Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономический рост; показатели и факторы экономического роста
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ рост - 1) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени (отношение показателей в конце и в начале периода или отношение прироста показателя к его начальному значению); 2) показанное на графике (кривой) увеличение производственных возможностей в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии.Экономический рост — это увеличение производства товаров и услуг в течение длительного времени. Поскольку производимая сумма товаров и услуг называется «валовой национальный продукт» (ВНП), то экономический рост сводится к постоянному увеличению ВНП,Основными показателями экономического роста являются: 1) увеличение объема ВНП, 2) рост ВНП на душу населения, 3) рост промышленного производства.Экономический рост измеряется в натурально-вещественной (ассортимент товаров и услуг) и в стоимостной (денежная оценка товаров и услуг) формах.Стоимостные показатели экономического роста сильно искажаются инфляцией. Поэтому показателем реального экономического роста является динамика физического объема ВНП, измеряемого в процентах (например, если реальный ВНП в прошлом году составил 100 д. е., а в текущем — 120, то рост составил 20%).Важнейшие факторы экономического роста: 1) рост вложений капитала в экономику (рост инвестиций). Прирост капиталовложений увеличивает масштабы производства и общий объем ВНП; 2) распределение национального дохода: чем больше национального дохода направляется в фонд накопления, тем больше возможностей для расширения производства; 3) число занятых в производстве работников: увеличение занятости при прочих равных условиях увеличивает объем производства.В зависимости от особенностей используемых факторов экономический рост подразделяется на два типа: «экстенсивный» и «интенсивный».Экстенсивный рост обеспечивается за счет количественного увеличения уже применяемых факторов производства, а интенсивный рост — за счет применения качественно новых технологий, повышения квалификации работников, применения ресурсосберегающей техники и т. д.
4. Конкуренция. Типы конкурентных структур рынка. Факторы конкурентоспособности. Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка. Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция - состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние. Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.) Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами следует понимать: 1) меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации); 2) основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов); 3) деятельность общественных и негосударственных институтов; 4) деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurrentia, от concurrere - сталкиваться) - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой ограничена возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Объектом анализа конкуренции выступает ОТРАСЛЬ, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции. В курсе рассматриваются 4-е типа конкурентных рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия Признаки, лежащие в основе классификации конкурентных структур: 1.Количество продавцов (производителей) на рынке Предопределяется прибыльностью отрасли (возможностями извлекать прибыль из деятельности на рынке) и рыночными барьерами, действующими в отрасли.Рыночные барьеры – препятствия при проникновении на рынок новых конкурентов (барьеры входа), а также экономические последствия при уходе с рынка для фирмы, действующей на рынке (барьеры выхода).Значительные рыночные барьеры могут препятствовать появлению на рынке новых конкурентов, ограничивая их число. Незначительные барьеры, наоборот, создают возможность для потенциальных конкурентов относительно просто входить в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных убытков. Виды входных барьеров: экономия на масштабах. Действие в отрасли положительного эффекта масштаба отпугивает новых конкурентов, которые стоят перед дилеммой либо начинать бизнес в больших масштабах, что требует значительных инвестиций и связано с большим риском, либо ожидать противодействия действующих конкурентов путем, например, снижения цен для вытеснения конкурента дифференциация продукции. Стандартный продукт – продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), но воспринимаемый покупателями как однородный (одинаковый) с потребительской точки зрения. Дифференцированный продукт - продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), и воспринимаемый покупателями как различный. В основе дифференциации лежит наличие у товара отличительных характеристик. Новые конкуренты должны приложить значительные усилия, чтобы сломать устойчивые предпочтения потребителей. потребность в капитале. Для вступления в отрасль требуются значительные начальные инвестиции - для организации производства, создания каналов распределения продукции и пр. прочие барьеры - патентованная технология и Know-How, доступ к ресурсам на благоприятных условиях, выгодное местоположение, опыт, каналы распространения продукции, государственный протекционализм. Кроме барьеров входа потенциальные конкуренты должны учитывать и барьеры выхода, т.е. возможные потери, которые они понесут при неудачном входе на рынок - издержки конверсии. 2. Количество покупателей. Для всех рассматриваемых моделей рынка принимается многочисленным. Особый случай – это монопсония, в которой множество продавцов (производителей) предлагают товар одному покупателю. 3. Тип продукта (стандартный или дифференцированный). Предопределяет характеристики спроса на продукцию. На одних рынках реализуемая продукция воспринимается покупателями как стандартная, несмотря на возможные ее различия. На других покупатели рассматривают продукцию как дифференцированную. При этом дифференцированная продукция может восприниматься покупателями как товары-заменители. 4.Цели продавцов (производителей). Во всех анализируемых структурах предполагается, что производители преследуют единственную цель получения максимальной прибыли.
Характеристика основных моделей рынка: Чистая конкуренция: 1. Кол-во продавцов – очень много 2. Кол-во покупателей – много 3. Тип продукта – стандартный 4. Цели производит. – максимизация прибыли 5. Барьеры входа – отсутствуют 6. Влияние производ. На цены – отсутствует Монополистич конкуренция: 1Много 2. Много 3. Дифференцированный 4. Максимизация прибыли 5. Незначительные 6. Ограниченное Олигополия: 1. Несколько 2. Много 3. Стандартный и дифференцированный 4. Максимизация прибыли 5. Существенные 6. Ограниченное Монополия 1.Один 2. Много 3. Уникальный без заменителей 4. Максимизация прибыли 5. Вход блокирован 6. Значительное.
Date: 2016-08-29; view: 315; Нарушение авторских прав |