Неденежные средства воздействия на мотивацию работников
Средства воздействия на мотивацию
| Основное содержание
| Организация работ
| Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы
Законченность выполняемых заданий
Значимость и ответственность работы
Предоставление самостоятельности работнику
Своевременное информирование о соответствии работы установленным требованиям
| Моральное стимулирование
| Широкий набор нематериальных стимулов, используемых как непосредственным руководителем, так и администрацией предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на доске почета и др.). Мотивирующий потенциал этого средства падает при формальном подходе.
| Индивидуальный подход при выборе стимулов
| Оценка руководителем доминирующих у данного работника потребностей и выбор таких методов воздействия, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его мотивации
| Постановка целей
| Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость – ключевые требования к мотивирующим целям.
| Оценка и контроль
| Различные формы контроля за работой исполнителя, осуществляемые непосредственным руководителем, и оценка его рабочих результатов и рабочего поведения.
| Информирование
| Своевременность и полнота удовлетворения потребности работников в значимой для них информации.
| Климат в рабочей группе (команде)
| • Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимодействия руководителя и членов команды
• Традиции и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие членов организации.
| Практика управления
| Качество управления, соответствие стиля управления важнейшим ситуационным переменным (характеристики работников, задачи, временные ограничения и др.)
| Меры дисциплинарного воздействия
| • Правильный выбор места (публично или в кабинете руководителя)
• Своевременность дисциплинарного воздействия
• Соразмерность строгости наказания тяжести проступка
• Разъяснение причин
• Внеличностный характер наказаний
| Обращение к наиболее значимым для работника ценностям
| • Самоуважение
• Финансовое благополучие
• Ответственность перед командой (организацией)
• Профессионализм
• Карьерные перспективы
• Интересы семьи и др.
|
Важное уточнение: чем ближе вознаграждение к результату работы, тем большее воздействие оно оказывает. Значимость вознаграждения должна соответствовать представлению человека о значимости выполненной им работы (соответствовать его ожиданиям). Если вознаграждение ниже ожидаемого работником, то оно выступает не как стимул, а как демотивация. Уровень эффективности такого сотрудника не возрастает, а падает. Соответствующее ожиданиям и удовлетворяющее внутренние потребности вознаграждение стимулирует на увеличение эффективности труда.
Метод шести шляп
Когда вы ставите перед собой задачи и надо найти решение, не спешите пользоваться привычными или известными методами. Всегда можно найти более простое и сильное решение, которое, возможно, лежит в области чего-то нестандартного. Чтобы найти это сильное решение, используются модели творческого мышления. Например, Эдвард де Боно предлагает очень эффективный метод шести шляп. Этот метод помогает увидеть объемную целостную картину. Каждая шляпа – это один из аспектов восприятия, оценки и анализа проблемы. Если картина становится ясной и четкой, решение рождается автоматически.
Белая шляпа – факты и только факты! Какая объективная информация существует? Результаты анализов. Цифры, сводки, графики.
Красная шляпа – эмоции, интуиция, чувства. Какие чувства меня обуревают, когда я вижу/ думаю/ делаю это? Что мне нашептывает интуиция?
Желтая шляпа – оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ. Почему все должно получиться? Почему проект мне кажется перспективным?
Черная шляпа – скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность, предвидение рисков. Где и в чем я могу ошибиться? Что стоит на пути успеха? А если дело не выгорит или что-то пойдет не так?
Зеленая шляпа – творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация нестандартных решений, творческий риск.
Синяя шляпа – системное мышление, структурное построение, составление программ исследования и анализ результатов, стратегическое планирование с учетом полученных итогов.
В одном человеке эти шляпы перемешены. Какие-то цвета преобладают, какие-то отрывочны и четкой системы, узора между ними нет. Обдумывание проблемы с попеременным надеванием шляп по порядку помогает навести порядок в разнобойной многоголосице.
Соберите группу сотрудников разбирающихся в проблеме. Расскажите им о методе шести шляп. Выдайте каждому карточку с названием шляпы или сами шляпы, чтобы было наглядней. Реальная шляпа помогает лучше войти в роль. Если сотрудников больше шести, повторите те шляпы, силы голоса которых недостаточно. Если сотрудников меньше, то выдайте кому-то по две шляпы, и они их будут надевать попеременно. Руководите порядком высказываний и не позволяйте перебивать. Следите, чтобы люди не сбивались со своей роли. В конце наденьте синюю шляпу. Если удовлетворительного результата не добились, или поменяйте шляпы прямо на этой встрече, или дайте домашнее задание: подготовить всесторонние аргументы от имени своей шляпы.
Слеты молодежи
Молодые не обременены опытом и тяжестью неисправимых ошибок. Их мышление свободно и безудержно. Когда они собираются вместе фонтан идей может сбить с ног любого, оказавшегося случайно рядом. Грех не воспользоваться таким зарядом энергии, только направить его нужно в полезное русло.
Предлагаю вашему вниманию программу слета молодежи. Описываю наиболее эффективный вариант. Как показывает опыт, 100 человек – мощная цифра. Участники слета разбиваются на группы. В группу входят люди разного возраста, образования и профессий, не знакомые друг с другом. Если у вас всего шесть человек, то это получится технология мозгового штурма.
1 этап. Спортивные соревнования. На самом деле, это игры на сплочение команды и метод раскачки энергии. Например, широко распространенный веревочный курс. Время: первая половина первого дня.
2 этап. Знакомство с основами управления проектов – лекция. Выдача методических материалов.
3 этап. Игры на раскачку творческого мышления. Групповые упражнения.
4 этап. Проектирование. Выбор проблемы, анализ, поиск решений, отбор, разработка проекта, обоснование, выгоды. Время: конец первого дня, весь второй день.
5 этап. Защита проекта. Жюри. Выдача призов. Время: первая половина третьего дня.
6 этап. Концерт силами участников слета на заданную тему (чем-то похоже на КВН). Концерт готовится параллельно с разработкой проекта.
7 этап. Торжественный ужин и танцы.
Уникально то, что фактически за один день напряженной работы выдаются проекты, высоко оцениваемые руководством за свою конструктивность, продуманность и эффективность. Руководство РЖД уже неоднократно проводило такие слеты и запускало призовые проекты в жизнь. Автор статьи имела честь выступать в роли эксперта по организации и проведению такого слета.
Date: 2016-08-29; view: 1445; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|