сын Шривасы. Его жена и родственники были охвачены горем, но он сказал: «Если будете рыдать и беспокоить Чайтанью Махапрабху во время киртана, я пойду и утоплюсь в Ганге». Сможете ли вы так поступить? Если сможете, тогда кришна-према придет к вам. К несчастью, мы не можем быть такими. У нас много самых разных желаний, и наш ум все время пребывает в беспокойстве.

Достижение постоянства.

Царь Джанака был таким же стойким преданным, как Шриваса Пандит. Однажды он занимался бхаджаной, и кто-то в это время поджег его дворец. Все вокруг горело. Один из министров подбежал к царю и сказал: «Пойдем! Пойдем! Надо бежать отсюда. Все вокруг горит. Пойдем, если тебе дорога твоя жизнь». Царь услышал эти слова, но продолжал повторять Святое Имя и памятовать о Господе как ни в чем не бывало. Он подумал: «Все равно однажды мне придется умереть, так стоит ли беспокоиться?» Позже, когда пожар потушили, министры вернулись во дворец и нашли царя сидящим на том же месте, погруженным в бхаджану. Таким же был и Махараджа Парикшит. Когда прилетел летучий змей, чтобы ужалить его, Махараджа Парикшит сосредоточил ум на лилах и сварупе Кришны, и змей нисколько не потревожил его. Эти преданные никогда не отвлекались и не испытывали ни малейшего беспокойства во время своей практики садханы. И мы должны стараться повторять хари-наму таким же образом.

В основе нашей практики садханы, которой следуют все Гаудия-вайшнавы, лежит повторение Харе Кришна маха-мантры и гаятри-мантр, или дикша-мантр. Мы должны повторять брахма-гаятри, гуру-мантру и гуру-гаятри, гаура-мантру и гаура-гаятри, кришна-мантру (гопала-мантру) и кама-гаятри. Повторяя эти мантры, необходимо понимать их смысл. О ком мы думаем во время медитации? Кому мы делаем подношения, повторяя эти мантры? Кто наш Гурудева? Мы повторяем: кришнанандайа дхимахи. Кришна (с длинным «а» на конце) – это Шримати Радхика. Таким образом, наш Гурудева исполняет желания обоих: Кришны и Шримати Радхики. Как он это делает? Если мы знаем все это, то сможем достичь успеха в повторении этих мантр, иначе наш ум все время будет отвлекаться на посторонние мысли и блуждать в разных направлениях. Мы должны найти преданного, который обуздал свой ум, и принять его покровительство. Затем надо практиковать садхану в обществе этого преданного и под его руководством. Тогда мы сможем прогрессировать в сознании Кришны. Иначе это невозможно. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, как следует повторять Святое Имя. Иногда случается так, что, когда мы повторяем имя Кришны и помним Его лилы, к нам приходит кто-нибудь и мы начинаем разговаривать с ним о мирских делах. Иногда преданные держат руку в мешочке с четками целый день и так до конца дня не повторяют ни одной мантры должным образом. Мы можем повторять «Харе Кришна, Харе Кришна», держа руку в мешочке с четками, но, тем не менее, не достичь никакого ощутимого прогресса. Мы не должны повторять так. Если мы будем повторять таким образом, то не обретем кришна-прему даже спустя сотни тысяч жизней. Мы не достигнем даже уровня бхавы, что уж говорить о кришна-преме. На самом деле мы не достигнем даже ништхи, если будем повторять таким образом. Нужно стараться достичь уровня ништхи, затем ручи и асакти, и когда, в конце концов, мы достигнем уровня бхавы, мы сможем повторять и памятовать без каких-либо беспокойств.

Не разговаривайте на мирские темы. Вы отказались от многих наслаждений и удобств, ради того чтобы повторять кришна-наму. Сейчас вы приехали сюда, но все равно разговариваете о всяких посторонних вещах во время повторения хари-намы. «Она сделала то, он сделал это. Он такой негодяй, потому что сделал то-то и то-то».

Преданные, которые занимаются такими разговорами и не думают: «Кто я такой? Как мне развить сознание Кришны?», не повторяют хари-наму постоянно. Преданные, которые все время кого-то критикуют, ничего не смогут достичь, сколько бы ни повторяли Святое Имя. Они не смогут даже вырваться из круговорота рождений и смертей.

Повторяя Святое Имя, нужно освободиться от всех беспокойств и быть терпеливыми. Мы должны повторять мантру постоянно, помня значения Святых Имен. «Харе» означает, что Радхика похищает ум и сердце Кришны. Имя «Кришна» имеет много разных значений. «Рама» значит Радха-Рамана. Имя «Говинда» тоже имеет много значений.

Все эти имена заключают в себе огромное множество лил. Мы должны стараться узнать их, понять и затем осознать. Если вы заболеете или столкнетесь с какими-то трудностями, все равно оставайтесь стойкими. Не впадайте в беспокойство. Помните имя Кришны.

Следуйте ачарьям.

Шри Гопала Гуру написал небольшую книгу о значении Святого Имени и нама-мантр. В этой книге он описывает практику повторения нама-мантры и также объясняет, как совершать арчану. Он объединил панчаратрика-виддхи и бхагавата-виддхи. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур тоже дает наставления о том, как совершать арчану и садхану. Еще у нас есть наставления Шри Сварупы Дамодара, Шри Рая Рамананда, всех шести Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами. Их паддхати, или метод, который они нам дали, – это бхава-паддхати и бхагавата-паддхати. Они показали нам, как совмещать эти пути в соответствии с нашей адхикарой, и мы должны стараться следовать всем этим предписаниям и советам ачарьев применительно к нашему нынешнему уровню сознания Кришны. Существует огромная разница между бхава-севой и арчана-паддхати. Вначале мы должны совершать арчану. Потом, когда мы до какой-то степени осознаем свое духовное тело, более важной для нас станет бхава-сева. Эта перемена происходит по мере того, как мы прогрессируем в преданном служении. Вначале арчана для нас важнее бхава-севы, но позже, когда мы достигнем более высокого уровня, бхава-сева станет для нас важнее. Мы должны стараться во всем следовать Шриле Рупе Госвами и Шриле Рагхунатхе дасу Госвами.

Мы можем совершать арчану (поклонение) Радхе, Гададхаре, Гауре, Нитьянанде, Лалите, Вишакхе, Читре, Чампакалате, Рупе-манджари, Ямуне-деви и Гирирадже Говардхане. Можно поклоняться любому из них, и благодаря этому наша бхава будет развиваться. Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Рупа Госвами и все остальные наши ачарьи совершали бхава-севу. В Кали-югу предпочтение отдается именно бхава-севе. Если мы поклоняемся Божеству, кто-нибудь может украсть Его. Но никто не может украсть у нас Харе Кришна маха-мантру или любую другую мантру. Можно помешать преданному поклоняться Божеству, но никто не сможет помешать ему повторять хари-наму.

Итак, мы должны стараться следовать Шриле Бхактивиноде Тхакуру, читая его «Бхаджана-рахасью» в обществе вайшнавов и занимаясь бхаджаной, как он учит. Эта книга дает бхаджана-паддхати, метод бхаджаны, и является продолжением «Харинама-чинтамани». Если мы последуем этому методу, то сможем легко избавиться от всех анартх. Затем к нам придет ништха, потом ручи и асакти. Возможно даже, что в этой жизни мы достигнем уровня бхавы (но не премы).

(Секреты бхаджаны, стр. 11-14)

Вопросы

1. Каково значение Имен – Харе и Рама, и о чем необходимо особенно помнить при повторении Хари-намы?

2. О чем могут помнить более продвинутые преданные, когда они воспевают, и что должны делать те, кто «не столь продвинут»?

3. Каким правилам мы должны следовать, повторяя Хари-наму?

4. На чем необходимо сосредоточить наш ум при повторении?

5. Какие сильные примеры преданных, свободных от отвлечения, приводит Шрила Гурудев?

6. Какие примеры стойкости преданных приводит Шрила Гурудев?

7. Как мы должны воспевать гаятри-мантры?

8. Чего нужно избегать при воспевании?

9. Как Шрила Гурудев объясняет необходимость следования ачарьям?


 

Модуль 15 В – Наставления для повторения джапы

Из Бхаджана-рахасьи.

Date: 2016-08-30; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию