Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипноз и психоанализ: примеры





I. Замужняя женщина не только сексуально холодна, но чувствует страшное отвращение, вплоть до рвоты, с длительными и тяжелыми последующими ощущениями после каждой проведенной с мужем ночи. В гипнозе удается вызвать у нее сцену из ее детской жизни, в которой какой-то старик посадил ее к себе на колени и стал раздражать половые органы. Эта сцена вызывает у нее сильнейшее отвращение, но после того, как она вспомнила ее несколько раз в гипнозе, исчезло у нее, по крайней мере, отвращение при общении с мужем.

В этом случае активное пробуждение чувства наслаждения не было достигнуто анализом, оно могло бы быть достигнуто, может быть, выкапыванием дальнейшех комплексов, но анестезия сохранялась в такой мере, что мне представляется это невероятным и мне казалось неуместным здесь продолжать попытки.

II. В другом, весьма схожем случае, наблюденном мной у Франка, была вызвана в гипнозе следующая сцена у женщины тоже замужней: 16-ти летней девушкой, абсолютно незнакомой еще с половыми вопросами, она жила у одной женщины. Однажды, она услышала страшные крики хозяйки и, вбежав к ней в комнату, она нашла хозяйку в момент, когда она рожала. Она верила чуть-ли не в сказку про аиста, а тут внезапно узнала истину. Это обстоятельство, как и страшный испуг, который она испытала, так на нее подействовали, что она с тех пор стала страдать истерическими припадками. В замужестве общение с мужем было для нее ужасно неприятно, вплоть до рвоты и связано с великим страхом, так как она очень опасалась беременности. После многократного анализа и переживания той сцены в гипнозе, исчезли все симптомы, и она в первый раз почувствовала наслаждение при общении с мужем, как и желание иметь ребенка.

III. Одна замужняя женщина страдала страхом пространства и чем дальше, тем больше. Дошло до того, что она заперлась в своем доме и не решалась выходить на улицу. Я загипнотизировал ее и оказалось, что этот страх впервые появился в электрическом трамвае, когда она была беременна. Вагон был полон людей. Она почувствовала позывы к рвоте и страшно испугалась, опасаясь, что ее вырвет тут же в вагоне. Наконец, вагон остановился, она вышла из него и ее вырвало. С этого момента стоило ей войти в железнодорожный вагон или трамвай, чтобы сейчас же почувствовать страх, как бы ее не вырвало. Затем комплекс этот распространился и на людей, которые шли по улице, затем на улицы, площади и т. д. После того, как первая сцена, вызвавшая этот страх, была многократно пережита в гипнозе, страх этот совершенно исчез.

Здесь нет никакой сексуальной сцены, никакого сексуального момента вообще, хотя женщина эта была довольно эротична, а может быть, именно поэтому; ибо она была удовлетворена в своем замужестве и не было никакого основания искать причину в сексуальности.
Что касается последнего случая, то школа Фрейда могла бы здесь ответить, что дальнейшее выкапывание обнаруживало бы сексуальные комплексы в детстве. Это не невозможно, ибо в конце концов, сексуальные аффекты находят почти у каждого человека. Но доказать, что эти аффекты могли стать причиной болезни, обнаружившейся впоследствии в трамвае, по моему мнению, никоим образом не удалось бы таким выкапыванием. Это одни гипотетические построения и ничего больше.

Есть, впрочем, люди, которые по весьма основательным причинам не могут иметь никаких сексуальных аффектов; это те люди, у которых половые железы атрофировались еще до рождения или сейчас после рождения или тогда же были уда-лены—так называемые, конгенитальные кастраты, среди которых имеется много крипторхов. Эти люди сексуально слепы от рождения. Я приведу здесь один случай этого рода.

Молодой человек, умеренно слабоумный и вместе с тем истерический, развивался как кастрат, т.-е, без всякого следа сексуального инстинкта и соответственно сексуальных признаков, ибо вследствие, так называемой, крипторхии у него от рождения были атрофированы половые органы. Чтобы сделать его зрелым, две тетки его, желавшие ему добра, не нашли ничего лучшего, как женить его на одной развязной девице. Когда эта последняя заметила его сексуальную слепоту и импотенцию, она стала делать всевозможные попытки возбудить его, но, конечно, все попытки оказались тщетными. Он отнесся к этому, как к чрезвычайной грубости и свинству, очень сопротивлялся, во сне часто переживал это, стал вследствие этого сомнамбулом и в сомнамбулическом сне кричал: „свинья Кати" (Кати было имя его жены). Жена его вскоре утешилась с другим, и оба они потешались над несчастным малым. Это очень озлобило последнего и он ко дню рождения жены купил пирог и намазал его ядом, что сейчас же было замечено. Не смотря на мои протесты врача, он был осужден на несколько лет тюрьмы за попытку отравления жены.

Я долго наблюдал этого больного в сумасшедшем доме в Мюнхене. В своих припадках сомнамбулизма с утесненным сознанием, этот слабоумный малый обнаруживал типические явления двойного Я. В сомнамбульном сне он яростно воевал со своей женой, оборонялся от нее и ругал ее своим крикливым голосом кастрата.

Далее, нетрудно установить, сосут ли или не сосут новорожденные с атрофией или дефектом половых органов. Я убежден в том, что в этом отношениии нет разницы между ними и другими детьми.

Наконец, нет для меня никаких сомнений в том, что истерические явления и соответственные неврозы у крипторхов, кастратов и евнухов от рождения — отнюдь не редкие явления. Напротив того, все они к тому склонны И вот я спрашиваю, как совместить с этим фактом воззрение школы Фрейда, желающей свести всякую истерию к сексуальным явлениям в детстве и даже сосание маленьких детей объясняющей сексуальностью. Из ничего нельзя и вывести ничего и ничто не может быть и вытеснено.

Сексуальны ли грудные дети? (Продолжение)

Я убежден в том, что, чем больше объективности внесут в свою работу сторонники психоанализа, чем меньше предвзятости они будут в нее вносить, тем яснее будут выступать огромные индивидуальные различия в реакциях отдельных людей. В чем я упрекаю школу Фрейда, это в систематическом, слишком поспешном обобщении и догматизировании насчет известных наблюдений, самих по себе верных, а также и в том, что они в эти наблюдения вводят свои гипотезы. Если у ребенка есть смутные и неопределенные сексуальные возбуждения, то это не дает права, как это делает Фрейд, сводить их к индифферентным (бисексуальным) задаткам зародыша. Здесь перед нами, очевидно, скорее кумулятивно-наследственная сексуальная энграфия в большом мозгу.

Преформированных уже до наступления зрелости нервных путей между мозгом и половыми органами достаточно для объяснения столь частого у детей автоэротизма, часто ведущего к онанизму. Все сексуальные фетиши имеют свое происхождение в коре большого мозга и находятся, очевидно, наследственно в связи с позднейшими нормальными объектами половой склонности; нет поэтому ничего удивительного в том, что они играют известную роль в эротизме ребенка. Однако, это не дает права утверждать, как это делает школа Фрейда, что нормальному ребенку присущи все виды извращений. Все это — преувеличения, которые скорее следует отнести в область догматического эксегеза, чем в область науки. Все половые извращения, как и все сексуальные ненормальности нервного характера, имеют свои корни в нормальной сексуальности, и не только у ребенка, но и взрослого. Неверно, будто только проявление сексуального инстинкта в момент наступления зрелости определяет его нормальный объект, как это, например, утверждает в своей книге Гичтман. Смутные эротические раздражения нормального ребенка, часто связанные с определенными аттрибутами сексуального объекта (бюст, платье и т. д.), направлены определенно на нормальный объект и отчасти потому лишь смутны, что затемняющим образом действует платье и незнание деталей акта соития.

Только лишь патологические наследственные задатки — весьма часто, конечно, в связи с травматически действующими комплексами — выращивают или определяют ненормальные предрасположения и проявления. Автоэротизм возникает ассоциативным путем, потому что дети большей частью видят голыми только себя самих и, в виду очевидных причин, в нашем культурном мире, где все ходят одетыми, именно голое тело особенно возбуждает эротизм. Вся наша культура с ее развитием стыда сильно содействует развитию онанизма у молодежи. В этом пункте я считаю Фрейда совершенно правым: очень плохо то, что все естественное считается у нас стыдным. Этим взращивают не только онанизм, но и патогенные травмы.

Итак, согласно школе Фрейда, половые органы и anus у новорожденного ребенка являются уже возбудимыми зонами, которые активируются сексуально, когда родители очищают или ласкают их. Анальная эротика многих невротиков является источником их позднейших проявлений, и вытеснение этой анальной эротики будто бы вызывает известные черты характера, как честность, бережливость и чувство собственного достоинства. Так как ребенок не может иметь поллюции, вследствие отсутствия семени, школа Фрейда выдвигает вместо этого в качестве причину привычку ходить под себя. Но тот факт, что эта привычка встречается часто у ребенка вместе с онанизмом, на мой взгляд, вовсе не служит доказательствам, подтверждающим эти странные воззрения. После периода эротизма у новорожденного наступает, по Фрейду, период скрытого состояния, продолжающийся до третьего или четвертого года жизни. В этот период воспитатели должны подавлять сексуальный инстинкт, ассоциируя сексуальные объекты с чувствами отвращения, стыда а также с эстетическими и моральными представлениями. Наконец, часть этих сексуальных энергий должна быть в этот период отвлечена от сексуального применения и связана с культурными и социальными целями. Этот процесс Фрейд называет „сублимацией" и считает его весьма важным с культурно исторической и индивидуальной точки зрения.

Один факт в этой „сублимации" Фрейда верен, именно тот, что многие люди находят возмещение за половую жизнь и любовь в религиозном экстазе, в филантропических или героических действиях и т. п. идеальных ценностях, вытесняющих, так сказать, первые. Но это не ново. И до него уже многие указывали на это, и я сам дал должную оценку этому общеизвестному факту в моей книге по половому вопросу (гл. XII, Религия и половая жизнь) Но я считаю неуместным сводить все это к сексуальности первых лет детства или даже новорожденного.

Мы говорили уже выше о „вытеснении" Фрейда. Он выводит это явление из конфликта между сильными желаниями невропатов удовлетворить свои инстинкты и их этическими и эстетическими требованиями. Эти последние осуждают (вытесняют) инстинкт, который противится этому. Если образуется целесообразная „сублимация", то „вытеснение" удалось. Но вместо этого часто образуется невроз, который Фрейд называет „неудачным вытеснением". Гичман по этому поводу пишет: „Истерическое вытеснение имеет свой (прообраз в том, упомянутом уже выше, органическом вытеснений первых возбуждений у ребенка, которые в нормальных условиях доводят до конца самый ранний период полиморфно-перверзной сексуальности. При этом переходят в область бессознательного не отдельные переживания, а целый период развития. Осуществление известных возбуждений, первоначально окрашенных удовольствием, под действием требований культуры оказывается в противоречии с представлениями вторичного мышления и начинает вызывать вместо удовольствия лишь неудовольствие. Именно это превращение аффектов составляет всю суть процесса „вытеснения." По Фрейду, следовательно, психоаналитическое „бессознательное" не содержит ничего, кроме вытесненных возбуждений инстинкта и их порождений. Из книги Гичмана чуть ли не вытекает, будто именно Фрейд открыл бессознательное! Достаточно, сослаться на многочисленные работы по современной психологии, как и на ближе охарактеризованное Дессуаром понятие подсознательного, чтобы показать, как неправильно такое утверждение. Верно здесь только то, что психоанализ (но и гипноз, как это уже давно доказано) самым живым и ясным образом могут вызвать в сознании давно забытые впечатления. Новое слово „вытеснение", которым хотят охарактеризовать погружение таких воспоминаний, в особенности окрашенных неудовольствием, в подсознательное, не есть еще новый факт, новое открытие. Давно говорят, что мы думаем так, как нам хочется, и слишком охотно забываем о том, что нам неприятно. Но это слово очень удобно для характеристики патологических процессов при неврозах.

Date: 2016-08-30; view: 234; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию