Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная энергия воздуха





 

Индра сказал: Я - Прана и сущность Разума. Служите Мне как Вечной Жизни.

Каушитаки Упанишада III. 2

 

ЙОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

 

Пранаяма - дыхательные упражнения

Прана возрастает главным образом благодаря пранаяме, или дыхательным упражнениям, которые выполняют регулярно и в соответствии с предписанными правилами. Это позволяет поддерживать тело и чувства в устойчивом состоянии с помощью определенных йогических поз (асан) и контроля над чувствами (пратьяхара). Поскольку мышцы и суставы тела обычно напряжены, прана не может продвигаться свободно и блокируется. А поскольку ум обычно следует за импульсами чувств, наше дыхание и жизнеспособность также напряжены. Следовательно, мы должны научиться расслаблять тело и кон тролировать чувства. Однако контролирование чувств не означает подавление их. Просто нельзя допускать, чтобы они подавляли нас и господствовали над нами. Чувства можно сравнить с лошадьми, но лошади не должны указывать нам, куда и как идти.

Лучшее время для накопления праны - за час или два до восхода солнца, так называемое время Брахмы (Брахма мухур-та), когда прана омывает душу. Очень полезно встречать восход солнца, полдень и заход солнца, так как в эти переходные периоды движение праны изменяет свое направление. Время перед засыпанием также помогает высвобождению праны: мы погружаемся в дремотное состояние, при этом обнажаются сокрытые астральные энергии.

Мы должны научиться непосредственно осознавать энергию дыхания, чтобы понять природу пяти пран и их различные движения (см. соответствующий раздел). Этому может помочь визуализация (воображение), фикапрующее продвижение праны сквозь различные каналы и чакры. Особенно важно проследить движение энергии вдоль позвоночного столба во время выдоха и вдоха. Удерживание праны в позвоночнике концентрирует энергию, а также успокаивает и умиротворяет ум

Умение ссганавливать движение праны по своей воле является высшей целью, но форсировать этот процесс нельзя Если мы будем совершать это по своей прихоти, то внесем еще большую напряженность в наше тело и нарушим равновесие жизненных сил. Успех принесут лишь глубокая релаксация и высвобождение энергии. Необходимо начинать с продолжительного дыхания и только постепенно развивать задержку, которая должна возникнуть спонтанно, без наших усилий Пранаяма с использованием мантры СО ХАМ является наиболее естественной и эффективной. При вдохе следует мысленно произносить СО, а при выдохе - ХАМ и предоставить дыхание самому себе. Хотя простым подсчитыванием дыхания вы формируете успокашзающлй эффект, использование мантры поможет более эффективно, потому что она объединит ум и дыхание. Мантра, совмещенная с дыханием, может быть направлена непосредственно к Божеству, и это может наполнить нас дополнительной энергией преданности. Или мы можем отождествиться с процессом медитативного вопрошания, что также наделит нас силой проницательности (внутреннего видения).

Хотя пранаяма, несомненно, повышает прану, дыхание правой ноздрей (солнечное дыхание) увеличивает теджас, а дыхание левой ноздрей (лунное дыхание) - оджас. Таким образом,пранаяму можно использовать для развития праны, теджаса или оджаса в зависимости от того, как ее совершать.

Выдох обычно должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Задержку дыхания нужно первоначально совершать после вдоха и лишь потом, постепенно после выдоха. Интервал между дыханиями со временем станет увешгчиваться. Попеременное дыхание ноздрями, подобное всасыванию воды через соломинку, даст возможность отлично котролтгровать дыхание. Этот метод является предпочтительным в процессе управления праной. Использование йогических замков, или банда (мула, джаландхара и уддияна), уравновесит и укрепит прану[5].

Неправильное выполнение пранаям может нанести серьезный вред. Поэтому очень важно соблюдать как предписания, так и осторожность. Когда беспокойство ума спадает, а наша жизненная сила углубляется внутрь, дыхание естественно замедляется. Вот почему нам не следует искусственно останавливать дыхание - это может привести лишь к кислородному голоданию.

Существуют и другие методы пранаям, которые i «капли вают запас жизненных сил из внешнего мира сквозь органы чувств. Для этого необходимо жить на лоне природы и предоставить нашим чувствам ее роскошное пастбище. Представьте, как жизненная сила всасывается вами из окружающей среды во время вдоха, а во время выдоха вы пропитываете своей жизненной силой природу вокруг вас. Один сосредоточивается на том, как прана поглощается всеми органами чувств, другой предпочитает всем органам только зрение. При этом полезно при вдохе расставлять руки в стороны, а при выдохе соединять их.


Метод пранаямы связан с джнана-йогой, в которой отрицается реальность внешнего мира при выдохе и утверждается реальность чистого сознания при вдохе. Существует множество техник пранаям, среди которых особенно часто используется крийя-йога йогической традиции Лахири Махасаи, принесенной на Запад Парамахамсой Йоганандой. Эти техники помо-1ают развить прану, но могут сбалансировать и теджас с оджасом в зависимости от того, какую форму техники мы выбираем и как ее используем.

 

Мантры

Хотя мантра как специфическое средство используют глав-иым образом для теджаса, она полезна и для праны, особенно мантра Кали КРИМ или мантра Сарасвати АЙМ. Кали повышает праническую силу и помогает отделить ее от физического тела, выполняя ту работу, которая превышает наши заурядные возможности. Сарасвати повышает наши интеллектуальные способности и силы творчества в противовес прямому, по иногда узкому восприятию теджаса. Когда потоки пра-:.1 возбуждены или расстроены, используют такие успокаивающие мантры, как МА, ШАНТИ или РАМ. Они помогают уравновесить и укрепить прану.

 

Божества

Остановка пранического потока является одним из плодов служения Богине Багале. Но главный контроль праны исходит из служения Кали. Бхуванешвари выделяет пространство, в котором расширяется объем нашей жизненной силы. Дхумавати соединяет нас с источником жизни, который преобразу ет проявление, но она же может лишить нас контакта с жизненной силой, проявленной в настоящем воплощении.

Для обретения господства над праной Божество Хануман (повелитель обезьян и соратник аватары Рамы) является самым важным. Говорят, что он был рожден Богом ветра Вайю и почитается как часть Господа Шивы. Среди ведических Божеств Индре поклоняются как наиболее специфической форме праны. Ведические мантры, посвященные Индре, также можно использовать для повышения праны. Господь Шива также связан с праной, но с таким пламенным аспектом, или о:ак Рудра

 

Медитативные методы

Запасы праны можно увелтгчить с помощью как пассивных, так и активных форм медитаций, которые ориентированы на объекты и объемлющее их пространство. Медитация на небо -самый простой метод. Для этого в безоблачный день выберите уединенное место и ложитесь на спину так, чтобы ничто не заслоняло небо. Смотрите в него пристально от 15 до 30 мин против солнца. Этого времени обычно бывает достаточно для впитывания космической праны. Можно эту практику совершать и ночью, но лучше всего ее выполнять непосредственно после захода солнца и пристально смотреть в небо до тех пор, пока не появятся звезды. Космическая прана освежит вас, уменьшит теджас и улучшит зрение.

Другой метод заключается в том, чтобы сфокусировать внимание на пространстве между объектами, а не на объектах Так, например, попробуйте отличить пространство между листьями дерева от самой листвы. Есть учения, которые рассматривают пространство как более реальную сущность, чем преходящая природа объектов, расположенных в этом пространстве. Согласно этим учениям, пространство является органичной частью природы и основанием для всех объектов.


Еще один метод - медитация на пустоту. Для этого необходимо установить связь с пустотностью внутри ума, так как ум в конечном счете не имеет особенных очертаний, форм или места. Внешне можно представить все объекты, и особенно тело, как опустошенные. Мы можем медитировать на безграничное пространство пустоты, которая живет в наших сердцах, впитавших в себя Вселенную. Везде, где есть пространство, неизбежно присутствует и прана, приводящая все в движение. Без пространства нет энергии. Между пространством и энергией всегда существует добровольное согласие, где главенствует дух. Точно так же энергия овладевает пространством сознания, создавая собственную энергетическую среду, не пытаясь контролировать себя непосредственно, что может привести лишь к напряжению. Все мы должны поддерживать особый духовный климат в наших домах так же прилежно, как мы следим за алтарем или медитативной комнатой.

Подобно этому нам следует представлять духовное пространство как сущность, присутствующую всюду. В действительности все пространство духовно, а духовность - это природа пространства.

Есть медитативный метод, который культивирует забвение. Мы знаем об объектах как таковых еще до того, как начинаем размышлять о них или реагировать на них. Мы должны постоянно возвращать ум к присутствию действительных объектов и удерживать его от сползания к фантазированию или к внутреннему монологу (потоку сознания). Этого можно добиться на природе, используя такие объекты окружающего мира, как горы, скалы, деревья или тучи. Подобная практика развивает чувство присутствия пространства и праны. Так укрепляется читта, ментальный компонент праны и восприимчивое сознание сердца. Подобный тип медаггации использует буддийская виласана, но, пожалуй, наилучший объект для куль-тивирования пустатности ума - само дыхание.

 

Роль звука и музыки (нада)

Прана - это вибрация, нада. которая пронизывает пространство. Когда человек слушает возвышенную музыку, у не-ш повышается прана. Еще важнее, когда человек внутри самого себя создает музыку, созвучную с вибрацией сознания. Индийские раги не ограничены жесткими рамками и особым об-р.иом воздействуют на расстроенный ум, гармонизируя нервную систему с жизненной космической силой.

Мы можем прислушаться к внутренней непроявленной му-H.iKe, к наде, вибрирующей внутри нас. Для этого мы должны мкрыть глаза и вслушаться в себя, особенно правым ухом. В процессе вслушивания начнут возникать различные вибрации: дробь барабана, звон колокольчиков, шум раковины, звуки флейты. Отслеживание этих вибраций является одним из важ-I к Гц и их йогическит методов, используемых во многих традициях (например, в лайя-йоге и сурат-шабда-йоге).

Поскольку цвет - важный фактор теджаса, некоторые цве-• I используются для повышения праны. Наиболее важными являются темно-голубой (нила), или цвет безграничного космического пространства. В такой цвет окрашены индийские Божества Шива, Вишну, Рама, Кришна и Кали. Используется и зеленый цвет, особенно изумрудно-зеленый - цвет жизненной силы Земли.







Date: 2016-08-29; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию