Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земля обетованная: проблемы 10 page





Среди местного населения вплоть до сегодняшнего дня сохранились обычаи, подтверждающие, что библейские рассказы основаны не на вымысле, а на отзвуках исторических событий.

Неподалеку от горы, где находятся раскопки города Газера, обнаружили старый акведук, который известен жителям района как «акведук дочери язычника». Когда пожилого человека из близлежащей деревни попросили объяснить происхождение названия, он сказал, что оно напоминает о дочери язычника – фараона, которую «наш господин Соломон взял себе в жены». Подумав, добавил, что ее приданое было привезено с побережья в город, но он не знает, где находится это место.

В такой форме сохранились воспоминания об этих событиях, но название города исчезло из памяти людей, поскольку Джазир является арабской (может быть, также и старой еврейской) формой слова «Газер». Может быть, стоит признать и другой факт, что акведук, жизненно важный для укрепленного города, был построен или восстановлен и назван именем дочери фараона.

На севере не было необходимости менять политический курс; если добрые отношения были установлены с финикийцами, то здесь также можно было достичь мира. Но Соломон ставил более высокие цели: он хотел установить тесные культурные и экономические взаимоотношения. Поскольку финикийский царь Хирам I, чья резиденция располагалась в Тире, устроил ее, подражая Соломоновой, которая ему нравилась продуманной планировкой, художественным воплощением, обнаруживающими острое чутье тенденции.

Благодаря особому международному положению, используя спокойствие на границах с Египтом и Месопотамией, Хирам надеялся выиграть время, чтобы реализовать свои планы. Немаловажное значение имели и хорошие отношения с соседним Израилем. Торговый флот сделал его несравнимо богаче израильского царя, правившего земледельцами, как считал Хирам.

С другой стороны, Финикия представляла собой узкую, скалистую полосу, на которой не было места для выращивания фруктовых и оливковых деревьев. Естественно, что всяческие экономические отношения с соседями приветствовались. Когда Хирам, который, вероятно, всего на два или три года был старше Соломона, унаследовал трон примерно в 975 году до Рождества Христова, царь Давид разгромил всех внешних врагов.

Вступив в должность, Хирам послал вестников к Давиду, как было принято в то время. Возможно, это было связано с покупкой строительных материалов, равно как и с отправкой финикийских архитекторов и мастеров для возведения дворца для Давида (2 Цар., 5: 11; 1 Пар., 14: 1).

Возможно, юный Соломон внимательно наблюдал за постройкой новой резиденции своего отца и восхищался мастерством финикийцев. То, что он одновременно услышал о Хираме, заставило Соломона серьезно подумать о своих политических возможностях.

Хирам полностью перестроил Тир. Главный, больший остров, на котором размещался город, был соединен с основной дорогой с помощью небольшого священного острова, на котором размещался храм бога Мелькарта – покровителя города. Большой остров был укреплен насыпью. На отвоеванной у моря территории поднялся самый красивый квартал Тира, портовые сооружения были расширены и заново укреплены, усыпальницы богов полностью перестроены. Причем мастера не испытывали недостатка ни в дереве, ни в материалах для отделки (использовалась позолота).

Древние историки с восторгом писали о покрытом золотыми пластинами обелиске в центре храма Мелькарта. Для себя Хирам воздвиг величественный дворец. Менандр пишет о том, как кипрский город Китион восстал против Хирама и был обложен данью, из чего становится ясно, что Хирам размещал большие гарнизоны в своих колониях. Союз Хирама с Соломоном, о котором писали и Менандр, и Дион, означал распространение сферы влияния на моря, расположенные к югу.

Скорее всего, Соломон посетил Тир еще до смерти Давида. Об этом, в частности, пишут историки древней Финикии, таким образом объясняющие женитьбу Соломона на женщине из Сидона. В первые годы своего правления, когда Соломон был озабочен тем, как предотвратить все попытки сопротивления и не допустить изменений в отношениях с Египтом из-за посещения других стран, маловероятно, что он смог бы посетить Тир.

Понимание необходимости сотрудничества с другими странами и его новые представления о Храме и царской резиденции, величественных, впечатляющих, которые должны были сделать Израиль государством высокого, мирового уровня, возможно, основывались на его личном опыте.

Вероятно, все эксперименты Соломон проводил до своего воцарения. Отметим, что отношения с Египтом были установлены Соломоном уже во время его правления, и, следовательно, посещение двора Хирама не могло состояться во время правления Давида. Вспомним также, что Тир непосредственно граничил с израильским государством и территория расселения племен асир, дан и неффалим частично захватывала финикийскую землю.

Может быть, путешествие состоялось в последние годы правления Давида, то есть в период великой переписи, осуществленной Иоавом. Можно тогда утверждать, что стареющий правитель намеренно отправил своего предполагаемого наследника с визитом, чтобы тот смог познакомиться со страной и с народом. Такая интерпретация позволяет объяснить вызывавшее споры упоминание о проведении переписи в Сидоне и Тире. Стремясь полностью переписать всех израильтян, живших в Финикии, переписчики «пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян, и вышли на юг Иудеи в Вирсавию» (2 Цар., 24: 6, 7). Возможно, что библейское описание основывается на официальном отчете.

Услышав о смерти Давида, правитель Тира послал в Иерусалим делегацию, чтобы выразить свое соболезнование и заявить о дружбе. Соломон принял все заверения, между двумя царями началась переписка, о которой упоминает Иосиф Флавий, заявляя, что и спустя тысячи лет все еще можно увидеть сохранившиеся копии писем в государственных архивах Тира. Он цитирует письма по греческим источникам. Сравнивая их с краткими упоминаниями в Книге Царств, становится ясно, что он слегка поправил текст, придав ему более художественную форму, ничего не добавив от себя. Аналогичный фрагмент из Книги Паралипоменон, напротив, необычайно подробен, здесь изложение планов Соломона художественно организовано, чтобы произвести соответствующее впечатление на верующих, а мысли выражены таким образом, что оказались актуальны и для будущих времен, поэтому они мало связаны с содержанием писем Хирама.

Следовательно, Книга Царств является более ранним источником, там говорится, как Соломон произвел впечатление, заказав намного больше строительных материалов, чем Давид, а также попросил о присылке мастеров-строителей и ремесленников для возведения Храма. В конце послания он спрашивает, что требует Хирам взамен.

Последний тотчас откликается на предложение Соломона, сообщив, что лично привезет строительные материалы по морю в тот порт, который назовет Соломон (видимо, это была Яффа), откуда товары должны перевезти в Иерусалим за счет Соломона. Тот также отвечает за содержание рабочих. Кроме того, Соломон должен был ежегодно платить Хираму 20 000 кор пшеницы и 20 кор масла (примерно 73 000 гектолитров пшеницы и более 15 галлонов масла). Союз с Соломоном оказался материально выгодным для Хирама, но все это вполне соответствовало далеко идущим планам израильского царя.

Однако строительство в Иерусалиме требовало и огромного количества драгоценных металлов, прежде всего золота, часть которого пришлось одолжить у богатого финикийского соседа. Всего было получено 120 талантов золота (примерно 50 килограммов) (3 Цар., 9; 14). В свою очередь, Хирам потребовал гарантий и получил полосу Галилеи, граничащей с Тиром, состоящую из двадцати деревень вместе с их имуществом (3 Цар., 9: 11). В сообщении об этих событиях есть странный эпизод. Хирам проехал по полученным землям, после чего заявил: «Что это за города, которые ты, брат мой, дал мне?» (3 Цар., 9: 13). Подобная форма обращения между правителями может указывать на их личную встречу. Видимо, Соломон воспользовался визитом Хирама в свою страну, чтобы лично приветствовать дружественно настроенного по отношению к нему правителя.

Возможно, что в этой связи оба обсудили планы для совместного строительства кораблей на Красном море и характер торговых экспедиций в Офир, о которых говорится в той же самой главе, в 28-м стихе. Но когда Хирам увидел эти деревни, как говорится в Библии, он называл их «землею Кавул» (непригодной), «как называются они до сего дня». Что же означало это ироническое слово, сказанное Хирамом?

Если, как утверждают многие, Хирам отказался принять данную территорию, то, без сомнения, он потребовал компенсации, слово «Кавул» выражает неуважение со стороны того, который, улыбаясь, замечает, что его не так-то легко одурачить. Но в этом случае предполагается, что Соломон предложит другой кусок земли или даст его в качестве залога. Более того, союз между двумя царями, возможно, находился на грани разрыва, так что любое сотрудничество в дальнейшем оказывалось просто невозможным.

Правда, прямых свидетельств сказанному не сохранилось. Однако во Второй книге Паралипоменон (8: 2) содержится определенная информация; несмотря на ее краткость, понятно, что она не могла быть привнесена в более позднее время: «Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых». Такая форма изложения материала характерна для всего Паралипоменона.

Отмеченный нами отрывок явно относится к местности, занимаемой двадцатью деревнями, расположенными на границе с Финикией. Правда, кажется слишком опрометчивым вывод, что, отдав долг, Хирам сразу же возвратил города Соломону; но что тогда означало «поселил в них сынов Израилевых»?

Вопрос разрешается просто: в отрывке говорится о возвращении городов Соломону поле того, как за золото было уплачено. В то время Соломону приходилось восстанавливать дворцы, застраивать территории вновь и снова заселять их израильтянами, поскольку, вероятно, в переходный период там жили финикийцы, которые теперь вернулись в свои собственные дома. Сказанное подтверждает, что полоска земли была отдана Хираму не навсегда, но была предложена в качестве залога.

Кроме того, в течение данного периода территория рассматривалась как финикийская земля, жители возделывали ее в течение нескольких лет в соответствии с собственными обычаями. Именно в получении урожаев прежде всего и были заинтересованы финикийцы.

Следовательно, язвительное замечание Хирама следует рассматривать не как отказ от предложенного огромного залога, который назывался «Кавул» и уже упоминался в Книге Иисуса Навина (19: 27). Флавий тоже знал это место, название сохранилось до настоящего времени в виде названия деревни, расположенной к юго-западу от Акры.

Видимо, Хирам полагал, что вся остальная земля похожа на «Кавул», возможно, конечно, что в собственных интересах он преувеличивал потребность в городах. Тогда каково уничижительное значение слова «Кавул»? Торчинер приводит схожее по звучанию арабское слово и в своем переводе Библии использует определение «дурная земля». В. Флеминг в «Истории Тира» (1915) видит в слове искаженное еврейское Ke - bal, что приблизительно означает «почти ничего». Отметим, что поиск истинного значения слова важен в том случае, если соотносится с названием хотя бы одного из городов. Для нас важно лишь то, что в этом эпизоде высветились такие характерные особенности отношений между Соломоном и Хирамом, как племенная зависимость, передача или захват территории.

Не так-то уж важно, что слова Хирама отчасти заключали в себе издевку, отчасти загадку, главное, что они сохранились в памяти последующих поколений. Взаимоотношения Соломона с царицей Савской, восторг, который она испытывала и который побудил ее совершить путешествие в Иерусалим, также связаны со склонностью загадывать загадки. Хотя и здесь присутствуют (как один из мотивов предпринятого ею визита) экономические причины.

В ту пору было принято придумывать и разгадывать загадки, это было нечто вроде игры. Благодаря своей форме они не требовали присутствия партнера, как то происходило при игре в кости или других играх на досках. Более того, открывался простор для расширения кругозора и познания языков.

Похоже, что загадки и анекдоты с намеком странствовали из одного города в другой, перемещались из страны в страну. Характерно, что и в тирских хрониках рассказывается о пристрастии к загадкам, существовавшим при дворах Хирама и Соломона. И даже сам Флавий завершает свое описание путешествия Хирама в Кабул рассказом о каламбуре Хирама об играх в загадки и о лучших из них, которыми обменивались цари. В игре в загадки сумел проявить себя и сын Хирама. Тот восторг, который испытывали от их разгадывания, вовсе не сравним с тем, что получали от пословиц, которые в конечном счете сводили конкретный смысл к обобщению. Вот почему в то время загадку рассматривали как приобщение к мудрости древних, часть образования.

Разгадывание загадок означало формирование некоего общего знания для будущих поколений. На этом умении загадок основывалась, в частности, слава Соломона. Когда в последующие времена мудрость стала обозначать более глубокое постижение смысла, ее стали рассматривать как проникновение в тайны жизни и как качество мысли, которое стоит выше эмоциональных проявлений и связано с высшими вопросами бытия. В свое время Соломон был известен как мастер разгадывания загадок, знаток пословиц, он и остался как образец человека, объединившего в себе обширные знания.

Возвращение земли Кавул Соломону проясняет и другой факт: он столкнулся с необходимостью выполнить свои обязательства, «союз», возглавляемый Хирамом, сохранял свое значение вплоть до окончания строительства Храма и дворцов, на что ушло порядка двадцати лет.

Заметим, что и на современном Востоке понятие традиционного союза племен более весомо, чем объединение на основе международных договоров. Правда, оба основываются на военном преимуществе, в то время как договор становится эффективным только в случае, если он подкрепляется экономической и военной мощью сторон. Союз или лига основываются на религиозно-нравственных установках. Так, союз между Соломоном и Хирамом представлял собой нечто большее, чем экономическое соглашение, – он был скреплен дружбой, которой оба дорожили, и, без сомнения, принципиально был направлен на обоюдную военную поддержку в случае необходимости.

В соответствии с древней традицией в тирских хрониках отмечен и такой факт, как закрепление дружеских отношений женитьбой Соломона на дочери Хирама. В Третьей книге Царств (II: I) говорится, что Соломон женился и на женщине из Сидона, которая называется среди других чужестранок – жен царя. В этом стихе вначале говорится о дочери фараона, а потом о моавитянках, аммонитянках, идумеянках, сидонянках, хеттеянках.

Упоминание сидонских женщин и использование множественного числа вместо единственного снижает ценность самих сведений. Их подтверждает текст 45-го псалма, который по жанру представляет собой свадебную песню, посвященную женитьбе царя на «дочери Тира». Там говорится, что ее сыновья станут впоследствии наследниками трона и воздадут должное за потерянных предков (важно, что использовано уже не множественное число, а форма женского рода).

В некоторых местах интонация псалма напоминает Песнь песней. Там прославляется богоизбранный царь, справедливейший из судей, гроза врагов, выходящий в своих драгоценностях из Офира. Очевидно, что в псалме описаны дворец Соломона, в котором действительно был трон из слоновой кости, или Ахава, спустя тысячу лет после означенных событий построившего в Самарии дворец, украшенный слоновой костью. О его роскоши свидетельствуют фрагменты, детали, найденные во время раскопок (о самом дворце говорится в Третьей книге Царств (29: 39). Показательно и упоминание о золотоносной земле Офир, куда и Соломон и Хирам направляли свои корабли. Очевидно, перед нами прославление союза, принесшего процветание двум царским домам.

Страна Офир упоминается в исторических книгах только там, где перечислены или названы морские походы Соломона (3 Цар., 22: 49), одно упоминание содержится в Книге пророка Исаии и два в Книге Иова, но в любом случае она обозначает неиссякаемый источник золота.

В этой связи особое значение имеет хронология. Ауэрбах показал, что Ахав женился на тирской принцессе Иезавель по крайней мере за десять лет до своего восшествия на престол, то есть при жизни своего отца Амврия, поскольку родившаяся от этого брака дочь Аталия предполагала, что ее сын Ахазия наследует иудейский трон в 842 году, когда ему исполнится двадцать два года. Следовательно, Ахав вполне мог быть тем царем, о котором упоминается в 14-м псалме, а сам псалом посвящен прославлению женитьбы Соломона на тирской принцессе.

Возможно, что дочь Хирама занимала в гареме Соломона особое положение, поскольку заключенный с ней брак носил политический характер, и отец невесты был его другом. Строительство дворцов продолжалось много лет, и за это время корабли совершили не один рейс в страну Офир. Кроме того, по крайней мере один рейс уже был сделан ко времени женитьбы.

Уточним и другие датировки. Постройка дворца завершилась через двадцать лет после того, как был заложен первый камень Храма. Первая экспедиция в Офир могла состояться не ранее конца этого периода, поскольку иначе Соломону не пришлось бы одалживать такое количество золота у Хирама. Таким образом, брак с дочерью Хирама состоялся примерно в 945 году, вскоре после смерти первой главной жены, дочери фараона.

Скорее всего, тирская принцесса стала именоваться новой главной женой и жила в том же дворце, который до нее занимала дочь фараона. Во всяком случае, соответствующий намек мы находим в псалме, где указывается на исключительное значение этого брака, а также на то, что сыновья принцессы станут наследниками трона. Однако этой мечте не суждено было осуществиться. В трактате «Против Апиона» Иосиф Флавий пишет, что Хирам умер в 941 году, в возрасте пятидесяти трех лет, процарствовав тридцать четыре года. Эти даты хорошо соотносятся с нашей хронологией, где перечисляются события, происходящие в правление Соломона.

Итак, союз с Хирамом обеспечил мир на северной границе, и его не смогли нарушить происки правителей небольших арамейских государств, расположенных на севере и востоке Ливана. Они вызывали определенное беспокойство, но не угрожали миру в стране, а также не нарушали планов Соломона. После смерти царя стали рассматриваться как враждебные города Дамаска, что нельзя было игнорировать.

Начиная со времен Давида, как уже упоминалось выше, Дамаск был обязан выплачивать дань Иерусалиму. В этом небольшом городе, расположенном в оазисе, размещался израильский гарнизон, в обязанности которого входило охранять пути из Египта через палестино-финикийское побережье в земли, расположенные к западу от Иордана, и дальше в Месопотамию.

До этого город принадлежал арамейскому царю Хададесеру (из верховий Оронта). Когда последний растерял свои лучшие войска и Соваве, один из его генералов выступил против Давида и затем был разбит, его попытки распространить сферу своего влияния с помощью силы на запад были подавлены.

Более того, некоторые арамейские правители, например Гешур и Хамат, связывали свои планы с Давидом. Хададесер так и не смог оправиться от поражения. Но один из его генералов, Разон, чей отец носил еврейское по звучанию имя Елиада, не смог примириться с тем, что оказался вынужденным подчиняться израильскому государству. Он собрал вокруг себя недовольных новой политической ситуацией, снова восстал против царя, но в конце концов ему пришлось бежать в Суву.

На востоке дорога в Финикию оказалась для него закрытой, на юге были израильтяне, а на севере – хетты. Тогда ему пришлось повернуть на запад, в сирийско-аравийскую пустыню, где он бродил в течение многих лет вместе со своим войском, промышляя разбоем. После смерти Давида и Иоава он собрал войско и напал на Дамаск. Благодаря военному опыту и способностям он захватил город, выбил израильский гарнизон и учредил новое арамейское царство Дамаск.

Не сохранилось непосредственных описаний того, как Соломон пытался вернуть утраченную провинцию. Вначале он недооценил потерю отдаленного оазиса и не счел необходимым отправлять войска в далекий поход через пустыню. Но когда другие арамейские государства, возможно вдохновленные примером Разона, ощутили свою безнаказанность и начали постепенно восставать против Иерусалима, Соломон тотчас перешел к активным действиям, занял Емаф-Сува (2 Пар., 8: 3) и построил Тадмор (Пальмиру), расположенный далеко на севере, таким образом прекрасно компенсировав существенную в стратегическом и коммерческом плане потерю Дамаска, поскольку путь из Дамаска в Месопотамию пролегал именно через Пальмиру.

Пальмира («город пальм», евр. Тадмор) упоминается во Второй книге Паралипоменон (8: 4), а также в Третьей книге Царств (9: 18). Скептики, сомневающиеся в том, что Соломон смог продвинуться так далеко на север, считали, что первоначально в Книге Царств упоминалось название Тамара (современный Корнуб) – крепость, находившая к югу от Мертвого моря. Позже ошибка была закреплена в Паралипоменоне, изменилось не только звучание слова (в устной традиции), но и ее прочтение.

Но данное название встречается и в Книге пророка Иезекииля (47: 19; 48: 28), более того, описания и в Книге Царств, и в Паралипоменоне никак не могли соответствовать городу, расположенному в степи, – Тамара. Следует ли усматривать в этом более точном описании стихийное дополнение хроникера, который более поздний редактор перенес в Книгу Царств?

Учреждение военных постов в таких важнейших точках, им отвоеванных, относилось к вершинам военного мастерства. Описания немногочисленны, но похоже, что все свершилось быстро и без всякого сопротивления, в то время когда Резон еще не был достаточно сильным, чтобы продвинуться на восток.

Только в Третьей книге Царств (5-я глава), где количественные показатели вызывают явное подозрение, мы узнаем, что царство Соломона простирается до Типсаха, расположенного на Евфрате, и что он получал дань от правителей небольших городов этих северных провинций. Что же касается исторической достоверности, то историки доказали, что Пальмира пала во время правления Соломона. Таким образом, теперь территория Израиля оказалась гораздо больше, чем при Давиде, несмотря на потерю Дамаска, – незаживающую рану государства.

И Разон и Адад именуются «порождениями сатаны» и ненавистниками Соломона; вначале Разона называют «сатаной», а затем «предателем» Израиля. Подобные же чувства опаски и недоверия египтяне, как полагают, испытывали к израильтянам незадолго до Исхода (Исх., 1: 12). Что же касается египтян, амаликитян или филистимлян и других народов, то враждебность к ним всегда вызывалась определенной причиной, тогда как Разон стал первым, кто постоянно именуется «сатаной» нации. Перед нами отголосок более поздней трактовки: он отличался злобным и несговорчивым характером по своей сути. Похоже, что в период экономического и духовного развития еврейской нации, при Соломоне, впервые ненависть начинает осознаваться евреями как дьявольское свойство.

Что же касается самого Соломона, то царь Разон стал для него еще одним отдаленным беспокойным соседом, и израильский правитель стремился ни в коем случае не упускать его из виду. Соломон оказался слишком беспечным из-за своего успеха у женщин, и Разон постоянно восставал против него и не давал забыться, но, как всегда, в конце концов добро одержало победу над злом.

Итак, на всех границах царства Соломона уже в первые годы его правления установился мир. То, что этот мир мог быть установлен в период еще продолжавшихся стычек, было обусловлено военной мощью царя. В предыдущей главе мы уже упоминали, что он упрочил действующую армию, созданную еще Давидом, назначив верховным командующим Ванею.

Правда, нет прямых указаний о мощи армии Соломона, поэтому мы можем только предполагать, что она продолжала оставаться такой же, как и при Давиде, численностью 30 000 пехотинцев (2 Цар., 6: 1), и что она оказалась такой же большой, как и «рабочие отряды» Соломона. О них речь пойдет ниже.

Только часть «отборных людей» находилась под ружьем, поскольку постройки общественных зданий и работа на полях требовали привлечения значительного числа трудоспособных граждан. Согласимся с М. Вебером, что только сыновья состоятельных землевладельцев, добровольно вступившие в постоянную армию, платили за собственное снаряжение, поскольку дома их легко заменяли наемные работники. Правда, другие авторы считают, что сыновей землевладельцев было не так уж много. Большая часть армии оставалась в резерве.

Традиционное деление армии на части из 50,100 и 1000 человек, каждая из которых подчинялась своему командиру, возможно, заимствовалось из иностранного опыта, где в основе лежало десятичное деление. Подобные части упомянуты в Первой книге Царств (18: 13), позже они существовали во время царствования Давида и в течение длительного времени после Соломона (4 Цар., 1: 9). Новшество, введенное Соломоном, состояло в том, что он снабдил армию колесницами и лошадьми (хотя в тексте впрямую об этом не говорится, поскольку встречаются пробелы).

Это позволяет говорить об особых приемах ведения войны, когда использовались последние военные разработки, приведшие к постепенному совершенствованию в военном деле. Прежде всего удалось упорядочить операции по атаке и обороне. Описание кампании в Мегиддо показывает, что нельзя было добиться всего сразу, новшества вводились постепенно. Археологические находки подтверждают, что на вооружении армии Соломона находилось огромное количество колесниц, лошадей и «ездовых», причем все они перечислены в источниках.

В планы царя входило также обеспечение защиты своего государства от внешнего врага – вот для чего с самого начала он стремился ввести огромное количество нового вооружения. Таков был один из мотивов его союза с Египтом. Он не чувствовал себя ровней по отношению к своим соседям – его флот не мог соперничать по численности с их кораблями.

Заметим, что колесницы были известны не только в Египте, но и в Месопотамии. Вероятно, египтяне оказались более искусными мастерами и устраивали лучшие конюшни. Но сами они узнали о новом оружии от народов, происходивших из Малой Азии, у которых и покупали колесницы. Решающее значение имело сочетание двухколесной, покрытой железными пластинами колесницы, открытой сзади, что позволяло легко вскакивать на нее, запряженную двумя или тремя быстрыми лошадьми, обеспечивающими маневренность и высокую скорость перемещения на поле боя. Хеттам приписывают и создание подвижных групп из двух или трех колесниц.

Обычно каждая колесница имела экипаж, состоящий из трех человек: возничего, воина и shalish (оруженосца), то есть третьего (слово используется в еврейском языке и сегодня для обозначения подручного). В обязанности последнего входило прикрывать остальных участников сражения большим щитом. Вплоть до IX века в Месопотамии использовались подобные экипажи, правда, только из двух человек – возничего и воина, то есть во времена Соломона ассирийская армия еще не лидировала в техническом отношении. Следовательно, Соломон следовал традициям египтян.

Необходимо также помнить, что, хотя использование лошадей для верховой езды прослеживается начиная со времен Навуходоносора I, на самом деле это стало обычной практикой только спустя многие столетия. Так, например, Исаия не умел пользоваться ни седлом, ни шпорами. Поэтому все сказанное о торговле лошадьми во время царствования Соломона относится только к военным лошадям и колесницам.

Если колесницы использовались в неограниченном количестве, то необходимо было разводить и соответствующие породы лошадей. Этот процесс требовал эффективной системы международной торговли, которой тогда вообще не существовало. В те времена экспортировались только те товары, которые имелись в избытке, а товарами, потребность в которых ощущалась и в стране-производителе, не торговали.

Когда Давид захватил несколько сотен колесниц и лошадей у арамейского царя Хададесера, то уничтожил все, за исключением той сотни, что привез с собой в качестве добычи. Лошадям он подрезал подколенные сухожилия, потому что ему не были нужны эти ценные животные.

Что же касается его сына Соломона, то и колесницы, и лошадей он импортировал из Египта; видимо, с ними прибыли и инструкторы, обучавшие уходу за животными и починке колесниц. Особенно он нуждался в людях, умевших обращаться с лошадьми.

С помощью проведенных раскопок удалось доказать, что древние прекрасно справлялись с возведением гигантских конюшен, а Соломона устраивали только самые последние в техническом отношении новинки, в чем-то не превзойденные и в наше время. К сожалению, хотя сведения о покупке колесниц и коней почти совпадают в Третьей книге Царств (10: 28 – 29) и Второй книге Паралипоменон (1: 16 – 17), они искажены и очень лаконичны, поэтому могут быть ясны только детали.

Вместе с тем о трех фактах, имеющих значение для истории цивилизации, можно говорить абсолютно точно: во-первых, лошадей Соломону поставляли из Египта; во-вторых, цена египетской военной колесницы составляла 600 шекелей серебра (150 долларов), а лошади – 150 шекелей (40 долларов); в-третьих, колесницы и лошадей доставляли также хеттские и арамейские купцы, которым предоставлялся режим наибольшего благоприятствования.

Об их активности свидетельствует слово umikwe, следующее за словами «привезены из Египта». X. Винклер показал, что оно указывает на вторую страну, из которой доставляли лошадей, и что его следует прочитать как u - mi - kue, «и из Кие». В ассирийском написании Кие означало Киликию – страну, расположенную между горами Тавра и морем в Малой Азии. В третьей книге Геродота «Талия» отмечено, что Киликия славилась своими лошадьми.

Date: 2016-08-29; view: 209; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию