Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Путешествие в фантазию
(гештальт-техника) Цели Это упражнение можно использовать, когда группа теряет способность к концентрации внимания, участники устали и отвлекаются. Осознанное «переключение» на фантазии поможет им отдохнуть. Рекомендуется сделать после упражнения короткую паузу, прежде чем снова начать работать. Время: около 5 минут. Участники: от 16 лет. Инструкция Вы долгое время работали в достаточно интенсивном темпе, а сейчас, похоже, ваши силы истощились — я вижу это по некоторым признакам. Тем, кто чувствует себя уставшим, я предлагаю сделать перерыв. Для всех остальных это хорошая возможность удивиться собственному бессознательному. Примите удобную позу, сидя или лежа, в которой вы сможете расслабиться... Закройте глаза... Сконцентрируйте свое внимание на том, как вы дышите. Дышите глубоко и равномерно... Теперь представьте, что вы находитесь там, где вам хотелось бы находиться в данный момент, — в таком месте, которое вы считаете идеальным для себя... Представьте, что вы там находитесь... Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете? Что происходит вокруг вас? Какова температура воздуха? Что вы слышите, какие запахи ощущаете? Почувствуйте особую атмосферу этого места и насладитесь ею... (1 минута.) Постепенно возвращайтесь в комнату. С чем вам труднее всего расстаться? Медленно поднимайтесь, открывайте глаза и посмотрите по сторонам... Понаблюдайте, какая обстановка окружает вас сейчас, обратите внимание на температуру в комнате, запахи, шумы, других людей рядом с вами... (1 минута.) Как отличается ситуация «здесь и теперь» от вашей фантазии? Что вам тут нравится? Что вам мешает чувствовать себя здесь хорошо? Радует ли вас что-то?.. (1 минута.) Теперь снова медленно встаньте, встряхните руками и ногами и несколько раз глубоко вдохните и выдохните... Теперь давайте сделаем короткую паузу. Как вы считаете, сколько она должна продлиться?.. (По окончании паузы спросите о том, у кого что «осталось». Дальнейшее обсуждение можно не проводить.) Теневые стороны (Ernst/Goodison) Цели Иногда группа впадает в состояние стагнации, потому что в ней не принято разговаривать о нежелательном поведении, взглядах и установках. Каждый участник знает о каких-то своих особенностях, например, склонности иногда перебивать других, но в то же время видит, что никто в группе открыто его за это не критикует. И тогда он может начать раздумывать о том, заметили ли остальные эту его особенность, насколько она их расстраивает и когда же они наконец обвинят его в этом. Возможно, он станет еще чаще перебивать других, чтобы в конце концов прояснить для себя, как остальные на самом деле к этому относятся, или же начнет постепенно искусственно подавлять это поведение — хотя прежде оно приносило ему определенную пользу, — чтобы избежать возможных санкций. В любом случае внутренняя неуверенность «блокирует» энергию и мешает разумной интеграции индивидуальных моделей поведения в процесс развития группы. Это упражнение помогает высветить так называемые «теневые стороны» участников и увидеть, чем они могут быть полезны. Для кого-то из участников будет облегчением узнать, что критика со стороны других не содержит в себе ничего худшего, чем то, что он уже о себе знает сам. Время: в группе из 10 участников — примерно 1,5 часа. Участники: от 18 лет. Инструкция Я хочу предложить вам упражнение, которое будет способствовать дальнейшему развитию нашего сотрудничества. У каждого из вас есть свои характерные особенности, все вы придерживаетесь определенных ценностей и установок в жизни. Упражнение дает возможность выяснить, какие личностные черты не приветствуются в этой группе. После этого самостоятельно решите, стоит ли вам сознательно отказываться от определенных личностных проявлений или необходимо совершенно осознанно демонстрировать их, потому что это для вас важно. Упражнение выполняется следующим образом. Один из вас выходит из комнаты, и, пока он ждет за дверью, каждый из присутствующих называет одну черту этого участника, которая ему не нравится, раздражает его или озадачивает. В это время стоящий за дверью участник может поразмышлять о том, какую роль играют так называемые «теневые стороны» в его жизни в целом и в этой группе в частности, насколько легко ему удается отказаться от них и какую услугу он оказывает остальным, если как можно меньше демонстрирует эти свои качества. Наконец участника зовут обратно в комнату, и он должен отгадать по меньшей мере три вещи, которые были сказаны о нем во время его отсутствия. Группа подтверждает или отклоняет его предположения. Затем наступает очередь следующего участника. В конце мы все вместе поговорим о том, как можно использовать результаты этого упражнения в нашей работе. (Никто не узнает всего, что о нем говорили. Это позволяет избежать чрезмерной психологической нагрузки. Если участник пожелает, группа может назвать ему те качества, о которых шла речь во время его отсутствия. И тогда даже очень самокритичные члены группы смогут с облегчением заметить, что другие относятся к ним скорее с опаской, чем с отвержением. Упражнение направлено в большей степени на выражение прямой, то есть вербальной, обратной связи.) Обсуждение · Что было для меня особенно важным? · Какие выводы я сделал из этого упражнения? · Какие выводы, с моей точки зрения, должна сделать группа? Незаконченные дела (Morris/Cinnamon) Цели Иногда в ходе нескольких встреч в группе возникает небольшое раздражение, недопонимание, которые остаются невыраженными. Порой то же самое случается и с приятными впечатлениями. Если члены группы знакомы друг с другом, но еще недостаточно владеют искусством решения проблем в отношениях, то это упражнение позволит помешать превращению маленьких затруднений в большие трудности. Предложите провести его в конце встречи. Время: 10-15 минут без обсуждения. Участники: от 16 лет. Инструкция Я хочу поблагодарить вас за активность на последних встречах и дать возможность обсудить оставшиеся проблемы друг с другом. Если вы думаете, что между вами и другим участником существует недопонимание, если вы предполагаете, что кто-то раздражен вами, или вы сами недовольны кем-то, или сердитесь на кого-то и, конечно, если вас кто-то порадовал и вы хотите это выразить — можете приступать к делу. Нужно встретиться с этим участником и поговорить с ним, учитывая следующее правило: начинайте каждое предложение словами «Я заметил, что ты...» или «Я замечаю, что ты...». Конечно, это сделает вашу беседу несколько искусственной, но гарантирует, что вы будете строить меньше предположений о мотивах поведения другого участника и будете больше говорить о фактах, то есть о том, что происходило на самом деле. После того как вы выскажетесь, вы можете найти другого партнера, если захотите. Встаньте и выберите первого собеседника. Тот, кто уже все для себя прояснил, возвращается обратно в круг... (В конце проведите краткий опрос, было ли во время бесед высказано что-то, к чему нужно вернуться на одной из следующих встреч. Дальнейшее обсуждение не понадобится.) Date: 2016-08-30; view: 256; Нарушение авторских прав |