Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дабудут все счастливыми, Да будут все беспечальными. Да улыбнется всем удача, Да не останется несчастливых. ОМ, мир, мир, мир.






Вишуддхи-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы вишуддхи-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры

Лотос

Животное

Божество

Символ

Качества и аспекты


В районе горла.

Сине-фиолетовый — широта, бесконечность.

Акаша — пространство (эфир).

ХАМ.

AM, AM, ИМ, ИМ, УМ, УМ, РИМ, РИМ, ЛИМ, ЛЙМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, АУМ, А, АХМ.

16 лепестков — 16 гласных в санскрите.

Белый слон — чистое знание, мудрость.

Брахма — создатель, сознание.

Луна — ум, чувства, связь с бинду-чакрой.

Детоксикация, очищение, проявление слов. Положительные: обретение ясности, умение преодолевать трудности и запреты, лингвистические способности и вокальные данные, творчество. Отрицательные: комплексы, страхи, нервность.

Удана — помогает усвоению как твердой, так и жидкой пищи.

Джанарлока — человеческий план.

Юпитер.

Спхурана —Брахма-принцип, творение.

Горный хрусталь.

Ртуть.

Кремний.

Бхая — страх.

Нидра — сон.

Шротра — уши (принцип направления, чувство слуха).

Кислый.

Дхавана — очищение, устранение.

Роман — волосы.

Вани — рот (Агни-принцип, речь).

Пала — слюна.

Щитовидная.

Каротидное.

Горловой центр, кантха-камала.


Вишуддхи-чакра

Виша — грязь, яд Шуддхи — очищение

Вишуддхи-чакра расположена в окрестности гортани — поэтому она также называется горловой чакрой. Это центр физического и духов­ного очищения. В одном из пуранических1 сказаний хорошо показана великая очищающая сила вишуддхи-чакры:

Д

эвы (боги) и асуры (демоны) захотели добыть из глубин океана со­кровище — амриту. Они решили пахтать (взбивать) океан и взяли гору Мандара в качестве палки, а в качестве веревки — мирового змея Васуки. Боги держали змея за хвост, а демоны — за голову. Так, объеди­нив свои силы, они начали пахтать мировой океан. Множество сокровищ и ценностей всплыло со дна, и лишь в самом конце на поверхность под­нялась долгожданная амрита в золотом сосуде.

Но змей, которого они использовали для пахтания океана, изрыгнул смертельный яд, который мог уничтожить всю Землю. Дэвы быстро подставили чашу и собрали в нее яд, дабы он не смог никому причинить вреда. Но поскольку они совершенно не знали, что дальше делать с ядом или как от него избавиться, решено было просить помощи у Господа Шивы.

Господь Шива, самый милостивый из богов, взял чашу с ядом и выпил ее до последней капли. Но когда он пил, то не глотал яд, а удерживал его в вишуддхи-чакре и очищал с помощью уджджайи-пранаямы и джаланд-хара-бандхи2. И так спас мир от смертельной угрозы. Яд окрасил горло Шивы в темно-синий цвет, и с того дня его стали называть Нилакантхой (Синегорлым).

1 Пураны — собрания древних индийских мифов и эпосов.

2 Уджджайи-пранаяма и джаландхара-бандха — йогические техники, которые оказывают сильное очищающее действие на весь организм. Они описываются в конце этой главы.

 


Скрытые силы человека 183

Это сказание глубоко символично. Наши собственные негативные качества и мысли — это демоны. Дэвы же суть наши хорошие каче­ства — понимание, сострадание, прощение, любовь, преданность и мудрость. В нас есть и те, и другие качества, так же как в мире одновре­менно присутствует и нектар божественной мудрости и бессмертия, и яд невежества и конечность земной жизни. Океан, олицетворение мира, толкает нас в двух направлениях — одно к дэвам и, следовательно, к добру и свету, и другое — к силам разрушения, асурам. Змей (собрат змеи- кундалини) символизирует как время жизни, которое есть в нашем распоряжении, так и силу (шакти), которая поднимает спрятанное сокровище из глубин нашего внутреннего бытия.

В наше время миру грозит отравление многочисленными ядами. Ежедневно растет разрушительное воздействие человека на нашу планету из-за выхлопных газов, отходов, радиоактивности, ядовитых химикатов и многого другого. Нам срочно нужна помощь Шивы, чтобы нейтрализовать все эти яды. Это значит, что мы, люди, должны осознать наше божественное происхождение и очистить окружающую среду нашим «сознанием Шивы».

Если мы хотим вести более здоровый образ жизни, то сначала должна выздороветь природа — поля, луга, леса, реки, озера и океаны. Именно поэтому йоги придают такое большое значение здоровому образу жизни в гармонии с природой и вегетарианству. В Библии также сказано: «Не убий», и эта заповедь не делает исключения для животных!

С помощью вишуддхи-чакры можно избавиться от токсичных веществ, которые мы впитываем из окружающей среды, а также от загрязнений психики. Важная функция этой чакры, которая поддержи­вает жизнь в организме, состоит в очищении и детоксикации вредных веществ, которые накапливаются в теле. Данные вещества в основном поступают к нам с пищей, которую мы едим, и с воздухом, которым мы дышим. Эту детоксикацию выполняет удана-прана, которая сосредо­точена в горле. Удана-прана дает нам возможность глотать. Перед тем как попасть в пищеварительную систему, пища, размягченная слюной, очищается этой праной от токсичных веществ. Активная вишуддхи-чакра вместе с сильной удана-праной вносят большой вклад в сохра­нение здоровья.


184 Парамханс Свами Махешварананда

Но не только внешний мир страдает от сильного загрязнения, этому подвержена также психика и сознание многих людей. До тех пор пока разрушительные и ядовитые качества раздоров, соперничества, зависти и обид разъедают наш ум, туда не может проникнуть свет Божественного сознания.

Заметьте: Господь Шива не выплюнул и не проглотил яд. Так и мы не должны проглатывать наши проблемы, потому что этим причиним себе большой вред; но мы не должны их и исторгать из себя; это тоже вред, хотя и другого рода. Подобно Господу Шиве, который очистил яд в своем горле, мы можем разрешать свои проблемы с помощью вишуддхи-чакры.

Вишуддхи — это место очищения и равновесия. Дыхание, которое проходит через горло и, соответственно, через эту чакру, играет в этом важную роль. Йоговская техника пранаямы (сознательное управление и регуляция дыхания) оказывает сильное воздействие на вишуддхи-чакру как на физическом, так и на астральном уровне. Благодаря силе дыхания (прана-шакти) в вишуддхи-чакре остатки вредных веществ выводятся из тела на физическом уровне, а в ментальной сфере происходит очи­щение и гармонизация мыслей и эмоций, сознания и подсознания.

В «медитации самоанализа» мы получаем сознательный доступ к различным уровням сознания. В процессе исследования самих себя нам встречается множество драгоценностей и жемчужин, хранимых в нашем сознании, но также и остатки старых обид и коварных отрав­ляющих примесей.

Продолжая сравнение с ядами, можно сказать: пока мы не овладеем вишуддхи-чакрой, у нас есть только два выхода — выплюнуть или проглотить ментальный яд, который проникает к нам извне или под­нимается у нас изнутри.

Мы исторгаем обидные слова, низкие мысли и дурные поступки, а глотаем плохое обхождение, оскорбления, сомнения и комплексы. И то, и другое поражает наше сознание и подсознание. Многие наши болезни — это результат того, что нами было проглочено. Мы про­ходим свой первый опыт переживаний, который откладывает свой отпечаток на формирование нашей личности, еще в утробе матери. В течение всей нашей жизни мы должны много чего переварить, много чего «проглотить». В детстве мы не можем выразить многие наши эмо-


Скрытые силы человека 185

ции из-за страха или беспомощности. Многое из того, что создает нам трудности сейчас, было закупорено в нас еще с тех времен. Как же мы можем справиться с разочарованиями и обидами, которые мы пере­жили в прошлом, особенно в детстве?

В этом вам может помочь размышление над следующими тремя вещами:

• Верьте, что каждый опыт в жизни имеет свой смысл и свою поло­жительную сторону.

• Восстановите перед мысленным взором ситуацию тех дней. Вы чувствовали себя зависимым, не способным влиять на ход собы­тий и не свободным.

• Осознайте, что сейчас вы уже взрослый и свободный человек и события тех дней уже утратили свою актуальность.

Путем такого рационального анализа и осмысления мы способны избавиться от многих комплексов и страхов, тянущихся из прошлого.

Люди с заблокированной вишуддхи-чакрой часто не видят своих собственных ошибок и стараются переложить на других вину и ответ­ственность за свои беды и несчастья.

Винить других в том, что нам плохо, — большая ошибка. С нами не может произойти то, чего нет в нашей карме. Зло никогда не сможет причинить нам вреда, если оно не находит отклика родственных ему вибраций, которые в это время исходят от нас. Именно те качества, которые мы осуждаем в других, присущи также и нам. В действитель­ности ничего «плохого» как такового не существует. Оно всегда является отражением того, что происходит у нас внутри.

Мудрец и пророк Шри Кабирдас говорил:

Я отправился на поиски плохого человека и нигде не смог найти хоть одного. Тогда заглянул в свое сердце — и увидел, что нет никого хуже меня.

Подведем итоги: наше бессознательное находится в муладхара-чакре; подсознание лежит в свадхиштхана-чакре; сознание начинает подни­маться из манипура-чакры; оно раскрывается в анахата-чакре, чтобы выразить и проявить себя в вишуддхи-чакре.


186 Парамханс Свами Махешварананда

В анахата-чакре сознание можно сравнить с цветком лотоса, кото­рый поднялся над поверхностью воды. Так же как на поверхности воды появляются волны, когда он начинает расти вверх, энергия под­нимает «волны эмоций», когда она начинает течь. Пока лотос еще под водой, на него лишь слегка воздействует движение волн; это значит, что, пока колебания нашей энергии происходят между муладхарой и анахатой, она скорее подсознательная, чем сознательная, и волны наших эмоций еще не так сокрушительны. Эмоции могут расширяться и разрастаться только тогда, когда у них есть достаточно простран­ства для этого, и они находят это пространство в анахата-чакре и вишуддхи-чакре.

Когда анахата-чакра раскрывается, это похоже на таяние лед­ника — эмоции затопляют сознание. Но когда вишуддхи-чакра начинает раскрепощаться, это вызывает эмоциональный поток неимоверной силы — словно прорывается плотина. И это наконец дает возможность обнажить корни наших проблем и устранить их.

Патанджали говорил:

Проблемы можно разрешить лишь тогда, когда найдена их истинная причина.

Если просто сорвать сорняк, а не вырвать его с корнем, он тут же
вырастет вновь. Когда мы поднимаем свои проблемы в вишуддхи-чакру,
то перед нами встает выбор: заключить их в герметичную капсулу
и либо затолкать обратно в подсознание, либо освободиться от них
навеки. Окончательное внутреннее исцеление возможно только через
осмысление и знание (гьяну). \

В вишуддхи-чакре нам нужно решиться переосмыслить нашу жизнь и задать себе следующие вопросы: «Чего я хочу добиться? Какие пре­пятствия нужно преодолеть, чтобы это осуществить? С какими про­блемами я могу столкнуться и как я могу их разрешить?» В медитации мы обретаем ясное видение себя и своих сокровенных желаний и мотивов. Часто разрешению наших проблем мешают наши же собствен­ные предубеждения и застывшие или однобокие шаблоны мышления. С помощью мананы (размышления) и медитации мы можем найти те пути разрешения проблем, которые не могли увидеть раньше.


Скрытые силы человека



Однако прежде, чем погрузиться в вишуддхи-чакру, честно ответьте себе на вопрос, действительно ли вы готовы заглянуть в зеркало своей собственной реальности.

Многие люди медитируют просто из любопытства или потому, что они хотели бы пережить определенные ощущения. Но если эти пережи­вания не соответствуют их ожиданиям, это вызывает у них опасения и даже страх, и они иногда даже решают совсем отказаться от дальнейшей практики. Вот почему ясность цели и доверие к Учителю, а также дис­циплина — это важные опоры на духовном пути. Нам нужно «плечо», на которое мы могли бы опереться, чтобы передохнуть и собраться с силами. Самый надежный и верный защитник — это ишта-дэвата, почитаемое нами божество, которое никогда не бросает нас, не отка­зывается от нас и всегда поддерживает нас с бесконечной любовью и терпением.

Поэтому не бойтесь и рискните совершить путешествие внутрь своего собственного «Я». Не отшатывайтесь в испуге от того осадка, который поднимется при малейшем «взбалтывании» вашей психики. Вы то, что вы хотели бы пережить; вы то, что вы хотели бы осуществить; вы то, что вы хотели бы узнать. Вы все — но вы постоянно бежите от себя. Не позволяйте себе отступать перед препятствиями или зани­маться самообманом — выносите на свет сознания все: и нектар, и яд. Очищайте вредные субстанции в вишуддхи-чакре и используйте свои чудесные внутренние силы. Делайте вашу жизнь в этом мире лучом света во тьме.

Существует особая связь между амритой, «нектаром бессмертия», и вишуд&ш-чакрой, которая, в свою очередь, тесно связана с бинду-чакрой. В бинду-чакре производится гормон, который известен как «амрита», так как он способствует сохранению здоровья, жизненных сил и молодости.

Но этот драгоценный нектар обычно без пользы стекает в манипура-чакру, где неизрасходованным сгорает в огне пищеварения. С помощью определенных техник йоги1 его можно уловить в вишуддхи-чакре, так

1 Джаландхара-бандха (горловой замок) и кхечари-мудра. См. «Йогу в повседневной жизни», уровень 6.


188 Парамханс Свами Махешварананда

что он, подобно гомеопатическому средству, через язык и горло посту­пит в организм и усвоится всем телом.

Первоэлементом вишуддхи-чакры является акаша (пространство, или эфир). Эфир открывает возможности для расширения и распре­деления.

Вишуддхи — место обитания астрального тела1, которое способно покидать физическое тело именно через эту чакру. Каждый из нас совершал астральные путешествия. Каждую ночь, когда мы спим, про­исходит непроизвольное отделение астрального тела от физического2. Но при этом тонкая нить сознания всегда продолжает поддерживать связь между астральным и физическим телами. Это сознание видит и сон, и спящего и за долю секунды возвращает астральное тело назад в материальный мир при возникновении какой-либо внешней помехи. Каким образом удается это сделать так быстро? Благодаря йога-шакти\ Она позволяет нам путешествовать в другие сферы сознания и возвра­щает нас опять назад, как бы далеко мы в этот момент ни находились. Многие йоги могут сознательно совершать астральные путешествия в медитации. Но это требует многих лет практики, самоконтроля и дис­циплины.

Во время сильных переживаний, шока или физической болезни могут происходить случайные бессознательные и неконтролируемые крат­ковременные выходы астрального тела. Это может вызвать проблему самоидентификации, чувство беспокойства или нервное перевозбужде­ние. В таких случаях нужно прикрыть рукой горло и почувствовать, как физическое и астральное тела опять становятся ближе друг к другу.

В Индии существует древний обычай класть умирающего на землю, чтобы у него была связь с Матерью-Землей. При этом легче проходит отсоединение астрального тела и человек может уйти спокойно, без предсмертной агонии3.

1 Здесь под «астральным телом» понимается совокупность всех тонких телесных оболочек.

2 Но если, к примеру, кто-то спит со скрещенными на груди руками, то это мешает астраль­ному телу покинуть спящего и может стать причиной кошмара — например, вы хотите убежать, но не можете сдвинуться с места.

3 Именно из этой практики происходит йогическая поза для релаксации лежа на спине, известная как шавасана (поза трупа). Поскольку такое название беспокоит многих прак­тикующих, в своей системе «Йога в повседневной жизни» я переименовал ее в анандасану (позу блаженства).


Скрытые силы человека



Основной символ вишуддхи-чакры — мирный белый слон. В Индии белый слон считается символом удачи, богатства, силы, мудрости, чистоты и ясности. Слоноголового бога Ганешу1 высоко чтят, ему поклоняются повсеместно. Ганеша приносит счастье, мудрость и про­цветание. Он оказывает покровительство всем новым начинаниям и устраняет препятствия и трудности. Вот почему, начиная любое новое предприятие, будь то религиозная церемония, строительство дома, свадьба или театральная постановка, первые молитвы возносят Господу Ганеше.

Считается, что слова рождаются в три этапа, проходя последова­тельно через:

• живот;

• горло;

• губы.

Звук обитает в манипура-чакре; следовательно, речь рождается в первоэлементе огня. Благодаря энергии огня звук проявляется в эфирном пространстве вишуддхи-чакры и произносится в виде слов с помощью губ (вайкхари).

Однако контроль над словами осуществляет гортань, а не губы или язык. Это означает, что когда слова уже слетают с языка, то контроли­ровать их уже слишком поздно. Как уже говорилось, слова зарожда­ются в животе, и все, что мы «затолкали внутрь», скапливается там. Поэтому следует приветствовать те эмоции, которые поднимаются на поверхность, но нужно уметь контролировать поднимающиеся эмоции в горле, то есть в вишуддхи-чакре, и в йоге для этого есть различные упражнения и очистительные техники.

Каждую мысль, каждую эмоцию нужно пропустить сквозь фильтр сознания и очистить. В нижних чакрах нами в основном руководят наши эмоции; настоящий рассвет сознания начинает впервые зани­маться в вишуддхи-чакре. В этой чакре мы начинаем облекать наши эмоции и желания в слова и одновременно также учиться их контро­лировать.

1 Гана — живое существо; Иша — Бог.


190 Парамханс Свами Махешварананда

Один святой сказал:

Не разрывай ленту любви просто так. Когда она разорвана, ей уже никогда не стать опять целойузел сохранится навсегда.

Такие узлы, разрывы, шрамы и раны становятся неотъемлемой чертой нашего современного общества, когда быстрыми темпами идет вырож­дение семейных традиций и партнерских отношений. Каким образом мы можем избежать таких ранений? Когда мы прощаем, понимаем и даем. Понимание и отдача — это как два крыла у птицы, которые позволяют ей высоко взлететь в небо. Понимайте чувства, боль и жизнь всех живых существ. Давайте прощение, свободу, ясность, справедливость, любовь, преданность, тепло, защиту, помощь и добрые мысли.

То, что нам пришлось пережить и с чем мы не можем внутренне справиться, продолжает бродить у нас в подсознании. До тех пор пока наша мудрость полностью не раскроется, мы не способны избавиться от этого. На физическом уровне заблокированная вишуддхи-чакра проявляется как покраснение лица, суетливость, частые простуды (особенно боль в горле и охриплость), спазмы желудка и проблемы пищеварения. Или шакти (энергия) подавленных эмоций может при первом же удобном случае взорваться потоком гнева или слез.

Однако мы можем научиться обходиться без «взрывов», если разо­вьем в себе терпение. В процессе обретения зрелости вишуддхи-чакры развивается такое качество, как терпение. Выполняя пранаямы и асаны, воздействующие на вишуддхи-чакру1, мы можем успокаивать мысли и эмоции и приводить их в гармоничное состояние. Этим мы защищаем себя от поспешных действий и не даем нашим словам, подобно ножам или стрелам, ранить других.

Махапрабхуджи говорил:

Правду всегда нужно произносить с любовью и никогдас «ножом». Физические раны, нанесенные ножом, затягиваются; раны же, нане­сенные словами, вылечить очень трудно, и часто они остаются на всю жизнь (в подсознании).

1 Уджджайи-пранаяма, джаландхара-бандха, сарвангасана, матсьясана, халасана, випарита-карани-мудра и др.


Скрытые силы человека 191

Патанджали говорил, что мудрые люди формулируют свои слова четко и полностью до того, как их произнести, и благодаря этому спо­собны предвидеть результат своих слов. Очень ценно уметь отдавать себе отчет в своих словах еще при их зарождении в манипура-чакре. Слова обладают большой силой и оказывают свое воздействие, хотите вы этого или нет. Словами мы можем нанести большой вред другим и себе. Поэтому лучше сказать меньше, чем слишком много, и взвесить свои слова в сердце и вишуддхи-чакре перед тем, как их произносить. С друзьями легко находить приятные, прекрасные слова, но проявлять любовь и дружелюбие к тем, кого мы не считаем своими друзьями, — большая добродетель и искусство. Молчание (мауна) — это очень эффективная садхана для обучения контролю над словами.

Все упражнения, направленные на укрепление вишуддхи, очень хорошо воздействуют также на голос и речь. С их помощью наши слова обретают мудрость и красоту. Вот почему работать с этой чакрой особенно рекомендуется писателям, поэтам, журналистам, учителям, политикам и певцам.

Вишуддхи-чакра — источник вак-сиддхи, дара чрезвычайно убе­дительного, мощного слова. При активации вишуддхи и выполнении йогической практики тратака (концентрации на точке) слова и взгляд человека обретают силу влияния на других. Люди любят слушать тех, в ком развит этот особый дар. Слова обладающих вак-сиддхи становятся реальностью.

Цвет вишуддхи-чакры — фиолетовый. Это цвет мудрости и духов­ности.

У лотоса вишуддхи-чакры 16 лепестков. Они представляют шестнад­цать сиддхи (сверхъестественных способностей), которые человек может обрести благодаря занятиям йогой. Всего же существует 24 сиддхи, в том числе способность возвращать к жизни мертвых. Человек, который является инкарнацией Бога, обладает этими силами от рождения1. Но ими никогда нельзя пользоваться произвольно, а только в согласии с Божественной Волей. Сиддхи могут оказаться большой преградой на пути духовного развития, если они питают эго и гордыню. Те йоги,

1 В книге «Лила Амрит» приводятся многочисленные свидетельства очевидцев о тех чудесах, которые сотворили мой Сатгуру Шри Махапрабхуджи и его Учитель Шри Дэвапуриджи.



Парамханс Свами Махешварананда


которые устраивают из демонстрации своих сиддхи коммерческое шоу, очень скоро лишаются этих сил.

Число 16 также соответствует шестнадцати лунным дням, за которые молодой месяц становится полной луной, поэтому еще один символ вишуддхи-чакры — полумесяц. Как уже упоминалось в предыдущих главах, луна символизирует эмоции, изменчивость и женский принцип. В «Бхагавад-Гите» (15:13) луна описывается как «дающая нектар», так как она питает рост растений.

Лотос вишуддхи-чакры содержит биджа-мантру XANl — «Я есмь». СО ХАМ означает «Это есмь Я». В анахата-чакре мы часто удовлетво­ряем свое желание в прекрасных эмоциях, в то время как в вишуддхи-чакре мы начинаем осознавать то, кто мы есть на самом деле. Именно здесь и начинается настоящее путешествие к Самореализации и Богореализации.

Вишуддхи-чакра — это врата, через которые мы способны поднять свое сознание на более высокий уровень. Это граница между физиче­ским планом и астральным планом, между сознанием и сверхсознанием. Когда мы ее пересекаем, перед нами открываются ступени лестницы, ведущей в царство мудрости и обретения ясности сознания.

Упражнения для вишуддхи-чакры

Упражнения, оказывающие особое воздействие на эту чакру

• Уджджайи-пранаяма

Сосредоточьте внимание на горле. Глубоко вдыхайте и выдыхайте носом в течение 5-10 минут. Одновременно слегка напрягите горло, чтобы при дыхании был слышен звук, который обычно издает человек в глубоком сне. Направьте все свое внимание на звук дыхания в горле. Этот способ дыхания успокаивает ум и уравновешивает эмоции.


Скрытые силы человека 193


Уджджайи-пранаяма очищает от вредных веществ тело и помогает при проблемах пищеварительного тракта (например, при гастрите). Ею также можно воспользоваться как средством первой помощи при пищевых отравлениях. При регулярной практике уджджайи-пранаямы благодаря ее воздействию на щитовидную железу человек оздоравли-вается и заметно молодеет. Этот вид дыхания также очень помогает при депрессии.

Эффект уджджайи-пранаямы может быть усилен с помощью джа-ландхара-бандхи и кхечари-мудры.

• Джаландхара-бандха

Выдохните, затем обоприте руки о колени, наклоните корпус немного вперед, опустите подбородок и прижмите его к грудине. Удерживайте это положение до тех пор, пока вам комфортно, а когда появится желание вдохнуть снова, отпу­стите бандху, подняв голову.

Джаландхара-бандха перекрывает поступление крови к горлу. Поэтому, когда ее отпускают, к горлу устремляется усиленный поток свежей крови.

• Кхечари-мудра

В этой мудре язык заворачивается назад и упирается в мягкое нёбо (если получается). Это защищает горло от чрезмерного пересыхания при выполнении уджджайи-пранаямы. Эта мудра также оказывает воздействие на агъя-чакру, и с ее помощью можно «ловить» нектар из бинду-чакры. (См. соответствующие главы.)



 



Асаны, активирующие вишуддхи-чакру

Сарвангасана — стойка на плечах (1) • Матсьясана — рыба (2) • Бхуджангасана — кобра (3) • Уштрасана — верблюд (4) • Сету-асана — мостик (5)

 


Асаны, уравновешивающие и гармонизирующие вишуддхи-чакру

Ширшасана — стойка на голове (1)

Випаритакарани-мудра — полустойка на плечах (2)

Хапасана — плуг (3)

Йога-мудра — наклон вперед, сидя на пятках (4)

Шашанкасана — заяц (5)

Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176)


Скрытые силы человека 195

Медитации, оказывающие особое воздействие на вишуддхи-чакру

Медитация 1

• Сядьте удобно, выпрямитесь и расслабьтесь. (Если вам неудобно сидеть на полу, сядьте на стул.) Закройте глаза. Почувствуйте себя счастливым, расслабленным и свободным.

• Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, с каждым вдохом и выдохом расслабляйтесь все больше и больше.

• Ни на чем не сосредоточивайтесь; не задействуйте воображение. Осознавайте только себя, скажите себе: «Я хочу полностью рас­слабиться».

• Расслабьте челюсти, губы, веки, лоб и щеки. Постарайтесь полнос­тью расслабить мышцы лица.

• Расслабьте плечи, руки и кисти рук.

• Расслабьте мышцы спины, мышцы живота и стопы.

• Расслабьте все тело от кончиков пальцев ног до головы и от головы до кончиков пальцев ног.

• Теперь направьте сознание в центр груди, в анахата-чакру. Оставайтесь совершенно расслабленным.

• Анализируйте свои мысли, ничего не осуждая. Полностью осозна­вайте свои мысли; наблюдайте за тем, как они приходят и уходят; не гоните прочь и не задерживайте их.

• Расслабьте все тело... Расслабляйтесь... Расслабляйтесь...

• А теперь направьте сознание на процесс дыхания. Почувствуйте, как входит и выходит поток дыхания. Позвольте дыханию течь свободно.

• Теперь приложите указательный и средний пальцы правой руки к основанию горла между ключицами. Не надавливайте ими. (Если рука устанет, поменяйте руки.)

• Расслабьте голову и шею. Не поднимайте глаза кверху за закры­тыми веками, скорее немного опустите их книзу, как будто вы



Парамханс Свами Махешварананда


читаете книгу. Оставайтесь совершенно спокойным, не имейте ожиданий. Просто наблюдайте, пусть приходит, что приходит.

• Дышите немного глубже, чем обычно, и наблюдайте за своим дыханием. Почувствуйте тепло своих пальцев и всего тела.

• Теперь погрузитесь в свое внутреннее пространство и просмо­трите свою жизнь до настоящего момента, как будто смотрите фильм. Будьте честны, мысленно следите за ходом событий. Каждый образ, каждое воспоминание должно вызывать точно такое же чувство, как тогда, когда вы переживали это событие в действительности.

• Это упражнение поднимает в нас болезненные, но также и пре­красные чувства. Позвольте всему быть так, как есть, и просто за всем наблюдайте.

• Идите в прошлое, насколько хватает памяти. Обычно первыми в сознании поднимаются негативные переживания. Продолжайте, несмотря ни на что. Вспоминайте, чувствуйте и переживайте боль, разочарования и страхи из прошлого, полностью их осознавая. От чего вы страдали? Сегодня, вчера, позавчера, на прошлой неделе, месяц назад. Вы можете либо двигаться вглубь от сегодняшнего дня, либо продвигаться от детства до сегодняшнего дня. В уме проходит много незначительных событий, но вдруг на каком-то моменте вы спотыкаетесь. Остановитесь на этом месте, полностью его осознавая, и погрузитесь глубже. Снова ясно переживите эти события.

• Почувствуйте, что вы не одни. Бог и ваш Учитель находятся там тоже и держат вас за руку. Не бойтесь, вы под защитой, вы не один.

• Идите дальше вглубь и переживите то, от чего вы страдали.

• После приблизительно 15 минут выполнения этого упражнения положите руки на колени, наклонитесь немного вперед и при­жмите подбородок к грудине (Ьжаландхара-бандха).

• Почувствуйте, как дыхание проходит через горло.

• Верните сознание к тому событию, которое вы переживали.


Скрытые силы человека



• Со вздохом представьте, что вы получили то, в чем нуждались в то время (заботу, ободрение, помощь, любовь...).

• С выдохом отпустите все, что было в то время причиной вашей боли.

• Выдохните темные и болезненные воспоминания и вдохните свет, счастье и чувство освобождения.

• Отпустите болезненные переживания, потому что дать свободу означает ее получить.

• Выполняйте это упражнение около 15 минут.

• Затем медленно поднимите голову и продолжайте сидеть, рас­слабившись.

• Пусть все продолжается до своего завершения, наблюдайте свой внутренний мир. Время прошло, но чувства и раны прошлого все еще по-прежнему глубоки в вас. Ничего не оставляйте в прошлом; смотрите внутрь себя без страха. Старайтесь понять свою жизнь: «Зачем я родился? Чего я должен достичь в этой жизни? В чем состоит дело моей жизни, моя дхармаЪ С помощью концентрации на вишуддхи-чакре вам открываются ответы на эти вопросы.

Медитация 2

• Сядьте прямо и примите позу, удобную для медитации.

• Сделайте джаландхара-бандху (см. выше) и одновременно завер­ните язык назад так, чтобы он касался мягкой части нёба (кхечари-мудра). Дышите немного глубже, чем обычно.

• Соедините вдох с мантрой СО и выдох с мантрой ХАМ. СО ХАМ значит «Это есмь Я».

• Если вам становится неудобно удерживать язык в таком поло­жении, расслабьте его ненадолго и опять выполните кхечари-мудру.

• Продолжайте повторять мудру СО ХАМ. Ваше тело остается совершенно расслабленным.



Парамханс Свами Махешварананда


• Теперь спросите себя, какие неисполненные желания и не оправда­вшиеся иллюзии остались в вашей жизни. Какие обиды и разоча­рования вы постоянно носите в себе? Испытываете ли вы чувство одиночества и печали? Чего вы хотите? Чего вы ищете?

• С другой стороны, знайте о том, что радость, красота, мир, гармо­ния, счастье, равновесие, теплота и уверенность присутствуют в вашем внутреннем «Я».

• Вы нашли то, что ищете? Вы знаете, к чему вы тяготеете?

• Проведите внутренний анализ; будьте в роли наблюдателя всего, что происходит в вашем внутреннем мире. Позвольте происходить всему. Силой своего дыхания в вишуддхи-чакре и мантры вы очищаете все мысли и эмоции.

• Приблизительно через 10 минут снимите джаландхара-бандху и расслабьте вишуддхи-чакру.

• Пусть глаза остаются закрытыми. Расслабьте живот, плечи, руки и челюсти и вновь войдите в пространство вашей жизни.

• Откройте свою внутреннюю реальность. Ни от чего не убегайте и ничего не избегайте. Как долго вы уже старались убежать от вашей внутренней правды?

• Будьте искренни, открыты и честны с собой. Безусловно, суще­ствует решение для всего неприятного, что вы отодвигаете в сторону. А также нет ни малейшего сомнения, что в вас могут раскрыться прекрасные и радостные чувства и вы можете пере­дать их другим.

• Сделайте глубокий вдох и выдох.

• Пропойте три раза ОМ и «Мантру мира» — ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИ.

• Потрите ладони одна о другую, чтобы они нагрелись, положите руки на лицо и согрейте ими мышцы глаз и лица.

• Откройте глаза, сложите руки перед грудью и наклонитесь вперед, пока лбом не коснетесь пола.


Скрытые силы человека



Медитация 3

• Сядьте в удобную для медитации позу. Закройте глаза и медленно отрешитесь от внешнего мира.

• Не сосредоточивайтесь, не имейте ожиданий. Расслабьтесь. Почувствуйте, что вы в безопасности, защищены и вам хорошо.

• Теперь направьте внимание на свое тело. Осознайте свое психиче­ское и физическое присутствие в комнате. Оставайтесь «здесь» и просто будьте наблюдателем. Не позволяйте себе никуда уноситься мыслями.

• Почувствуйте все свое тело от кончиков пальцев ног до головы и от головы до кончиков пальцев ног. Следите за тем, чтобы тело оставалось неподвижным. Расслабьтесь.

• Теперь направьте внимание на процесс дыхания. Позвольте дыха­нию быть совершенно естественным. Следите за каждым вдохом и выдохом. Ощутите, как воздух при дыхании проходит через нос и горло.

• Почувствуйте радость от того, что вы можете свободно дышать. Мысленно представьте свое дыхание как тонкую нить света — нить божественной энергии, луч света, который ведет вас к вашему истоку. В дыхании течет энергия Божественной Матери, которая питает вашу душу. Через дыхание вы постоянно связаны с Богом на физическом уровне. Вы вдыхаете свежую энергию и жизненную силу и выдыхаете отработанную энергию и токсичные вещества.

• Расширьте сознание в бесконечность. Увидьте свое внутреннее пространство, заполненное лучами или искрами света. Это лучи и искры космической энергии (прана-шакти) постоянно мерцают в вашем сердечном центре.

• Ваше дыхание теперь становится несколько глубже, чем обычно. Вы вдыхаете и выдыхаете лучи света. Вы центр, через который непрерывно течет свет жизни.



Парамханс Свами Махешварананда


• Ваш внутренний мир существует в пространстве вашего сердца (хридаякаше). Здесь мир ваших чувств, здесь встречается ваше прошлое и настоящее сознание, чтобы подготовить дорогу буду­щему.

• Каким бы вы хотели видеть свое будущее? Куда вы хотите идти? Что вы уже для этого сделали?

• А теперь дайте вашему сознанию подняться из анахата-чакры в вишуддхи-чакру. Мягко приложите указательный, средний и безымянный пальцы к тому месту между ключицами, где начина­ется горло. Слегка наклоните голову вперед и почувствуйте, как энергия, свет, устремляется в вишуддхи-чакру и продолжает течь в бесконечность.

• Ваше внутреннее пространство — это бесконечность. Вы начи­наете свое освобождение. Это освобождение может быть как приятным, так и неприятным и болезненным. Иногда мы пере­живаем это как нечто благотворное и целительное, а иногда как потерю и болезненный уход. Почему уход так часто делает нас несчастными? Потому что мы не умеем отпускать. Именно наша привязанность создает подавленность и боль. Но там, где преоб­ладают прекрасные и радостные чувства любви, преданности и ясности, там течет блаженство — ананда.

• В своем внутреннем пространстве испытайте очищение вишуд-дхи-чакры. Положите всю ладонь себе на грудь. Мысленно пред­ставьте, что ваша рука излучает божественную силу и любовь. Она защищает вас и согревает внутренним теплом. Излучение из вашей руки активизирует вишуддхи-чакру и в то же время успока­ивает эмоции в анахата-чакре. Не давайте эмоциям увлечь вас за собой, переживайте их с полной осознанностью. Чувствуйте при­косновение и тепло вашей руки и позволяйте энергии вливаться в вас.

• Будьте честны с собой и рассмотрите проблемы, с которыми вы сейчас сталкиваетесь. Постарайтесь обрести ясность в отношении их, в отношении того, что вас беспокоит, и в отношении того, что вы можете изменить в своей жизни. Не старайтесь убежать, оставайтесь в своем внутреннем пространстве. Все, что случается,


Скрытые силы человека



находится внутри вас — и решение своих проблем вы тоже най­дете у себя внутри.

Продолжайте это делать около 15 минут.

Почувствуйте себя абсолютно свободным и чистым. Вдыхайте и выдыхайте чистоту и почувствуйте, как очищается вся атмосфера вокруг вас.

Теперь, не спеша, снова войдите в контакт с внешним миром. Сделайте глубокий вдох и выдох, пошевелитесь.

Затем сядьте на пятки и выполните шашанкасану: на вдохе вытя­ните руки над головой, а на выдохе наклонитесь всем телом впе­ред, пока руки и голова не коснутся земли. Дышите как обычно. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вам удобно. Эта асана успокаивает ум и помогает очистить мысли.


Агья-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы агья-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры

Лотос

Животное

Божества

Символ

Качества и аспекты

План бытия

Планета

Принцип

Драгоценный камень

Металл

Минеральное вещество

Характеристика

Состояние

Орган чувств

Характеристика

Вкус

Качество

Орган

Железа

Нервное сплетение

Другие названия


В верхней части позвоночника с излучением по центру лба из межбровного центра.

Молочно-белый — ясность, чистота.

Анупада-таттва — гуру-таттва.

ОМ.

ХАМ, КЩАМ.

2 лепестка — символы Шивы и Шакти.

Начиная с агья-чакры и выше больше нет животных символов.

Шива — сознание, «Я».

Шакти — природа, Божественная Мать.

Дымчато-серый Шива-Лингам — сознание еще не полностью очищено.

Место обитания гуру, внутреннего Учителя, место пересечения иды, пингалы и сушумны, связь между человеческим и Божественным сознанием, конец кармы.

Тапарлока — план очищения.

Сатурн.

Вивека — различение.

Опал.

Серебро.

Хлор.

Гъяна — знание.

Cam-чит-ананда — блаженство ясности сознания.

Третий глаз — мудрость, интуиция.

Чинтана — размышление.

Сладкий.

Шуньята — пустота.

Буддхи — интеллект.

Гипофиз.

Продолговатый мозг (продолжение спинного мозга).

Межбровный центр, гуру-чакра, «третий глаз», трикути mama, бхрукути mama, тривени mama, тринетра, сангам.


Агья-чакра

Агья — господство, знание, мудрость

В агъя-чакре завершается развитие нашей мудрости и человеческих качеств, мы приблизились к мосту, который ведет к Божественному Сознанию. Она расположена в верхнем конце позвоночника, в месте перехода от спинного хребта к мозгу. Однако ее излучение ощутимо в основном по центру лба между бровями. Поэтому ее также называют «межбровным центром» или «третьим глазом». У агья-чакры есть еще одно название — «гуру-чакра, место обитания Учителя».

Кто может нам приказывать? Чьи команды нам нужно выполнять? Только посвященный может указать нам правильный путь, потому что только то знание, которое получено из личного опыта и которым человек владеет в совершенстве, может быть передано другим.

В связи с этим важно понимать, кто такой посвященный, Учитель (гуру). Гуру-таттва — это Божественный Принцип эволюции сознания. Следовательно, гуру представляет собой универсальный божественный принцип, который ведет нас из тьмы к свету, то есть от невежества — к знанию, от смерти — к бессмертию.

Все святые инкарнации были «гуру». Иисус был гуру для своих апостолов, Кришна был гуру для Арджуны и сам имел гуру — Риши Сандипу. Когда ученик и Учитель соединяются, когда сознание ученика постигло «гуру-принцип» и ученик начинает им руководствоваться, тогда ученик сам становится своим собственным учителем.

Гуру-принцип виден в человеке как ясность, мудрость (гъяна) и спо­собность к различению истинного и ложного, реального и иллюзорного (вивека).

Нам не нужно искать истину; она всегда перед нами. Но чтобы ее увидеть, человеку нужно иметь открытое, чистое сознание и светлые мысли. Пока наш ум затуманен, как грязное зеркало, нам все видится смутно и неясно. Гьяна — мудрость и духовное знание — может рас­ширяться только в очищенном уме и зрелом сознании.

Пока мы не сможем закрепить наше сознание в агья-чакре, наш ум постоянно колеблется между человеческими чакрами — муладхарой,


Скрытые силы человека 205

свадхиштханой, манипурой, анахатой и вишуддхи. Пока наше умение различать еще недостаточно, мы во избежание ошибок должны при­слушиваться к совету Учителя. Каждый знает по собственному опыту, насколько болезненно могут сложиться обстоятельства, когда мы пренебрегаем советом опытного человека. Но чем больше на пути к агья-чакре эволюционирует наше сознание, тем более свободными и независимыми мы становимся при совершении правильного выбора и принятии верных решений. Шри Махапрабхуджи учит нас:

Будь собой, живи счастливо и мудро, без зависимости. Пробуждай свои способности и используй их. Осознай свое внутреннее богатство. Ты владеешь всем. Вся Вселеннаяэто ты.

Обычно мы принимаем решения исходя из эгоистических побужде­ний, цель которых — получить как можно большую выгоду для себя, и на другого человека смотрим как на свою собственность. Вивека (раз­личение) присутствует в агья-чакре как некий орган моральной власти, который рассматривает, взвешивает и оценивает наши намерения с точки зрения этических и духовных законов. Вивека пропускает и про­веряет все наши чувства с точки зрения ответственности и истинного знания. Без такого противовеса мы становимся узниками изменчивых потоков наших эмоций, волны которых один раз могут прибить нас к берегу счастья, а в другой — вынести к берегу скорби.

Пока наша агья-чакра не проснется, мы зачастую сами не можем себя понять. Мы не умеем контролировать свои качества и эмоции, которые поднимаются из нижних центров, или находим объяснения тем вихрям эмоций, мыслей и желаний, которые внезапно поднимаются в нас. Почему нас часто охватывает чувство неуверенности и страха? Потому что мы не управляем тем, что происходит у нас внутри, и ошибочно отождествляем себя с нашими постоянно меняющимися эмоциями и мыслями.

В реальности мы — это и не тело, и не психика; тело, ум, мысли, чувства и т. д. действительно принадлежат нам, но мы — нечто другое, что так ярко описал Шри Шанкарачарья, учитель философии веданты, в следующем бхаджане:


206 Парамханс Свами Махешварананда

Я Шива, освобожденная атма, Божественный и Высший.

Я атма, Сат-Чит-Ананда, бессмертный.

Атмаэто Высшее «Я» всей Вселенной.

Это атма всех живых существ, и эта атмая.

Атма бессмертна, смертно лишь тело.

Атма есть во всех живых существах, и эта атма — я.

Ее нельзя ни убить, ни сжечь в огне,

Ни потопить в воде, смерть не властна над нею.

Она сияет в свете каждой планеты и каждой звезды.

Она живет в Луне и Солнце и наделяет их блеском.

Атма живет в каждом атоме, она бессмертна

в прошлом, настоящем и будущем.

Атма неразрушима, не подвержена рождениям и бессмертна.

Это то, о чем пелось в Ведах и чему учил Арджуну Кришна.

Я эта атмавечная, свободная, бесконечная и божественная.

Я Шиваистина, свет, сознание и блаженство!

Агья-чакру также называют «третьим глазом». Это символ мудро­сти и отличительная черта Господа Шивы. Когда Шива открывает свой третий глаз в центре лба, все, на что падает его взгляд, сгорает1. Все дурное погибает, и тучи неведения разгоняются, давая возможность прорваться сквозь них свету мудрости и ясного видения. Луч лазера знания, излучаемый третьим глазом, разрубает кармические цепи и освобождает нас от всего, что держит нас в оковах и мешает нашему духовному развитию. Благодаря этому все чакры окончательно очища­ются мудростью агья-чакры.

Когда мы первый раз входим в темную комнату, мы шарим рукой по стене, чтобы найти выключатель и включить свет. Но когда мы знаем, где находится этот выключатель, уже нет необходимости его искать. Один щелчок, зажигается свет, и мы всё ясно видим. Так же происходит и когда открывается глаз мудрости в агья-чакре2, мы постигаем суть истины.

1 Именно поэтому первый лазер, созданный в США, был назван «Глазом Шивы».

2 В Индии существует обычай рисовать цветную точку на лбу между бровями. Это символи­зирует «третий глаз» с его аспектами света, мудрости, сознания и развития, устремленного вверх. Обычно у женщин это красная точка, которая называется бинду. По случаю особых


Скрытые силы человека 207

Только мудрость и ясное видение освобождает нас от привязан­ности и печали. В нашем мозгу словно внезапно поднимается завеса, и мы видим перед собой четко и ясно все ответы. В этом и состоит настоящее пробуждение кундалини. Это проявляется в том, что мы лучше справляемся с теми проблемами и слабостями, которые достав­ляют нам страдания, не ожидая и не рассчитывая на помощь извне. Сосредоточиться в агья-чакре — это значит в любое время сохранять полную ясность и осознание и во всех ситуациях поступать в соот­ветствии с вивекой.

В агья-чакре раскрывается дар ясновидения, интуиции и телепатии. Когда мы укрепляем в себе силу концентрации и обучаемся воспри­нимать все энергии, собранные в агья-чакре, наш ум может получать и передавать знания во времени и пространстве. Функцию агья-чакры можно сравнить с прожектором, с помощью которого за счет концен­трации света можно увидеть то, что находится на расстоянии. Люди с открытой агьей чувствуют себя как дома во всех трех мирах — про­шлом, настоящем и будущем.

Важным символом изображения агья-чакры является Шива-Лингам. Это символ созидающего сознания. Мы уже встречали этот астраль­ный символ в изображении муладхара-чакры, что говорит о наличии тесной связи между агьей и муладхарой. В этих центрах — начало и конец персональной кармы. В муладхара-чакре сознание находится на уровне бессознательного, и, проходя путь развития по чакрам, оно шаг за шагом очищается, пока совершенно чистое не достигает сахасрара-чакры. Это путешествие протекает как процесс развития от неведения и неопределенности к пониманию и знанию.

В муладхаре Шива-Лингам черный, а в агья-чакре он молочно-белого или дымчатого цвета. Это показывает, что сознание уже в значитель­ной степени, но еще не окончательно очистилось. Его все еще тянет в разные стороны. Если сознанием руководит интеллект, оно уходит к нижним чакрам и это; направляемое же бхакти и вивекой, оно под­нимается к верхним чакрам, к атме. Если сознание поворачивается к

церемоний или в знак приветствия мужчины тоже рисуют такие точки, которые наносятся большим пальцем и имеют продолговатую форму, — они называются типака. Те, кто покло­няется Господу Шиве, используют для этого желтый цвет, цвет солнца. Белая точка — это символ тех, кто поклоняется ниргуна-образу Бога.


208 Парамханс Свами Махешварананда

миру, оно становится сумрачным и темным; направленное же к атме, оно просветляется и озаряется.

Это не значит, что нам нужно полностью отказаться от жизни во внешнем мире. Напротив — нужно продолжать вести свою «нормаль­ную» жизнь: работать, есть, спать, жить со своим любимым, со своей семьей и наслаждаться красотой жизни, так же как это делает любой другой человек. И вместе с этим.сохранять осознание своей истинной природы и своего божественного происхождения. Ежедневно выпол­няйте духовные практики и получайте удовольствие от своего суще­ствования с чистым умом и ясным сознанием.

Действительно, разрешить проблему раз и навсегда совсем не легко. День за днем мы порождаем новые кармические связи. Новые волны (вритти), которые поднимаются в сознании как эмоции и мысли, постоянно возникают в нашем сознании и превращаются во впечатле­ния, мнения, желания, привычки, образ жизни и т. п. Источник вритти лежит в муладхара-чакре. В медитации мы можем отследить их причины и следствия. Как мы знаем, первоэлемент муладхара-чакры — земля. Корни растений растут и разрастаются в земле. Когда мы достаем корни на поверхность и извлекаем их на свет, они погибают вместе со всем тем, что из них произрастает. Поэтому наша цель состоит в том, чтобы вынести корни наших проблем на свет сознания, чтобы наконец избавиться от этих проблем.

Обладая мудростью, можно решить любую проблему, будь она физи­ческого или психического, материального или духовного рода. Поэтому очень важно не загонять проблемы внутрь и не отрицать их, а принять их и заняться ими. Только таким образом их можно разрешить. Принять значит полностью принять себя и других и проявлять по отношению к себе и другим любовь, понимание и прощение. Понимание других предполагает понимание себя. Дать свободу другим значит иметь сво­боду самому. Сделать счастливыми других значит сделать счастливым себя; простить других тоже означает простить себя. Мы сами пожинаем плоды не только наших действий, но и нашего отношения к людям. И в нас самих находятся не только причины, но и решения наших про­блем.

Иногда мы приходим к мысли, что наша жизнь стала невыносимой, что мы на грани полного крушения под непосильным гнетом внутрен-


Скрытые силы человека 209

них и внешних проблем. Но это большая ошибка — считать, что мы должны справляться со всем сами. В реальности это не мы несем груз нашей жизни, а кто-то еще. Об этом хорошо рассказано в следующей короткой притче:

К

рестьянская семья должна была покинуть свою ферму. Они погрузи­ли свои пожитки в повозку и отправились в путь. Семейство сидело в повозке, а их маленькая собачка бежала под повозкой, спасаясь в ее тени от жаркого солнца. Скоро собачке стало казаться, что это она одна тащит на своей спине всю тяжело груженую повозку. Она бежала и бе­жала и еще через некоторое время почувствовала, что ей уже совсем невмоготу: последние силы ее покидают. Тогда она подумала: «Почему они решили, что я, самая маленькая и слабая, должна не только бежать всю дорогу, но еще и тащить на себе и их самих, и набитую их скарбом повозку? Я просто не могу больше. Я сдаюсь!»

Совсем обессиленная, собачка остановилась — но, к ее величайше­му изумлению, повозка без нее продолжала катиться дальше. И только тогда собачке стало ясно, что это не она все время тащила повозку, а лошадь.

Время от времени мы тоже стонем под тяжестью наших забот, хотя Божественная Сила всегда нам помогает, и она могла бы их полностью снять с нас, если бы мы были способны передать эти тяготы в руки Божьи. Но проблема состоит в том, что чаще всего мы сами не хотим освободиться от наших тягот и не готовы всецело довериться Богу.

Мне вспоминается плакат общества «Международная амнистия», на котором была изображена комната с распахнутым настежь окном. На подоконнике сидит голубь, готовый вот-вот улететь, — но к его ноге привязана цепь с тяжелым железным шаром на конце. Это душеразди­рающий символ ограничения и лишения свободы. Цепь и железный шар символизируют наши привязанности. Это тот груз, который подавляет нас! Осознавая цепи своих привязанностей, мы одновременно избав­ляемся от наших внутренних тягот и можем «лететь в небо».

Но следует быть осторожным, чтобы не понять это превратно. Освободить себя от привязанностей не значит уходить из семьи или пренебрегать своими обязанностями. Это больше относится к вну-


210 Парамханс Свами Махешварананда

треннему уходу от страха разлуки, ревности и желания обладать и вла­ствовать. Собственное освобождение от этих уз связано с ментальной дисциплиной и внутренней работой. Нам трудно принуждать себя, делать что-то просто так, уступать или прощать. Избавьтесь от цепей привязанности! Только наше неведение держит нас в ловушке зависи­мости, печали и боли. Оно создает все проблемы. Дарите любовь без привязанности, потому что настоящая любовь дает свободу!

У лотоса агья-чакры всего два лепестка. Они означают гу (тьму неве­дения) и ру (свет знания) — два слога, которые образуют слово гуру (учитель, мастер). Они также связаны с мантрами XA.Nl и КЩАМ, которые представляют солнце и луну, мужское и женское начала, Шиву и Шакти, пуругиу (сознание) и пракрити (природу).

Эти принципы и первичные силы влияют и на наше тело, и на наш ум. Нарушение их равновесия ведет к психическим и физическим раз­ладам или болезни. Пока принципы Шивы и Шакти не соединены, мы живем в мире дуальности, откуда и рождаются наши страсти, желания и стремление к счастью. Когда Шива и Шакти становятся единым, мы обретаем целостность; исчезает чувство своей отдельности и связанные с ним эмоции — например, чувство нереализованности и неполноты бытия. Единение ведет к равновесию, освобождению, отсутствию жела­ний и удовлетворенности.

В нашем мире дуальность преобладает. Каждое состояние, каждое проявление имеет свою противоположность: мужской — женский, поло­жительный — отрицательный, горячий — холодный, хороший — пло­хой, большой — маленький, длинный — короткий, светлый — темный, мокрый — сухой, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый... Список можно продолжать до бесконечности. Мы приучены думать и судить в соответствии с этими категориями. Но в реальности кажущиеся противо­положности являются просто проявлениями одного и того же прин­ципа — это просто крайние проявления одного и того же. Одно — это отсутствие другого, то есть свет — это отсутствие тьмы, и наоборот. Оба являются выражением преобладающей силы света, то есть отражают один и тот же принцип. Этот простой пример достаточно понятен, но при всей сложности жизни мы не всегда способны распознать единство, стоящее за дуальностью. Однако благодаря агья-чакре мы можем заглянуть за кулисы и понять, что все сущее — это проявление Бога.


Скрытые силы человека



Звуки мантры ХАМ и КШАМ также обозначают иду и пингалу, две основные нади, которые соединяют в теле лунный и солнечный принципы. Третья главная нади, сушумна, представляет Божественное Сознание.

Каждые двенадцать лет в месте слияния трех священных рек — Ганги, Ямуны и Сарасвати — в Праяградже1 отмечается самый большой в мире и самый возвышенный духовный праздник — Кумбха-мела. Ганга и Ямуна, которые символизируют иду и пингалу, протекают на поверхности земли, тогда как Сарасвати, символ мудрости, чистоты и божественного сознания (сушумна) течет под землей. Когда планеты выстраиваются на небе особым образом, что случается только раз в двенадцать лет, Сарасвати выходит на поверхность и ее воды сливаются с водами двух других рек. Во время Кумбха-мелы можно действительно увидеть, что течение в этом месте становится более сильным и полно­водным. Миллионы людей съезжаются туда и окунаются в эти воды, чтобы освободиться от своей кармы.

Для йога настоящая Кумбха-мела совершается в агья-чакре. Ганга, Ямуна и Сарасвати соответствуют основным нади: иде, пингале и сушумне. Агья-чакра, где три потока этих мощных энергий встреча­ются в человеческом теле, также известна как трикути mama2. Другие названия агья-чакры — тривени mama и бхрукути mama (межбровный центр).

На многих старинных изображениях чакр на рисунке агья-чакры можно видеть белый шнур, свитый из трех нитей. Он тоже символизи­рует три нади. В Индии брамины носят такой шнур, переброшенный через грудь, как знак чистоты сознания.

Когда йоги проведут очищение этих трех нади с помощью концен­трации, медитации и пранаямы, они могут удерживать свое сознание в агья-чакре. Соединяя эти три потока энергии в сахасрара-чакре, они достигают состояния самадхи, высшего уровня сознания. Кумбха-мела бывает только раз в двенадцать лет; все три нади тоже очень редко бывают активными одновременно. Тело и энергетические каналы очищают регулярной практикой пранаямы и хатха-йоги1, так чтобы

1 Город Праяградж (или Праяга, ныне более известен под исламским названием Аллахабад) лежит при слиянии рек Ганги и Ямуны, неподалеку от Бенареса.

2 Трикути — встреча.



Парамханс Свами Махешварананда


в конечном счете было можно активизировать сразу все три нади с помощью концентрации и медитации. При этом в трикути появляется лучистый свет, и йоги погружаются в этот свет так же, как паломники погружаются в воды священных рек во время Кумбха-мелы. Все виды кармы рассеиваются в этом свете Божественной Любви и мудрости.

Может быть, следующая картина сможет помочь представить это. Абсолютная темнота миллионы лет царила в подземной пещере. И однажды спелеолог нашел ход в эту пещеру с помощью мощного фонаря. Что произошло? Может ли тьма сохраниться и сохранить свою полную власть там, где она царила так долго? Нет! При появлении света тьма уступает ему дорогу. А в чем суть плохой кармы? Это нарушение Божественного Закона, которое произошло в результате ложного зна­ния, то есть, по сути, из-за «темноты» в нашем сознании.

В «Мантре мира» сказано:

АСАТО MACAT ГАМАЙА

Веди нас из нереальности в реальность.

Date: 2016-08-29; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию