Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Да пробудит он все наши качества, направит наш интеллект и быстро просветлит разум.
Брахмагхата Религиозные и культурные обычаи часто имеют вполне практическое объяснение. В Индии можно встретить мужчин, которые отращивают на затылке длинную прядь волос, скручивают ее и стягивают в узел. Это так называемая брахмагхата. Она создает давление на скальп (своего рода точечный массаж), стимулируя нервы и железы и способствуя активации бинду-чакры. Тот, у кого не хватает энергии, кто постоянно чувствует усталость или страдает от чувства беспомощности, должен завязывать себе брах-магхату и концентрироваться на бинду-чакре. Через несколько дней Скрытые силы человека 233 становится очевиден стимулирующий эффект этой чакры. Этот метод также благотворно действует при головных болях и для коррекции зрения. Вначале, когда чакра еще «твердая», постоянное натяжение скальпа может быть весьма неприятным. После некоторого времени напряжение уменьшается, начинает капать нектар и распространяется приятная энергия бинду-чакры. Или вместо этого можно ежедневно массировать скальп в месте бинду-чакры нежными круговыми движениями, используя пасту или масло сандалового дерева утром и вечером. Медитации Медитация 1 (около 20-30 минут) • Сядьте в удобном положении для медитации. Осознайте свое дыхание и расслабьтесь. • Пропойте 3 раза ОМ. • Глубоко погрузитесь в свой внутренний мир, но продолжайте оставаться как наблюдатель и свидетель всех образов и переживаний. Не позволяйте себе переполниться эмоциями. • Вы смотрите в чистое звездное небо и любуетесь светом полной луны. Серебристый свет луны проникает в ваше внутреннее пространство и наполняет ваше тело нектаром бессмертия. • Прислушайтесь к «звуку тишины» и почувствуйте, как глубокая внутренняя радость растет внутри вас. • Направьте свое сознание к бинду-чакре и наблюдайте, как от нее излучается поток энергии. Когда ваше сознание соединяется с бинду-чакрой, бесподобное чувство радости поднимается из сердца. Вы чувствуете, что больше не одиноки, и внутри себя ощущаете единство. • Вы испытываете тонкое ощущение в своем внутреннем пространстве. Можно почувствовать нектар в виде очень мелкого дождя или изморози, затрагивающих вашу кожу. Каждая капля производит резонанс в вашем внутреннем пространстве, который длится секунды или минуты. • Погружайтесь глубже и глубже, дышите тихо и расслабленно. С каждым вдохом и выдохом вы можете видеть серебристые блестящие капли, падающие из бинду-чакры, и чувствовать их сладкий вкус на языке. • После 15-20 минут опять верните свое сознание во внутренний мир и полностью осознайте всё свое тело. • Глубоко вдохните и выдохните несколько раз. • Закончите медитацию, пропев 3 раза ОМ. Скрытые силы человека 235 После окончания каждой медитации: • Сильно потрите ладони друг о друга, приложите их к лицу и согрейте ими мышцы лица. • Нагнитесь вперед (в медитативном положении или на пятках), пока ваш лоб не коснется пола. Обратите внимание, как кровь приливает к мышцам лица. Останьтесь в этом положении на короткое время. Таким образом стимулируется циркуляция крови после сидения в одном положении без движения, и хорошая порция крови подается к голове. • Медленно сядьте и откройте глаза. Медитация 2 (около 20-30 минут) • Сядьте в расслабленной медитативной позиции. • Осознайте свое дыхание. Вдохните через нос и выдохните через рот 20 раз. • Концентрируйтесь на бинду-чакре внутри вас. • Представьте прекрасную светящуюся полную луну, которая светит в каком-то спокойном месте (например, океан, гора, песчаный пляж, отдаленная равнина). • Прислушайтесь к нежному звуку лунного света. Почувствуйте аромат нектара, струящегося из него. • Чувство счастья, любви и удовлетворения поднимается внутри вас. Вы чувствуете единение и покой внутри. • Осознайте благоухание и радостное чувство, спускающееся к вишуддхи- и анахата-чакрам (около 15-20 минут). • 3 раза пропойте ОМ, а после этого «Мантру мира»: ОМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХ ОМ, мир, мир, мир. 236 Парамханс Свами Махешварананда Медитация 3 (около 20-30 минут) • Сядьте в удобном медитативном положении. Расслабьтесь, вдохните и выдохните несколько раз. • Пропойте ОМ 3 раза. • Направьте свое сознание к бинду-чакре. (Если трудно почувствовать бинду-чакру, несколько раз надавите место чакры своим пальцем.) • Представьте себе, что вы в комнате и смотрите на луну через окно. Комната — это ваше тело, а окно — это там, где находится бинду-чакра. • Светящийся лунный свет вызывает приятное чувство в вашем теле. Нектар, струящийся от лунного света, успокаивает ваши мысли и эмоции и придает им внутреннюю чистоту, мудрость и гармонию. Амрита течет в виде света, энергии и нектара. Этот нектар гармонизирует и лечит вашу душу. Он освобождает блокады и лечит внутренние раны. • Глубоко расслабьтесь и почувствуйте, как будто лунный свет освещает ваше внутреннее пространство и нектар расслабляет напряжение. Почувствуйте, что вы свободны и здоровы (около 15-20 минут). • Глубоко вдохните и выдохните несколько раз. • Пропойте 5 раз махамритьюнджая-мантру (см. стр. 229-230), а затем такую мантру: Это делаю не я. Это Прабху Дип1 делает через меня. Единственный, кто все делает, — это Махапрабху Дип. ОМ, мир, мир, мир. 1 Имя Махапрабхуджи; Прабху — Бог, дипа — свет. Сахасрара-чакра См. цветной рисунок на вклейке. Качества и символы сахасрара-чакры Местоположение в теле Цвет Таттва Мантра Дополнительные мантры Лотос Божество Символы Качества и аспекты Уровень/План Звезда Принцип Драгоценный камень Металл Минеральное вещество Состояние Железа Нервное сплетение Другие названия На макушке головы. Алмазно-белый — чистое, божественное сознание. Ади-таттва — атма. ОМ. Дополнительные мантры всех чакр — весь алфавит дэванагари. 1000 лепестков — символ бесконечности. Ади-Шива — Высшее Сознание, Высшее «Я». Белый Шива-Лингам— чистое сознание. Мокша — освобождение. Сатьялока — план истины. Солнце. Самадхи — единение знания, знающего и объекта знания. Алмаз. Золото. Фтор. Маха-ананда — Высшее Блаженство. Эпифиз мозга, шишковидная железа. Головной мозг. Коронный (венечный) центр, брахмарандхра, тысячелепестковый лотос, Источник Света. Сахасрара-чакра Сахасрара — тысяча, бесконечность Сахасрара-чакра расположена на макушке головы прямо под «родничком», который хорошо виден у новорожденных. Ее также называют тысячелепестковым лотосом, брахмарандхрой (дверью к Брахме) и Источником Света (потому что она излучает сверхъестественный свет, яркий, как солнце). Никакой другой свет своим блеском не сравнится с яркостью солнца. Точно так же и сверкание всех других чакр меркнет перед несравненным блеском сахасрара-чакры. Сахасрара не соотносится ни с каким определенным цветом или качеством. Ее свет содержит вибрации всех цветов, сливающихся в несравненное сверкание чистого света. В ней в одном потоке соединяется энергия всех нади, как в море встречаются воды тысячи рек. Первоэлемент сахасрара-чакры — ади-таттва, или ишвара-тат-тва1. Это источник творения, чистый свет и единственная реальность — Бог. Эта таттва считается ади-анади.Ади означает «без начала», анади — «без конца». Когда эта таттва соединяется с неким качеством (гуной), она становится связанной и тем самым ограничивается — можно провести сравнение с водой, которая не имеет вкуса сама по себе, но при добавлении в нее какого-либо другого вещества меняется и приобретает вкус этого вещества. В Космосе существуют разнообразные проявления этой одной таттвы с различными качествами и функциями — такими, как огонь, вода, воздух и земля, — но основа всегда одна: чистая сущность. Пробуждение сахасрара-чакры означает открытие Божественного Сияния и обретение Высшего Сознания. Это место обитания Господа Шивы, которого мы уже встречали в трех видах в других чакрах: 1. В муладхара-чакре — как Пашупати, Господа Животных. 2. В муладхара-чакре и агья-чакре — в символическом виде Шива-Лингама. 3. В сахасрара-чакре — как ади-анади, Высшее Божественное Сознание и изначальное основание Вселенной. 1 Ишвара — Бог, таттва — первоэлемент. Скрытые силы человека Ади-Шива — это извечный творец Космоса (сваямбху). Он — олицетворение ананды (блаженства), пуруши (чистого сознания) и мокши (освобождения). Он — проявление совершенного, вечного и божественного, Его сияние подобно сиянию миллиона солнц. Нет такой кармы, которая могла бы коснуться Его, любые загрязнения тают и сгорают вблизи Него. От Него исходят только чистота, ясность, свет, любовь и истина. В каждом индивидууме (дживатме) между «Я» (атмой) и Высшим «Я» (параматмои) существует неразрывная связь, которая проявляется в виде Ади-Шивы в сахасрара-чакре. По существу, атма и параматма — это одно и то же. Атма тоже наделена божественным сознанием, но пока атма не достигнет освобождения-мокши, она тесно связана с индивидуальным «Я» и котами1, вследствие чего имеет ограничения и пределы. А для параматмы не существует ограничений, и поэтому она безлична — это Вселенское, Высшее «Я», «Свет Жизни». Когда сознание дживатмы достигает Ади-Шивы в сахасрара-чакре и сливается с ним, оно озаряется светом и освобождается от всяческих оков и ограничений. Так же как ночь уходит прочь с рассветом, тьма невежества исчезает с открытием сахасрара-чакры. Достичь этого можно с помощью медитации крия-йоги2 и благодаря гуру-крипеъ. Дживатма на протяжении всей своей жизни стремится воссоединиться со своим истоком, Высшим «Я», осознанно или неосознанно. Или, говоря другими словами, наше постоянное стремление к счастью и поиску своего места в жизни — это на глубинном уровне не что иное, как слияние дживатмы с параматмои, которое, используя символику чакр, можно выразить как союз Шивы и Шакти. Шакти располагается в муладхара-чакре, а Шива — в сахасрара-чакре. Между ними существует неодолимое притяжение, а мы ощущаем их отдаленность друг от друга как темную зону неведения и отсутствия ясности. Глубокий ров, разделяющий Шиву и Шакти (или сознание и природу), это «не-знание», и как следствие этого «не-знания» нас всю жизнь преследуют эмоции, полные страдания, такие, как одиночество, тоска, горечь, страх, сомнения и т. п. Мост через этот провал неведения 1 Коша — оболочка, тело. См. главу «Панъчакоша». 2 Крия-йога — практика духовной йоги для пробуждения кундалини, которая всегда передается только устно от Учителя ученику. 3 Гуру-крипа — милость гуру. 242. Парамханс Свами Махешварананда загроможден множеством препятствий, сложенных из камней нашей кармы и ограничивающих нас качеств. Иччха-шакти (воля) — вот та сила, которая в конце концов дает толчок к тому, чтобы раз и навсегда расчистить каменные завалы кармы и обременяющих нас качеств. Зарождение в дживатме Священной Воли неизбежно приводит к единению с Божественным «Я». В зависимости от кармы и структуры личности ученика этот процесс может протекать либо кругами, полными бурных переживаний, либо постепенно и спокойно. Единение Шивы и Шакти происходит тогда, когда поток энергии в двух главных нади — иде и пингале — сливается воедино и поднимается в сушумна-нади. Однако есть одно важное условие. Как говорилось в главе об анахата-чакре, местом обитания атмы является сердце, и Реализация атмы может произойти только при условии одновременного пробуждения анахата- и сахасрара-чакры. При этом прокладывается прямая связь от сахасрара- к анахата-чакре, проходящая по брахма-нади (также известной под названием гьяна-нади). Если анахата-чакра блокирована, а поток бхакти (любви и преданности) пересох, саха-срара-чакра не откроется. Лишь при условии полного пробуждения анахата-чакры пламя света, которое и есть атма, поднимается из сердца и достигает уровня Божественного Сознания через «дверь Брахмана». Тогда в океане Брахма-гьяны раскрывается тысячелепестковый лотос, и в его центре сияет жемчужина Парамашакти1. Подобно лебедю2, дживатма погружается в сияние вечного, божественного существования. Когда дживатма сливается с Высшим «Я», ее существование растворяется — как река, впадая в океан, становится безымянной. Теперь дживатма находится в сфере чистого сознания. Ее форма — совершенное божественное сознание и вечное, божественное блаженство — сат-чит-ананда-сварупа-атма. Святые всех времен достигали этого уровня сознания, которое не поддается описанию словами. Когда мы не способны увидеть или пережить что-либо в медитации, то это происходит потому, что ограниченность нашего «Я» воздвигает 1 Парана — высший, божественный; шакти — сила, энергия. 2 На санскрите ханса буквально означает «лебедь». Ханса — это также освободившаяся душа, которая «взлетает в небо». Парамханса («Высший лебедь») — тот, кто уже достиг этого состояния. Скрытые силы человека 243 барьер на пути нашего видения. Хотя наша атма напрямую связана с Богом и, по сути, является Богом, мы все еще не осознаем этого. Вернемся опять к образу лотоса. Корень лотоса представляет Ади-Шакти — изначальную, божественную силу, которая расположена в муладхара-чакре. Цветок в сахасрара-чакре — это Ади-Шива, Божественное Сознание и Высшее «Я». В раджа-йоге эти два первичных принципа известны как дживатма и параматма. Когда они становятся единым целым, то говорят, что мы обретаем «единство с нашим "Я"», хотя на самом-то деле различия между ними не существует. Разделение — это только видимость, потому что мы не осознаем их истинное единство. И поэтому дживатма должна пройти очень долгий и зачастую очень трудный путь, пока вновь не откроет и не обретет это единство в своем сознании. Развитие сознания происходит постепенно; этот процесс можно сравнить с тем, как семя лотоса, брошенное в почву, сначала пускает нежный росток, потом продолжает расти вверх навстречу свету. Мы путешествуем от корня лотоса (мула-пракрити) сквозь толщу воды (мир, который есть не что иное, как майя) вверх по его стеблю (различные чакры и уровни сознания), пока наконец не достигаем прекрасного цветка — сахасрара-чакры. Каждая индивидуальная душа совершает это путешествие, следуя своим собственным путем, у каждой — своя собственная история и свой собственный опыт, но в конце пути все неминуемо приходят к одной и той же цели, одной и той же истине и одной и той же реальности. Однако этот путь очень долог. Его проходят только те, кто целенаправленно, последовательно и неуклонно всю жизнь занимается духовной практикой. Те же, кто ищет свое счастье во внешнем мире, сбиваются с этого пути. Вечное, истинное счастье находится внутри нас, а не снаружи. Молодой олень иногда гонится за запахом мускуса, не осознавая, что сам же его и источает. Так и мы ищем исполнения наших желаний во внешнем мире и не догадываемся, что все, чего мы желаем, содержится в нас самих. Об этом лаконично сказал святой Франциск Ассизский: То, что они ищут, ищет их. Только обратившись к своему внутреннему «Я», мы обретаем удовлетворение и покой. 244 Парамханс Свами Махешварананда Ищите только Бога; не гоняйтесь за духовными сенсациями, сверхъестественными силами -сиддхи или внеземными приключениями. Вручите свою жизнь в руки Божьи и молитесь так: «Господи, да будет воля Твоя. Да исполнится моя судьба». Самое большое счастье, которое только может быть нам даровано в награду за благие деяния прошлых жизней, — это встреча с духовным Учителем. Учителя передают нам знание приемов, с помощью которых мы можем очистить от сорняков свое «внутреннее поле» и открыть наше сознание Божественному Свету. Они сопровождают нас на всех уровнях нашего развития, куда бы ни забросила нас судьба. Благодаря их защите, что бы ни случилось, ничто не в состоянии причинить вред нашей душе. Самое большое несчастье — умереть, не достигнув Богореализации. Преисполненная боли дживатма приходит к пониманию того, что она упустила свой шанс в этой человеческой жизни и должна опять пройти цикл смерти и рождения. После смерти мы неизбежно переходим на астральный уровень, соответствующий нашей карме. В астральном мире мы полностью осознаем все события, но не способны предпринимать никаких действий. Мы видим всю свою жизнь, которая проходит перед нами, как на экране. Мы осознаем ошибки, сделанные в земной жизни, а также радостно переживаем благодать божественного света и божественной любви как результат нашего духовного развития и благих дел. Но мы уже лишены возможности вмешаться или что-то изменить в дальнейшем. Направление и конечная цель нашего путешествия всецело определяются направленностью нашей кармы. Здесь, в астральном мире, дживатма следует одной из трех возможных нитей судьбы: две из них ведут к новому рождению в мире майи, а третья — к Реализации и союзу с Высшим «Я». В «Бхагавад-Гите» (8:24-25) Господь Кришна поясняет, при каких обстоятельствах душа вступает на один из этих путей.
от, на ком еще осталась карма — хорошая или плохая, — снова получит смертное тело. Кто в. земной жизни сильно обременил себя дурными поступками, не делал добра, не проявлял участия к другим, будет рожден на уровне животного сознания. И это вполне правомерно Скрытые силы человека 245 описать как «ад». В животной форме жизни способность самовыражения и развития души сильно ограничена. Она не обладает свободной волей, интеллектом, речью или способностью мыслить. При таком существовании возможно только очень незначительное и медленное развитие сознания; в течение заранее установленного времени нужно очиститься от всех видов кармы. Тот же, у кого преобладает хорошая карма, имеет право на перерождение в человеческом теле с возможностью освобождения. В зависимости от соотношения плохой и хорошей кармы таких людей ждет либо счастливая жизнь, либо существование, полное мук и страданий. Самым прекрасным плодом многих жизней, которые были исполнены благих и доблестных дел, является счастливая жизнь с многочисленными возможностями для развития, в духовном и мирном окружении. Человек, который наконец-то достигает освобождения благодаря накопленным знаниям, бескорыстным поступкам (нишкама-карме), помощи духовного наставника и Божьей милости, не рождается снова — если только не примет добровольное решение вернуться на Землю в качестве служителя или учителя. Таковы пути, которые избирает душа после смерти на Земле. Обычно душа вместе с астральным и каузальным (причинным) телами1 покидает физическое тело через одну из «девяти дверей» — рот, глаза, уши, ноздри, анус или половой орган. Иногда ясно видно, через какую дверь уходит душа. Если у умирающего выделяется кал или моча, это показатель того, что душа блуждает на нижнем уровне сознания. Эти души особенно нуждаются в наших молитвах, чтобы они могли найти свой путь к более высокому сознанию, когда они наконец снова воплотятся в теле после долгого периода ожидания. Многие умирающие открывают рот или глаза; у других капля крови появляется из носа или ушей. Эти души странствуют на астральном уровне, который соответствует их карме. Атма же достигших освобождения йогов и мастеров уходит через «десятую дверь» — сахасрара-чакру. (Иногда это видно по капле крови или лучу света на макушке головы.) Реализованные души отправляются на высший уровень Космоса, где их встречают с почестями как победоносных героев. 1 См. главу «Паньчакоша». 246 Парамханс Свами Махешварананда Путь развития чакр, процесс изменения сознания и отслеживания собственных мыслей и чувств — это весьма нелегкое дело. Нужно расстаться со многими старыми привычками и многое преодолеть. К сожалению, мы продолжаем совершать необдуманные поступки, произносить опрометчивые слова и порождать ненужные мысли. Но за все ошибки, которые мы совершаем по недомыслию, мы можем просить прощения и молиться: О, Господи, направь нас от невежества к мудрости, из тьмы к свету знания. Да осветит навсегда мое сердце и мое сознание Твой Божественный Свет. И хотя этот путь может быть тяжким и тернистым, когда мы достигаем цели, мы сразу же забываем про все страдания, и все затраченные усилия просто меркнут по сравнению с переживаемым нами теперь блаженством. Поэтому нам следует оставаться сильными и не отказываться от достижения своей цели под давлением любых обстоятельств. Самая важная вещь в мире — это всегда совершать все духовные практики с бхакти — любовью и преданностью. Чакры пробуждаются с помощью бхакти, атма-чинтаны (постоянного думания об атме), мантры и медитации. Саттвика-бхактих — это надежный и прямой путь к Богу, потому что, когда в нас горит пламя чистой любви и преданности, никакие темные, разрушительные силы не смогут приблизиться к нам. Позвольте реке любви течь внутри себя и крепко дерите в руке свечу мудрости. Станьте светом для всех, кого вы встречаете, и помогайте им в пути. Так вы будете идти вперед в своем духовном развитии! Медха-шакти Медха-шакти — это неисчерпаемый поток энергии, который излучает сахасрара-чакра. Это одна из самых влиятельных и важных сил в теле; от нее зависят сила мысли, способность к пониманию и память. Медха-шакти — это «пища» для памяти и всех других функций мозга. Чрезвычайно важно поддерживать и укреплять медха-шакти. 1 Саттвика — чистый, ясный, истинный. Скрытые силы человека 247 Медха-шакти быстро исчерпывается при волнении, стрессе, суете и спешке, половых сношениях, сильных эмоциях, пустых разговорах, плаче, крике, тягостных раздумьях и беспокойстве. Ее ослабляют и разрушают гнев, ненависть, ревность, затянувшиеся конфликты, чувство мести и обиды, которые мы носим в себе и которые тянутся за нами из нашего прошлого. Мы можем укрепить нашу медха-шакти с помощью расслабления тела и ума, успокоения мыслей, доверия к Богу, внутреннего покоя, радости и чувства удовлетворенности. Поэтому все упражнения йоги оказывают положительное воздействие на эту шакти, которая обладает общим уравновешивающим и успокоительным эффектом на тело и ум. Особенно полезны все перевернутые позы, такие, как ишршасана (стойка на голове), сарвангасана (стойка на плечах), випаритакарани-мудра (поза пополнения энергии), йога-мудра (наклон вперед сидя на пятках) и шашанкасана («заяц»). Практики агнисара-крии1, пранаямы, концентрации и медитации также укрепляют медха-шакти. Эта психическая и духовная сила также получает подпитку через молитву, произнесение мантр, чтение священных текстов, пение бхаджанов, сатсанг, пуЬжу и севу1 — короче говоря, через позитивные мысли, речи и дела. Очень ценной техникой успокоения мыслей и укрепления медха-шакти является мауна (молчание). Мауна ведет к совершенному внутреннему покою и помогает нам достичь глубокой степени медитации. Для укрепления медха-шакти рекомендуется употреблять миндальное молоко. Оно также помогает при головной боли и усталости и является превосходным средством для улучшения концентрации и укрепления памяти. Возьмите 10-15 миндальных орехов с кожицей и залейте их на ночь водой в неглазурованной или не сильно обожженной в гончарной печи керамической миске или чашке (вода должна пропитывать стенки сосуда — глина должна сохранять способность дышать). На следующее утро очистите миндаль от кожицы и перемелите его, чтобы он превратился в густую пасту. Согрейте стакан молока, добавьте чайную ложку меда (или 1 Эта техника описана в разделе упражнений в главе о манипура-чакре. 2 Сатсанг — духовное общение; пуджа — религиозные обряды и жертвоприношения; сева — служение Богу и ближним. 248 Парамханс Свами Махешварананда по вкусу) и размешайте в нем смолотый миндаль. Медленно по глотку выпейте миндальное молоко приблизительно за полчаса до завтрака. Некоторые люди не могут пить молоко. В этом случае можно растолочь в ступке свежие листья перечной мяты или измельчить их в блендере. Залейте измельченные листья мяты стаканом горячей воды и хорошо взболтайте, закрыв емкость крышкой и сильно ее встряхивая. Потом вы можете процедить жидкость, но это не обязательно. Добавьте ложку меда и медленно по глотку выпейте этот напиток. После этого медленно, тщательно пережевывая, съешьте миндаль, замоченный на ночь в воде, предварительно очистив его от кожицы. Всего через 10 дней вы увидите, насколько хорош этот напиток для тела и ума. Медха-шакти может стать также чрезмерно активной и вызвать внутреннее беспокойство и тревогу. Это сильная энергия, подобная огню. Когда она становится активной, ее движение нелегко остановить. Поэтому временами медха-шакти нужно остужать и успокаивать. Именно поэтому во время пуджи Шива-Лингам, который также является символом силы и активности, сбрызгивают водой, символически остужая. Упражнения для успокоения медха-шакти Каждое утро очень медленно лейте приятно прохладную воду на сахасрара-чакру и одновременно пойте сурья-намаскара-мантруи. ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ или гаятри-мантру: ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ БХАРГО ДЕВАСЙА ДХЙМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ (Давайте медитировать на чудесный и священный свет Божественного, который живет в нашем сердце. Да пробудит он все наши способности, станет поводырем нашего разума и быстро озарит нас светом понимания.) 1 См. «Йога в повседневной жизни», уровень 3. Скрытые силы человека 249 Упражнения для сахасрара-чакры • Ширшасана — стойка на голове (1) • Врикшасана — дерево (2) • Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176) • Пение ОМ • Крия-йога Медитативные практики для пробуждения внутреннего звука В медитации мы можем совершить путешествие в наш внутренний Космос. В это время лучше всего не иметь никаких особых представлений или ожиданий, а просто расслабиться и, будучи настороже в состоянии полного осознания, наблюдать за собой. С помощью определенных йогических техник (крий), переданных нам духовным Учителем, мы слышим звуки, которые становятся все более и более тонкими, едва различимыми. Мы способны воспринять биение сердца, циркуляцию крови и даже течение мыслей в голове. Существует десять типов различимых вибраций, которые в конечном счете становятся настолько тонкими, что мы можем воспринять их только как свет. Эти светоносные переживания, однако, все еще не принадлежат к наивысшему уровню. В глубоком погружении в созерцание мы в конце концов ощущаем Всевышнего в «изначальном звуке» — нада-рупа-парабрахму. Практика медитации на сахасрара-чакру • Сядьте в удобной позе для медитации и сосредоточьте свое внимание на макушке головы. Практикуйте свою собственную мантру или мантру ОМ. Парамханс Свами Махешварананда • Вы находитесь в своем собственном внутреннем пространстве — чидакаше. Эта комната вашего внутреннего пространства наполнена прекрасными оттенками разных цветов. На потолке комнаты есть окно, сквозь которое проникает яркий свет. Наблюдайте этот свет. • Представьте стеклянную трубу примерно в полутора метрах перед собой. В этой трубе находится растение с восьмью бутонами вдоль стебля. У растения красные корни, которые расположены на уровне муладхара-чакры. Его бутоны соответствуют другим чакрам, а верхний из них — это место обитания сахасрара-чакры. Наблюдайте, как каждый бутон медленно открывается и как раскрытие каждого цветка пробуждает в вас определенные чувства. Почувствуйте природные силы, которые связаны с каждой чакрой: земля с муладхарой, вода со свадхиштханой, огонь с манипурой, воздух с анахатой и пространство (эфир) с вишуддхи. Осознайте гуру-таттву в агье и амриту в бинду-чакре. Осознавайте символы и качества каждой чакры. • Наблюдайте, как прана-шакти поднимается от корней вверх к тысячелепестковому лотосу. С каждым циклом дыхания лепестки лотоса продолжают открываться. Когда он полностью открылся, вы видите в его центре блестящую жемчужину или бриллиант, которые сверкают на свету. Направьте на это свое внимание. Последовательность упражнений для пробуждения сахасрара-чакры: Выполняйте следующие упражнения одно за другим: • Войдите в йога-мудру: Сядьте в ваджрасану (на пятки). На вдохе поднимите руки над головой. На выдохе наклонитесь вперед, пока верхняя часть тела не ляжет на бедра и голова не опустится на пол («Йога в повседневной жизни», часть 6). • Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты. • Затем войдите в бхуми-пада-мастакасану: Из ваджрасаны положите руки и голову на пол перед собой. Подогните пальцы ног и распрямите ноги, так чтобы вес тела распределился на голову, руки и пальцы ног. После того как вы найдете равновесие в этом положении, сцепите руки за спиной («Йога в повседневной жизни», часть 4). • Войдите в стойку на коленях, поднимите руки над головой и посмотрите в направлении поднятых рук. Задержитесь ненадолго в этом положении. • Затем перейдите в удобное сидячее положение. Положите правую руку на сахасрара-чакру, а левую руку — на манипура-чакру. Выполните ашвини-мудру1 несколько раз. • Пропойте ОМ 27 раз — перед каждым звуком ОМ выполняйте ашвини-мудру. При этом представляйте, что ваша энергия как будто поднимается по трубе. Наверху сияет яркий свет. С каждым вдохом труба расширяется, а с каждым выдохом ваше сознание поднимается все выше. • Пропойте ОМ 27 раз, закрыв уши большими пальцами. Затем положите руки на колени или на бедра в чин-мудре2. Наблюдайте
1 Ашвини-мудра состоит из повторяющихся, ритмичных сокращений и расслаблений мышц ануса. 2 В чин-мудре ладони повернуты вверх, большой и указательный пальцы касаются друг друга, а остальные три пальца раскрыты и расслаблены. Парамханс Свами Махешварананда за внутренним звуком. Визуализируйте три нади — иду (левый энергетический канал) в голубом цвете, пингалу (правый энергетический канал) в оранжево-красном цвете и сушумну (вдоль позвоночного столба) — в белом. Цвета иды и пингалы соединяются в сушумне и растворяются в чистом, сияющем белом цвете, который включает в себя все цвета. Далее сосредоточьтесь на сахасрара-чакре, которая сияет ярко, как восходящее солнце, и сверкает, как бриллиант. Почувствуйте, что вы, как солнце, излучаете свет и любовь, и осознайте, что ваш внутренний источник неиссякаем. Завершите комплекс «Мантрой мира». Самадхи: высшее сознание Самадхи — это высшее состояние сознания, которого человек может достичь при жизни. Это конечная цель нашего духовного путешествия на Земле. Самадхи — счастливое возвращение к нашему Божественному истоку. Когда открывается тысячелепестковый лотос сахасрара-чакры1 и дживатма растворяется в нем, достигается цель долгого, полного переживаний путешествия души и «нектаром бессмертия» (амритой) утоляется ее жажда, которую она испытывала на протяжении всей своей жизни. Амара-таттва (или ади-таттва) — это первоэлемент сахасрара-чакры, который, когда мы соединяемся с ним, мгновенно трансформирует наше сознание в сат-чит-ананду — вечное истинное существование и сознание вечного блаженства. Как можно описать сознание самадхи? Больше не существует никакой индивидуальности. Сознание и самоосознание продолжают существовать, но уже не в прежней дуальности «это я, а это ты». Человек продолжает жить дальше, но начиная с этого момента внутреннее «Я» пребывает с Высшим «Я». Это означает конец всех проблем и бед, конец страданий, повторных рождений и смерти. Освободившийся живет на Земле в вечном счастье и радости, и когда тело изнашивается, сознание полностью растворяется в Божественном «Я». Как уже говорилось ранее, есть несколько уровней состояния сознания — глубокий сон, дремлющее сознание, пробуждающееся сознание, высшее сознание и космическое сознание. На нижней ступени шкалы, в глубоком сне, мы переживаем бессознательное состояние оцепенения. Ум освобождается от беспокойства и волнений, мы полностью расслабляемся и наслаждаемся глубоким отдыхом, когда нас ничто не тревожит. Но когда мы просыпаемся, все остается по-прежнему. Мысли и заботы возвращаются, ни наши обстоятельства, ни мы сами ни на йоту не изменились. На второй сверху ступеньке лестницы сознания мы вступаем на высший уровень сознания — самадхи. Со стороны невозможно определить, 1 Сахасрара — букв, «тысяча», в расширительном смысле — «бессчетное количество». Парамханс Свами Махешварананда пребывает ли некто в самадхи. Наблюдающий может счесть, что человек медитирует, уснул или даже что он находится без сознания. Как и во сне, такие физические ощущения, как тепло, холод, голод, жажда и т. п., в самадхи практически сведены к минимуму. Но состояние самадхи не причиняет телу никакого вреда. Атма все время находится в контакте с телом, она свидетельница всего, что происходит. Поэтому в любой момент можно вернуться в состояние «обычного сознания», как это происходит, когда люди мгновенно пробуждаются ото сна, когда к ним прикасаются или что-то им говорят. Внешне может казаться, что это не сильно отличается от сна, но по внутренним ощущениям это совсем не так. После возвращения из состояния самадхи мы в корне преображаемся. Это значит, что даже совершенно необразованный и ограниченный человек, погрузившись в бесконечное, божественное сознание высшего уровня самадхи, вернется оттуда ученым и мудрецом. Но даже в самадхи мы не достигаем полного единения с Космосом. Последнего, Космического уровня сознания можно достичь только после смерти. Космическое сознание — это полное слияние со всей Вселенной, с каждым ее атомом, а это невозможно на физическом уровне. Когда Высшее Сознание начинает расширяться в направлении Космического Сознания, земное существование близится к завершению. Тело «снимают», как старую одежду, то ли в результате болезни, то ли мирного ухода в мир иной1. В «Йога-сутрах» Патанджали описал три техники, выполнение и освоение которых приводят нас к Высшему состоянию сознания. Это дхарана, дхьяна и самадхи. Дхарана — это концентрация, сосредоточение. В концентрации мы направляем наше сознание на один объект (например, биджа-мантру), полностью отделяя его от всех иных вещей. Для этого чрезвычайно важно целиком сфокусировать свое внимание на одной точке2. Дхьяна — это медитация. Это следующий после концентрации шаг, когда «я» начинает растворяться в объекте. Это подготовитель- 1 Для многих людей кажется непостижимым, что Реализованная душа может заболеть. Причина состоит в том, что тело больше не в состоянии выдерживать ту огромную внутреннюю силу, которая в нем пробудилась. Воздействие этой энергии можно сравнить с 1000-вольтным электрическим кабелем, который подсоединили к 40-ваттной лампочке. 2 Концентрация на одной точке также означает пребывание на избранном пути с особой и спокойной решимостью. Скрытые силы человека ная ступень самадхи. Нельзя «научиться» медитации. Когда тело и ум правильно настроены, когда они стали спокойны и чисты, состояние медитации приходит само — так же как к нам сам собой приходит сон, когда мы вечером ложимся в постель. Самадхи — это Высшее Сознание, в котором соединяются знающий, знание и объект знания. Я хочу знать. Я тот, кто знает. Я то, что я знаю. При соединении этих трех точек зрения приходит ясное понимание и переживание «Это есмь Я» — СО ХАМ. Потому что на самом деле мы то, к чему стремимся! Когда, обладая этим знанием, наше «Я» соединяется с Божественным «Я», это можно сравнить с сияющим восходом, с тем, как занимается день после долгой, темной ночи. Это слияние капель с океаном, лучей с солнцем. Всем печалям, всем страхам, всевозможным бедам (духкха) теперь наступает конец. Они существуют только до тех пор, пока существует карма, а все виды кармы сгорают в огне Божественного Знания. Таков процесс освобождения-мокши, которое является целью йоги. Однако это совсем не означает, что путь развития подошел к концу, потому что знание не имеет конца. Более того, именно с этого момента начинается новая фаза нашей духовной эволюции; и в действительности только сейчас начинается наше подлинное путешествие в йоге. Мы больше не идем на ощупь, как слепые, теперь мы осознанно движемся по пути, с открытым видением, оставив позади сомнения и неуверенность. Сознание Реализованных людей становится настолько ясным и чистым, что они способны воспринимать вибрацию «Я» как свет и звук. Эти незабываемые ощущения в корне меняют их жизнь раз и навсегда. Они больше не отождествляют себя с телом, умом, чувствами, эмоциями, качествами, положением в обществе или профессией. Переживаемое ими внутреннее блаженство непоколебимо. Цепи кармы разрушены, и все связанные с ними привязанности исчезли. Атма-гьяни1 полностью осознают свое Божественное существование и себя как не имеющих пределов, неизменных, вечных существ. Они открывают в себе целую Вселенную и видят тождество «Я» с Космосом. 1 Атма-гьяни — Реализованный человек, букв, «познавший свое "Я"». Парамханс Свами Махешварананда Мое тело — вся Земля. Мое сознание распространяется во всех четырех направлениях. Моя прана — это энергия, которая течет в каждом атоме Вселенной. Все первоэлементы во Вселенной — мои. Я — бесконечное пространство. Мое сознание (чидакаша) охватывает весь Космос. Это состояние нельзя постичь или пережить только с помощью разума — это возможно лишь тогда, когда знание, знающий и объект знания едины. При реализации единства СО ХАМ («Это есмь Я») все вопросы получают ответы и все желания осуществляются; больше нет знающего, больше нет стремления к знанию; не существует знания, которое нужно приобрести, или какого-либо объекта, который нужно постичь. В полноте совершенного существования гаснут все желания. Обретение этого опыта означает Реализацию истины — Самореализацию и Богореализацию. В своем очень известном бхаджане «Чидананда рупах, Шиво'хам, Шиво'хам» Шри Шанкарачарья воспевает Богореализованное, освобожденное сознание: Скрытые силы человека Я — не ум, не интеллект, не это или сознание, Не гьяна-индрии и не таттвы. Моя форма — это чистое сознание и абсолютное блаженство, Я — Чидананда Рупа Шива, Высшее «Я». Я — не пять пран, не семь дхату, Не пять кош, не узел кармы, Я — Чидананда Рупа Шива, Высшее «Я». Во мне нет ни привязанности, ни дуальности, Нет ни жадности, ни ревности, ни ненависти, ни гнева. Меня ничто не связывает с иллюзией эго, Не привязан я и к четырем законам пурушартхи1. Я — Чидананда Рупа Шива, Высшее «Я». У меня нет ни греха, ни добродетели, меня ничего не связывает ни со счастьем, ни с печалью, Или с мантрами, паломничеством, ведами или ритуалами. Я — не пища, я не тот, кого она насыщает, и не тот, кто ею наслаждается. Я — Чидананда Рупа Шива, Высшее «Я». Я есть атма, бессмертный и не подвластный рождениям, Время, пространство и смерть не имеют надо мной власти. У меня нет ни матери, ни отца, ни родственников, ни друзей, Ни гуру, ни учеников, Я — Чидананда Рупа Шива, Высшее «Я». 1 Четыре жизненно важных цели существования каждого человека: дхарма — выполнение своего предназначения; артха — процветание; кама — нравственный образ жизни; мокша — освобождение. Парамханс Свами Махешварананда У меня нет желаний и нет формы, Я живу во всех живых существах, Я ничем не связан и не нуждаюсь в освобождении. Моя форма — это истина, сознание и блаженство, Я — Чидананда Рупа Шива, Высшее «Я». Какова природа сознания тех, чье «Я» обретает силу в реальности и истине? Какими они видят других? Каким они видят свое окружение? Какие мысли и эмоции посещают сознание тех, кто себя Реализовал? Как они живут в этом мире? Реализованные души можно узнать только глазами души. Внешне они выглядят точно так же, как и другие. Они так же, как и все остальные, едят, спят, говорят, смеются и занимаются своими ежедневными делами. Но если всмотреться повнимательнее, то можно заметить отличия. От души, достигшей Самореализации, исходит внутренний покой, всепонимающая доброта, чистота, благородство и спокойное достоинство. Самадхи и мокша (освобождение) происходят в сахасрара-чакре, это «десятая дверь»1. Она открывается, когда мы непоколебимо и преданно следуем по одному из путей йоги — по пути раджа-йоги посредством дисциплины и практики, по пути карма-йоги посредством бескорыстного служения, по пути бхакти-йоги, проявляя преданность Богу, или по пути гьяна-йоги посредством постижения знания и отречения. Но для того, чтобы сделать последний шаг — получить мокшу (освобождение), мы нуждаемся в гуру-крипе2, а также в руководстве и помощи Учителя. В Индии есть пословица: «Нельзя менять свое внутреннее видение». Это значит, что нужно оставаться верным Пути, Учителю и Ишта-дэвате (форме Божества, которую мы выбрали) и не менять то и дело свои верования или цели. Как можно дойти до вершины горы, если все время оборачиваться назад или постоянно ходить кругами? Нужно сохранять сосредоточенность на избранной цели и двигаться только вперед. 1 Девять дверей тела — это глаза, нос, рот, анус и половые органы. Десятая дверь, которая ведет к свободе, это брахмарандхра, или сахасрара-чакра. 2 Гуру-крипа — милость гуру. Скрытые силы человека Ни при каких обстоятельствах не следует думать: «Я — атма, я — Бог, и я не нуждаюсь в Учителе. Я все знаю. Я совершенен и безупречен». Подобные мысли идут от эго и ума. Они всего лишь теоретизирование чистой воды и очень далеки от действительности. В жизни есть шесть вещей, которые тешат и питают наше эго и заставляют его считать, что оно выше других и всемогуще, — молодость, красота, деньги, образование, этническое происхождение и общественное положение. Нам нужно быть начеку, дабы не впасть в гордыню, в основе которой лежит поверхностность. Если нам повезло в финансовом отношении, со здоровьем и с внешностью, то за эту милость нам следует благодарить Бога, а не предаваться тщеславию и высокомерию. Никогда не забывайте, что истинная красота находится внутри. Тело изменчиво — сегодня сильное и здоровое, а завтра, возможно, слабое и больное. Нам позволено и следует быть довольными, когда Господь дает нам средства на содержание себя и своих близких; когда Он дает нам способности и таланты, с помощью которых мы можем достичь уважения и признания. Совсем не нужно ни отказываться, ни избавляться от подобных даров, следует принимать их с благодарностью. Date: 2016-08-29; view: 302; Нарушение авторских прав |