Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепции социализации
На данный момент имеется три концептуальных подхода в объяснении социализации в зависимости от вариантов решения указанных проблем: концепция адаптации, концепция научения и коммуникативно-символическая концепция. Представляется, что они не противоречат, а дополняют друг друга: каждый подход обоснован и аргументирован. В то же время, в силу специфики современного общества, более релевантной (соответствующей действительности) является коммуникативно-символическая. Концепция адаптации. Социализация – адаптация, приспособление индивида как биологического организма к условиям социальной среды. Содержанием социализации является овладение социальными формами поведения. Способ социализации – воспитание – передача навыков социального поведения на полубессознательном (частично бессознательном), слаборефлексивном уровне в форме визуальных образцов поведения (на личном примере) и установок первых двух типов. Механизмы социализации в рамках этой концепции наиболее детально исследовал З.Фрейд. Он выделял следующие: 1) подражание, которое осуществляется в двух последовательных формах: имитации (игра) и идентификации (отождествление с ролями родителей); 2) подтверждение-исключение, которое осуществляется в трёх формах: запрещение, замещение, компенсация. Агентом социализации является семья. Концепция научения. Социализация –интериоризация комплекса сенсорных действий и создание на этой основе когнитивных схем поведения. Содержанием социализации является приобретение опыта предметной деятельности; критерием уровня социализации – способность создавать новое. Способ социализации – направленное обучение, развитие способностей к абстрактному мышлению. Классиком этой концепции является Ж. Пиаже. Он выделял стадии социализации: 1) сенсомоторный: усвоение свойств и значений сенсорных предметов – до двух лет; 2) стадия конкретных операций: формирование наглядно-образного мышления, навыков преобразования сенсорных предметов – до 12 лет; 3) стадия формальных операций: формирование абстрактного мышления, навыков символической деятельности, идеального конструирования, творчества – до бесконечности. Механизмами социализации являются: 1) ассимиляция – включение новых предметов и действий в существующую у субъекта когнитивную схему; 2) аккомодация – приспособление когнитивных схем к конкретным ситуациям и развитие их. Агентом социализации является профессиональное сообщество (в широком смысле) – тот коллектив, в котором развиваются деятельностные способности человека. Коммуникативно-символическая концепция. Социализация – овладение и развитиекоммуникативных способностей, развитие способности к пониманию целей и мотивов действий других людей. Данная концепция сформировалась в русле интеракционистских идей, развитых впоследствии феноменологически ориентированными социологами. Одним из первых на ограниченность концепции научения указал Т. Шибутани, он писал: «Научение не является накоплением отдельных навыков изолированным индивидом; это непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди совместно встречают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы подхода к различным аспектам окружения». Механизмами социализации являются означивание и символизация. Означивание – формирование конвенциональных значений предметов и ситуаций. Значения содержат схемы поведения, основанные на предположении об определённых характеристиках объекта, носят условный интерсубъективный характер, т.е. являются конвенциональными. Социологический смысл значений – шаблоны поведения, санкционированные группой. Социальное пространство, в которых они возникают – относительно постоянный и общий образ жизни, а значит и критерии, на основании которых производится различение объектов и специфики ситуации. Объекты, которые выделяют люди, – социальные конструкции. Люди не живут в мире непосредственных чувственных впечатлений. Восприятие и поведение зависит от определения ситуации, которое включает не только настоящее, но и прошлое и будущее. Социализация как «приобретение конвенциональных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия». Символизация – знаковое оформление значений предметов и смыслов ситуаций. В социальном мире накапливается множество значений. Смыслы нередко носят недостаточно ясный и субъективный характер. Постоянно существует необходимость упорядочивания значений и прояснение смысла. Это достигается через конструирование картины мира. Картина мира – это контурная схема, которая опережает опыт, определяет его и управляет им. «Материалом» конструирования являются символы. «Хотя ничто не случается дважды совершенно одинаково, каждый человек в состоянии сформулировать упорядоченный взгляд на мир, и у тех, кто пользуется одними и теми же символами, развивается общая ориентация». Личность как социализированный индивид – это человек, способный раскодировать символы и создавать новые. Общество существует и изменяется через символическую деятельность личности, а личность – через усвоение культурной символики. Структуру коммуникативно-символической деятельности как процесса социализации исследовали П. Бергер и Т. Лукман. По своему содержанию, по сути социализация представляет собой интернализацию значений предметов объективного мира. Понимание мира, значений предметов «возникает не вследствие самостоятельной работы отдельных индивидов по созданию значений, а в результате "перенимания-от-другого" того мира, в котором другие уже живут». Объективный мир входит в человека, усваивается им через понимание значений и смыслов, которые вкладывает в свои действия другой человек. Понимая действия других, Я понимаю их мир, Я перенимаю и усваиваю их мир и мир как таковой – по частям – и референтами (представителями и проводниками) объективно мира являются «значимые другие». Понимание = интернализация внутреннего мира «значимых других» = социализация индивида. Социализация представляет собой следующие этапы социальной идентификации: 1) эмоциональная идентичность, 2) ролевая идентичность, 3) статусная идентичность, 4) когнитивно-мировоззренческая идентичность, 5) ценностная, моральная идентичность. 1) Первыми предметами, на которые обращает внимание ребёнок – это те, которые выделяют, называют, на которые обращают внимание «значимые другие», прежде всего родители; формируется позитивное или негативное отношение к предметам, людям, самому себе – возникает эмоционально-оценочное отношение к миру или эмоциональная идентичность. 2) Затем ребёнок совершает действия; вначале – подражая родителям, потом – другим людям. Он играет и формируется ролевая идентичность – индивидуальный ролевой ансамбль. 3) Далее – происходит абстрагирование от конкретных ролей, происходит осознание себя в социальных ситуациях – повторяющихся, стандартных, социально ратифицированных. Так возникает статусная идентичность – отождествление с социально значимыми и нормативно оформленными ролями. 4) Статусная идентичность меняется и развивается по мере приобретения новых статусных позиций. Множественность, динамичность и противоречивость статусных ролей с необходимостью порождает самосознание как надролевое образование. Самосознание предполагает знание – о себе и о мире, представление о своём месте и предназначении – когнитивно-мировоззренческая идентичность. «Теперь у него есть идентичность не только по отношению к тому или иному значимому другому, но и идентичность вообще, которая субъективно воспринимается как одна и та же, независимо от того, с какими другими – значимыми или нет – он сталкивается. Эта новая целостная идентичность объединяет в себе все самые различные интернализованные роли и установки, включающие среди многих других вещей и самоидентификацию…» (П. Бергер и Т. Лукман). 5) Решающая фаза социализации – формирование «обобщённого другого» – ценностная идентификация со всеобщностью других. Лишь благодаря этому самоидентификация приобретает стабильность и непрерывность. Это означает появление у человека способности к различению значимого и незначимого, т.е. способность к моральному суждению. Теперь ситуация интерпретируется на основании ценностей, а поведение выстраивается в соответствии с принципами. Человек становится самостоятельным субъектом социального действия. Он начинает создавать нормы. Субъективная реальность переходит в объективную реальность. Лекция 11
Date: 2016-07-25; view: 403; Нарушение авторских прав |