Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земля обетованная: проблемы 14 page





Когда Давид вернул в Иерусалим ковчег с скрижалями, организовав праздничную процессию, построил новый шатер, чтобы разместить их там, то и он сам, и его народ радовались, что возвращены святыни, которые, без сомнения, несли в себе внутреннюю религиозную энергетику. Но это вовсе не то же самое, что возвращение домой праздничной процессии египтян, радовавшихся прибытию священной ладьи.

Следовательно, строительство Храма можно рассматривать как кульминационную точку утверждения подлинной монотеистической веры, воплощение религиозных догм в национальную жизнь, мирную, экономически стабильную: «Сопровождаемый ими бог» нашел свое пристанище, по выражению М. Бубера.

Можно также сказать, что многообразие форм в отправлениях сменилось упорядоченной системой обрядов религиозной жизни нации, что суровую простоту Моисеева периода, с его сосредоточенностью на духовности, теперь заменила пышность монархической власти, озабоченной еще и созданием внешнего эффекта.

Создание Храма выглядело и как попытка приспособления к тому типу поклонения Божеству, что был распространен среди соседних народов. Как уже говорилось, возведение постоянных храмов в Ханаане относилось к совсем недавним событиям, и, как показали раскопки, по своему убранству они почти не уступали Храму Соломона. Таким образом, Храм всегда воплощал идею утверждения государственного культа.

Любовь к пышности и подражание соседним народам, без сомнения, оказали свое влияние на Соломона. Но, как и любое достижение, имело значение прежде всего движение к собственным целям. Напомним: Соломон был учеником Нафана, он принес свою первую жертву, будучи царем, не в Иерусалиме, а в Гаваоне.

Концепция объединяющего, общего культа сложилась уже во времена Давида, но, как и надеялся Авиафар, не была тогда реализована. С единым культом он связывал идею укрепления царства и сплочения своих подданных, переходящую в чувство превосходства над другими странами.

Когда люди достигли своей цели, сформировав собственное государство, следовало окончательно и навсегда установить и место поклонения единому Богу. Но он теперь не являлся богом города или страны. Ему можно было поклоняться повсеместно, что на языке того времени означало: Богу можно было приносить жертвы в любом месте, поскольку Он не обладает телесной оболочкой и не воплощен ни в образе, ни в предмете. Установив главную святыню в Иерусалиме, Соломон вовсе не считал, что Бог живет именно в этой самой горе. Чтобы объединить людей, им надо было дать общую святыню, заместившую собой многочисленные племенные святилища. Проделанная Соломоном работа была беспрецедентна. В то время не было другой страны, где Богу поклонялись бы только в одном общем месте, ибо в каждом городе была своя святыня.

Таким единственным и единым местом, где хранились главные святыни нации – ковчег и скрижали, – стал Иерусалимский храм. Он должен был выражать то благоговение перед Господом Богом, которое испытывал весь народ. Именно совместная деятельность по созданию этого Дома, общего для всего народа Израиля, смогла произвести революционный переворот в истории всего человечества.

Если люди испытывали нечто новое и чувствовали себя иначе, следует говорить о невероятном прогрессе – отказе от язычества. Ведь они совершали паломничество к тому месту, о котором всегда мечтали и где чувствовали себя гораздо ближе к Богу, хотя, как и во время Эхнатона, речь шла о простом, неперсонифицированном поклонении! Только благодаря Храму нации был задан энергетический импульс, исходящий из Дома Бога в Иерусалиме.

Нам известно, что в дальнейшем нация не придерживалась неуклонного движения по пути монотеизма. Когда после смерти Соломона царство распалось на два, на Севере устроили два храма и места для принесения жертв, и не только для того, чтобы обозначить символы власти, но также для того, чтобы выразить подавленные чувства. Но благодаря энергетике, которая продолжала исходить из Храма, поддерживалась и сохранялась цельность нации, царство Соломона продолжало существовать как Южное государство без династических осложнений.

Хотя Соломон положил конец всем местным культам, но монотеистическая религия не смогла преодолеть страстную тягу людей к предсказаниям и чародейству – это оказалось самым сложным: ведь ради спасения самой искренней веры в единого Бога приходилось ломать устоявшиеся традиции. Таким образом, жертвуя ими, люди крепче привязывались к Храму и священникам.

Восхищение великолепием убранства Храма заслоняло понимание того величайшего шага вперед, который был сделан со времен Моисея ради укрепления монотеистической веры. Именно поэтому Со-' ломон мог проявить широту взглядов и позволить своей жене и последователям других религий продолжать совершать свои ритуалы и приносить жертвы другим богам в других местах.


Такие уступки не были проявлением слабости перед собственными женами, которую были склонны приписать Соломону следующие поколения, напротив, это было внутренней уверенностью человека, который не боялся проявлений инакомыслия: все его действия определялись незыблемой верой в собственную правоту. Когда происходили народные волнения или спровоцированные пророками выступления, он не колеблясь отбрасывал всякие дипломатические и демократические тонкости, подавляя мятеж на корню.

Пышность проводимых церемоний соответствовала архитектурному великолепию Храма. Обычные обязанности священников расширились, появилось сословие первосвященников и их помощники, также делившиеся на несколько классов. Сюда входили вторые священники, старшие священники, хранители дверей, те, кто обеспечивал Храм всем необходимым, и те, кто содержал его в надлежащем порядке. Часть этих служащих позже была приравнена к рабам.

Храмовые музыканты и певцы составляли самостоятельную группу. Как и его египетские соседи, Соломон, вероятно, уделял особое внимание музыке, поскольку освободил музыкантов от других обязанностей (1 Пар., 9: 33) и повелел, чтобы музыкальные инструменты были изготовлены из самых дорогих материалов (3 Цар., 10: 12).

Песни и хоры собирались и составлялись, как и псалмы, для постоянных праздников и для конкретных случаев; приведем в качестве примера псалом 45. Еще раз отметим белые льняные одеяния, которые носили официальные священники (Иез., 44: 17), и пышные, вытканные золотыми нитями одежды главного священника.

День освящения Храма совпал с седьмым месяцем – месяцем урожая афанимом, во время которого отмечали праздник кущей, или Афаним (3 Цар., 8: 2). В Иерусалим были приглашены старейшины Израиля и главы племен, собрались люди из всех уголков страны (3 Цар., 8: 65). Очевидно, что присутствовали высшие чиновники. В связи с великим событием, имевшим национальное значение, собирали всех вместе, как было принято в племенном сообществе.

Церемония заключалась в торжественном перенесении в Храм ковчега и скрижали из скинии Давида города Сион. Перед скинией появились представители народа; священники вынесли на шестах ковчег к алтарю. Их ожидал царь вместе со специально назначенными людьми и принес в последний раз на этом месте жертву. Затем одни священники снова подняли ковчег, а другие понесли разнообразную церковную утварь и скинию из старого святилища в сокровищницу нового Храма.

Под звуки музыкальных инструментов и пение псалмов процессия двинулась на Храмовую площадь. Возможно, тексты напоминали первую часть 24-го псалма («К тебе, Господи, возношу душу мою») или 126-го псалма, «Песнь восхождения»: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Затем священники и царь прошли между двумя столбами в зал. Впервые перед взором присутствующих распахнулась великолепная дверь, и они вошли в святилище. Двери святая святых открылись, и священники поместили ковчег за занавес, под крыльями херувима. «И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища перед давиром, но не выказывались наружу» (3 Цар., 8: 8).


И святилище наполнило густое облако – «слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар., 8: 11). Все это напоминало историю, восходившую к Моисеевым временам. Сам Господь обнаружил свое непосредственное присутствие: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (3 Цар., 8: 12).

Прежде чем царь прошел в передний двор, чтобы принести первую жертву, он передал полномочия управления новым святилищем двум участникам Завета – Богу и его людям, обратился к Господу и к собравшимся, обосновав с исторической точки зрения необходимость построения Храма, затем подчеркнул его значение как одного из величайших символов веры в единого Бога.

В дошедшей до нас речи Соломона, очевидно, содержатся определенные противоречия, поскольку легко отнести этот текст к другому периоду. После падения Северного царства, как специально подчеркивается в речи, именно Храм должен был обеспечить единство государства. Заметим, что в своей речи Соломон никого не обличает, ничего не провозглашает, – здесь содержится единственное упоминание о политических событиях, мысль о том, что иудейский народ, пришедший в Землю обетованную, наконец смог построить Храм, чтобы достойно отметить свое возвращение.

Все это звучит странно в устах царя, чья власть уже упрочилась, – ведь речь явно идет о временах изгнания. Однако ни по тону, ни по стилю эти строки не отличаются от предыдущих. Но все сказанное не согласуется с последующим содержанием речи, где подчеркивается, что Господь с радостью будет принимать поклонение в этом новом месте – в Храме Иерусалима. Более того, есть упоминание о предполагаемом поражении в битве. Наконец, стихи, где говорится об Исходе, не совсем совпадают с общим строем речи Соломона. Если бы она относилась ко времени Исхода, не нужно было бы повторять, что Храм является истинным местом для произнесения молитвы, равно как в ней не содержались бы упоминания о военном поражении. Возможно, этот абзац был добавлен к речи Соломона позже.

Фактически ни одно обращение, приведенное в Библии, так логично и последовательно не раскрывает понятий, которые являются в такой степени универсальными, как и национальными. Признаем гениальность неизвестного поэта прошлых веков, который изложил речь, так цельно и точно отразившую суть эпохи Соломона!

Итак, царь вошел в дверной проем, ведущий в святилище, повернулся к святая святых. Священники стояли снаружи, на ближнем дворе собралась толпа людей. Специально подчеркивается, что, обращаясь к своему народу, он повернулся к нему: «И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян» (3 Цар., 8: 14).


В Септуагинте сохранилось начало молитвы. В тот момент, когда Соломон распростер руки над тем местом, что предназначалось Господу, он осознавал парадоксальность происходящего: впервые руками людей было воздвигнуто жилище, предназначавшееся для нематериального Создателя мира! Именно он, создавший источник света для всех, был обречен жить в темноте!

Свои чувства Соломон не формулирует в конкретной форме, в виде вопроса, но только смиренно заявляет, что такова суть веры. Следовательно, он отвергает любые формы язычества с их материальным прагматизмом, напомним: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар., 8: 12-13).

Здесь мы встречаемся с новым аспектом в монотеистической концепции Бога как Всемогущего Создателя, который противопоставляется слабому, немощному, похожему на ребенка человеку. Концепция углубляется, в дальнейшем в ней обнаружится внутреннее противоречие между бесконечным и конечным, значение вечного внутри временного и сосуществование этих противоположностей, осознание того, что жизнь наполнена как страданиями, так и верой. Из сказанного следует, что жизнь израильтян не зависит ни от конкретной борьбы за единство нации, ни от побед над врагом, ни от стремления к возвышению над другими, но от высоких размышлений о существовании Бога и человека.

Затем царь поднялся и повернулся к народу, который также встал с коленей. В описании это специально подчеркивается, поскольку в Храме Господнем можно преклонить колени только перед Богом, но не перед царем, даже если он выполняет обязанности священника. Просто и ясно Соломон объясняет, что означает Храм: теперь ни одно племя, ни один город не могут построить постоянный дом Господа, кроме того, который воздвигнут им, царем.

Когда Давид объединял нацию, он захотел построить Храм, но только Соломону, который был призван Богом выполнить эту задачу, удалось осуществить ее. Храм оказался именно тем местом, где хранился ковчег со скрижалями – Заветом между Богом и людьми. Как предположил царь, до этого времени была цель – возвращение из Египта; впервые в Храме было показано, что история может быть определена как религиозный путь, ведущий к определенной цели.

Затем царь и весь народ перешли к алтарю, расположенному на внешнем дворе, поклонились, по обычаю, и протянули вперед руки свои ладонями к небесам. И Соломон начал великую речь, которая обозначала возрождение Завета, и обратился к Богу: «Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим» (3 Цар., 8: 23).

И снова встречаемся с парадоксом: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил!» И все же, продолжает Соломон, «услышь воззвание и молитву». Ведь обещано Господом: «Мое имя будет там», то есть именно с этого места молящийся будет услышан, и его слова дойдут до места «обитания Твоего, на небесах» (3 Цар., 8: 29 – 30). Соломон оговаривает условия исполнения Завета. С одной стороны, люди должны молиться и выполнять свои обязательства по отношению к Господу. А Господь должен тогда оправдать правого, но и наказать виновного.

Упомянутые царем первые три положения имеют особое значение для существования любого государства: стабильность, правосудие (но не жестокость), безопасность и жизнь в нормальном достатке.

Во-первых, может ли Храм быть гарантией справедливости, если во время судебного преследования кто-нибудь молится перед алтарем о справедливости, может ли Господь оправдать правого, осудить виновного и восстановить справедливость?

Далее: пусть вера, проявленная через молитву в Храме, поможет Израилю выстоять против его врагов, а если они нападут на страну, то пусть израильтяне обретут силы в Храме и сумеют отобрать у обидчиков то, что принадлежит по праву.

И наконец, пусть вера в Господа как Создателя проявит себя в этом Храме. И пусть молитва во времена засух будет услышана, чтобы земля их отцов не была предана забвению.

Во всех этих случаях несчастья и беды рассматриваются как наказание за грех, иначе говоря, отступление от веры Завета с Богом. Следовательно, порядок может быть восстановлен, если возникнет раскаяние. Удивительно, как здесь обозначены моральные обязательства. И при этом не священник выступает в качестве посредника, а царь – как ходатай своего народа, но напоминает: вера и преданность – вот основа внутреннего сознания.

Судьба каждой личности оказывается связанной с судьбой сообщества, но от каждого человека требуется признание в совершенных им грехах и покаяние. Следовательно, Храм приобретает особое значение и для конкретной личности, поэтому Соломон и обращается к Богу.

Если случится какое-либо несчастье в землях, в стране, в городах, среди людей и «когда они почувствуют бедствие в сердце своем, и прострут руки свои к храму сему», тогда, просит царь, «соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих». Именно Господь и определяет судьбу каждого человека (3 Цар., 8: 38 – 39).

Храм – это больше чем национальное достояние; это место, где можно молиться общему Богу. «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего», то и ему позволено молиться в Храме, «услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к тебе иноплеменник», чтобы вера в единого Бога могла распространиться по всему миру (3 Цар., 8: 41).

Очевидно, что данный отрывок не относится ко времени Исхода, когда израильтяне накапливали силы, чтобы вернуться в Землю обетованную и восстановить Храм, уничтоженный чужаком. Иноплеменник, который приходит из отдаленной земли в Храм, не редкость в эпоху Соломона. Можно утверждать, что гости из Египта и Финикии (частично и мастер Хирам), возможно, даже и из более отдаленных земель, были приглашены на церемонию освящения Храма.

Но даже если этот последний пассаж в молитве был продиктован политическими соображениями, он выражает глубоко проникшую в сознание монотеистическую веру. В речи содержится и вывод: еврейская нация отличается от всех других наций только своей верой в единого Бога.

Это была не просто молитва, а действительно Завет, договор с Богом. Затем царь поднялся с колен и обратился к своему народу. В описании подчеркивается, что он говорил «громким голосом», и, когда читаешь эти строки, чеканные фразы, преисполненные величайшего пафоса, голос Соломона продолжает звучать и звучать в ушах повествователя.

Горячий и искренний монолог царя – это торжество ораторского искусства. Эту речь даже можно назвать музыкальной. В ней нет ни упреков, ни угроз, ни скрытых намеков, ни пустых обещаний, ни умолчаний. Сказанное прозрачно по смыслу и убедительно. Подобного не слышали, вероятно, и в то время, едва ли и позже можно найти ту же страсть, энергию и одновременно естественность у пророков, не свободных ни от полемических выпадов, ни от противоречий.

В этих словах Соломона, устремленных» к Богу, при том волнении, которое обуревало царя, все было четко и совершенно, простые и ясные мысли только намекают на глубину содержания.

Народы Израиля получили передышку. Все, что им обещали еще со времен Моисея, было выполнено. И пусть Господь не отказывает им в своем великодушии, чтобы все израильтяне охотно ожидали его повелений. Зло придет только тогда, когда Господь отступится от людей и не сможет быть к ним милосердным: «И да будут слова сии, которыми я молился пред Господом, близки к Господу, Богу нашему, день и ночь, дабы Он делал, что потребно, для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день» (3 Цар., 8: 59). Особое значение имеет тот факт, что речь при освящении не содержит никаких упоминаний о жертвоприношении. Однако для удовлетворения религиозных чувств первое всесожжение на алтаре на внешнем дворе было осуществлено самим Соломоном. В описании говорится о 22 000 быков и 120 000 овец. Поздние редакторы, вероятно, не поняли, что такое количество скота не могло уместиться на Храмовой горе. Но даже если животных было и действительно так много, царь разрешил использовать центр двора в качестве Храмового алтаря – ведь алтарь не был достаточно большим. Сопровождавший освящение национальный праздник отмечался не только в Иерусалиме, но и по всей стране (2 Пар., 7: 8). И какое же чувство гордости за свою историю и веру испытывали собравшиеся! Был создан не только Храм, но и сама нация теперь представляла поистине единое целое.

 

Глава 8

ВЗГЛЯД ЗА ГОРИЗОНТ

 

Правителю, который хотел доставлять все необходимое для Храма (драгоценные металлы, дерево и железо) исключительно мирным путем, без завоеваний, не оставалось ничего иного, как приобретать их на доходы от торговли. Выше говорилось, что Соломон осуществлял перевозку лошадей и военных колесниц, обитых железом, из Египта в Малую Азию.

Доходы от этих сделок, совершавшихся в интересах государства специально назначенными купцами, поступали непосредственно в государственную казну. Более того, благодаря надежной системе безопасности на дорогах, охранявшихся с помощью новых укрепленных пунктов, была налажена бесперебойная караванная торговля, приносившая обильные пошлины, между Месопотамией и Египтом, равно как между Финикией и Месопотамией.

Едва ли столетие прошло со времени приручения арабского верблюда, благодаря чему появилась возможность совершать многодневные путешествия через пустыню, во время сухого сезона, не испытывая потребности в пополнении провиантом и водой. Была налажена оживленная и постоянная караванная торговля. Кроме того, благодаря цепочке военных поселений, протянувшихся от Пальмиры на севере до Красного моря на юге, Соломон оказался единоличным хозяином караванных путей.

Но царь смотрел гораздо дальше. Впервые достигнув в стране мира путем установления монотеистической веры, сосуществовавшей с другими религиями, установив естественные связи между своим собственным народом и другими нациями, Соломон начал активно использовать открывшиеся перед ним экономические возможности.

Здесь, как и в вопросах, связанных с искусством, он следовал финикийскому образцу. С другой стороны, пример Египта показывал, что даже государство, у которого нет колоний, может осуществлять международную торговлю, экспортируя излишки производства собственных товаров. Египтяне выращивали зерно, ткали полотно, производили металлические изделия, у них были лошади и колесницы. Из Нубии они получали в огромных количествах золото, серебро и слоновую кость.

Большинство израильтян владело небольшими хозяйствами, существовавшими за счет разведения домашних животных. Когда посевы не поражались засухой или не поедались полчищами саранчи (из Библии ясно, что часто подобная напасть происходила), небольшие запасы зерна, вина и масла, возможно, покупали финикийцы, ближайшие соседи, которые в этом нуждались. В обмен они предоставляли другие товары, такие как железо или дерево.

Поступавший из Иерихона бальзам не имел особого значения в структуре экспорта, поскольку его нельзя было прямо перевезти в отдаленные страны. Соломон понял, что если речь идет о мировой торговле, то она должна основываться на двух вещах: в стране должно было существовать определенное производство, кроме того, следовало в качестве основного и самого удобного торгового пути использовать море. Без морского же пути оказывалось невозможным любое производство.

Поскольку береговая линия была заселена филистимлянами, на большей части территории племя Израиля не имело прямого выхода к морю. Жившие рядом с финикийцами племена асир и неффалин занимали только небольшую полоску побережья. И снова приходилось убеждать народ в необходимости продвигаться к морю, приучать их к новой идее. Четко осознавая политические и экономические реалии, Соломон понимал, что невозможно соревноваться с филистимлянами, которые имели свой собственный флот, имели богатый опыт и давно установившиеся связи на «великом» море, которое мы сегодня называем Средиземным.

Любая попытка давления тотчас завершилась бы провалом и полным исключением из мировых торговых связей. Решение проблемы лежало в установлении сотрудничества с теми, кто мог помочь в осуществлении задуманного. Но в этом случае Соломону пришлось бы предложить филистимлянам нечто существенное и заявить о себе как о выгодном деловом партнере.

На юге территория, которой управлял Соломон, простиралась до Красного моря, описанного в Библии как «море тростника». Расположенное между Африкой и Аравией, море сужалось в нескольких местах, переходя в заливы, один из которых простирается в сторону современного Суэца, другой, восточный, – до Эйлата, старого города Ецион-Гавер, расположенного неподалеку отсюда, позже здесь был основан порт Акаба. Эти два залива окружают вытянувшийся в виде виноградной лозы Синайский полуостров.

Его население всегда было малочисленным, и там не было удобных пристаней для кораблей. Чтобы достичь населенных мест, приходилось плыть дальше, вниз, к Красному морю. Следовательно, корабли должны были иметь соответствующую оснастку и хорошую мореходность. Только при данных условиях можно было направиться к югу, в поисках новых земель, не ограничиваясь пределами Красного моря.

Именно Ецион-Гавер Соломон выбрал в качестве подходящего морского порта. В Библии говорится, что народ Израиля проходил по этому месту, находившемуся на территории идумеян, во время своего Исхода из Египта. Во время Соломона на этом месте был построен город Эйлат. Во время раскопок обнаружилось, что он был выстроен по четко продуманному плану, что впрочем, отличало все замыслы Соломона.

Город был выстроен очень быстро, планомерно и с учетом соответствующих задач. Н. Глюк с восхищением пишет о замечательных конструктивных находках, которые использовались при создании города. Он указывает, что даже если бы это не подтверждалось археологическими раскопками, все равно речь шла о некоем человеке, который обладал перспективным мышлением, волей и авторитетом, а также организаторскими способностями. Следовательно, речь могла идти только об одной личности – о Соломоне.

Для постройки такого города необходимы были профессиональные навыки, техника и тысячи строителей. Туда постоянно шли караваны, доставлялась провизия и вода, что само по себе было непростой задачей, но самой сложной оказалась транспортировка необходимого топлива.

В соответствии с достигнутым ранее соглашением Хирам отправил своих корабелов и матросов в Ецион-Гавер. Возможно, финикийский царь согласился участвовать в таком необычном предприятии, потому что убедился в надежности Соломона как делового партнера, а также увидел перспективу новых торговых рынков.

Хирам также отправил в Ецион-Гавер рабочих различных профессий – ведь Соломон собирался построить не только порт, но и важный промышленный центр. В ходе раскопок обнаружили огромные медеплавильные заводы. Поскольку к востоку от Иордана в Арабахе было много месторождений меди, мощные плавильные печи в Ецион-Гавере предназначались для выплавки металла на экспорт. Мы уже писали, что мастер Хирам изготавливал бронзовые статуи для Храма в районе дельты Иавока. Позже этими медными рудниками пользовались и римляне.

Очевидно, что для верфей и печей было необходимо привезти из Финикии или Ливии большое количество дерева. Стволы шли на постройку судов, а щепа пережигалась в уголь, который затем перевозили вниз к горнам, располагавшимся в сотнях миль отсюда.

Неизвестно, где находили рабочих, чтобы они трудились в том климате и при таком скудном питании. В любом случае предприятие подобного масштаба не могло бы обойтись без армии рабов и наемных рабочих. Скорее всего, ими становились жители завоеванных городов.

Промышленный и коммерческий город Ецион-Гавер, занимавший площадь примерно в 2,7 квадратной мили, строился не на месте старого города. Его окружала стена высотой примерно 10 метров и в ряде мест шириной до 6 метров, таким образом, теперь он приобретал стратегическое и коммерческое значение.

Основные ворота, выходившие к морю, были построены по уже знакомому нам образцу: взяв первые ворота, врагу приходилось столкнуться с новыми трудностями. Двор был огражден еще одной, внутренней, стеной, соответственно надо было преодолеть еще одни ворота. Существовали и третьи ворота, подобным образом охранявшие вторые. Это был единственный путь в город. Такая система обнаружена при раскопках в Мегиддо в слое, относящемся к веку Соломона, а также в крепости Лашиш, датируемой тем же периодом и расположенной в южной Палестине.

Финикийцы обладали большим опытом строительства медных горнов и перерабатывающих заводов. В Сардинии и Испании находились металлоплавильные шахты, известные как Таршиш, так же были названы корабли, специально оборудованные для перевозки руды и металлического груза. Закономерно, что именно финикийцы установили для Соломона медные горны и перерабатывающие заводы. Одновременно они строили для царя флот, в том числе и корабли для перевозки руды (3 Цар., 10: 22).

Куда же направлял Соломон свои корабли из Ецион-Гавера? Вниз, к сказочному Офиру (3 Цар., 9: 28; 10: 11). Где же он находился: в Африке, Аравии или Индии? Имеющиеся факты позволяют предположить, что каждая из этих версий имеет право на существование. Многочисленные попытки установить местоположение этого района основаны на упоминании, что путешествие занимало три года. Впрочем, корабли могли возвращаться на третий год, тогда Офир находился на расстоянии, занимавшем один год путешествия от Палестины.

В этой связи следует напомнить, что в том же направлении месяцами дуют муссонные ветра, причем не только в Индийском океане, но и в Красном море. И даже сегодня кораблям приходится подолгу выжидать, прежде чем они смогут отправиться в обратный путь. Следовательно, в течение одного года через Красное море можно было совершить только одно путешествие.

Вместе с тем за это время можно было доплыть до южной оконечности Африки или даже Индии и вернуться обратно. Важно, что страна Офир считалась сказочно богатой, оттуда доставляли золото и экзотических животных, обезьян и павлинов. Кстати, их названия, сохранившиеся в еврейском языке вплоть до настоящего времени, близки к индийским.

Итак, все расчеты показывают, что Офир находился на юго-восточной оконечности Аравии, что подтверждается и перечнем народов в Книге Бытия (10: 29), где наряду с Хавилой и Иовавом, сыновьями Иоктана, упоминается и третий сын, Офир. В той же книге страна Офир названа землей, где находится золото. Если здесь и находился Офир, то это объясняет торговые отношения с землей царицы Савской. Новым доказательством расположения Офира поблизости от земли царицы Савской стали раскопки в Ецион-Гавере. Флот Соломона не посылали с грабительскими и воровскими целями. Вместе с тем часто сравнивают деятельность Соломона с завоеванием Мексики, как будто финикийцы не стремились отправлять военные экспедиции к чужим берегам. Но известные нам данные о медных шахтах и перерабатывающих заводах показывает, что данная точка зрения не выдерживает никакой критики.

Соломон обладал действительно торговым флотом, хотя, конечно, его сопровождали и военные корабли, готовые отразить любое нападение. Огромное количество перевозимого материала и товаров для обмена показывают, что он стремился установить надежную торговлю. Нам известно, что Соломон никогда не начинал ни одно из своих предприятий, не задавшись определенной целью, а, скажем, из любви к авантюрам. Он не стал бы рисковать, как и в данном случае, бесценным грузом, пока не убедился бы в безопасности путешествия.







Date: 2016-08-29; view: 207; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию