Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы методов управления





Методы управления – приемы, способы, их совокупность, используемые в какой-либо области производственно-хозяйственной деятельности для достижения поставленных целей. Все методы управления, используемые руководителем подразделяются на три группы. Методы, входящие в каждую группу способствуют эффективному управлению организацией и используются для того, чтобы с максимальной выгодой направить подчиненных на достижение поставленной цели.

Классификация методов управления:

1 Экономические методы – представляют собой способы воздействия на участников производственно-хозяйственной деятельности, основаны на экономических отношениях и материальных интересах работников в коллективе в процессе их совместного труда при использовании товарно-денежных отношений. Составляют формирование дохода каждого работника в зависимости от его вклада в конечные результаты организации.

2 Административно-правовые (организационно-распорядительные) – связь, устанавливаемая между людьми по поводу распределения и формального закрепления функций совместной деятельности. Подразделяются на:

а) методы организационно-регламентирующего воздействия (регламентирование – включает все виды регламента; нормирование – установление нормативов, определяющих верхний и нижний пределы деятельности организации; инструктирование – ознакомление с условиями труда, задачами, трудностями и т.д.);

б) методы распорядительного воздействия – текущее использование установленных организационных связей и их частичная корректировка при изменении условий;

в) методы дисциплинарного воздействия – для поддержания стабильности связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности (личная, коллективная, материальная и т.д.).

3 Социально-психологические – направлены на создание в трудовом коллективе устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленных задач.

 

 
 

 

 

Рис.1.7.

Система взаимосвязи методов управления.

Несмотря на разнообразие методов управления, они представляют собой систему – единое целое, неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. В зависимости от поставленных целей, конкретных условий и задач, тем или иным методам управления может отдаваться предпочтение, но они всегда используются в совокупности.


8. Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.

Для классификации стиля руководства используют так называемую теорию «грида» (от англ. grate — решетка) или «решетку менеджмента», разработанную американскими исследователями Р. Блейком и Д. Мутон (1995), включающую 5 основных стилей лидерства (рис. 4). «Решетка менеджмента» представляет собой двумерную классификацию по следующим основаниям («силовым линиям») — ориентация на результат и на персонал (человека).

Первая из «силовых линий» ориентирована на производство. Постоянные цели — максимально высокий объем прибыли, снижение издержек производства и т.п. Вторая «силовая линия» ориентирована на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда как можно больше соответствовали потребностям и желаниям персонала. Хорошее самочувствие и удовлетворение от своей работы — вот основная цель.

А — внимание к потребностям людей при хороших взаимоотношениях на работе способствует формированию дружественной атмосферы в коллективе и рабочего ритма, удовлетворяющих сотрудников;

В — работа выполняется людьми, увлеченными своим делом, их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимного доверия, уважения, ответственности;

С — нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержании хорошего социально-психологического климата;

D — минимальных усилий, предлагаемых для выполнения порученной работы, достаточно, чтобы остаться сотрудником организации;

Е — эффективность функционирования — результат такой организации труда, при которой контакты между сотрудниками сведены к минимуму.

Рис. 4. «Решетка менеджмента» (Блейк Р., Мутон Д., 1995)

Р. Блейк и Д. Мутон считали, что реальная работа выполняется как бы в «силовом поле» этих противоречащих друг другу линий. Исходя из «решетки менеджмента», они описали пять основных типов руководителей (управляющих):

тип 1.1 — страх перед бедностью. От руководителя требуется лишь минимум усилий, чтобы добиться качества работы, позволяющего избежать увольнения работника;


тип 1.9 — дом отдыха. Руководитель акцентирует внимание на хороших, теплых взаимоотношениях в коллективе, но почти не заботится об эффективности выполнения заданий;

тип 9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но недостаточно уделяет внимания моральному настрою подчиненных;

тип 5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Зачастую половинная заинтересованность работников при половинном внимании к производству дают слабые результаты;

тип 9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективным подходам к работе руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к достижению целей организации. Это обеспечивает высокий моральный настрой и производительность.

Стиль руководства - общая характеристика способов взаимодействия руководителей и подчиненных. Это методы работы руководителя, организация деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающая система ценностей, тип культуры и др.

Авторитарный - централизация власти в руках руководителя, распоряжения в приказной форме без всяких объяснений, дистанция между руководителем и подчиненными, официальный характер отношений. Он обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных ситуациях. В будущем снижается эффективность труда, инициатива, социально-психологический климат, повышается текучесть. Эффективен напр., в армии, в спорте. Демократический - вопросы решаются коллегиально, систематическое информирование коллектива о состоянии дел, правильная реакция на критику. Разделение власти и участие всех в принятии решений. Стимулирующие методы -поощрение. Коллектив стремиться к творчеству и инициативности. Используется, когда важно не количество, а качество. Либеральный - стимулирование творческого подхода исполнителей к реализации целей, руководитель не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлена полная самостоятельность, отмена ранее принятых решений, если это угрожает популярности руководителя. Свойственны уговоры и просьбы, руководитель «плывет по течению». В коллективе -хороший морально-психологический климат, доверие, добровольное принятие на себя полномочии и ответственности. Этот стиль может трансформироваться в попустительский, когда руководитель полностью отстраняется от дел, коллективом от его имени управляют «выдвиженцы», а руководитель создает видимость руководства. Разрешение конфликтных ситуаций - в зависимости от способов разрешения конфликтов, они играют роль факторов, порождающих «разрушение» либо способствующих развитию творческих или консервативных начал. Руководитель, способный разрешить к., вызывает уважение к себе, в противном случае - падение авторитета.

Принятие решений - эффективность управленческого труда зависит от типа управления через процессы принятия решений. Решение может приниматься единолично, либо совместно с подчиненными, т.е. осуществляется коллективная работа.

Критический анализ - совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Выявление альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе «руководитель-подчиненный»


 

По Мескону, стиль рук-ва - это привычная манера повед-я рук-ля по отнош-ю к подчинён-ным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации. Основные характеристики административных стилей руководства в области образования: Демократический. Отражает си-му взаимоотн-й, д\которой характерно постоянное в заимоп-ние м\у администратором и членами коллектива. Реш-я приним-ся всеми членами коллектива и ответст-ть прин-ют на себя все члены группы. Кооперативный. Часть полномочий по упр-ю передана коллективу. Комитет - это тот орган, кот наиб часто исп-ся для функционирования кооперативного стиля рук-ва. Обычно?-сы упр-я яв-ся пост-ми обяз-тями членов комитета. Огранич-е участие. Незначит-я часть управленч-х ф-ций делегируется персоналу. Специальным рабочим группам предлаг-ся решить?-сы планир-я и дать рекомендации. Конечное реш-е не поручается комитету, прин-щему участие в рассмотрении к\либо проблемы. Бюрократический. При этом стиле упр-я почти нет места сотруднич-ву. Обычно основным источ-ком упр-ких решений яв-ся официальные док-ты, правила или др рук-ва к действию. Место в занимаемой стр-ре - это главное, и власть непоср-но связана с занимаемым местом. Невмешательский. Это хаотичный подход администратора, кот, как страус, прячет голову в песке в затруднительных ситуациях. Он позв-ет каждому члену коллектива вести себя так, как ему удобно, не заботясь об объективной оценке или последствиях. Подчиненные ничего не знают о способах контроля. Каждый сам решает свои проблемы или терпит неудачу. Благожелат-й деспот. Этот администратор обычно улыбается, слушает вас (или делает вид, что слушает), а затем поступает, как считает нужным. Он обычно говорит: "Я слушаю Вас", "Мы, может быть, примем Ваше предложение". Не потребуется много времени для того, чтобы обнаружить, что это лишь отговорки. Авторитарный. Все реш-я принимает сам рук-ль, ни с кем не советуясь. Он всегда указывает всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов. Он знает "что лучше" для учащихся, их родителей и сотрудников.

 







Date: 2016-08-29; view: 255; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию