Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Земля обетованная: проблемы 13 page
В исламе утвердилась еврейская легенда о первом камне мироздания и о камне Иакова, а сама Скала воспринималась как мыслящее существо. Когда Мухаммед произнес: «Приветствую тебя, о Скала Господа!» – то Скала ответила: «Пусть пребудет мир с тобой, о Посланник Господа!» И сегодня указывают на то место, где, как полагают, были сказаны эти слова. В христианство вошли многие из упомянутых легенд, в основном во времена Крестовых походов. Отпечаток Мухаммеда стал рассматриваться как место, где Иисус изгнал менял из Храма, говорили, что неподалеку от храма Иакова Мария вошла в Храм с младенцем Иисусом. В иудаизме Скала связывалась с космогоническим мифом, в исламе – с историей вероучения, а в христианстве стала местом одного из эпизодов Евангелия. Мы стремились показать, что в основе общего отношения трех религий к сакральности этого места лежит единая система ценностей. До того как Давид приобрел скалу у Орны, она была просто полезным природным объектом. После постройки на ней храма Соломона она стала священным местом для большей части человечества. Точно определить местоположение храма Соломона мы можем только по измерениям Скалы, поскольку никаких следов от здания не сохранилось. Однако со времен Давида она не изменилась, не считая нескольких ступенек, вырезов и впадин в виде котловины. Она лежит как раз поперек горной вершины, расположенной рядом с городом Давида, слегка возвышаясь в восточной части. Самая высокая точка приподнимается на 1,5 метра над землей, наиболее протяженная часть (с севера на юг) достигает почти 20 метров, максимальная ширина (с запада на восток) составляет 16 метров. После разрушения последнего Храма те поколения, которым не довелось увидеть Храмовую гору, посчитали, что на Скале, окруженной святая святых, и находится ковчег Завета. Дошедшие до нас точные измерения, проведенные в Храме Соломона, показывают, что он представлял собой строение кубической формы, каждая сторона которого составляла 18 метров, следовательно, он никак не мог уместиться на Скале, а должен был покрывать ее. Очевидно и то, что в таком случае не оставалось ни достаточного пространства для размещения других частей Храма, ни для устройства двора. Фактически Скала являлась естественным основанием для алтаря, где сжигались жертвенные животные, предварительно закалываемые на месте, расположенном в северной ее части. Скорее всего, жертвенный алтарь не занимал все пространство Скалы, очевидно, что здесь же находился внешний двор Храма. Представим, что мы оказались на этом месте, в центре той огороженной территории, которая принесла славу веку Соломона, непостижимым образом влекла к себе человечество, была средоточием их чаяний и веры и в конечном счете означала поворот в тысячелетней истории человечества. Очевиден факт, что тому были основания исключительно духовного порядка, но подробное описание планирования Храма и его возведения показывают, что Соломон уделял огромное внимание внешнему облику сооружения и внутреннему убранству. Попробуем перенестись в эти времена. Нам бы пришлось спуститься по пологому склону старого города Давида и пройти через ворота стены, что окружала примыкающее к Храму пространство. Она оказывалась высотой примерно 7 метров и состояла из трех рядов тесаных камней с кедровыми бревнами сверху. С подобной конструкцией мы уже знакомы по Мегиддо. Продвигаясь дальше, подходим ко второй стене такой же высоты, которая окружала слегка приподнятую площадь, – Иеремия называет ее «верхним двором». Чтобы войти в Храмовый двор, нам пришлось бы спуститься на несколько ступеней. Придерживаясь правой, то есть восточной, стороны, мы подходим к середине стены, выходящей к террасе. Перед нами вырастала великая Скала, которая благодаря террасе не пересекала вымощенную поверхность Храмового двора, кроме северной части, находящейся справа. Вершина была такой неровной формы, что ее пришлось немного срыть, а потом насыпать землю, выровнять, чтобы получить широкую площадь. Подобная работа требовала привлечения искусных мастеров, каковыми, как мы успели убедиться, и оказались финикийцы, проявившие себя во время перестройки Тира. Жителям горных городов, привыкшим к узким улицам, просторная площадь казалась огромной, и каждый, кто на нее вступал, преисполнялся почтением и страхом перед всемогущим Богом. Над скалой поднимался остов драгоценного алтаря. В Библии говорится про жертвенник: «двадцать локтей длина его, и двадцать локтей ширина его, и десять локтей вышина его» (2 Пар., 4: 1). Некоторые исследователи спорят по поводу достоверности приведенных данных на том основании, что о данном событии не упоминается в Книге Царств, и, вероятно, автор Паралипоменон вставил упоминание о размерах алтаря, находившегося во втором Храме, который видел. Спустя два столетия царь Ахаз распорядился построить новый алтарь, похожий на тот, что в Дамаске (4 Цар., 16: 10). При Ахазе в храме появился более простой алтарь, хотя и более высокий, а Соломонов Ахаз распорядился отодвинуть и оставить «до своего усмотрения» (4 Пар., 16: 15). Но и новый алтарь не занимал всю поверхность скалы. Через тонкие решетки пепел и останки сожженных животных падали прямо на скалистую землю, откуда их легко было убрать. В центре алтаря горел неугасимый огонь, дым от которого поднимался к небесам. Верхняя часть возвышалась на 6 метров. Священники поднимались на алтарь по пандусу на восточной стороне. На четырех углах возвышались стилизованные изображения рогов, отпугивавших демонов. Аналогичные фигуры обнаружены при раскопках в Мегиддо. Во время обряда всесожжения священник брызгал на них кровью священных животных. Слева от алтаря стояла массивная бронзовая группа – «литое море». Двенадцать мощных быков, поставленных по трое мордами к каждой из четырех сторон, держали на спинах бассейн размером 6 на 6 метров и глубиной около 3 метров. Вероятно, резервуар, стены которого были толщиной в руку, весил около 30 тонн, но благодаря своей форме и тщательной отделке точно размещался на спинах животных. Края бассейна, украшенные двумя рядами выступов, изгибались наподобие цветка лилии. Водой из этого «моря» священники совершали очистительное омовение перед совершением жертвоприношения. В этом обычае прослеживается аналогия с бассейнами на территории вавилонских храмов. Если бы быки были священными животными, то Ахаз не осмелился бы их потом снять, когда требовалось выплатить дань ассирийскому правителю (большую часть скульптур из Храма он забрал). Если бы какое-либо божество или священный символ на самом деле был связан с водой источника, Иезекииль дал бы подробное описание «литого моря» в Храме, упомянув вначале обо всех предметах, что жертвовались священниками. Возможно, автор и позднее Иосиф Флавий уже не знали точного предназначения «литого моря» и потому не указали на его практическое значение, то есть омовение перед жертвоприношением. С каждой стороны алтаря стояло пять меньших по размеру блюд на ножках, вода из которых предназначалась для омовения священных сосудов и утвари, используемой при богослужении. Диаметр каждого был около 2 метров, и в них входило примерно 1500 литров воды. Если «море» отличалось размерами и весом быков, то меньшим сосудам именно изящество резьбы придавало особое очарование: они стояли на узкой подставке с ножками на пяти бронзовых колесах, каждое из которых было примерно 50 сантиметров в диаметре. Благодаря ажурному переплетению бронзовых деталей эти блюда выглядели легкими. Они были декорированы квадратными панелями с изображениями херувимов, львов, быков и пальм, мотивы повторяются на горизонтальной ленте, опоясывающей цилиндрическую подставку. Возможно, отдельным священнослужителям поручалось заполнять подвижные сосуды водой из «моря». Запасы воды для этого хранились в 36 резервуарах, куда, как пишет Геродот; вода доставлялась из прудов Соломона. Теперь обратимся к самому Храму, расположенному на приподнятом основании за алтарем для сожжения приношений. Он представлял собой вытянутое в длину здание, в торце которого находился вход. Ось Храма была ориентирована с запада на восток, под прямым углом к террасам, располагавшимся с юга на север, обращенным к городу Давида. Современные ученые обычно объясняют подобное расположение Храма влиянием солнечной и лунной мифологии, хотя вплоть до строительства Храма не встречается упоминаний о том, как должен быть ориентирован шатер скинии. Возможно, здесь сыграла роль и чисто практическая целесообразность. Расположение иерусалимского Храма непосредственно зависело от ветров и дождей, которые в Иерусалиме приходят только с востока, из-за чего вход всегда располагали с западной стороны, а на восточной не делали ни дверей, ни окон. Приближаясь к Храму, мы все больше и больше проникаемся чувством гармонии и очарования естественной простоты, несмотря на внушительные размеры здания. Ширина его почти 20 метров, длина почти 60 метров, высота же составляет 15 метров. Здесь не было укрепленных башен, охраняющих Храм, как в Египте и Ассирии. Не встречались и мотивы, выполненные в египетском стиле. То место, где поклонялись единому Богу, исполнено строгой простоты. Во время раскопок в Телль-Тайнете (Северная Сирия) был обнаружен языческий храм, пропорции которого схожи с теми, что отмечены в Храме Соломона. Но это единственное строение, схожее с сирийско-финикийским искусством той же эпохи. После множества попыток выявления истинной картины ученые наконец пришли к выводу, что это открытие находится в соответствии с концепцией, которая также близка к библейскому описанию. Храм имеет плоскую крышу и башенки по углам. Окна размещаются в верхней части боковых стен. Справа от Храма возвышается еще одно здание в форме квадрата со сторонами около 9 метров каждая. Это здание точно соответствует описанию пророка Иезекииля, который видел Храм собственными глазами и привел его точные размеры. Снаружи стены лишены каких-либо украшений, все убранство внутри. Только два мощных медных столба справа и слева от входа указывают на роскошь внутреннего пространства Храма. Каждая колонна высотой более 10 метров, они оказались немного ниже самого здания. Внутри пустотелые, они все равно поражают массивностью, поскольку толщина стенок не менее 10 сантиметров. Форма капители напоминает цветы или корзину с листьями, скрепленными с помощью медной проволоки. Вокруг этой сетки располагались два ряда цепей, на которых висит по сотне подвесок в форме гранатов. Возможно, на цепях размещались курильницы с фимиамом или светильники. Чтобы подчеркнуть значительность этих столбов, Соломон дал им человеческие имена. Столб справа от входа назывался Иахин, слева – Воаз (3 Цар., 7: 15 – 22). Возможно, эти имена принадлежали дарителям, о которых упоминается в тексте псалмов. С другой стороны, обычай называть обелиски человеческими именами действительно существовал в Месопотамии. Скорее всего, изучив множество планов иностранных храмов и «имен» столбов, Соломон обратил на это внимание. Как и в случае с «литым морем», он дал им имена, встречающиеся в месопотамских планах, что же касается столбов, это определенно было не в традициях израильтян. Вся постройка выглядит величественной и совершенно не соответствует представлению о традиционном «шатре». Народ должен был привыкнуть к поклонению «литому морю» как символу, родившемуся из языческой космогонии. Три объекта, стоящих у входа в Храм, могут быть прочитаны справа налево как своего рода ребус: «Тот, кто найдет Иахин, станет обладать силой (Воаз) моря». Это толкование соответствует тексту 92-го псалма, в котором говорится «паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь». Для строительства всех этих сооружений по просьбе Соломона Хирам прислал известного тирского мастера Хирама-Авию. Его матерью была вдова-израильтянка из племени Неффалимова, отец его, тирянин, был медником. Благодаря своему происхождению и мастерству Хирама-Авия был избран для постройки первого Храма единого Бога. Хотя и здание и утварь Храма в Иерусалиме соответствовали египетским, ассиро-вавилонским и прежде всего финикийским, но копирования не было. Соломон тщательно приспосабливал форму и стиль произведений к своему религиозному идеалу. При нем были изготовлены «море», столбы и сосуды. Он решил поставить три этих величественных предмета на переднем дворе. Огромное количество меди было приготовлено еще Давидом. После победы над Адраазаром в виде дани он перевез из Сирии в Иерусалим золотые щиты и много меди (1 Пар., 18: 7 – 8). Вдобавок при Соломоне были построены огромные плавильные горны близ Эйлата, на юге, где находились месторождения меди. Само же литье проводилось Хирамом в окрестностях Иордана, между Сокхофом и Цартаном (Цередою), где оказалось достаточно глины для изготовления форм (3 Цар., 7: 46; 2 Пар., 4: 17). Теперь двинемся к зданию Храма, По ступенькам подойдем к входу, по обеим сторонам которого расположены два столба. Через огромный портал проходим в притвор – помещение перед входом в основное помещение Храма. Как и все комнаты основного строения, оно было не очень большим, размером 6 на 12 метров, но отсутствие лишнего создавало впечатление простора и помогало сосредоточиться. В середине стены, напротив входа, была большая двустворчатая дверь, сверкающая самыми разнообразными красками, она сразу же привлекала к себе внимание. Шесть метров в ширину, она была изготовлена из простого кипарисового дерева и обрамлена толстыми подпорками из других пород. Поверхность двери украшали позолоченные изображения цветов, пальм и херувимов. В полумраке все это сверкало, выделяясь на фоне гладких полированных стен. Священники, совершавшие богослужение, входили через дверь в святилище. Настежь тяжелые двери не открывали, пользуясь небольшими вырезанными в них створками. Обычно открывалась только одна из них (Иез., 41: 24). Святилище почти вдвое больше в длину, чем в ширину (в плане 12 на 6 метров); его стены полностью покрыты панелями из кедрового дерева, наполнявшего воздух своим ароматом. Аналогичная облицовка стен известна в Месопотамии и Финикии, тогда как вавилонские храмы расписывались снаружи и изнутри. Вся поверхность досок была покрыта декоративной резьбой с позолоченными изображениями пальм, цветов и херувимов. Пол храма был выложен досками из кипариса, чтобы ходившие босиком священники не нарушали тишину. Между досками были положены золотые полоски. Высота комнаты превышала 15 метров, потолок был сделан из кедровых бревен, как раз под ними в боковых стенах устроены окна, закрытые тонкими литыми решетками. В Третьей книге Царств (6: 4) упоминаются «окна решетчатые, глухие с откосами», выражение «решетчатые окна» встречается и в Книге пророка Иезекииля (41: 16, 26). Хотя в то время стекло уже было известно, на Востоке его начали использовать только спустя много лет. Возможно, окна изготавливали из прозрачного материала типа алебастра, который в огромных количествах импортировался из Египта. Для вентиляции использовали особые отверстия, которые закрывали в дождливые сезоны. В результате в Храме царил полумрак, в котором особенно таинственно сверкали золотые стены и утварь. Напротив входа находилась небольшая (чуть более 1 метра шириной) дверь из тяжелых сосновых досок, к которой вели несколько ступеней. Через нее попадали в главную часть Храма – святая святых. Ее высота составляла всего 3 метра, а стены были покрыты позолоченными деревянными панелями с резьбой. Роскошная отделка резко контрастировала с прямоугольными входными дверями, указывая на то, что внутри находится главная святыня, лежащая вне пределов досягаемости для простых смертных. Перед ступеньками, которые вели к двери, находился небольшой квадратный стол, шириной около 1 метра, с углами, выполненными в виде рогов, обычно на нем совершали жертвоприношения и стояли курильницы с фимиамом (3 Цар., 6: 20). Рядом с алтарем стоял еще один стол, также покрытый золотыми пластинами с 12 курильницами. С каждой стороны стояло по пять золотых подсвечников на высоких подставках. Испускаемый свет обеспечивал особую торжественность днем и ночью. Расположенная в конце ступенек дверь вела непосредственно в святилище. Когда она открывалась, то створки уходили глубоко внутрь, поскольку с этой стороны двери были изготовлены из широких тесаных камней, покрытых, как и везде, деревом, но только одного вида – кедр. Сразу же за дверью висел тяжелый золотистый занавес, укрепленный на золотых цепях и покрытый изображениями херувимов. За занавесом располагалась главная часть Храма – святая святых. Это небольшая комната без окон, вся внутренняя поверхность которой была покрыта золотыми пластинами, свет проникал туда через щели между занавесами. По бокам стояли две статуи херувимов, возвышавшиеся до половины высоты комнаты. Крылья каждого были распростерты так, что доходили до боковых стен, а сверху находили одно на другое. Под защитой этих крыльев находился ковчег Завета – простой деревянный сундук, в котором хранились каменные таблички (скрижали) Моисея. Все великолепие святая святых, святилища и остальной части Храма были созданы ради сохранения скрижалей и ковчега Завета. Чтобы ощутить присутствие Бога, должна была воздействовать сама обстановка, а не предметы, символизировавшие его. Ничто не могло поколебать веру в Единого Всемогущего Непостижимого Бога, «повелевающего херувимами» (1 Цар., 4: 4). Что обозначал херувим? В древности на всем Востоке существовала вера в высшие существа, которые управляли людьми и животными от имени Бога. Египетские сфинксы и крылатые быки Месопотамии наглядно иллюстрируют это представление. Таким образом, сверхъестественное обретало определенную форму. В древней иудейской мифологии эти существа сопровождали Бога в его полете по миру (Иез., 10: 20) или везли его на себе («и воссел на херувимов и полетел» – Пс., 17: 11) Понятно, что это явные следы язычества, ибо сам Господь Бог никогда не воплощался в конкретную форму, в отличие от его слуг. В финикийско-сирийской мифологии херувима представляли с телом льва, крыльями и головой человека. В сохранившихся фигурках представлены два таких херувима, стоящие в ногах царя Хирама Библосского, сидящего над ними на троне, похожего херувима обнаружили в Мегиддо и Хамате. Статуи в Иерусалимском храме символизировали могущество Господа, показывая, что ему служат не только люди и животные, но и сверхъестественные существа. Находившийся под защитой крыл херувима ковчег представлял собой не истинный трон Бога, а только обозначал место его пребывания в пространстве. В нескольких стихах Библии ясно говорится о том, что при строительстве Храма Соломон боялся, что он будет восприниматься как жилище или место появления Бога Израиля. Господь всегда неопределим, непроницаем и не может принять никакого образа. Маленькая темная комната в Храме стала тем местом, которое устроили для него люди и которое могло сделать его присутствие видимым (3 Цар., 8: 12 – 13). Это была не просто темная комната, а хранилище скрижалей, на которых была запечатлена божественная мудрость в виде свидетельств Ветхого Завета. Человек создал это место в соответствии со своим представлением о божественном, чтобы воплотить свои сокровенные представления о божестве. Как уже упоминалось, наружный дом с его основанием и двумя этажами окружал здание Храма со всех сторон, за исключением входного зала. Эти помещения использовались как жилище для священников и левитов, как хранилище церковной утвари и храмовых сокровищ. На каждом этаже находилось по тридцать три комнаты (Иез., 41: 6), куда можно было пройти через дверь, находившуюся на Храмовом дворе, а затем по подобию винтовой лестницы подняться на верхние этажи. Многоэтажное здание было необычным для того времени, оно придавало Храму особое изящество, возвышавшаяся над ним центральная конструкция зрительно делала его еще выше. Камни для Храма добывали в каменоломнях, которые в изобилии располагались вокруг Иерусалима, здесь же их обтесывали, чтобы придать нужную форму, поскольку на месте строительства не использовали ни топоры, ни молотки – об этом говорится в Библии (3 Цар., 6: 7). Каждый из строителей должен был проникнуться грандиозностью замысла и значением того, что предстояло сделать, осознавая место каждого камня и порядок его установки. Хотя последние военные достижения уже связывались с железом, этот металл не должен был оскорблять чувства верующих своим нахождением в месте всеобщего мира. Теперь перейдем через Храмовую площадь и войдем в город через вход в его стенах. Сначала мы пройдем мимо зданий, отделенных от Храмовой горы особой стеной, и прежде всего увидим царский дворец, который, как писал Иезекииль, с одной стороны находится вплотную с Храмовым передним двором, так что правитель попадал во внутренний двор через специальный вход. Поскольку участок здесь оказался несколько ниже, требовалось особо мощное основание, и для этой цели использовали тесаные камни величиной в 8 и даже в 10 локтей (3 Цар., 7: 10), на них воздвигли боковые стены дворца, которые были отполированы так, как обычно полировали мрамор, действительно ценный материал. И в этом случае крышу изготовили из кедра, его использовали и для наружных панелей. На том же самом участке возвышался дворец царицы, выстроенный в том же стиле, но меньший по размеру. К царскому дворцу примыкало здание для прислуги, прежде всего для наложниц. Как и в Египте, большая часть помещений предназначалась для развлечения царя и его гостей музыкой, танцами и играми. Каждый, кто проходил в город сквозь ворота в высокой стене, окружавшей весь храмовый комплекс, царские дворцы и главные государственные строения, поражался сначала тронным залом, который располагался неподалеку от царского дворца и служил для отправления правосудия, но, возможно, использовался и как церемониальный зал для приемов. В этой комнате, до потолка отделанной панелями из кедрового дерева, находился невероятно красивый трон из слоновой кости (3 Цар., 10: 18 – 20). К нему вели шесть ступенек; с каждой стороны у подлокотников две фигуры льва и еще двенадцать львов стояли по обе стороны на шести ступенях. Когда царь находился на «престоле» – на троне, чтобы вершить правосудие или принимать посольства, – над его головой возвышалась закругленная спинка трона, отчего правитель выглядел особенно величественным и значительным. Во Второй книге Паралипоменон (9: 8) упоминается и «золотое подножие», опиравшееся на ножки в виде бычьих голов. Трон был изготовлен из ливанского кедра и покрыт резьбой, а также облицован пластинками из золота и слоновой кости. От огня факелов, рассеивающего полумрак комнаты, «престол» сверкал. Возможно, именно здесь Соломон принимал царицу Савскую, именно здесь он встречал свою новую жену, дочь Хирама, и отсюда провожал ее во внутренние покои, располагавшиеся рядом с Тронным залом. Над ним располагался верхний этаж, где, скорее всего, хранились важнейшие государственные документы. Там не было особой отделки, но полы были покрыты кедровыми досками. Перед зданием Соломон построил огромный портик почти 30-метровой длины с колоннами. Поскольку город располагался на вершине холма, к портику вела лестница с широкими ступенями, справа и слева от них также стояли колонны, которые поддерживали навес. Больший портик, скорее всего, служил в качестве помещения для ожиданий, здесь собирались гости. Он казался достаточно просторным для проведения незначительных судебных процессов. Еще дальше, вдоль дороги, первым строением вне города оказалось самое большое из государственных зданий, так называемый «Ливанский лес» – дом, построенный из кедрового дерева. Это было двухэтажное здание (примерно 30 на 20 метров). Его название связано с тем, что крыша опиралась на четыре ряда цельных кедровых бревен, стоящих по продольной оси здания. Боковые стены проходили по правому и левому рядам столбов, так что создавалось впечатление трехнефного зала. Вершину каждого столба венчала капитель, также выточенная из кедрового дерева и напоминающая невысокую крону. Столбы стояли впритык, так что на потолке образовывался узор переплетающихся ветвей. Дневной свет проникал в помещение через квадратные дверные отверстия, в передней и задней стенах, между двумя рядами столбов, а на боковых стенах было три ряда небольших квадратных окон, одно под другим, располагавшихся на значительной высоте от пола. Выйдя из «Ливанского леса», мы оказывались неподалеку от высокой наружной стены и могли пройти отсюда спуститься в город. Видимо, это здание предназначалось для собраний, в то время как на верхних этажах размещались государственные сокровища. Именно здесь Соломон хранил 200 больших золотых щитов и 30 меньших, которые он велел изготовить как неотчуждаемую собственность (3 Цар., 10: 16 – 17). Позже их вывез из Иерусалима Сусаким, царь Египетский (3 Цар., 14: 26). Из строк в Книге пророка Исаии (22: 8) становится ясно, что здесь же хранилось оружие. Следовательно, ни одно из зданий, сооруженных для администрации, как и Храм, не было предназначено исключительно для правителя. Важно, что свою строительную деятельность Соломон начал прежде всего с постройки Храма. Действительно, одни только размеры строения опровергают распространенную точку зрения, что Храм с его обширными постройками был всего лишь частью царских владений, примыкающих к дворцу и небольшому двору. При строительстве Храма приходилось решать множество архитектурных и технологических задач: нужно было утрамбовать землю, возвести укрепленную стену для защиты поселения, построить трехэтажный наружный дом, украсить здание и территорию. Все это было проделано ремесленниками, не имевшими ранее подобного опыта, что потребовало большего времени, чем обычное строительство дворцов и внутренних залов. Именно Храм в политической концепции Соломона имел особенно важное значение, поэтому прежде всего следовало как можно скорее закончить его строительство. До завершения царь должен был жить внутри города в старом дворце Давида, единственном комплексе, где он мог вершить суд и принимать иностранных послов. Согласно Третьей книге Царств (9 – 10), все строительство продолжалось двадцать лет, и возведение других зданий началось только после того, как был построен Храм. В Третьей книге Царств находим следующее описание: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть вторый месяц, начал он строить храм Господу» (6: 1). Перед нами одно из немногочисленных свидетельств, датируемых от времени поселения на земле, как обозначались даты только в документах. И не имеет значения, действительно ли прошло 480 лет. Даже если эта дата изобретена более поздним писцом или хронистом, архаической датировкой она связывается с другими важнейшими событиями, случившимися в истории царств. В этом стихе указан месяц зиф, позже забытый и опущенный хронистом (2 Пар., 3: 2), где содержится датировка по годам царствования Соломона: «Начал же он строить во вторый день второго месяца, в четвертый год царствования своего». Точно так же опущено и название месяца, когда состоялось освящение Храма. Данная запись показывает, что начало строительства Храма ознаменовалось торжественным актом: «И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей» (2 Пар., 3: 3). Если основание Храма могло сопровождаться соответствующим ритуалом, то завершение строительства следовало отметить как национальный праздник, причем такой, какого еще не было в истории земли израильской. Строительство первого постоянного здания Храма произвело глубочайшее впечатление на весь народ и оказалось настолько значительным, что породило религиозный праздник Ацерет, отмечаемый и в наши дни. Он начинался вскоре после праздника кущей и длился целый день. Соломон праздновал праздник кущей в течение семи дней, одновременно с посвящением, о чем свидетельствует и Вторая книга Паралипоменон (7: 8). На восьмой день праздновался только Ацерет. Как полагает М. Бубер, Ацерет означает праздник, происходящий на Храмовом дворе, где люди оставались на протяжении целого дня. Даже если принять подобную точку зрения, первый такой праздник не мог состояться раньше освящения Храма Соломона. Позже праздник стали считать дополнением к празднику кущей и включать в состав праздников Моисея (Лев., 23: 36; Числ., 29: 35). В сохранившейся до наших дней литургии содержится отсылка к празднованию Ацерета Соломоном. В Третьей книге Царств (8: 65) приведены неточные данные о количестве празднуемых дней, а во Второй книге Паралипоменон точно указывается, что праздник кущей продолжался семь дней и затем отмечался праздник Посвящения. До настоящего времени монотеистическое вероучение развивалось целенаправленно, хотя и не без крупных конфликтов, замыкая безграничное божество в определенное» пространство. «Появление» же Бога то здесь, то там казалось «вторжением» его в физический мир, который он же и создал. «Вторжение» завершалось, и Бог оставался в своей беспредельности. Как только в Израиле возникла потребность создания места для общего поклонения Господу, как это было у других народов, стало казаться, что переносной шатер больше отвечает особенностям монотеистического мышления, чем неподвижное каменное строение, – вот почему пророк Нафан рассматривал возведение Храма как угрозу непосредственно концепции Бога, «привязанного» к одному месту, что уж слишком ему напоминало языческие капища. Сама по себе ни скиния, ни ковчег Завета не считались священными предметами – они представляли собой особую ценность, поскольку хранили память о явлении единого Бога. В течение многих лет скиния существовала отдельно от ковчега со скрижалями, однако и тогда народ продолжал исповедовать веру в единого Бога, как и те, что пришли потом. Date: 2016-08-29; view: 224; Нарушение авторских прав |