Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прикладные аспекты ролевой теории





1. Личность как ролевой ансамбль. Человек вступает во взаимодействие с другими и одновременно самоактуализируется через проигрывание ролей. Роль – интерперсональный опыт, опыт поведения в различных социальных ситуациях. Можно выделить два этапа формирования ролевого поведения: 1) отражение увиденных ролей, подражание; 2) обмен ролями – игра, как способ человеческого существования.

Морено выделял 4 вида и одновременно уровня ролей: соматические, психические, социальные, трансцендентные.

Человек находится в постоянной полемике с миром. Умение справляться с жизненными ситуациями зависит от спонтанности и креативности: способности вырабатывать новые модели поведения, находить адекватные реакции на новые условия или новые реакции на старые условия.

Одной из фундаментальных причин проблем межличностного взаимодействия является разрушение ролевого ансамбля и возникновение ролевых дисфункций.

Варианты ролевых дисфункций:

  • Торможение спонтанности: снижение способности генерировать варианты поведения, изменять линию поведения в связи с изменением ситуации. Необходимо тренировать спонтанность через создание неожиданных ситуаций в процессе игры.

Пример: ситуация соперничества; при этом важно не допускать усиления самообвинительных тенденций у депрессивных индивидов.

  • Недостаток ролевых возможностей: в случае невозможности проигрывания желаемых для индивида ролей возможно возникновение депрессии или агрессивного поведения. Выход из данного состояния возможен через сравнительный анализ ситуаций.

Пример: игра «волшебный магазин»: ведущий задаёт фантастическую ситуацию, когда можно что-то приобрести, заплатив определённую цену. Например, за обучение иностранному языку (стажировку) за границей необходимо «заплатить» надёжностью социального положения на родине.

  • Дефицит ролевого ресурса: ситуация, когда у индивида для реализации какой-либо роли не хватает личностных возможностей. Проигрывание данной ситуации с другими людьми позволяет, во-первых, более рельефно воспроизвести ситуацию, проанализировать её. Во-вторых, через обмен ролями возможно выяснить, чего недостаёт в ролевом поведении, какие действия являются неадекватными для данной роли.
  • Кризис ролевой креативности: ситуация, когда индивид хочет сыграть какую-либо роль, но не знает, как это сделать, с чего начать. Это ситуация чрезмерной ролевой дистанции, разрыва между структурными элементами ролевого ансамбля. Проигрывание роли даёт возможность спонтанного поиска способов и средств реализации желаемой роли, ослабляет психологическое напряжение, возникающее при реальном поведении.
  • Стагнация ролевого исполнения: человек может устать играть какие-либо роли или даже играть вообще. Выход из данного состояния возможен лишь в том случае, если человек сам осознает недостойность такого поведения. Но осознание этого возможно только с помощью других.

Примеры: сценическое изображение пассивного поведения, проигрывание экстремальных ситуаций (увольнение с работы), игра «любовный треугольник».

  • Ролевой дефицит: ситуации, когда отсутствуют роли какого-либо уровня. Чаще всего встречаются два варианта: 1) личностная неосвоенность ролей низкого уровня приводит к возникновению псевдоролей высшего уровня; 2) ролевой перескок.

Примеры: 1) Психологическая роль «маменького сынка», которого в детстве заставляли учиться играть на музыкальном инструменте и внушали ему, что у него музыкальное призвание приводит к возникновению трансцендентной роли псевдо великого музыканта, которую он не может правильно сыграть. 2) Неосвоенность социальной роли «жена» приводит к перескоку с позиции «влюблённая» на позицию «любящая» без освоения необходимых моделей совместного проживания, что приводит к неполноте и ущербности ролевого ансамбля семейной жизни.

  • Смещение ролевых реакций: ролевое взаимодействие должно осуществляться синхронно по всем уровням ролевой системы: соматические роли – с соматическими, психические – с психическими и т.д. Но бывают ситуации, когда на ролевое воздействие одного уровня человек отвечает реакцией другого уровня. Это – неадекватная ролевая реакция, приводящая к разрушению интеракции. В реальной жизни это выглядит как неадекватные, неожиданные, неподходящие, несоответствующие ситуации слова и действия.

Пример: человеку, терпящему притеснения и обиды из-за конкуренции на социальном ролевом уровне начинает казаться на психическом уровне, что он подвергается преследования как индивидуальность. Ситуация может усугубиться смещением реакции на соматический уровень и породить акт физической самообороны.


  • Интраролевой конфликт: противоречие между ролями одного ролевого кластера.

Пример ролевого кластера «мать»: роженица – кормилица – любящая – опекунша – попечительница – воспитательница. В случае, например, тяжёлых родов может произойти негативный ролевой перенос психосоциального опыта на другие элементы ролевого кластера, затрудняющие или деформирующие их реализацию.

  • Интраперсональный конфликт: ролевое поведение, возникшее в результате интернализации двух совершенно различных типов ролевого поведения.

Например, отношение к детям может быть обусловлено противоречивыми образами отца и деда.

  • Интерперсональный конфликт: дивергенция (расхождение ролевого поведения) ролей двух взаимозависимых людей, разрушение ролевого ансамбля под воздействием внешних факторов.

Пример: несовместимость профессий супругов, приводящая к разрушению семьи.

 

2. Социальная природа ролевых конфликтов. Ролевые конфликты возникают в результате противоречия между объективным социальным миром и субъективным миром личности и в самом общем виде представляют собой столкновение статусно-предписанных (конвенциональных) и личностно-спонтанных, проигрываемых норм поведения и взаимодействия. Ситуация конфликта есть фокус (точка встречи) статусных и индивидуально-биографических детерминант. «Не только тот статус, который имеет индивид в настоящий момент, но также и вся история его прошлых статусов воздействует на его настоящее и будущее поведение» (Р. Мертон).

Социальными условиями ролевого конфликта являются:

  • Противоречивые требования социальной ситуации, когда человеку приходится играть взаимопротиворечивые роли;
  • Различия в интерпретации ролевого поведения, обусловленные разным социальным опытом;
  • Несоответствие норм социальным ситуациям вследствие устаревания норм;
  • Наличие препятствий для выполнения ролей: объективных – отсутствие условий и средств для реализации ролевого поведения; субъективных – наличие претендентов на данную роль;
  • Противоречивость самосознания личности.

Вариантами ролевого конфликта являются:

  • Мотивационный диссонанс: расхождение требований социальной ситуации и субъективных мотивов личности. Формами его проявления являются: 1) расхождение между социально значимыми и личностно значимыми мотивами; противоречие между «должен» и «хочу», 2) расхождение между ролевыми требованиями и личностными возможностями, противоречие между «должен» и «могу».
  • Когнитивный диссонанс: различия в представлениях о ролевом поведении, обусловленное: 1) разными знаниями о способах и средствах достижения цели; 2) недостатком информации о «правильном» проигрывание роли; 3) социокультурной противоречивостью информации: представления о ролевом поведении различно в разных группах и культурах.

Ролевой конфликт тем не менее не является дисфункциональным явлением ни по отношению к личности, ни по отношению к обществу. Он возникает объективно и закономерно в силу многослойности конкретных социальных ситуаций и динамизма социальных систем (в том числе и личности как системы).

Функции ролевого конфликта:

  • Диагностическая: выявление и идентификация проблем социальных систем;
  • Инновационная: 1) форма поиска оптимальных решений проблем; 2) способ мобилизации творческой энергии;
  • Мотивационная: оформление и осознание потребностей, интересов, ценностей;
  • Социализационная: передача норм и навыков взаимодействия;
  • Интегративная: увеличение точек соприкосновения через уменьшение мотивационного и когнитивного диссонанса;
  • Креативная: стимуляция творчества через поиск новых идей;
  • Личностной самореализации через самопознание и саморазвитие;
  • Рекреационная: конфликт – спор как игра, развлечение, психологическая разгрузка.

Лекция 9


 

1.6. Структура личности

 

1.6.1. Понятие структуры личности

1.6.2. Диспозиционная концепция личности

1.6.3. Концепция самосознания личности («Я-концепция»)

 







Date: 2016-07-25; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию